ГТЛК завершила поставки техники в регионы в рамках двух проектов федерального уровня
Ростовский городской транспорт / rostovgortrans.ru
Угрожающие дальнейшему развитию и даже существованию троллейбусных систем планы по развитию электротранспорта при федеральной поддержке готовятся к реализации более чем в десятке городов страны. Две трети троллейбусной сети Нижнего Новгорода рассчитывают заменить «почти бесплатными» электробусами. В Ростове-на-Дону планы скромнее, однако и два десятка автобусов с электродвигателями, чью закупку уже объявили, в состоянии изменить баланс между видами транспорта в донской столице.
В Ростове-на-Дону вслед за Таганрогом и Волгодонском объявили закупку электробусов, субсидию для приобретения которых выделяют из федерального бюджета через Минтранс России. Областной центр получит вдвое больше электробусов, чем каждый из других городов региона с троллейбусным движением: 20 единиц. Аукцион на поставку электробусов с начальной ценой 924 млн руб. объявлен МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» 5 мая. Приём заявок ведётся до 22 мая, а на 23 мая намечено подведение итогов закупки.
Поставщику электробусов предусмотрен аванс в размере 30% от цены контракта, выплачиваемый в течение 45 дней с даты заключения контракта. Максимальная стоимость одного электробуса — 46,2 млн руб. Технические требования к закупаемым электробусам аналогичны объявленным в Таганроге и Волгодонске.
Электробусы надлежит поставить до 15 ноября в Ростов-на-Дону в троллейбусный парк МУП «Ростовская транспортная компания» по адресу: ул. Малиновского, 3/2.
Для Таганрога и Курска в начале мая объявили аукционы на поставку ультрабыстрых зарядных станций (УБЗС) для электробусов. В Курске итоги закупки с начальной ценой 80,54 млн руб. ГУП «Курскэлектротранс» рассчитывает подвести к 26 мая (начало подачи заявок — 4 мая, окончание — 22 мая). УБЗС необходимо поставить до 15 октября в троллейбусное депо на Кавказскую ул., 41. Исполнителю контракта предусмотрен аванс в размере 25% от цены договора — его выплатят в течение 45 дней с даты заключения контракта. Всего приобретается две УБЗС «городского» исполнения и одна «паркового», а также сопутствующее выполнение строительно-монтажных, пуск-наладочных работ и сервисного обслуживания до 31 декабря 2026 года. «Парковая» УБЗС в режиме длительной зарядки должна обеспечивать одновременно зарядку до шести электробусов. УБЗС должны быть функционально совместимы с электробусами ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282.
Для Таганрога, где закупку зарядных станций с начальной ценой 81,77 млн руб. объявили 2 мая, имя поставщика рассчитывают узнать 16 мая, завершив приём заявок 12 мая. УБЗС необходимо передать заказчику не позже 24 ноября. Городом приобретается одна зарядная станция с «ночным» режимом зарядки электробусов, способная одновременно заряжать не менее двух электробусов, и три УБЗС. При этом одна из УБЗС должна обеспечивать зарядку тяговых батарей в двух режимах: одного электробуса в режиме быстрой зарядки или не менее шести в режиме длительной зарядки. «Ночная» и «Парковочная» станции должны быть установлены в троллейбусном депо на Александровской ул., 160, а УБЗС городского размещения — в районе 1-го Нового пер., д. 12Б (остановка «ПМК») и ул. Ленина, 226 (остановка «Красный котельщик»). Ранее по маршруту «Красный котельщик — Вокзал Таганрог-1 — ПМК» курсировал троллейбусный маршрут № 2. Движение троллейбусов в Таганроге приостановлено прошлой весной из-за работ по модернизации тяговых подстанций.
3 апреля губернатор Нижегородской области объявил в своём Telegram-канале о принятом решении заменить большую часть старых троллейбусов электробусами. «Миллиардные вложения»: Глеб Никитин рассказал, в каких районах заречной части пустят электробусы. Как было им сообщено, в замене нуждается 118 троллейбусов, а износ инфраструктуры составляет более 80%.
Для покупки новых троллейбусов и модернизации инфраструктуры потребовались бы миллиардные инвестиции, но в рамках федеральной программы развития городского электротранспорта регион направил заявку на закупку электробусов. При этом размер субсидии, выделяемой Минтрансом России, покрывает порядка 96 % затрат на приобретение электробусов и зарядных станций.
Тогда же, 3 апреля, глава региона сообщил, что 60 новых электробусов заменят все троллейбусы в депо № 1, обслуживающее маршруты в нагорной части города. Контактная сеть при этом будет убрана, но замена электробусов позволит восстановить привычные маршруты №№ 9 и 31 — их в связи со строительством продолжения Автозаводской линии метро и снятием контактной сети на ул. Горького изменили в прошлом году. Также станет возможным продлить маршруты до новых микрорайонов, что позволить увеличить пассажиропоток.
26 апреля на высшем региональном уровне была озвучена новые планы о замене электробусами троллейбусов на шести маршрутах в Автозаводском и Ленинском районах. При этом планируется обеспечить транспортную доступность к новым крупным жилым микрорайонам и застраиваемым территориям, в частности, планируется продлить маршруты до ЖК «Торпедо», где живет около 10 тысяч человек.
Полный отказ от троллейбусов на этом этапе не планируется. Подвижной состав, находящийся в нормативном состоянии, собираются направить в депо, обслуживающее Сормовский район. Увеличение подвижного состава в нём позволит возобновить маршрут № 8 от Дубравной до Московского вокзала.
Руководитель региона обратил внимание, что сохранение работоспособности контактной сети происходит за счёт снижения интенсивности движения подвижного состава, и необходимо полностью обновлять контактную сеть, реконструировать тяговые подстанции, опоры. Затраты на монтаж зарядной инфраструктуры для электробусов и закупку самих электробусов с учётом федеральной поддержки становятся заметно меньше.
Однако дешевизна приобретения электробусов и зарядных станций может оказаться более дорогой в эксплуатации. Менее рационально используется рабочее время водителей — ресурса, чей дефицит стал критичным в прошлом году при начале проведения транспортной реформы.
Время, затрачиваемое на зарядку электробусов в течение рабочей смены, для сохранения провозных возможностей на маршруте, требует привлечения дополнительного, по сравнению с троллейбусами, подвижного состава и работающих на нём водителей.
28 апреля ГКУ НО «ЦРТС» сообщило, что экспертная группа по развитию общественного транспорта в Нижнем Новгороде одобрила закупку электробусов. Её заседание состоялось на базе Нижегородского института управления РАНХиГС.
По информации министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, в 2021 году было проведено комплексное обследование контактной сети троллейбусов. По его результатам было отмечено отмечается, что более 80% контактной сети и более 15% опор находится в неудовлетворительном состоянии. Также на заседании экспертной группы было озвучено, что до конца текущего года в Нижний Новгород будет поставлено 113 электробусов и установлено 57 зарядных станций для них.
На долю нагорной части города придётся 62 электробуса с увеличенной емкостью аккумуляторной батареи, зарядка которых будет осуществляться в депо. Благодаря своим техническим характеристикам машина сможет отработать всю смену по маршруту без необходимости дополнительной подзарядки. Маршруты электробусов смогут прийти в микрорайон «Цветы», Новую Кузнечиху, а в перспективе — в ЖК «Новинки Smart City».
В Автозаводский район запланировано направить 51 электробус, который сможет на одной зарядке проходить до 150 км, что является оптимальным расстоянием при разрывных графиках работы местных маршрутов, ориентированных на график промышленных предприятий. Для обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания планируется продлить маршрут до ЖК «Торпедо» и установить там дополнительно зарядную инфраструктуру.
60 наиболее «свежих» троллейбусов, находящихся в нормативном состоянии, сконцентрируют в троллейбусном депо № 2 в Сормовском районе. Маршрут № 8 был отменён в 2022 году: организаторы реформы ему предпочли более длинный автобусный маршрут № А-95, на котором впоследствии рассматривалась возможность использования электробусов или троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
При этом директор Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева Антон Тумасов рекомендовал проводить замену постепенно: «Нужно быть осмотрительными, не убирать контактную сеть на заменяемых маршрутах, оценивать, насколько эффективно покажут себя электробусы в условиях эксплуатации в Нижнем Новгороде».
Стоит отметить, что представленный в конце прошлого года проект концессионной инициативы ООО «Нижегородская троллейбусная концессия» предполагал замену троллейбусов электробусами только в одном из трёх депо — в Автозаводском районе, и полную модернизацию двух других троллейбусных сетей.
Во II квартале 2023 год троллейбусы Нижнего Новгорода обслуживаются по контрактам, действующим с 10 апреля по 30 июня 2023 года. Тремя контрактами (каждый на зону обслуживание одного троллейбусного депо) общей стоимостью 938,5 тыс. руб. предусмотрено обслуживание 15 маршрутов. Пять маршрутов действует только в будни в часы пик. Всего законтрактована работа 111 троллейбусов в будни и 62 в выходные дни — параметры перевозок не изменились по сравнению с I кварталом этого года.
На маршруты депо № 1 в будни предусмотрен выпуск 39 троллейбусов, в выходные дни — 25:
На маршруты депо № 3 выпускается 37 троллейбусов в будни и всего 15 в выходные дни: четыре из шести маршрутов работают только в будни в часы пик:
На маршруты депо № 2 выпускается 35 троллейбусов в будни и 22 в выходные дни:
Выпуск на троллейбусные маршруты депо № 1 и депо № 3, запланированных к переводу на электробусы, составляет 76 троллейбусов в будни и 47 в выходные дни. Даже если прибавить 20% к необходимой численности парка с учётом временных затрат на зарядку электробусов, при коэффициенте технической готовности 90% для замены троллейбусных маршрутов будет достаточно 101 электробуса. Ещё 12 электробусов — скромный резерв, позволяющий продлить какие-то из маршрутов до обозначенных целей в новых микрорайонах.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
ГТЛК завершила поставки техники в регионы в рамках двух проектов федерального уровня
В городах идёт смена перевозчиков на маршрутах, переход на регулируемые тарифы и меняются условия пользования маршрутной сетью
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.