Электропоезда помогают решать транспортные проблемы Кемерова и Магнитогорска

  • Павел Яблоков
    21 января 2025 г. — 17:30
    67
    Иллюстрация: 

    Западно-Сибирская железная дорога / zszd.rzd.ru

    Высокая провозная возможность и отсутствие пробок делают привлекательным использование железной дороги для внутригородских перевозок. Электропоезда позволяют принять на себя часть нагрузки на городские улицы, что особенно критично при проведении ремонтов мостов через главные городские реки.

    В Кузбассе возрождённая в прошлом году «городская электричка» Кемеровской агломерации приросла ещё одним остановочным пунктом. С 20 января электропоезда стали останавливаться на станции Берёзовский в одноимённом городе.

    В Магнитогорске вместительные электропоезда с 20 января включили в систему компенсационных перевозок на время ремонт моста «Северный переход», закрытого в начале января на 10 месяцев.

    И в Кемерове, и в Магнитогорске составы электропоездов, рассчитанные на перевозку нескольких сотен человек, используются в самые пиковые часы. Но на Южном Урале, в отличии от Кузбасса, с учётом специфики металлургического производства градообразующего предприятия, составы курсируют каждый день.

    Кемеровская область — Кузбасс

    В Кемерове в прошлом году начался ремонт Кузбасского автомобильного моста через Томь. Для разгрузки оставшихся объездных путей с 27 мая 2024 года железнодорожники открыли движение пригородных поездов по маршруту Забойщик — Притомье — Кемерово, соединившему города Берёзовский и Рудничный, а также Кировский район Кемерова с Центральным и Заводским районами областного центра. Ранее пассажирское движение на линии было закрыто в 2000-х годах. На участке Забойщик — Кемерово назначили две пары поездов, и ещё четыре — на участке Притомье — Кемерово. Все рейсы выполняются только по рабочим дням. Первоначально поезда останавливались только на станции Притомье, платформе 51 км (Бутовка) и станции Правотомск.

    Новый маршрут продолжил поэтапно развиваться. С 3 июня электропоезда стали останавливаться на станции Предкомбинат в промзоне на левом берегу реки Томь между станциями Кемерово-Пасс. и Правотомск, а также остановочном пункте 3-й Особый в Кировском районе города Кемерово между станцией Правотомск и о.п. Бутовка (51 км).

    Со 2 сентября 2024 года электропоездам добавлены остановки на вновь оборудованных остановочных пунктах в Кемерове: Шахтёр между остановками 3-й Особый и Бутовка (51 км) и 22-й переезд (Кедровка) на участке Притомье — Забойщик.

    С 9 января 2025 года маршрут поездов Кемерово — Забойщик продлён до станции Барзас без промежуточных остановок.

    С 20 января электропоезда на пригородном маршруте Кемерово — Барзас стали совершать дополнительную остановку на посадочной платформе Берёзовский, что позволило значительной части города быстрее и комфортнее добираться до Кемерова. Остановка добавлена всем четырём поездам маршрута:

    • № 6183 Барзас — Кемерово-Пасс. (отпр. 5:41, приб. 7:00), отпр. от о.п. Берёзовский в 5:56;
    • № 6185 Барзас — Кемерово-Пасс. (отпр. 6:10, приб. 7:29)  отпр. от о.п. Берёзовский в 6:25;
    • № 6184 Кемерово-Пасс. — Барзас (отпр. 18:37, приб. 19:59) приб. на о.п. Берёзовский в 19:45;
    • № 6186 Кемерово-Пасс. — Барзас (отпр. 19:25, приб. 20:42), приб. на о.п. Берёзовский в 20:28.

    Стоимость проезда в электропоезде на участке Кемерово — Берёзовский составляет 75 руб. Действуют все виды льгот пригородного железнодорожного транспорта в соответствии с действующим законодательством, сообщили компания «Кузбасс-пригород» и Западно-Сибирская железная дорога.

    Окончание ремонта Кузбасского автомобильного моста запланировано на октябрь 2025 года.

    Челябинская область

    В Магнитогорске с 8 января в связи с реконструкцией полностью закрыто движение всех видов транспорта по мосту «Северный переход» через Урал. В качестве компенсационных мер трамвайные и автобусные маршруты направлены по соседним трём мостам, расположенным южнее. Градообразующее предприятие — Магнитогорский металлургический комбинат (ПАО «ММК»)— оборудовало крупную перехватывающую парковку и запустило сеть автобусных маршрутов по территории предприятия от остановок, расположенных вблизи с парковкой. Однако этих мер оказалось недостаточно. Поэтому с 20 января к перевозке заводчан подключились железнодорожники.

    Как сообщили Свердловская пригородная компания и Южно-Уральская железная дорога, дополнительные пригородные поезда сообщением Магнитогорск-Пассажирский — Магнитогорск-Грузовой назначены по заказу ПАО «ММК». Они будут курсировать ежедневно, совершая рейсы два раза в день в сторону комбината и три раза в обратную сторону:

    • № 7614 Магнитогорск-Пасс. — Магнитогорск-Груз. (отпр. 5:36, приб. 6:01);
    • № 7613 Магнитогорск-Груз. — Магнитогорск-Пасс. (отпр. 7:54, приб. 8:31);
    • № 7616 Магнитогорск-Пасс. — Магнитогорск-Груз. (отпр. 17:33, приб. 17:58);
    • № 7615 Магнитогорск-Груз. — Магнитогорск-Пасс. (отпр. 18:18, приб. 18:44);
    • № 7617 Магнитогорск-Груз. — Магнитогорск-Пасс. (отпр. 19:48, приб. 20:13).

    Всем электропоездам назначены остановки на станции Цементный завод, Разъезде № 22 и остановочном пункте 3 км. Остановочный пункт 3 км расположен в 400 м от остановки трамваев и автобусов «ул. Салтыкова-Щедрина» на Верхнеуральском шоссе, а станция Магнитогорск-Грузовой — в 1,5 км от конечной остановки трамваев «Товарная» на ул. Калибровщиков.

    До установления особого порядка проезд пассажирами осуществляется без оплаты.

    Для проезда между станциями Магнитогорск-Пассажирский и Магнитогорск-Грузовой и обратно пассажиры также могут воспользоваться и двумя парами регулярных пригородных поездов, в которых проезд по участку стоит 52,35 руб. В связи с назначением дополнительных поездов изменено расписание двух из них:

    • № 6518 Магнитогорск-Пасс. — Карталы-1 (отпр. 18:14, приб. 21:22) стал отправляться позже (отпр. 18:50, приб. 22:01);
    • № 6521 Карталы-1 — Магнитогорск-Пасс. (отпр. 17:10, приб. 20:13) перенесён на более позднее время (отпр. 18:13, приб. 21:23).

    Ещё одна пара сохранена без изменения:

    • № 6514 Магнитогорск-Пасс. — Карталы-1 (отпр. 7:01, приб. 10:08);
    • № 6515 Карталы-1 — Магнитогорск-Пасс. (отпр. 6:25, приб. 9:29).

    Всего от Магнитогорска-Пассажирского в сторону Магнитогорска-Грузового теперь отправляется не два, а четыре поезда — в 5:36 (новый), 7:01, 17:33 (новый) и 18:50, от Магнитогорска-Грузового в сторону Магнитогорска-Пассажирского — в 7:54 (новый), 9:03, 18:18 (новый), 19:48 (новый) и 20:58.

    Завершение основных работ по реконструкции Северного перехода и открытие автомобильного движения по мосту запланировано на 1 ноября 2025 года.

    На пути более широкого использования пригородных поездов для поездок в пределах агломераций, как правило, лежит сразу несколько препятствий, которые оказывается достаточно трудно преодолеть. Это ограниченная пропускная способность железных дорог, занятых грузовыми перевозками и транзитом поездов дальнего следования, отсутствие достаточного количества остановочных пунктов и удобных подходов к существующим, и как следствие — нерегулярность движения и отсутствие потенциального пассажиропотока, способного объединить в одном поезде несколько сотен человек. Также на пути к росту популярности местных железнодорожных перевозок стоят и тарифные ограничения: применение «зонных» тарифов делает электрички и дизель-поезда менее привлекательными для пассажиров в сравнении с поездками на наземном транспорте. Однако с последним фактором во многих регионах уже сумели справиться. Так, с 1 января 2025 года в пригородных поездах в Ярославле введён единый городской тариф, а в Уфимской и Владивостокской агломерациях зона действия городского тарифа заметно расширена.

    Тем временем, в Южно-Сахалинске пик развития городских железнодорожных перевозок, возможно, уже пройден. После запуска тактового движения в ноябре 2024 года, уже в декабре и январе в связи с низким пассажиропотоком часть «диаметральных» рейсов рельсовых автобусов была отменена, а движение на участке Южно-Сахалинск — Алые Розы по выходным дням полностью прекращено.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: