В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Троллейбусные заводы не успевают выполнять в срок многие заказы, полученные ещё в 2022 году
В этом году по контрактам, заключённым ещё в 2022 году, более 850 троллейбусов должны получить 18 городов. Столь высокая нагрузка на заводы привела к сложностям со своевременным исполнением многих заказов. Положительным фактором стало завершение ближе к концу лета поставки 286 троллейбусов в Санкт-Петербург в рамках местной программы «Сохраняя историю, движемся в будущее».
Другие города пока ждут своей очереди получения закупленной техники. В качестве причины задержки поставок указываются санкции и необходимость замещения ряда узлов и агрегатов. Первый троллейбус для Волгограда пока успел лишь пройти обкатку в Вологде. Частично выполнены и далеко не вчера подписанные контракты на поставку троллейбусов в Брянск и Новосибирск: первый даже заручился поддержкой комитета Госдумы, а второй отмечает соблюдение сроков поставки только на 40%.
Крупнейший заказчик троллейбусов в России — Санкт-Петербург — получил всю технику по трём государственным контрактам, заключённым в 2022 году. Ими предусматривалась поставка до конца 2023 года 286 троллейбусов, включая 97 с увеличенным автономным ходом. Обновление подвижного состава городского наземного электрического транспорта осуществляется в рамках программы развития петербургского Горэлектротранса «Сохраняя историю, движемся в будущее», согласно которой к концу 2028 году Петербург получит 596 трамваев и 587 троллейбусов, из них — 207 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Пресс-служба АО «Транс-Альфа» сообщила о передаче 166 низкопольных троллейбусов «Авангард» и 23 низкопольных сочленённых троллейбусов «Премьер» Санкт-Петербургу. В салоне от 37 до 42 посадочных мест, анатомические сиденья с антивандальным покрытием, разъёмы USB, а также системы информирования и климат-контроля. Для маломобильных пассажиров предусмотрены кнопка вызова водителя, выдвижная аппарель и система ECAS.
Петербургский «Горэлектротранс» получил не только троллейбусы производства АО «Транс-Альфа», но и 97 троллейбусов с увеличенным автономным ходом «Ольгерд» от ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Их особенностью является наличие аккумуляторной литий-ионной батареи производства ООО «РЭНЕРА» («Росатом»), благодаря которой запас автономного хода составляет до 20 км. Итого 286 машин. Новая техника будет работать преимущественно в центральных, северных и юго-западных районах Санкт-Петербурга.
Все троллейбусы отвечают требованиям, предъявляемым к современному подвижному пассажирскому составу. Они имеют системы контроля состояния водителя и кругового обзора, раздельный климат-контроль для салона и кабины водителя, полностью низкий пол, места для маломобильных граждан, разъёмы USB и мобильное рабочее место, на котором отображаются отставание от расписания, дорожные работы и перекрытия, а также информация от диспетчерской службы. Срок службы — не менее 20 лет.
По сведениям Комитета по транспорту, всего до конца 2024 года приобретут более 300 новых трамваев и свыше 300 троллейбусов. Помимо троллейбусов, по программе в 2022 году подписаны контракты на поставку и порядка 190 «умных» трамваев. В мае подвели итоги аукционов на приобретение ещё 36 трамвайных вагонов, из них 22 в ретростиле (поставки будут вестись до конца 2024 года), 14 — односекционных, а также 30 ТУАХ с поставкой в 2023 году и 79 троллейбусов большого класса с поставкой до конца 2025 года. В июле, также по итогам аукциона, объявили о закупке 116 трамваев со сроками поставок: в 2023 году — 28 вагонов, в 2024 году — 49, в 2025 году — 34, в 2026 году — пяти.
Транс-Альфа готовится к исполнению контракта на поставку 30 «автономных» троллейбусов. Первые 10 машин требуется поставить уже до 15 октября. Пока же в промежутке между исполнением заказов для Санкт-Петербурга есть время заняться поставкой обещанной техники и по контрактам для других городов.
После выполнения рекордного заказа в 166 троллейбусов для Санкт-Петербурга крупнейшим заказом вологодского завода «Транс-Альфа» стал контракт на поставку 56 троллейбусов с увеличенным автономным ходом для обновления троллейбусного парка Волгограда. 7 августа пресс-центр компании объявил об успешном завершении обкатки на улицах Вологды первого троллейбуса по волгоградскому заказу.
Троллейбус модели 5298.01 «Авангард» оборудован системой автоматизированного подсчёта пассажиров, спутниковой навигацией и камерами видеонаблюдения. Также троллейбус оснащён эргономичными креслами, валидаторами, разъёмами USB и климат-контролем. Машина окрашена в фирменные цвета волгоградского региона — синем, белом и чёрном. Окончательное брендирование завершат уже в городе.
За сроками соблюдения исполнения контрактов на поставку техники зорко следят на местах, и не только власти. Сетевое издание «В1.ру» отметило, что по условиям контракта первая партия в 20 машин должна была прибыть в Волгоград до 30 июня, следующая поставка в 13 троллейбусов — до 31 августа. Не позднее 30 сентября в Волгоград должны были быть отгружены ещё 13 машин, а последние восемь ожидались до конца октября. Согласно техзаданию, новые машины должны развивать скорость до 60 км/ч и вмещать не менее 90 пассажиров. Кроме этого, все троллейбусы должны быть оснащены механическими аппарелями для посадки пассажиров с ограниченными возможностями. Однако в условия контракта уже несколько раз вносили изменения.
Уже 30 марта с 1,6779 до 1,74 млрд руб. изменилась сумма контракта, подписанного менее чем неделей ранее, 24 марта. Однако стоимость единицы товара в 31,073 млн руб. не изменилась: Департамент городского хозяйства администрации Волгограда и поставщик договорились об увеличении заказа до 56 троллейбусов. При этом две средние партии заказа с поставкой до 31 августа и 30 сентября увеличились с 13 до 14 машин.
29 июня, за день до истечения срока прибытия первой партии из 20 троллейбусов, подписано ещё одно допсоглашение: на сей раз стороны договорились о том, что первые 16 «Авангардов» должны были приехать до 31 июля, партия из 11 машин — до 31 августа, ещё 20 машин — до 30 сентября, последние девять — не позднее 20 октября.
Источник уточнил, что причиной задержки стали санкции и необходимость замещения узлов и агрегатов, которые раньше закупались за границей, на отечественные.
Между тем пассажиры Волгограда ждут не просто новых троллейбусов на городских улицах, но и изменения маршрута № 15а «Больничный комплекс — пл. Куйбышева». Поступление техники с увеличенным автономным ходом позволит продлить его за пределы контактной до Жилгородка и строящейся крупной школы на Шекснинской улице (её открытие запланировано на 1 сентября 2024 года). Предполагается, что маршрут после остановки «Больничный комплекс» пройдёт по улицам Землячки, проезду Дорожников, Шекснинской, Восточно-Казахстанской и Танкистов до трамвайного кольца в Жилгородке. Участок, который будет преодолевать троллейбус, получая энергию от батарей, составляет более 8 км.
Более чем на год компания «Транс-Альфа» задерживается с поставкой для Брянска. По сведениям портала GOROD32, прибытие оставшихся 16 троллейбусов контролируют уже на уровне профильного комитета Госдумы. Из 36 машин в областной центр прибыли только 20. Подрядчик обещает решить проблему до конца сентября.
Тормозится процесс с поставкой троллейбусов и в Новосибирске, но а этом случае вологодский завод ни при чём. Как отметил портал NDN.INFO, по контракту местный «Горэлектротранспорт» должен получить 120 троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин» до конца ноября от Уфимского трамвайно-троллейбусного завода, собирающего технику на базе машинокомплектов Минского автомобильного завода. При этом поставку разбили на шесть этапов с июня по ноябрь — по 20 единиц техники ежемесячно. Однако на начало августа план выполнен только на 40%: в город пришло 16 троллейбусов вместо планируемых 40. Дептранс причину задержки не указывает.
Ожидается, что новые машины в первую очередь направят на скорректированный маршрут № 29, который будет проходить от Просторного жилмассива (ул. Александра Чистякова) до Новомарусино. Его запуск запланирован на 1 сентября, что требует 26 машин с учётом резерва.
В дальнейшем новая техника с запасом автономного хода до 20 км должна использоваться для продления за пределы контактной сети ещё трёх маршрутов. Сроки перехода на новые трассы учтены в действующих контрактах на обслуживание троллейбусных маршрутов:
Новосибирский троллейбус является наиболее изношенным видом городского общественного транспорта. На конец 2022 года в городе насчитывалось 272 троллейбуса с общим износом в 98,5%. За счёт поставки 120 транспортных средств власти рассчитывают сократить показатель до 64%. Продление маршрутов позволит привлечь дополнительный пассажиропоток и повысить финансовую эффективность работы электротранспорта.
В Чите последний из 10 троллейбусов вологодского завода по прошлогодним контрактам вместо декабря 2022 года приняли 8 августа 2023 года с задержкой сроков исполнения заказа почти на восемь месяцев.
Подвижной состав троллейбусных парков пополняют не только новой техникой. В Воронеже приобрели 15 подержанных троллейбусов из Белгорода: покупка новой техники обошлась бы значительно дороже для бюджета города и перевозчика. По схожей схеме действуют и в Рязани: 20 троллейбусов поступят из Санкт-Петербурга. В отличие от них, Екатеринбург получил совершенно новый троллейбус в дар от производителя в честь 300-летия со дня основания города.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)