Осенью — троллейбусные изменения: минус маршрут в Туле, плюс автономный ход в Новосибирске

  • Павел Яблоков
    26 июля 2023 г. — 11:10
    575
    Иллюстрация: 

    Сергей Тарасов / nsknews.info

    К осенним изменениям в работе троллейбусов Тулы и Новосибирска активно готовятся летом. Заключаемые в эти недели контракты между городскими администрациями и перевозчиками имеют существенные отличия от предыдущих. В Туле с 1 сентября станет на один троллейбусный маршрут меньше, а оставшиеся направления усилят. А в Новосибирске, начиная с 1 сентября, поэтапно будут запускать маршруты с участками автономного хода. 120 получаемых в этом году троллейбусов должно хватить на продление четырёх популярных действующих маршрутов и открытие одного нового.

    Тула

    В Туле 31 августа заканчивается срок действия муниципальных контрактов, заключённых летом прошлого года между МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» (МКУ «ЦО ДТД города Тулы») и МКП «Тулгорэлектротранс» на обслуживание городских троллейбусных маршрутов. Поэтому 17 июля администрация Тулы объявила новые конкурсные процедуры. Приём заявок ведётся до 26 июля, до конца месяца планируют подвести итоги.

    Список обслуживаемых маршрутов меняется впервые с 2020 года, когда решили отказаться от трёх маршрутов с участками автономного хода, распределив их выпуск на шесть «классических» направлений. С 1 сентября маршрутов останется пять, но выпуск троллейбусов останется прежним — 53 машины, в выходные дни — 34.

    Троллейбусные маршруты города разыграны двумя лотами: аукцион по троллейбусным маршрутам №№ 1, 5 с начальной ценой 164,33 млн руб. и аукцион по троллейбусным маршрутам №№ 2, 4, 7 с начальной ценой 208,93 млн руб.  Стоимость одного километра транспортной работы в зависимости от маршрута варьируется от 47,61 до 63,14 руб./км. Максимальный срок эксплуатации троллейбусов на дату начала перевозок по новым контрактам должен быть не более 12 лет. Обновление парка не является обязательным условием контракта: к 1 января 2026 года возраст троллейбусов может не превышать 15 лет.

    Контракты планируется заключить для работы в течение 2,5 лет с 1 сентября 2023 года по 28 февраля 2023 года по пяти маршрутам:

    • № 1 «Малые Гончары — станция Южная» (10 троллейбусов по рабочим дням, 146 рейсов; 7 троллейбусов по выходным дням, 110 рейсов);
    • № 2 «ул. Курковая — станция Южная» (11 троллейбусов по рабочим дням, 186 рейсов; 7 — по выходным дням, 126 рейсов);
    • № 4 «станция Южная — пос. Горелки» (13 троллейбусов по рабочим дням, 130 рейсов; 6 троллейбусов по выходным дням, 64 рейса);
    • № 5 «Московский вокзал — станция Южная» (14 троллейбусов по рабочим дням, 359 рейсов; 10 троллейбусов по выходным дням, 269 рейсов);
    • № 7 «ул. Курковая — Московский вокзал» (5 троллейбусов по рабочим дням, 140 рейсов; 4 троллейбуса по выходным дням, 132 рейса).

    Новые долгосрочные контракты могут помочь Туле в случае открытия «окна возможностей» в виде появления новой отраслевой федеральной программы принять участие в отборе на получение мер поддержки из госбюджета. В этом году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» Тула получила 17 трамвайных вагонов модели 71-911EM «Львёнок», и на этом участие города до конца 2024 года в проекте завершено.

    В перечень обслуживаемых маршрутов не вошёл № 6 «Московский вокзал — пос. Горелки», который из-за реконструкции Московского путепровода с 11 февраля 2022 года следует по изменённой трассе «Московский вокзал — Малые Гончары» (фактически, бывший маршрут № 3). Контактная сеть на путепроводе демонтирована, маршрут № 4 продолжает работать по постоянной трассе, а обесточенный участок длиной в несколько сотен метров машины преодолевают на автономном ходу.

    За счёт отмены маршрута № 6 появилась возможность усилить работу других направлений. На маршруте № 1 станет больше на два троллейбуса в будни и один по выходным дням, № 4 — на три троллейбуса в будни и два в выходные дни, на маршруте № 7 — на один троллейбус ежедневно. Выпуск на маршруты №№ 2 и 5, имеющие минимальные общие участки с маршрутом № 6, не увеличится.

    В свою очередь, пассажиров по постоянной трассе троллейбусного маршрута № 6 уже давно перевозит маршрут № 36 «пос. Хомяково — микрорайон Петровский» и № 36А «с. Архангельское — микрорайон Петровский», который в обоих направлениях продолжается дальше троллейбусной контактной сети. При этом они, как и троллейбусы, обслуживаются МКП «Тулгорэлектротранс».

    Каким окажется в действительности распределение троллейбусов с отменённой «шестёрки», зависит от хода работ на Московском путепроводе. В конце прошлого года была введена в эксплуатацию первая половина путепровода, и строители приступили к работам по строительству встречной проезжей части, которую должны закончить к концу этого года. Пока что уже построенный путепровод используется временно для движения в обоих направлениях. Увеличение количества подвижного состава на маршруте № 4 в случае отсутствия контактной сети на путепроводе потребует увеличения выпуска машин с автономным ходом. Между тем, в прошлом году «четвёрка» сохранилась на путепроводе с уменьшенным выпуском (девять вместо 10 троллейбусов) именно с учётом количества работоспособных аккумуляторных машин в «Тулгорэлектротрансе».

    Новосибирск

    Если в Туле на ближайшие годы планируется заморозить троллейбусную сеть, подняв конкурентоспособность оставшихся маршрутов в ожидании обновления парка подвижного состава, то в Новосибирске давно назревшее обновление началось. Первые девять троллейбусов с 1 февраля приступили к работе на обновлённом маршруте № 36 «Лазурная ул. — Вокзал Новосибирск-Главный» с участком автономного хода. На этот год запланировано прибытие ещё 120 машин УТТЗ-6241.01 «Горожанин». И хотя своевременное окончание поставки техники под вопросом, но уже около 20 троллейбусов поступило в город. Осенью город рассчитывает расширить маршрутную сеть троллейбуса, продлив несколько маршрутов за пределы проводов. Уже объявлены аукционы на право заключения новых контрактов.

    За исключением обновлённого маршрута № 36, перешедшего на брутто-контракт со сроком действия до 2026 года, остальные троллейбусные маршруты Новосибирска работают по нетто-контрактам, действующим с 1 февраля по 31 августа этого года.

    В июне-июле проведена серия аукционов на право обслуживания троллейбусных маршрутов. По сложившейся традиции, каждый маршрут выступал отдельным лотом-аукционом. По восьми маршрутам с МКП «Горэлектротранспорт» заключены контракты, предполагающие обслуживание с 1 сентября 2023 года по 30 июня 2024 года по существующим параметрам:

    • № 2 «Городской аэропорт — Вокзал Новосибирск-Главный» (девять троллейбусов ежедневно, 240 полных рейсов);
    • № 4 «Затулинский ж/м — завод Медпрепаратов» (17 троллейбусов в будни, 191 рейс; 11 троллейбусов в выходные дни, 146 рейсов);
    • № 7 «Станиславский ж/м — Лазурная ул.» (20 троллейбусов в будни, 222 рейса; 19 троллейбусов в выходные дни, 223 рейса);
    • № 10 «Сад им. Дзержинского — Институт горного дела» (12 троллейбусов в будни, 182 рейса; 10 в выходные дни, 156 рейсов);
    • № 22 «Лазурная ул. — Учительская ул.» (17 троллейбусов ежедневно; 253 рейса в будни, 280 в выходные);
    • № 23 «Сад им. Дзержинского — Вокзал Новосибирск-Главный» (17 троллейбусов ежедневно; 347 рейсов в будни, 391 в выходные дни);
    • № 24 «Станиславский ж/м — Учительская ул.» (21 троллейбус в будни, 187 рейсов; 16 в выходные дни, 179 рейсов в выходные дни);
    • № 26 «Затулинский ж/м — Молкомбинат» (шесть троллейбусов в будни; 96 рейсов; три в выходные дни, 66 рейсов).

    Ещё по четырём оставшимся маршрутам контракты заключены, но на других условиях — их поэтапно планируется переводить на обслуживание троллейбусами с увеличенным автономным ходом, а трассы — продлевать за пределы контактной сети. В начале года горожане могли проголосовать за будущие трассы.

    Уже с 1 сентября должен измениться маршрут № 29 «Северо-Чемской ж/м — метро «Площадь Маркса», обслуживаемый шестью троллейбусами. Он прирастёт сразу двумя участками с автономным ходом с обоих концов маршрута. Контракт на маршрут № 29 «ул. Александра Чистякова — ЖК "Новомарусино"» предусматривает работу с 1 сентября 2023 года по 30 июня 2024 года 24 троллейбусов в будни с выполнением 210 полных рейсов, а также 20 укороченных «ул. Александра Чистякова — Бетонный завод» и четырёх «ул. Александра Чистякова — метро "Площадь Маркса"». В выходные дни предусмотрена работа 16 троллейбусов с выполнением 136 полных рейсов и 18 укороченных «ул. Александра Чистякова — Бетонный завод». Трасса маршрута пройдёт по ул. Александра Чистякова, Бронной ул., Комсомольской ул., Тюменской ул., ул. Аникина (обратно — Оловозаводской ул.), ул. Мира, ул. Ватутина, Широкой ул., пл. Труда, пл. Энергетиков, Станционной ул., 2-й Станционной ул., Большой ул.

    Маршрут № 8 в сентябре продолжит работать по старой трассе «Затулинский ж/м — Ленинградская ул.» (18 троллейбусов ежедневно; 210 рейсов в будни, 232 рейса в выходные дни). С 1 октября он будет следовать в продлённом по ул. Кирова и Выборной ул. сообщении «Затулинский ж/м — ТЭЦ-5» и обслуживаться 26 троллейбусами в будни и 22 в выходные дни. В расписание заложено 196 полных рейсов в будни и 179 в выходные дни, а также укороченные: «ул. Ватутина — ТЭЦ-5» (10 в будни и пять в выходные дни), «Затулинский ж/м — метро "Площадь Маркса"» (восемь в будни и три в выходные дни), и по одному рейсу рано утром в будни «ул. Ватутина — Ленинградская ул.» и «Ленинградская ул. — Затулинский ж/м».

    Маршрут № 5 по старой трассе «Городской аэропорт — Ленинградская ул.» (21 троллейбус в будни, 316 рейсов; 17 троллейбусов в выходные дни, 274 рейса) будет обслуживаться до 31 декабря этого года, после чего планируется его продление от ул. Аэропорт до микрорайона «Стрижи» по Мочищенскому шоссе, 1-му Мочищенскому шоссе, Кедровой ул. и Кубовой ул. Заезд к остановке «Городской аэропорт» при этом должен сохраниться при следовании к «Стрижам», а в направлении к Ленинградской ул. автономные троллейбусы должны проследовать прямо по Мочищенскому шоссе. Аукцион на обслуживание маршрута в 2024 году пока не объявлен.

    Маршрут № 13 по старой трассе «Учительская ул. — метро "Речной вокзал"» (16 троллейбусов в будни, 248 рейсов; 12 в выходные дни, 196 рейсов) будет работать на месяц дольше — до 31 января 2024 года, после чего его планируется продлить от метро «Речной вокзал» по Большевистской ул. и ул. Владимира Заровного до микрорайона «Европейский берег». Аукцион на обслуживание маршрута в 2024 году пока не объявлен.

    С учётом продления трасс для сохранения интервалов движения на продлённых маршрутах понадобится дополнительное количество машин. Таким образом, практически вся партия поставки 2023 года будет трудоустроена на четырёх поэтапно продлеваемых маршрутах. Так как ни один существующий маршрут не планируется ослаблять, то с сентября выпуск на городские маршруты начнёт расти: со 188 троллейбусов в будни и 162 в выходные дни в сентябре он должен увеличиться до 206 в будни и 172 в выходные, а в октябре — до 216 в будни и 176 в выходные дни.

    По первоначальному графику поставки, предусмотренному лизинговым контрактом стоимостью 4,996 млрд руб. между АО «Сбербанк Лизинг» и МКП «Горэлектротранспорт», первая партия из 20 машин модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» должна была прибыть в Новосибирск до 30 июня 2023 года, далее ожидается поступление каждый месяц вплоть до 30 ноября ещё пяти партий по 20 троллейбусов каждая. Однако 29 июня администрация Новосибирска смогла сообщить лишь о прибытии первых пяти машин. В качестве мест работы будущей техники, помимо маршрутов №№ 5, 8, 13 и 29, также был заявлен несуществующий в настоящее время маршрут № 12, а в числе адресов неохваченный ими аэропорт Толмачёво, куда весной состоялся тестовый рейс. Действующий контракт на обслуживание обновлённого в этом году автобусного маршрута № 112 «метро "Площадь Маркса" — аэропорт Толмачёво» оканчивается 30 ноября 2023 года.

    С 1 августа изменится маршрутная сеть трамваев и троллейбусов Екатеринбурга. Количество маршрутов сократится без уменьшения общего выпуска на линию, а три троллейбусных маршрута прирастут участками автономного хода благодаря получаемым в этом году троллейбусам-электробусам. Также изменится нумерация многих маршрутов.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)