онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
Фёдор Серков / Официальный портал Екатеринбурга
С 1 августа городские маршруты электротранспорта в Екатеринбурге существенно изменятся. При переходе на новые муниципальные контракты количество трамвайных и троллейбусных маршрутов сократят, усилив работу на оставшихся направлениях. Все трамвайные линии Екатеринбурга продолжат обслуживаться, а троллейбусы даже расширят маршрутную сеть за счёт участков, где будут работать полученные в этом году троллейбусы с автономным ходом. Помимо этого, в городе завершат один из этапов создания единой сквозной нумерации маршрутов: «младшие» номера в ней займут трамваи, на втором месте будут троллейбусные маршруты.
Поэтапная работа, направленная на уход от дублирования номеров маршрутов трамваев, автобусов и троллейбусов продолжится. Цифровые значения, присвоенные маршрутам, постепенно разграничиваются по видам общественного транспорта, что даст возможность лучше ориентироваться в транспортной системе Екатеринбурга как горожанам, так и гостям города. Номера с 1 по 24 будут присвоены трамвайным маршрутам, номера с 25 по 39 получат троллейбусы, а более высокие номера будут использоваться в автобусном сообщении. При этом планируется разграничить номера автобусов, курсирующих в центре города и работающих на подвозных маршрутах из отдалённых территорий: последние будут иметь большее числовое значение. Система позволит не только избежать дублирования нумерации маршрутов, но и в случае проблем с движением электротранспорта быстро и доступно, «бесшовно», обеспечить их замену автобусами, используя привычную для пассажиров информацию.
С 1 декабря прошлого года в Екатеринбурге уже изменились номера шести троллейбусных маршрутов: вместо №№ 7, 8, 10, 12, 15, 17 они получили №№ 37, 38, 30, 32, 35, 29 соответственно. До этого нумерацию маршрутов частично изменили летом 2021 года, когда некоторые автобусные направления «поднялись» в верхние десятки, а два троллейбусных маршрута № 13 и № 16 объединили трассы под новым № 33.
Заключённые в прошлом году контракты на выполнение перевозок по трамвайным и троллейбусным маршрутам по объёму транспортной работы были скромнее показателей прошлых лет. Постепенное выбывание из строя старой техники давало о себе знать, к этому также добавился дефицит водителей. К дополнительным соглашениям об уменьшении городского транспортного заказа администрация и перевозчик не прибегают, но уровень оплаты завершённых этапов контрактов показывал о том, что пассажиры недополучают примерно каждый десятый рейс на протяжении долгих месяцев.
Стабилизировать работу наиболее важных маршрутов можно было бы, отменив или приостановив работу второстепенных. Новая сеть, вводимая с 1 августа этого года, в значительной мере решает проблему. Часть решений была предусмотрена Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Екатеринбурга на 2021-2023 годы, утверждённым постановлением администрации Екатеринбурга от 07.12.2020 № 2495.
В своё время маршрутная реформа Екатеринбурга, где в 2017 году по примеру Москвы хотели укрупнить маршруты, сократив количество трамвайных направлений — с 30 до 12, троллейбусных — с 19 до 11, а автобусных — с 87 до 45, была отложена «в долгий ящик» . От того проекта осталась идея сквозной нумерации маршрутов. Сокращение количества обслуживаемых направлений будет не столь резким. С 1 августа в Екатеринбурге должно остаться 15 троллейбусных маршрутов и 23 трамвайных маршрута. А контракты на обслуживание автобусных маршрутов продолжат действовать до конца года, поэтому летом больших изменений в них не предвидится.
Согласно объявлению, опубликованному 7 июля на официальном сайте ЕМУП «Гортранс», изменения в трамвайной и троллейбусной сети города позиционируются не как изменения номеров маршрутов и/или их трасс, а как отмена девяти троллейбусных и 16 трамвайных маршрутов и открытие новых восьми троллейбусных и восьми трамвайных маршрутов.
Однако описывать изменения лучше всё-таки не с чистого листа, а в логике преемственности:
Изменяемые трассы троллейбусных маршрутов проходят по участкам без контактной сети:
ДОПОЛНЕНИЕ:
Из-за отсутствия необходимого количества троллейбусов с увеличенным автономным ходом с 1 августа реализовано только изменение маршрута № 28, маршруты №№ 34 и 37 временно сохранены прежними трассами.
С 1 августа изменяются маршруты трамвая:
В основном отмене подверглись малодеятельные или дублирующие маршруты. Так, объединяемые маршруты №№ 14 и 25 отличаются только на две остановки, маршрут № 33 фактически уже прекратил работу, а на маршрутах №№ 9, 12 и 16 интервалы могут достигать часа и более. Маршрут № 24 продлевается, поглощая маршрут № 17.
В новой системе нумерации трамвайных маршрутов Екатеринбурга в диапазоне №№ 1-24 заняты все номера, кроме № 22. Он может быть зарезервирован для нового маршрута по строящейся линии в район Академический, запуск которой ожидается теперь уже в начале 2024 года. Тем временем, как сообщил официальный портал Екатеринбурга, для продолжения её строительства с 5 июля по 1 августа закрыто движение транспорта по путепроводу на Волгоградской ул. Изменены нескольких городских автобусных маршрутов, а также ряд трамвайных:
5 июля администрация Екатеринбурга объявила аукцион на обслуживание троллейбусных маршрутов с начальной ценой контракта 415,8256 млн руб. Приём заявок ведётся до 21 июля, а выполнять перевозки по контракту требуется с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Проектом контракта предусмотрено обслуживание 15 троллейбусных маршрутов:
Контракт № КТ.2023.0225 на работу по 16 троллейбусным маршрутам с 1 апреля по 31 июля 2023 годы стоимостью 155,79 млн руб. был заключён между администрацией Екатеринбурга и ЕМУП «Городской транспорт» («Гортранс») 17 марта 2023 года. Параметры перевозок по сравнению с предыдущими контрактами, действовавшими с 1 августа по 30 ноября 2022 года и с 1 декабря 2022 года по 31 марта 2023 года, не изменились. Предусмотрено выполнение перевозок с выпуском 156 троллейбусов в будни и 91 в выходные дни.
Плановый выпуск на маршруты №№ 25, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 36 по сравнению с действующим в апреле-июле контрактом не изменился.
На маршруте № 26 запланировано увеличение выпуска на один троллейбус ежедневно, на маршруте № 34 — на четыре троллейбуса ежедневно, на маршруте № 28 — на три в будни и два в выходные дни, на маршруте № 35 — на один в будни, на маршруте № 37 — на один в выходные дни.
На укороченном маршруте № 39 выпуск уменьшен ежедневно на четыре машины. На отменяемом с 1 августа маршруте № 5 предусматривалось пять троллейбусов ежедневно. Продление маршрутов №№ 34 и 28 фактически реализуется за счёт отмены маршрута № 5 и сокращения трассы маршрута № 9 (39), проходящих в одном из самых насыщенных троллейбусами транспортном коридоре города от Железнодорожного вокзала до ул. Белинского.
За счёт увеличения сменности возрастёт количество рейсов в будни на маршрутах №№ 31, 36 и 37. В то же время на маршрутах №№ 28 и 34 с учётом продления трассы, несмотря на увеличение выпуска, рейсов в будни стало меньше.
Общий выпуск троллейбусов в будни остался на уровне старого контракта (156 машин), а в выходные дни увеличен с 91 до 92. При этом на маршрутах с участками автономного хода №№ 28, 34, 37 должно работать 32 троллейбуса в будни и 23 в выходные дни. Однако и такой выпуск на них обеспечить будет сложно. Хотя городом приобретено 50 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, в ЕМУП «Гортранс» прибыло только около 20 машин (включая один ВМЗ-5298.01 «Авангард»). При этом, в соответствии со скорректированным графиком поставки, к 31 июля ООО «Автотехкомплект» с 31 июля обязано поставить лишь 28 троллейбусов БКМ 32100D «Olgerd», а остальные троллейбусы могут поступать вплоть до 30 ноября этого года.
Однако сохранение плановых показателей выпуска на прежнем уровне не гарантирует того, что они будет выполняться. Платёжные получения, ежемесячно формируемые Департаментом финансов Екатеринбурга в адрес ЕМУП «Гортранс» за выполнение пассажирских перевозок, в денежном эквиваленте обычно на 10-12% меньше запланированной контрактами транспортной работы за каждый период.
Да и согласно расписаниям, размещённым на сайте ЕМУП «Гортранс», по состоянию на январь 2023 года в сокращённом режиме относительно контрактных параметров в будни работало 10 из 16 троллейбусных маршрутов, а графиками предусмотрена работа 142 вместо 156 троллейбусов. По состоянию на июль ситуация принципиально не изменилась. Схожие данные можно получить на карте городского портала информирования пассажиров в сервисе «Транспорт онлайн» от ЕМУП «Гортранс» и в сервисе Яндекс.Карты.
В 2019 году контрактом предусматривался существенно больший выпуск на линию — 193 троллейбуса в будни.
5 июля администрация Екатеринбурга объявила аукцион на обслуживание трамвайных маршрутов с начальной ценой контракта 202,728 млн руб. Приём заявок ведётся до 13 июля, а выполнять перевозки по контракту требуется с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Перевозки должны выполняться по 23 трамвайному маршруту с выпуском 222 составов в будни (в том числе 104 составов особо большого класса (ОБК) из двух вагонов) и 158 в выходные дни (в том числе 78 состава ОБК):
По сравнению с действующим контрактом на выполнение перевозок с 1 августа 2022 года по 31 июля 2023 года плановый выпуск в будни сокращён с 227 до 222 составов (из них по-прежнему 104 должны быть ОБК), а в выходные дни — со 165 до 158 составов (но с увеличением доли ОБК до 78 составов). При этом выпуск на маршруты (в новой нумерации) №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23 сохранён без изменений.
На новом маршруте № 5 выпуск увеличен на девять составов в будни и шесть в выходные дни, на маршруте № 8 — на семь составов в будни и четыре в выходные дни, на маршруте № 14 — на восемь в будни и четыре в выходные дни, на маршруте № 24 — на 7 составов в будни.
Рост выпуска на усиливаемых направлениях планируется за счёт вагонов с отменяемых маршрутов: на отменяемом маршруте № 5 действующим контрактом предусмотрена работа пяти составов ежедневно, № 9 — три только в будни в часы пик, № 12 — два ежедневно, № 14 — восемь в будни и шесть в выходные дни, № 16 — три ежедневно, № 17 — шесть только в будни в часы пик, № 22 — семь в будни и четыре в выходные дни, № 33 — два только в будни.
Впрочем, как и с троллейбусами, актуальными расписаниями ЕМУП «Гортранс» предусмотрен гораздо более скромный выпуск трамваев на линию: вместо 227 одно- и двухвагонных составов январскими и июньскими расписаниями предусматривается выход только 202 составов. А фактическая работа маршрута № 33 и вовсе прекратилась в ноябре прошлого года. Сокращение транспортной работы подтверждается и уровнем её ежемесячной оплаты городским Департаментом финансов: сумма вознаграждения перевозчику не превышает 89-90% от плановых затрат.
Ещё несколько лет назад ситуация с трамвайными перевозками была заметно лучше. Контракт на трамвайные перевозки, действовавший с августа 2020 по июль 2021 года, предусматривал обслуживание тех же маршрутов, но заметно большим количеством вагонов: 260 составов, в том числе 103 ОБК.
Среди автобусных маршрутов Екатеринбурга продолжают работать маршруты с «трамвайными» и «троллейбусными» номерами (№№ 12, 24, 25, 26, 27, 28, 36, 37, 38), а также маршруты с лидирующим нулём (№№ 01, 05, 06, 09, 012, 014, 016, 019, 030, 042, 043, 047, 052, 053, 054, 056, 070, 077, 082, 083), перенумерации или отмены которых следует ожидать после завершения сроков действия нынешних контрактов, рассчитанных до конца года.
В этом году количество троллейбусных маршрутов уже сокращено в Курске и Стерлитамаке.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Индексация тарифов вызвана ростом затрат перевозчиком и необходимостью повысить зарплаты сотрудникам в условиях кадрового дефицита
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)