С новым 2024 / 2027 железнодорожным годом! Новые расписания. Часть 1: дальние поезда

  • Павел Яблоков
    15 декабря 2024 г. — 10:20
    227
    Иллюстрация: 

    Харитон Круглов. «I am the passenger and I ride and I ride»

    Последний месяц года для железнодорожников традиционно означает переход на новый сетевой график движения пассажирских поездов. Новое расписание вступает в силу с 0:00 по московскому времени второго воскресенья первого месяца зимы, в этом году выпавшего на 15 декабря. Однако на этот раз новый график разработан не на один год, а сразу на три сезона, вплоть до 12 декабря 2027 года. Впрочем, железнодорожники оставили за собой право при необходимости два раза в год в марте и октябре корректировать расписания.

    В новом графике увеличено количество международных связей, в том числе возобновлено движение поездов между Москвой и государствами Средней Азии, а также Дальнего Востока с КНДР и Китаем. Также становится больше маршрутов в сообщении с южными курортами и Крымским полуостровом и в других популярных направлениях. Усилено движение поездов между Москвой и Санкт-Петербургом, вводятся новые беспересадочные маршруты между регионами страны. Поезда дальнего следования возвращаются в Карабулак Саратовской области и Черкесск — столицу Карачаево-Черкесии. Параллельно маршрутную сеть продолжили оптимизировать: некоторые маршруты закрыты или объединены. Многие поезда по привычным маршрутам будут работать под новыми номерами: иногда это связано с их новым статусом, но порой при перенумерации решались задачи скорее технического характера.

    О новых, изменённых и закрытых маршрутах российских поездов дальнего следования и развитии железнодорожного пассажирского сообщения России с соседними государствами — в первой части традиционного обзора TR.ru — Транспорт в России.

    Поездов стало чуть больше

    Всего в новом графике 2024 / 2027 гг. по сети российских железных дорог предусмотрено курсирование 627 пар пассажирских поездов, что на 13 больше, чем в графике 2023 / 2024 гг., когда их было 614. Ещё годом ранее в графике 2022 / 2023 гг. их было и вовсе 598. В то же время в ряде случаев назначение дополнительных поездов может не означать увеличение предоставляемые пассажирам возможностей: изменения нужны железнодорожникам для «внутренней кухни».

    В частности, Горьковская железная дорога сообщила, что на её полигоне предусмотрено 119 пар пассажирских поездов, что на четыре больше, чем в прежнем графике. А Северная железная дорога отмечает прирост со 79 до 86,5 пар поездов, в том числе скорых и скоростных с 53 до 59 пар. У некоторых поездов сокращено время в пути.

    Количество поездов категорий «скорый», «скоростной» и «высокоскоростной» увеличено с 405 до410 пар (65% от общего числа пассажирских поездов), хотя ранее на 2023/2024 год заявлялось 412 пар (67,1% от общего).

    Для многих направлений фактический режим работы поездов в новом графике 2024 / 2027 гг. не отличается от сложившегося в завершившемся сезоне, а часть поездов и в новом железнодорожном трёхлетии может работать в сокращённом режиме с оперативной отменой продаж на предстоящие даты, или иметь своё зарезервированное место в графике, но за целый год не совершить ни одного рейса.

    Международное сообщение

    Перевозки железнодорожным транспортом в России и большинстве стран, прежде входивших в Советский Союз, координируется созданным в феврале 1992 года Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. в который входят железнодорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Железнодорожные администраций Грузии и Латвии являются ассоциированными членами Совета, а Литва и Эстония участвуют в работе Совета по договорам. В июне этого года состоялось 80-е заседание Совета. В повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на 2024 / 2025 гг. (на межгосударственном пространстве пока планируют графики по-прежнему лишь на год вперёд). Протокол заседания подписан 10 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета.

    Перечень международных маршрутов 2024 / 2025 гг. сократился по сравнению с предыдущим годом с 65 до 63 пар поездов дальнего следования, зато пригородное сообщение в нём представлены 17, а не 14 парами поездов. Выросло и количество беспересадочных и прицепных вагонов: для них предусмотрено 27 маршрутов вместо 21. В то же время некоторые из утверждённых маршрутов могут курсировать лишь по особому назначению.

    В итоге на 2024/2025 гг. железнодорожники стран бывшего Советского Союза предусмотрели несколько десятков пассажирских трансграничных поездов дальнего и пригородного следования, также беспересадочные вагоны. Большинство действующих маршрутов сохранилось, но есть и новинки. Среди самых значимых — впервые с 2020 года предусмотрено восстановление движения до Москвы поездов из Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Кроме этого, предусмотрено беспересадочное сообщение между Калининградом и Мурманском, а также возобновление связи Новосибирска и Барнаула с городом Риддер в Восточном Казахстане.

    Маршрут поездов №№ 83 / 84 Караганды — Самара продлевается до Москвы, но одновременно частота движения снижена с «через день» до двух раз в неделю: по вторникам и субботам с 17 декабря из Караганды и по вторникам и пятницам с 20 декабря из Москвы.

    Маршрут поездов №№ 317 / 318 Бишкек — Самара (круглогодично два раза в неделю) также продлевается до Москвы, но с прежней частотой курсирования: отправление из Бишкека с 18 декабря по средам и субботам, из Москвы с 22 декабря по средам и воскресеньям.

    Движение поездов из Ташкента до Москвы возобновилось ещё с сентября под №№ 505 / 506, но было нерегулярным — один раз в 8-16 дней. Параллельно два раза в неделю продолжили курсировать поезда №№ 305 / 306 Ташкент — Самара. С нового графика сохранился один объединённый маршрут №№ 305 / 306 Ташкент — Москва с частотой курсирования два раза в неделю: отправление из Ташкента с 17 декабря по вторникам и четвергам, из Москвы — по понедельникам и субботам.

    Таким образом, шесть дней в неделю из Москвы общим расписанием поезда будут попеременно отправляться в Бишкек, Караганды и Ташкент. Седьмой день зарезервирован для поездов №№ 449 / 450 Андижан — Москва (отправление из Москвы по четвергам), в прошлом году предусмотренных в графике в сообщении Андижан — Самара, но так и не назначавшихся ни разу после 2020 года.

    К составам всех четырёх среднеазиатских маршрутов, продляемых до Москвы на участке Пенза — Москва, дополнительно могут прицепляться четыре вагона формирования РЖД. А конечным и начальным пунктом в столице России для всех маршрутов выступает Павелецкий вокзал.

    Ещё один давно покинувший Москву маршрут запланирован с другой стороны Каспийского моря. Вместо так и не назначенных ни разу в этом сезоне поездов №№ 355 / 356 Баку — Астрахань (круглогодично через день) в новом графике предусмотрены поезда №№ 355 / 356 Баку — Москва, с частотой один раз в неделю. Возобновление движения поездов через российско-азербайджанскую границу требует отдельного согласования между железнодорожными администрациями, участвующими в маршруте следования. Ещё одним маршрут, предусмотренный через закрытую для пассажирских поездов границу — №№ 391 / 392 Ростов-Главный — Баку (круглогодично через день, о назначении будет объявлено дополнительно) по расписанию поездов №№ 239 / 240 Ростов-Главный — Махачкала, назначаемых в периоды повышенного спроса.

    С вводом нового графика впервые с начала 2020 года возобновлено регулярное пассажирское железнодорожное сообщение России с Китаем и КНДР, прерванное из-за пандемии коронавируса.

    Через российско-китайскую границу будут курсировать поезда №№ 401 / 402 Гродеково — Суйфэньхэ формирования Китайских железных дорог, следующих через железнодорожный пограничный пункт пропуска Гродеково (пос. Пограничный, Амурская область) — Суйфэньхэ (КНР). Отправление с 15 декабря ежедневно из Суйфэньхэ в 10:00 по местному времени (Мск 5:00) с прибытием в Гродеково в 13:30 (Мск 6:30), из Гродеково — в 17:43 (Мск 10:43) с прибытием в Суйфынхэ в 17:14 (Мск 12:14).

    Через российско-северокорейскую границу три раза в неделю назначены новые поезда №№ 645 / 646 Хасан — Туманган формирования Министерства железных дорог КНДР через погранпереход Хасан (Приморский край) — Туманган (КНДР). Отправление с 16 декабря по понедельникам, средам и пятницам от станции Туманган в 12:00 (Мск 6:00) с прибытием в Хасан в 13.:17 (Мск 6:17), от станции Хасан в 15:30 (Мск 8:30) с прибытием в Туманган в 14:47 (Мск 8:47). Как сообщает Дальневосточная железная дорога, они будут будет перевозить пассажиров до возобновления курсирования поездов №№651 / 652 Уссурийск — Туманган. Также прорабатывается возможность запуска пассажирских поездов по маршруту Владивосток — Раджин.

    Изменения с нового графика затронули и маршруты поездов, связывающих Беларусь с регионами северо-запада России.

    Поезда №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург вместо курсирования четыре раза в неделю переводятся в ежедневный режим. Кроме этого, вместо Московского вокзала в Петербурге принимать и отправлять составы, как несколько лет назад, будет Витебский вокзал. Исключается из трассы заезд в Великий Новгород: вместо этого поезда проследуют через станции Дно, Батецкая и Оредеж.

    Круглогодичные поезда №№ 67 / 68 Смоленск — Санкт-Петербург под своими номерами будут курсировать на участке Смоленск — Витебск, так как будут подвозить беспересадочные группы вагонов к поездам №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург. Частота движения беспересадочных вагонов № 67 / 79 / 80 / 68 при этом меняется вместо одного раза в два дня на круглогодично четыре раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям из Смоленска, по вторникам, средам, пятницам и воскресеньям из Санкт-Петербурга.

    Прямые поезда №№ 66 / 65 Минск — Мурманск (круглогодично, один раз в неделю) с вагонами Псков — Мурманск в новом графике заменяются беспересадочной группой Минск — Мурманск составностью не более девяти вагонов с увеличенной частотой курсирования в летнее время. Отправление из Минска по средам (в мае-сентябре также по пятницам), из Мурманска — по пятницам (в мае-сентябре также по воскресеньям). Вагоны будут курсировать в составах поездов № 680 Гомель — Витебск (обратно — № 665 Витебск — Минск), №№ 80 / 79 Минск — Санкт-Петербург и новых поездов №№ 70 / 69 Псков — Мурманск с перецепкой в Витебске и Дно.

    Новый внутрироссийский маршрут №№ 70 / 69 Псков — Мурманск будет курсировать три раза в неделю: отправление из Мурманска с18 декабря по средам, пятницам и воскресеньям, из Пскова —с 17 декабря по вторникам, четвергам и субботам. Поезда будут следовать через Дно, Великий Новгород, Волховстрой 2, Лодейное Поле, Свирь, Петрозаводск, Медвежью Гору, Кемь, Кандалакшу, Апатиты и Оленегорск. С назначением поездов отменяются курсировавшие три раза в неделю беспересадочные группы поездов №№ 15 / 607 / 608 / 9 / 10 / 608 / 607 / 16 Псков — Мурманск, следовавшие через Санкт-Петербург. Вторая группа беспересадочных вагонов в составе поездов №№ 70 / 69 будет более постоянной. Новые беспересадочные вагоны сообщением Калининград — Мурманск будут курсировать круглогодично три раза в неделю: отправлением из Калининграда по понедельникам, средам и пятницам, из Мурманска — по средам, пятницам и воскресеньям. На участке Калининград — Дно они будут следовать в составе поездов №№ 79 / 80 Калининград — Санкт-Петербург. Таким образом, в ежедневных поездах №№ 79 / 80 четыре раза в неделю будут курсировать вагоны Смоленск — Санкт-Петербург, а в остальные три — Калининград — Мурманск и Минск — Мурманск.

    Ещё одним новым международным маршрутом станут круглогодичные поезда №№ 407 / 408 Локоть — Риддер (круглогодично один раз в четыре дня). Они назначены для курсирования возобновляемых групп беспересадочных вагонов сообщением Новосибирск — Риддер. Ранее Риддер с регионами России связывали поезда №№ 391 / 392 Томск — Риддер, проходившие через Новосибирск, но с марта 2020 года их движение было приостановлено, а последний раз «нитки» для возможности возобновления сообщения предусматривались в графике 2021 / 2022 гг. Для обслуживания маршрута будет задействован состав формирования РЖД длиной не более шести вагонов. На участке Новосибирск — Локоть вагоны будут следовать из Новосибирска в составе поездов № 301 Новосибирск — Алматы, а обратно, в зависимости от дней недели, — в составах поездов № 386 Бишкек — Новосибирск или № 370 Ташкент — Новосибирск.

    Круглогодично назначаемые беспересадочные вагоны Минск — Минеральные Воды с курсированием через день в новом графике сохранятся с мая по сентябрь в составах поездов №№ 490 / 489 Минск — Анапа и №№ 33 / 34 Москва — Владикавказ. В остальные месяцы вместо них назначаются в продлённом сообщении беспересадочные вагоны №№ 360 / 359 / 34 / 33 / 360 / 359 Калининград — Минеральные Воды с периодичностью движения один раз в два дня.

    За связь Минска и Санкт-Петербурга помимо круглогодичных поездов №№ 50 / 49 Минск — Санкт-Петербург белорусского формирования, назначаемых в даты роста пассажиропотока (праздничные и предпраздничные дни), будут отвечать также следующие этим расписанием в некоторые даты составы российского формирования №№ 249 / 250 Санкт-Петербург — Минск. Пока что анонсированы рейсы из Санкт-Петербурга на 28, 30 декабря, 2 января, 21 февраля, 7, 21, 28 марта, 30 апреля, 3, 8 мая,  из Минска — на 29 декабря, 1, 3 января, 22 февраля, 22, 29 марта, 1, 4, 9 мая.

    Предусмотренные новым графиком международные пригородные поезда частично уже восстановлены в течение графика 2023 / 2024 гг.:

    Также ещё в ноябре начали работу дополнительные электропоезда между столицами России и Беларуси №№ 719 / 720 «Ласточка» Москва — Минск.

    Также в новом графике предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов, преимущественно пригородного межграничного сообщения:

    • №№ 238 / 237 Брест — Москва (по указанию);
    • №№ 149 / 350 Ташкент — Астрахань (круглогодично один раз в неделю) с вагонами Термез — Астрахань;
    • №№ 355 / 356 Баку — Москва (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 6545 / 6546 Кричев — Сураж (по отдельным дням недели);
    • №№ 6814 / 6813 Костанай — Троицк (три раза в неделю);
    • №№ 6871 / 6872 Уральск — Озинки (пять раз в неделю);
    • №№ 6997 / 6998 Тобол — Карталы (пять раз в неделю).

    Новые поезда

    Начиная с 15 декабря несколько новых поездов начнёт курсировать по железным дорогам России. Сначала — о самых интересных из них.

    С 19 декабря для улучшения обслуживания линии Москва — Санкт-Петербург ежедневно назначаются скоростные поезда «Аврора» с составами из 15 двухэтажных вагонов: СВ, вагонов с местами для сидения стандартной и улучшенной компоновки, штабного вагона с местами для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и вагона-бистро. Общая вместимость составит 1240 мест.

    • № 741 Санкт-Петербург-Московский — Москва-Ленинградская (отпр. 6:00, приб. 11:30);
    • № 742 Москва-Ленинградская — Санкт-Петербург-Московский (отпр. 6:00, приб. 11:30);
    • № 743 Санкт-Петербург-Московский — Москва-Ленинградская (отпр. 13:50, приб. 19:40);
    • № 744 Москва-Ленинградская — Санкт-Петербург-Московский (отпр. 13:50, приб. 19:15).

    Далеко не все региональные центры страны обеспечены регулярным железнодорожным сообщением. С 2009 года поезда дальнего следования перестали заходить в столицу Карачаево-Черкесии — Черкесск. Положение частично начало исправляться в прошлом году, когда на несколько дней новогодних каникул железнодорожники запустили «Ласточки» №№ 845 / 846 «Лыжная стрела» между Ростовом-на-Дону и Черкесском. В этом году подобные рейсы тоже заложены в расписание. Однако новый сезон принесёт и более ритмичное сообщение с Черкесском. В сообщении Санкт-Петербург — Черкесск планируется запустить беспересадочные вагоны. На участке Санкт-Петербург — Невинномысская они будут следовать в составе поездов №№ 49 / 50 Санкт-Петербург — Кисловодск, проходящих через Бологое, Москву (Восточный вокзал), Узловую, Ефремов, Елец, Липецк, Воронеж (Придача), Лиски, Новочеркасск, Ростов-на-Дону и Армавир. Пока что продажа открыта на поезда отправлением с 7 февраля по 28 марта 2025 года по пятницам в 13:55 из Санкт-Петербурга и прибытием по воскресеньям в 8:02 в Черкесск, а также по воскресеньям в 15:54 с 9 февраля по 30 марта из Черкесска с прибытием на Московский вокзал Санкт-Петербурга по вторникам в 8:53. Далее двухвагонная беспересадочная группа будет следовать в специально назначенных поездах №№ 689 / 690 Невинномысская — Черкесск.

    Другое новшество нового графика — беспересадочные вагоны Москва — Карабулак (круглогодичные через день). Для их курсирования назначены поезда №№ 685 / 686 Аткарск — Карабулак. А основную часть пути вагоны будут проводить в составах поездов №№ 135 / 136 Москва — Саратов.

    Сообщение Москвы с севером Свердловской области улучшится благодаря новым поездам №№ 85 / 86 Серов — Москва-Ярославская (круглогодично через день).

    Поезда №№ 115 / 116 Вологда — Череповец назначены для курсирования ежедневной круглогодичной группы беспересадочных вагонов Москва — Череповец, состоящей из четырёх вагонов, подвозящей к поездам №№ 16 / 15 Москва — Архангельск. Благодаря ним связь Череповца с Москвой в новом графике будет выполняться не только ночными, но и дневными поездами.

    С дефицитом мест в условиях продолжающегося закрытия части аэропортов юга России призваны бороться новые ежедневные круглогодичные поезда №№ 113 / 114 Краснодар — Москва-Павелецкая следующие через Ростов-на-Дону (вокзал Первомайская в сторону Москвы, Ростов-Главный в сторону Краснодара), Воронеж (станция Придача), Липецк, Елец и Узловую.

    Для улучшения связи с Москвой город-миллионник Уфа получает «собственный» регулярный маршрут в дополнение к проходящим составам из Челябинска и Караганды. Поезда №№ 49 / 50 Уфа — Москва-Казанская будут курсировать круглогодично через день, с дополнительными рейсами в новогодние каникулы через Бугульму, Нурлат, Димитровград, Ульяновск, Инзу, Рузаевку и Рязань.

    Среди других новинок — поезда:

    • №№ 69 / 70 Псков — Мурманск (круглогодичные три раза в неделю с беспересадочными вагонами Минск — Мурманск и Калининград — Мурманск);
    • №№ 166 / 165 Симферополь — Москва-Павелецкая (зимние в период роста пассажиропотока; через Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Тамань);
    • №№ 181 / 182 Санкт-Петербург — Симферополь (в осенне-зимний период, через день);
    • №№ 195 / 196 Котлас Южный — Москва (в зимний период из Москвы ежедневно с 21 декабря по 9 января кроме 1 и 2 января, из Котласа ежедневно с 19 декабря по 7 января кроме 30 и 31 декабря);
    • №№ 197 / 198 Архангельск — Кисловодск (в осенне-зимний период с октября по май по датам; в общем расписании  с поездами №№ 79 / 80 Архангельск — Адлер на участке Архангельск — Ростов-Главный и №№ 237 / 238 Нижний Новгород — Кисловодск на участке Ростов-Главный — Кисловодск);
    • №№ 219 / 220 Вологда — Адлер (летние, курсирование по датам до шести раз в месяц; отправление из Вологды с 26 мая по 3 октября, из Адлера с 2 июня по 2 октября; в общем расписании с поездами №№ 79 / 80 Архангельск — Адлер, №№ 257 / 258 Печора — Адлер, №№ 282 / 281 Череповец – Адлер);
    • №№ 235 / 236 Санкт-Петербург — Воронеж (в периоды наибольшего пассажиропотока в дни отсутствия курсирующих через день поездов №№ 35 / 36 Санкт-Петербург — Адлер в общем расписании с ними);
    • №№ 245 / 246 Архангельск — Москва (в период повышенного спроса, в том числе на зимние и майские праздники);
    • №№ 261 / 262 Нальчик — Москва-Киевская (в периоды наибольшего пассажиропотока, в том числе зимние праздники и майские праздники; по графику поездов №№ 231 / 232 Москва-Киевская — Ейск на участке Москва — Первомайская и №№ 297 / 298 Москва-Киевская — Владикавказ на участке Москва — Котляревская;
    • №№ 327 / 328 Северодвинск — Вологда (круглогодичные через день; для курсирования беспересадочных вагонов Северодвинск — Москва с прицепкой в Вологде к поездам №№ 125 / 126 Череповец — Москва; на участке Исакогорка — Вологда следуют общим расписанием с поездами №№ 329 / 330 Архангельск — Вологда);
    • №№ 329 / 330 Архангельск — Вологда (через день, для курсирования беспересадочных групп вагонов Архангельск — Москва с прицепкой в Вологде к поездам №№ 125 / 126 Череповец — Москва; на участке Исакогорка — Вологда следуют общим расписанием с поездами №№ 327 / 328 Северодвинск — Вологда);
    • №№ 407 / 408 Сосногорск — Чиньяворык (круглогодично по отдельным датам один раз в месяц);
    • №№ 503 / 504 Уфа — Анапа (летние, два раза в неделю, в общем расписании с поездами №№ 243 / 244 Новокузнецк — Анапа);
    • №№ 577 / 578 Челябинск — Имеретинский курорт (с апреля по сентябрь через день по расписанию летних поездов №№ 477 / 478 Челябинск — Адлер, назначаемых через день в июне-августе);
    • №№ 591 / 592 Нижневартовск — Анапа (летние, по особому назначению);
    • №№ 743 / 744 «Ласточка» Москва — Кострома (круглогодичные ежедневные);
    • №№ 838 / 837 «Ласточка» Москва — Иваново (в период увеличения пассажиропотока).

    Для обеспечения курсирования новых групп беспересадочных вагонов назначены поезда

    • №№ 237 / 238 Выборг — Сортавала для подвоза беспересадочной группы вагонов Москва — Сортавала к поездам №№ 37 / 38 Москва — Выборг (летние с конца апреля по начало сентября, отправление из Москвы по пятницам и субботам, из Сортавалы по субботам и воскресеньям);
    • №№ 681 / 682 Ижевск — Агрыз (круглогодично через день) для подвоза группы беспересадочных вагонов Ижевск — Москва к поездам №№ 111 / 112 Круглое Поле — Москва;
    • №№ 683 / 684 Курск — Брянск (круглогодично один раз в неделю; для подвоза группы беспересадочных вагонов Брянск — Кисловодск к поездам №№ 143 / 144 Москва — Кисловодск);

    Кроме этого, назначены беспересадочные вагоны №№ 137 (237) / 77 / 78 / 138 Иркутск — Барнаул через Абакан.

    Станет больше поездов, курсирующих двухэтажными составами. Помимо запуска «Аврор», в новом графике ими дополнительно укомплектованы поезда №№ 61 / 62 Санкт-Петербург — Москва, №№ 152 / 151 Москва — Анапа, №№ 266 / 265 Москва — Новороссийск и №№ 392 / 391 Москва — Челябинск. Ранее, с 26 октября двухэтажными вагонами обновили поезда №№ 63 / 64 Самара — Санкт-Петербург, а с 14 октября — поезда №№ 266 / 265 Москва — Новороссийск. Вместе с запуском поездов №№391 / 392 Челябинск — Москва по сети РЖД теперь курсируют 33 пары двухэтажных поездов по 24 маршрутам.

    Следует отменить, что часть поездов, разрабатывавшихся для нового графика дебютировала ещё в ходе корректировок по ходу сезона 2023 / 2024 гг. В частности, пассажиры уже смогли воспользоваться поездами:

    • №№ 268 / 267 Имеретинский курорт — Москва-Казанская (в осенне-зимний период в дни отсутствия поездов №№ 304 / 303 (ранее — №№ 306 / 305) Сухум — Москва по их расписанию);
    • №№ 571 / 572 Махачкала — Адлер (в летний период два раза в неделю);
    • №№ 693 / 694 Великие Луки — Себеж для подвоза групп беспересадочных вагонов Москва — Себеж к поездам №№ 63 / 64 Москва — Псков и Санкт-Петербург — Себеж к поездам №№ 607 / 608 Санкт-Петербург — Великие Луки;

    Как и в прошлых расписаниях, некоторые примеры запуска «новых» поездов показывают, что с увеличением количества поездов дополнительных пассажирских связей может и не образовываться. Под новыми номерами поезда могут курсировать тем же маршрутом и даже тем же расписанием. Разница может быть только в типе вагонов или вообще в принадлежности вагонов к разным общим оборотам с поездами других маршрутов.

    В новом графике назначаются поезда-«дублёры»:

    • №№ 195 / 196 Санкт-Петербург — Москва (из одноэтажных вагонов; ежедневно с 14 мая по 2 октября из Санкт-Петербурга, с 15мая по 3 октября из Москвы вместо двухэтажных ежедневных поездов №№ 5 / 6 Санкт-Петербург — Москва по их расписанию);
    • №№ 197 / 198 Санкт-Петербург — Москва (из одноэтажных вагонов; по пятницам и воскресеньям от обеих конечных вместо двухэтажных поездов №№ 151 / 152 Санкт-Петербург — Москва по их расписанию);
    • №№ 271 / 272 Москва — Казань (в апреле-октябре один раз в восемь дней вместо поездов №№ 274 / 273 Москва — Казань по их расписанию);
    • №№ 421 / 422 Барнаул — Татарская (круглогодично один раз в четыре дня; по расписанию поездов №№ 423 / 424 Барнаул —  Татарская), при этом поезда №№ 423 / 424 вместо курсирования через день переводятся на периодичность один раз в четыре дня.

    Вопрос запуска регулярного железнодорожного сообщения с новыми территориями в новом графике пока остался за рамками публичных объявлений. Тем не менее, по информации, распространённой ФГУП «Железные дороги Новороссии» в информационных материалах на «Транспортной неделе» в Москве в ноябре 2024 года, до 2030 года планируется организовать движение поездов по маршрутам:

    • №№ 9 / 10 Донецк — Москва (ежедневно);
    • №№ 11 / 12 Луганск — Москва (ежедневно);
    • №№ 47 / 48 Донецк — Севастополь (ежедневно);
    • №№ 77 / 78 Мариуполь —Москва (ежедневно);
    • №№ 143 / 144 Мариуполь — Санкт-Петербург (через день);
    • №№ 151 / 152 Луганск — Санкт-Петербург (через день);
    • №№ 205 / 206 Мариуполь — Липецк (через день);
    • №№ 341 / 342 Луганск — Симферополь (ежедневно);
    • №№ 427 / 428 Луганск — Феодосия (через день);
    • №№ 617 / 618 Донецк — Ростов-на-Дону (ежедневно).

    Изменение периодичности и времени в пути

    Некоторые поезда в новом графике изменили частоту движения или сезонность

    • №№ 5 / 6 Санкт-Петербург — Москва (круглогодичные ежедневные) отменяются отправлением из Петербурга с 14 мая по 2 октября и из Москвы с 15 мая по 3 октября в связи с назначением поездов №№ 195 / 196;
    • №№ 5 / 6 «Лотос» Астрахань — Москва (круглогодичные через день) будут курсировать ежедневно;
    • №№ 27 / 28 Владивосток — Благовещенск (круглогодичные через день, с группой беспересадочных вагонов Владивосток — Нижний Бестях) переводятся в ежедневный режим;
    • №№ 35 / 36 Хабаровск — Благовещенск (круглогодичные через день, с группой беспересадочных вагонов Благовещенск — Москва);
    • №№ 41 / 42 Волгоград — Астрахань (круглогодично четыре раза в неделю) в летний период будут назначаться ежедневно
    • №№ 47 / 48 Самара — Санкт-Петербург (круглогодичные ежедневные) будут курсировать через день в связи с назначением в остальные дни поездов №№ 347 / 348 Уфа — Санкт-Петербург;
    • №№ 51 / 52 Нижний Новгород — Ижевск (круглогодичные ежедневные) сохраняются ежедневно летом и в периоды повышенного спроса, в остальное время в осенне-зимний период будут курсировать три раза в неделю: из Нижнего Новгорода по вторникам, пятницам и воскресеньям, из Ижевска — по понедельникам, средам и субботам;
    • №№ 235 / 236 Екатеринбург – Ижевск (в осенне-зимний период один раз в четыре дня) будут назначаться в летний период через день;
    • №№ 328 / 327 Иркутск — Забайкальск (круглогодичные, летом два раза в неделю, зимой — один раз) будут круглогодично в ходу два раза в неделю: по пятницам и понедельникам из Иркутска, по средам и воскресеньям из Забайкальска;
    • №№ 345 / 346 Нижневартовск — Адлер (круглогодичные три раза в неделю) будут назначаться через день, при этом время в пути в сторону Адлера сокращено на 9,5 часов, в сторону Нижневартовска — на 4,5 часа;
    • №№ 643 / 644 Кисловодск — Адлер (летние) будут курсировать круглогодично ежедневно.

    Таким образом, станет ежедневной и беспересадочная связь Владивостока с пригородом Якутска (посёлок Нижний Бестях): помимо поездов №№ 27 / 28 в разные дни вагоны будут следовать в составах поездов №№ 317 / 318 Благовещенск — Нижний Бестях или №№ 81 / 82 Благовещенск — Тында и №№ 327 / 328 Тында — Нижний Бестях.

    Поезд № 58 «Марий Эл» Йошкар-Ола — Москва (отпр. 16:38, приб. 7:37) ускорен, а его отправление перенесено на более удобное для работающих йошкаролинцев время (отпр. 19:08, приб. 9:35).

    Поезда №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург за счёт отмены захода в Великий Новгород ускорились. Также отправление из Калининграда перенесено на 7:25 вместо 15:47, а из Санкт-Петербурга — на 18:06 вместо 10:03.

    Белорусская железная дорога отметила ускорение в новом графике поездов № 302 Минск — Адлер на 43 минуты, № 301 Адлер — Минск на 162 минуты и № 489 Анапа — Минск на 102 минуты.

    Изменения трасс

    Часть маршрутов поездов с переходом на новый сетевой график поменяла свои трассы.

    Как и при вводах предыдущих графиков, изменены конечные пункты у некоторых поездов на Черноморском побережье Краснодарского края.

    • №№ 249 / 250 Новокузнецк — Адлер (летние, два раза в неделю) будут следовать продлённым маршрутом Новокузнецк — Имеретинский курорт;
    • №№ 477 / 478 Челябинск — Адлер (летние ежедневные) будут назначаться в прежнем сообщении через день, а в остальные дни замещаться новыми поездами продлённого маршрута №№ 577 / 578 Челябинск — Имеретинский курорт;
    • №№ 497 / 498 Ижевск — Адлер (летние через день) будут следовать продлённым маршрутом Ижевск — Имеретинский курорт;
    • №№ 523 / 524 Имеретинский курорт — Екатеринбург (с мая по сентябрь; в летние месяцы ежедневно, в остальное время через день) будут следовать укороченным маршрутом Адлер — Екатеринбург;
    • №№ 531 / 532 Киров — Адлер (летние через день) будут следовать продлённым маршрутом Киров — Имеретинский курорт;
    • №№ 545 / 456 Орск — Адлер (летние, три раза в неделю) будут следовать продлённым маршрутом Орск — Имеретинский курорт;
    • №№ 562 / 561 Адлер — Москва-Павелецкая (летние через день) будут следовать продлённым маршрутом Имеретинский курорт — Москва-Павелецкая;
    • №№ 589 / 590 Новый Уренгой — Имеретинский курорт (летние, даты курсирования не объявлены) будут следовать укороченным маршрутом Тюмень — Адлер.

    Несколько маршрутов изменены в срединной части:

    • №№ 93 / 94 Барнаул — Нижневартовск (круглогодичные один раз в четыре дня) на участке Омск — Карасук-1 направятся через станцию Иртышская, вместо станции Татарская;
    • №№ 194 / 193 Севастополь — Челябинск (круглогодичные один раз в неделю) направятся вместо Сызрани через станции Балаково и Вольск;
    • №№ 249 / 250 Новокузнецк — Имеретинский курорт и №№ 545 / 546 Орск — Имеретинский курорт будут следовать вместо станций Кинель и Котельниково через Новоперелюбскую, Олейниково, Улан-Холл, Белое Озеро, Кизляр.

    Некоторые поезда изменили вокзалы отправления/прибытия в Москве или Санкт-Петербурге:

    Поезда №№ 203 / 204 Санкт-Петербург-Витебский — Белгород (в осенне-зимний период с октября по май через день) вместо Витебского вокзала Северной столицы переводятся на Московский вокзал (Санкт-Петербург-Главный), одновременно в состав включаются прицепные вагоны Санкт-Петербург — Орёл. На участке Санкт-Петербург — Тула поезда №№ 203 / 204 будут следовать совмещённым расписанием с поездами №№ 245 / 246 Санкт-Петербург — Ейск и №№ 247 / 248 Санкт-Петербург — Анапа.

    Поезда №№ 297 / 298 Владикавказ — Москва-Павелецкая (круглогодичные в периоды повышенного спроса, в том числе на зимние и майские праздники) вместо Павелецкого вокзала будет приниматься в столице Киевским вокзалом, следуя на участке Ефремов — Москва-Киевская общим расписанием с летними поездами №№ 231 / 232 Москва-Киевская — Ейск.

    С 17 января по 24 апреля 2025 года отправлением из Москвы и с 15 января по 22 апреля отправлением из Симферополя вместо ежедневных поездов №№ 17 / 18 Симферополь — Москва-Казанская назначаются ежедневные поезда №№ 157 / 158 Симферополь — Москва-Павелецкая, которые вместо Рязани и Мичуринска будут следовать через Узловую, Елец и Липецк

    Продлены маршруты поездов:

    • №№ 365 / 366 Пермь — Ижевск (круглогодично один раз в четыре для курсирования беспересадочных вагонов Пермь — Кисловодск) будут следовать с прежней периодичностью самостоятельными поездами Пермь — Кисловодск (на участке Ижевск — Кисловодск в общем расписании с поездами №№ 367 / 368 Киров —  Кисловодск и №№ 119 / 120 Тюмень — Кисловодск);
    • №№ 812 / 811 «Ласточка» Екатеринбург — Тюмень (круглогодичные ежедневные) будут обслуживаться электропоездами «Финист» в продлённом сообщении Екатеринбург — Омск.

    В составах поездов №№ 73 / 74 Тюмень — Санкт-Петербург с нового графика прицепная группа Екатеринбург — Санкт-Петербург заменяется более длинным маршрутом Пермь — Санкт-Петербург. А в поезда №№ 235 / 236 Тында — Анапа (летние, один раз в неделю) добавится прицепная группа Северобайкальск — Анапа (вместо назначавшихся ранее поездов №№ 229 / 230 в другие дни курсирования).

    Сокращена трассы поезда № 325 Хабаровск — Нерюнгри (ежедневный круглогодичный): он будет следовать в сообщении Белогорск — Нерюнгри. На участке Хабаровск — Белогорск вагоны будут следовать в составе поезда № 35 Хабаровск — Благовещенск, в обратном направлении поезд № 326 Нерюнгри — Хабаровск сохранён без изменений.

    Отмены маршрутов

    С 15 декабря отменены поезда, активно назначавшиеся в течение всего сезона 2023 / 2024 гг. или хотя бы в летний сезон:

    • №№ 66 / 65 Минск — Мурманск (заменены беспересадочной группой вагонов в составе поездов №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург и №№ 70 / 69 Псков — Мурманск;
    • №№ 113 / 114 Уфа — Рузаевка*(ежедневные; подвоз ежедневной беспересадочной группы вагонов Уфа — Санкт-Петербург) (заменены курсирующими через день поездами №№ 347 / 348 Уфа — Санкт-Петербург, следующими общим расписанием с поездами №№ 47 / 48 Самара — Санкт-Петербург на участке Инза — Санкт-Петербург);
    • №№ 116 / 115 Ташкент — Саратов (по особому назначению, в сезоне 2023/2024 гг. не курсировали);
    • №№ 116 / 115 Москва — Архангельск (через день) заменяются назначаемыми через день беспересадочными группами вагонов в составе поездов №№ 329 / 330 Архангельск — Вологда и №№ 125 / 126 Череповец — Москва;
    • № 135 Благовещенск — Белогорск (через день; для подвоза беспересадочной группы вагонов Благовещенск — Москва к поезду № 1 Владивосток — Москва в дни отсутствия курсирования поезда № 35 Благовещенск — Хабаровск) в связи с переводом поезда № 35 в ежедневный режим;
    • №№ 161 / 162 Санкт-Петербург — Москва (по особому назначению);
    • №№ 207 / 208 Ярославль — Москва-Ярославская (ночные, назначались в периоды повышенного спроса, в том числе в новогодние и майские праздничные недели);
    • №№ 213 / 214 Пенза — Москва-Павелецкая (назначались на новогодние каникулы и в периоды роста пассажиропотока);
    • №№ 229 / 230 Северобайкальск — Анапа (летние, в сезоне 2023 / 2024 гг. не назначались);
    • №№ 254 / 253 Ростов – Кисловодск (назначались по отдельным датам для подвоза группы вагонов Москва — Кисловодск к поездам №№ 83 / 84 Москва — Адлер);
    • №№ 255 / 256 Екатеринбург — Кисловодск (летние, один раз в четыре дня; в общем расписании с поездами №№ 367 / 368 Киров — Кисловодск на участке Казань — Кисловодск);
    • №№ 263 / 264 Орск — Самара (для курсирования беспересадочной группы вагонов Орск — Адлер) — заменяются на курсирующие один раз в четыре дня поезда №№ 363 / 364 Челябинск — Имеретинский курорт;
    • №№ 291 / 292 Красноярск — Москва (назначались по отдельным датам в период роста пассажиропотока);
    • №№ 297 / 298 Бугульма — Москва (по особому назначению, в сезоне 2023/2024 гг. не курсировали);
    • №№ 381 / 382 Ташкент — Уфа (по особому назначению, в сезоне 2023/2024 гг. не курсировали);
    • №№ 597 / 598 Омск — Имеретинский курорт (летние, в сезоне 2023 / 2024 гг. не назначались);
    • № 686 Белогорск — Благовещенск (для подвоза беспересадочной группы вагонов Хабаровск — Благовещенск от поезда № 325 Хабаровск — Нерюнгри);
    • №№ 685 / 686 Северодвинск — Исакогорка (круглогодичные через день для подвоза беспересадочных вагонов Северодвинск — Москва к поездам №№ 115 / 116 Архангельск — Москва) — заменены курсирующими через день поездами №№ 327 / 328 Северодвинск — Вологда для подвоза беспересадочных вагонов Северодвинск — Москва к поездам №№ 125 / 126 Череповец — Москва;
    • №№ 691 / 692 Архангельск – Обозерская (сезонные осенне-зимние по отдельным датам; подвоз беспересадочных вагонов Архангельск — Мурманск к поездам №№ 143 / 144 Мурманск — Смоленск в дни отсутствия поездов №№ 371 / 372 Архангельск — Котлас и №№ 571 / 572 Архангельск — Микунь);
    • №№ 694 / 693 Минеральные Воды — Кисловодск (осенне-зимние через день; для подвоза беспересадочных вагонов Кисловодск — Адлер к поездам №№ 629 / 630 Владикавказ — Адлер);
    • №№ 728 / 727 «Ласточка» Москва — Санкт-Петербург (ежедневные; отменяются с 19 декабря; после 15 декабря продолжат работу несколько дней по изменённому расписанию);
    • №№ 822 / 821 Тюмень — Омск (в сезоне 2023 / 2024 гг. не назначались);
    • №№ 922 / 921 Москва — Иркутск (в сезоне 2023 / 2024гг.не назначались).

    Также отменяется курсирование беспересадочных вагонов:

    • №№ 302 / 34 (62) / 33 (61) / 301 Минск — Минеральные Воды (в осенне-зимний период);
    • №№ 425 / 426 Самара — Калининград (летние; в составе поездов №№ 425 / 426 Челябинск — Калининград; в сезоне 2023 / 2024 гг. не назначались);
    • №№ 10 / 608 / 16 / 15 / 607 / 9 Псков — Мурманск (через Санкт-Петербург; заменены поездами №№ 69 / 70 Псков — Мурманск, следующими через Великий Новгород);
    • №№ 19 / 249 / 250 / 9 Псков — Минск;
    • №№ 14 / 332 / 331 / 101 Самара — Новый Уренгой;
    • №№ 392 / 332 / 331 / 391 Ульяновск — Новый Уренгой;

    Новые номера поездов

    Нумерация поездов дальнего следования отражает не только их категорию, но и периодичность (сезонность) курсирования. Поэтому даже при сохранении трассы маршрута он из-за изменения расписания может изменить свой номер, если ускорится или замедлится, а также если вместо сезонного станет круглогодичным, или наоборот. Для поездов дальнего следования на железных дорогах России принята следующая нумерация:

    • №№ 1-150 — скорые круглогодичные;
    • №№ 151-298 — скорые сезонного и разового обращения;
    • №№ 301-450 — пассажирские круглогодичные;
    • №№ 451-598 — пассажирские сезонные, разового назначения и детские;
    • №№ 601-650 — пассажирские круглогодичные;
    • №№ 651-680 — пассажирские сезонные;
    • №№ 681-690 — беспересадочные вагоны, круглогодичные;
    • №№ 691-698 — беспересадочные вагоны, сезонные.
    • №№ 701-750 — скоростные;
    • №№ 751-788 — высокоскоростные;
    • №№ 801-898 — скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных);
    • №№ 921-940 — туристические (коммерческие).

    Электропоезда «Ласточка», следующие из Санкт-Петербурга в направлении Псковской и Новгородской областей, следующие различными маршрутами в зависимости от дня недели, с 15 декабря получили раздельные номера для каждой трассы:

    • №№ 801 / 802 Санкт-Петербург — Валдай / Старая Русса разделены на №№ 801 / 802 Санкт-Петербург — Валдай и №№ 841 / 842 Санкт-Петербург — Старая Русса;
    • №№ 809 / 812 Санкт-Петербург — Псков / Печоры-Псковские разделены на №№ 809 / 812 Санкт-Петербург — Псков и №№ 839 / 832 Санкт-Петербург — Печоры;
    • №№ 811 / 814 Санкт-Петербург — Псков / Печоры-Псковские разделены на №№ 811 / 814 Санкт-Петербург — Псков и №№ 831 / 834 Санкт-Петербург — Печоры;

    Некоторые номера поездов изменены в пределах нумерации одной и той же категории, как для исключения дублирования на одной железной дороге, так и из соображений большей статусности меньшего номера:

    • №№ 37 / 138 Нижний Новгород — Имеретинский курорт получили №№ 37 / 38.
    • №№ 49 / 50 Самара — Москва (круглогодичные ежедневные) вместо двухэтажных вагонов будут обслуживаться одноэтажными под №№ 15 / 16;
    • №№ 99 / 100 Белгород — Москва (Восточный вокзал) получили №№ 75 / 76;
    • №№ 113 / 114 Адлер — Санкт-Петербург получили №№ 99 / 100;
    • №№ 261 / 262 Ростов-Главный — Махачкала (летние через день и в даты повышенного спроса) получили №№ 239 / 240;
    • №№ 306 / 305 Москва — Сухум (круглогодичные, зимой один раз в четыре дня, летом ежедневно) получили №№ 304 / 303;
    • №№ 715 / 716 «Ласточка» Кострома — Москва получили №№ 741 / 742;
    • №№ 717 / 718 «Ласточка» Кострома — Москва получили №№ 745 / 746;

    Новые номера получили скорые и пассажирские поезда, де-факто уже ставшие круглогодичными в ходе сезона 2023 / 2024 гг.:

    • №№ 211 / 212 Петрозаводск — Санкт-Петербург на №№ 111 / 112 (круглогодично два раза в неделю, летом один раз в неделю);
    • №№ 235 / 236 Москва-Ярославская — Нижний Новгород (ежедневно круглогодично) на №№ 135 / 136.
    • №№ 691 / 692 Сонково — Углич (круглогодично один раз в неделю для курсирования беспересадочных групп вагонов Санкт-Петербург — Углич к поездам №№ 45 / 46 Санкт-Петербург — Иваново) получили №№ 681 / 682.

    Из сезонных в круглогодичные скорые непосредственно с нового графика переведены поезда:

    • №№ 155 / 156 Санкт-Петербург — Москва (в период роста пассажиропотока) назначаются ежедневно под №№ 55 / 56;
    • №№ 169 / 170 Санкт-Петербург — Москва (в период роста пассажиропотока) назначаются ежедневно под №№ 61 / 62 и будут обслуживаться двухэтажными составами;
    • №№ 176 / 175 Симферополь — Москва-Павелецкая (летние) получили №№ 97 / 98 (ежедневные, с 14 января по 24 апреля из Симферополя, с 13 января по 23 апреля из Москвы заменяются поездами №№ 196 / 195 Симферополь — Москва-Павелецкая, курсирующими по другому расписанию);
    • №№ 213 / 214 Оренбург — Самара (летние через день) получили №№ 113 / 114 (круглогодичные через день);
    • №№ 265 / 266 Тюмень — Кисловодск (летние один раз в четыре дня) получили №№ 119 / 120 (круглогодично один раз в четыре дня).

    Сезонную нумерацию получили поезда, назначаемые регулярно летом и эпизодически в периоды роста пассажиропотока:

    • №№ 89 / 90 Нижний Новгород — Воркута получили №№ 207 / 208;
    • №№ 99 /100 Нижний Новгород — Лабытнанги получили №№ 277 / 278;

    С нового графика сезонные пассажирские поезда переводятся в круглогодичные:

    • №№ 463 / 464 Челябинск — Имеретинский курорт (летние) будут курсировать круглогодично под №№ 363 / 364: летом через день, в осенне-зимний период — один раз в четыре дня, при этом летом в их состав будет включаться прицепная группа вагонов Орск — Имеретинский курорт;
    • №№ 657 / 658 Владикавказ — Анапа (летние) будут курсировать круглогодично через день под №№ 407 / 408.

    Из круглогодичных пассажирских в сезонные переведены поезда, курсирующие только в осенне-зимний период:

    • № 362 Приобье — Екатеринбург под № 462;
    • № 383 Нижний Тагил — Приобье под № 483.

    Курсирующие через день круглогодичные поезда №№ 644 / 643 Ртищево — Балашов, полностью состоящие из беспересадочных вагонов к поездам №№ 379 / 380 Камышин — Москва, получили номера в соответствии со статусом круглогодичных беспересадочных вагонов — №№ 681 / 682.

    Дополнительные остановки

    С вводом в действие нового графика некоторым поездам, не менявшим трассы, добавлены дополнительные остановки по ходу следования в малых городах.

    Так, по информации Южно-Уральской железной дороги, в Курганской и Оренбургской областях областях дополнительные остановки вводятся поездам:

    • №№ 135 / 136 Челябинск — Курган на станции Шумиха;
    • №№ 849 / 850 Курган — Екатеринбург на станции Водолазово;
    • №№ 201 / 202 Красноярск — Анапа, №№ 205 / 206 Иркутск — Анапа, №№ 235 / 236 Тында — Анапа на станциях Варгаши и Щучье;
    • №№ 249 / 250 Новокузнецк — Имеретинский курорт и №№ 545 / 546 Орск — Имеретинский курорт на станциях Переволоцкая и Черниговка.

    А Октябрьская железная дорога сообщила что электропоезда «Ласточка» №№ 803 / 804 и №№ 805 / 806 Санкт-Петербург —Петрозаводск будут делать остановку на станции Паша.

    График движения на 2024 / 2027 гг. будет действовать до 12 декабря 2027 года. В зависимости от экономической ситуации и других факторов железнодорожники будут достаточно оперативно реагировать на изменение пассажиропотоков, отменять и назначать поезда, а также объединять и разъединять железнодорожные маршруты. Предварительно ближайшая массовая корректировка графиков поездов состоится 10 октября 2025 года: в всяком случае, именно до этой даты введены расписания поездов в информационные системы.

    Предыдущий сетевой график движения поездов 2023 / 2024 гг. действовал с 10 декабря 2023 года.

    Редакция TR.ru — Транспорт в России традиционно благодарит Харитона Круглова за художественное полотно «I am the passenger and I ride and I ride» (2017 г.), традиционно вдохновлявшее при подготовке этого материала.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 
    Регионы: