BKM Holding / tdbkm.ru
Одним из самых ярких и неоднозначных событий в жизни общественного транспорта стран СНГ в 2024 году стала трансформация городского электротранспорта Бишкека — столицы Киргизии.
Троллейбусное движение действует более чем в 80 российских городах: в одних городской электротранспорт чувствует себя относительно неплохо, в других — находится на грани выживания. Но лишь чуть больше десятка российских троллейбусных систем сравнимы или превосходят по размерам троллейбусную систему Бишкека — такую, какой она была ещё весной 2024 года. Однако уже в ноябре движение троллейбусов в столице Киргизской Республики полностью прекратилось.
На рубеже 2024 и 2025 году эта нестандартная ситуация для транспортников и пассажиров «троллейбусных» городов России выглядит особо пугающей на фоне отсутствия внятных мер федеральной поддержки «классического» городского безрельсового электротранспорта. Судьбу многих российских троллейбусных (да и трамвайных) систем будут с большой вероятностью решать «вертолётные» деньги, полученные внезапно в рамках каких-то точечных вливаний — и то, как захотят их потратить те, кто их и предоставил.
О том, какие изменения происходят с транспортной системой Бишкека, судьбе бывших бишкекских троллейбусов и какой урок можно извлечь из этого другим городам — в новой статье цикла о нестандартных условиях работы и новых возможностях городского электротранспорта.
Троллейбусное движение в Бишкеке (до 1991 года — Фрунзе) открыли 13 января 1951 года. Столица Киргизии смогла запустить новый перспективный вид транспорта даже раньше некоторых других центров союзных республик СССР. В Таллине троллейбусы заработали в 1965 году, в Вильнюсе — в 1956 году, Ашхабаде — в 1964 году, Душанбе — в 1955 году. К моменту запуска троллейбусного движения население Фрунзе только приближалось к 200 тыс. жителей. В последние годы существования Советского союза Фрунзе преодолел отметку в 600 тыс. жителей, а к началу 2024 года его население по оценке Национального статистического комитета Кыргызской Республики составило уже1,154 млн жителей (без учёта административно подчинённых посёлка Чон-Арык и села Орто-Сай). Бишкек является административным центром Чуйской области, но не входит в её состав, так же как в своё время российские Санкт-Петербург (Ленинград) и Москва, в состав окружающих их Ленинградской и Московской областей.
Четверть века фрунзенский троллейбус оставался единственным в Киргизии. С 1 ноября 1977 года монополия столицы была нарушена запуском троллейбусного движения в Оше. В то время численность населения в Оше достигла около 160 тыс. жителей, что немногим уступало Фрунзе в своё время. На начало 2024 год численность населения Оша (без прилегающих сёл) оценивается Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в 332 тыс. жителей. Наряду с Бишкеком Ош является одним из двух городов республиканского значения. Помимо них, в стране есть ещё 34 города: 14 областного и 20 районного значения. Самих областей — семь (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская и Чуйская).
За почти полвека своего существования Ошский троллейбус расширил свою сеть с одного всего до двух маршрутов. В 2017 году для обновления парка город получил крупную партию 23 новых троллейбусов Тролза-5275.03.
После провозглашения независимости в Киргизии появился третий троллейбусный город — Нарын. Регулярное движение троллейбусов стартовало 13 декабря 1994 года. Нарын в начале 1990-х стал административным центром вновь образованной Нарынской области и Нарынского района. На тот момент в нём проживало всего около 40 тыс. жителей и можно говорить о том, что для города появление городского электротранспорта было вопросом престижа, поставившим его на принципиально новый уровень. Однако в отличие от крупнейших городов страны, Нарын не растёт: к 2024 году НСК насчитал в Нарыне всего 42 тыс. жителей.
Всего, по оценке НСК, население Киргизии к началу 2024 года составляет 7,162 млн жителей. Единственная линия, открытая 30 декабря 1994 года, в сентябре 2008года была продлена вдоль главной улицы Ленина, достигнув протяжённости 6,7 км в двупутном исчислении. Всю свою 30-летнюю историю Нарын для обслуживания единственного троллейбусного маршрута использовал троллейбусы, отставленные от работы в Бишкеке. Иногда при этом они перед отправкой в Нарын проходили капитальный ремонт.
Парк подвижного состава Бишкекского троллейбуса прошёл стандартный для советских троллейбусных систем путь от комплектования машинами моделей МТБ-82, затем ЗиУ-5 и ЗиУ-9 (ЗиУ-682). В XXI веке обновление продолжилось продукцией белорусского BKM Holding (модель 321) и российского завода «Транс-Альфа» (ВМЗ-5298.01 «Авангард»). Пополнение парка новыми троллейбусами происходило пусть не каждый год, но в целом регулярно.
Кризис в развитии бишкекского троллейбуса, казалось бы, успешно преодолён –депо № 2, закрытое в 2009-2013 годах, снова начало выпускать подвижной состав из-за роста численности парка.
Последняя партия из 52 троллейбусов в Бишкек поступила в 2018 году: ими были 37 Тролза-5275.03 «Оптима» вскоре прекратившего работу завода и 15 БКМ-321.
Однако нельзя отметить один важный момент — ещё с начала нулевых техника покупалась не за счёт местного бюджета, и тем более не за счёт средств МП «Бишкекское троллейбусное управление», а на кредитные и грантовые средства — сначала Правительства Японии, затем — Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Одновременно с поступлением последней партии новых троллейбусов 1 ноября 2018 года была открыта последняя новая линия в истории Бишкекского троллейбуса — 800-метровый двусторонний участок по улице Димитрова (Московской).
Кто платит — тот и заказывает музыку. И в 2020-е годы она уже стала звучать не в честь троллейбуса.
Ещё в конце весны в столице Киргизии действовало два троллейбусных депо и 10 маршрутов (№№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 14, 15, 17), для обслуживаниях которых в распоряжении Бишкекского троллейбусного управления было более 150 троллейбусов, из них 108 выходило на маршруты наряду с 1070 автобусами.
С 26 мая в связи с капитальным ремонт дорог на участке улицы Ахунбаева от ул. Ч. Айтматова до ул. Токтоналиева, а также на участке улицы Байтик-Баатыра от ул. Токомбаева до ул. Суеркулова маршруты троллейбусов № 6 и № 10 временно закрыты. Вместо них задействованы троллейбусы по новым маршрутам № 3 «завода Фрунзе — микрорайон Аламедин-1» и № 15 «микрорайон Асанбай — микрорайон Аламедин-1». Троллейбусный маршрут № 11 перенаправлен по ул. Ахунбаева, ул. Тыналиева, ул. Масалиева (Верхний Джал).
С 1 июня был закрыт троллейбусный маршрут № 15 «микрорайон Асанбай — микрорайон Аламудун-1». Как сообщила мэрия Бишкека со ссылкой на Бишкекское троллейбусное управление, решение было принято из-за нерентабельности маршрута и отсутствия водителей. На маршруте небольшой пассажиропоток, особенно летом, когда у студентов каникулы. Поэтому наличие других автобусных маршрутов, дублирующих маршрут № 15, делает его эксплуатацию экономически нецелесообразной.
19 июня мэрия Бишкека начала демонтаж троллейбусных линий в столице государства. На тот момент общественные слушания по законопроекту о безвозмездной передаче троллейбусов в другие города ещё не были завершены.
20 июня мэрия Бишкека сообщила о капитальном ремонте на улицах Ахунбаева и Байтика Баатыра, в связи с чем часть улицы Байтик Баатыра от улицы Горького до улицы Боконбаева закрыта для движения общественного транспорта, а в работу троллейбусных маршрутов с 21 июня внесены изменения:
С 23 июня начался капремонт просп. Жибек-Жолу, что повлекло за собой закрытие маршрута троллейбуса № 5. Маршрут № 11 изменили: он стал курсировать от Западного автовокзала до микрорайона Джал через просп. Манаса и ул. Ахунбаева.
С 29 июня из-за ремонтных работы на участке ул. Абдрахманова между ул. Боконбаева и Киевской ул. закрылись троллейбусные маршруты №№ 3 и 8, а маршрут № 4 стал следовать в сообщении «Мясокомбинат — Кожевенный комбинат» через Московскую ул., ул. Бейшеналиева, Киевскую ул. и ул. Абдрахманова.
С 7 июля капитальный ремонт дорог достиг участка между ул. Абдырахманова и просп. Чуй. В результате в Бишкеке приостановилось движение троллейбусных маршрутов №№ 2, 4 и 7. Таким образом, в столице Киргизии остались работать только два троллейбусных маршрута — №№ 11 и 14.
С 11 июля, по информации мэрии Бишкека, троллейбусный маршрут № 4 заменили автобусным с аналогичным номером, при этом автобусы поехали от Мясокомбината до рынка Дордой. С 17 июля он стал курсировать от жилмассива Ак Орго до Кожзавода в микрорайоне Дордой.
С 19 июля троллейбусный маршрут № 7 «Ак Орго — микрорайон Тунгуч» вернулся к пассажирам, но вместо Киевской ул., ул. Бейшеналиева и части ул. Абдрахманова стал следовать по Московской ул.
Как сообщило 26 августа «Вести.Kg», по данным, озвученным на заседании постоянной комиссии БГК по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, коммуникациям и экологии, из 220 км столичных троллейбусных линий демонтировано 14 км. Также демонтировано 75 опорных столбов — в среднем по три в день. На то время в Бишкеке оставались работать 43 троллейбуса и 48 автобусов было привлечено к работе по троллейбусным маршрутам.
Часть транспорта и оборудования передадут Нарыну, остальное отправят в Ош, чтобы решить проблему нехватки общественного транспорта. Взамен купят электробусы. Азиатский банк развития выделил 50,65 млн долларов на проект. Прибытие нового транспорта ожидается во втором квартале 2025 года.
16 августа «Вести.Kg» сообщили, что в Нарыне со следующей недели начнут курсировать электробусы. Об их прибытии в областной центр издание сообщило ещё 31 июля. Ранее городские власти провели тендер на закупку транспорта в числе 5 единиц и 3 зарядных станций на сумму в 73 млн 360 тысяч сомов.
С 8 августа в Бишкеке вместо троллейбусов маршрута № 10 «ул. Интергельпо — микрорайон Асанбай» стали работать автобусы. По данным мэрии Бишкека трасса маршрута осталась без изменений.
С 27 августа, по данным «Вести.Kg» маршрут № 7 закрылся в связи с ремонтными работами.
С 1 сентября возобновилась работа троллейбусного маршрута № 8 по трассе «Ак-Орго — Цира», однако с 6 сентября вместо Кыргызского государственный цирк имени А. Изибаева он стал следовать до микрорайона Тунгуч в сообщении «Ак-Орго — микрорайон Тунгуч». А с 17 сентября, по сообщению «Вести.Kg» в связи с ремонтом ул. Горького он был вместо микрорайона Тунгуч перенаправлен до микрорайона Аламедин-1.
По информации мэрии Бишкека, 2 сентября на линии работали 1002 автобуса МП «Бишкекский городской транспорт», сообщили в мэрии. Кроме того, по городу курсировали 41 троллейбус и 46 автобусов по маршрутам, ранее обсуживающимся троллейбусами. Также на линии вышли 174 единицы маршрутных микроавтобусов муниципального предприятия «Объединение пассажирских перевозок» и 124 автобуса ОсОО «ЭКО пассажирские перевозки».
С 4 сентября запущен новый автобусный маршрут №5 «микрорайон Джал — микрорайон Тунгуч», пришедший на смену троллейбуса под тем же номером. Первое время, по информации мэрии Бишкека, в связи с ремонтными работами на ул. Горького автобусы временно следовали по ул. Медерова.
Мэрия Бишкека сообщила, что с 13 ноября в городе начал курсировать новый автобусный маршрут № 8, который заменил троллейбусный маршрут под тем же номером. Кроме того, частично изменены схемы движения некоторых автобусных маршрутов. Маршруты №№ 104 и 146 продлены до муниципального предприятия «Бишкекский автовокзал», а маршрут № 40 следует по проспекту Чуй до улицы Ж. Абдрахманова, оттуда до проспекта Жибек-Жолу и далее по прежней схеме движения. При дальнейшем поступлении новых автобусов планируется возобновление и маршрутов №№ 14 и 17.
При этом ещё в августе в Бишкеке действовал автобусный маршрут № 8 «село Арчалы — пос. Алтын-Ордо».
До середины июля изменения троллейбусных маршрутов преподносились как временные.
Однако 21 июня руководство города признало, что природа изменений гораздо глубже. На встрече с депутатами мэр Бишкека сообщил, что из общей протяженности троллейбусных линий столицы Киргизии в 210 километров 70% выработали свой срок эксплуатации. Замена этих линий стоит больших денег (стоимость одного метра — восемь долларов). Поэтому решено сократить количество троллейбусов и оставить в городе одну большую кольцевую троллейбусную линию по просп. Ч. Айтматова, ул. Ахунбаева, ул. Курманжан Датка и просп. Жибек-Жолу, а на оставшихся трассах демонтировать все линии контактной и кабельной сети и опоры. Для сохранения окружающей среды, в будущем на маршруты решено запустить электробусы: в 2023 году на основе соглашения с Азиатским банком развития оформлена сделка по приобретению 120 электробусов и началась подготовка электрозарядной инфраструктуры. Из 152 троллейбусов, имевшихся в июне в двух троллейбусных парках Бишкека 100 решено передать в город Ош — «вторую столицу» Киргизии.
8 июля в интервью КНИА «Кабар» мэр Бишкека Айбек Джунушалиев сообщил, что троллейбусы в городе полностью уберут. Таким образом, город будет очищен от троллейбусных линий, будут запущены современные, мобильные автобусы:
«Мы делаем все для того, чтобы создать комфортные условия для горожан. Мы убираем не только рекламные щиты, но и троллейбусные линии. Все линии электропередач, кабели прокладываются под землей. Троллейбусы могут ездить только по одному маршруту, и мы не можем их временно перенаправлять на другие улицы. То есть, они могут только ездить по своим линиям, а во время каких-то перекрытий, их маршрут поменять невозможно. Электробусы и другой общественный транспорт более мобильные, и в решении проблем с пробками в городе их маршрут можно изменить, с троллейбусами такое решение невозможно».
При этом мэр отметил, что количество пассажиров, которые ездят на троллейбусах, каждый год уменьшается количество пассажиров: если в 2023 году на троллейбусах ездили 8 млн человек, то в 2024 году уже на три миллиона меньше. На троллейбусы субсидируется более 200 млн сомов.
К этому времени из семи сохранившихся маршрутов два были изменены в связи с ремонтом дорог. Временно приостановлено движение троллейбусов по маршрутам №№ 2, 4 и 7. Без изменений троллейбусы курсировали только по маршрутам №№ 11 и 14.
В интервью телеканалу «Ала-Тоо 24», фрагмент которого 15 июля привело издание Sputnik, Айбек Джунушалиев опроверг информацию, что троллейбусы — самый дешевый вид транспорта
«Мне непонятно, почему некоторые люди так сильно выступают против замены троллейбусов автобусами и электробусами. Из-за пробок нам приходится менять многие маршруты, с троллейбусами это не получается. Люди думают, что троллейбусы — самый дешёвый транспорт. Это неправда. Расходы (субсидии мэрии) на 1200 автобусов в этом году составляют 638 миллионов сомов, а на 115 троллейбусов — 205 миллионов».
Тогда же, по словам главы города, за пять месяцев 2023 года пассажиропоток в троллейбусах составил 11,7 млн человек, а в 2024 году — всего 8 млн.
29 июля КНИА «Кабар»:выпустило очередное интервью с мэром Бишкека Айбеком Джунушалиевым дал очередное интервью:
— В нашем прошлом интервью, вы говорили о том, что троллейбусы в городе полностью уберут, но тогда общественность возражала и привела в пример опыт других стран...
— Мы не говорим, что мнение горожан неверное. Просто, троллейбусы потеряли свою актуальность, они устарели. Проведя профилактические работы на линиях, которые эксплуатируются ещё с советских времён, мы увидели, что они, в буквальном смысле, ломаются. И есть ли смысл вкладываться в это? Мы должны и эту часть учитывать.
29 августа мэр Бишкека на сессии Бишкекского горсовета дал некоторые разъяснения по поводу состояния троллейбусов. Бишкеку при поддержке главы государства предоставлены 1000 новых автобусов. Территория Бишкека увеличилась в три раза, мобильные автобусы и электробусы будут работать в новых районах. Ранее город избавился от более чем 1,5 тысяч «маршруток», на очереди — освобождение от троллейбусов в рамках проекта «Открытое небо». Политика руководства страны и мэрии Бишкека — не продавать троллейбусы, а отдавать их в регионы.
12 сентября мэрия Бишкека на фоне массовых обращений жителей прокомментировала вопрос перевода троллейбусов из столицы в города Ош и Нарын, сообщив, что данное решение было тщательно продумано и в будущем содержание троллейбусов может создать дополнительные затраты и расходы и в конечном итоге лечь финансовым бременем на плечи граждан. Перенос троллейбусов в другие города произошел по нескольким причинам, среди которых указаны сложность расширения и модернизации троллейбусных линий, затратность администрирования двух различных по принципу бизнес-процессов, необходимость содержания специализированного персонала для обслуживания ограниченного количества троллейбусов, поддержка инициативы «открытое небо» по улучшению эстетического вида центра, постоянное снижение пассажиропотока троллейбусного транспорта, зависимость троллейбусов от состояния инфраструктуры. Из-за отсутствия рационального решения этих проблем было принято решение обновить всю концепцию транспортной инфраструктуры центра в едином направлении — под ним подразумевался перевод на электробусы.
Три последних маршрута продолжали работать в Бишкеке ещё несколько недель, пока их работа не прекратилась окончательно вечером 3 ноября. Лишь 4 ноября мэрия Бишкека объявила версию происходящего — в связи с проведением 6 ноября в Бишкеке XI саммита Организации тюркских государств троллейбусное движение в столице Киргизии временно приостановлено с 4 по 7 ноября 2024 года. При этом мэрия обратила внимание жителей, что после мероприятия троллейбусные маршруты возобновятся.
Однако 8 ноября троллейбусы на городские маршруты не вернулись. В новом разъяснении недоумевающим горожанам 12 ноября мэрия Бишкека сообщила, что решение о приостановке троллейбусного движения в связи с саммитом принято в целях организации безопасного и беспрепятственного передвижения делегаций, прибывающих на мероприятие, так как при организации масштабных мероприятий уже были случаи поломки троллейбусов и образования пробок. Далее мэрия города сообщила, что движение троллейбусов остановлено, указав уже другую причину — оба троллейбусных депо ремонтируются с помощью Азиатского банка развития с установкой электрозарядных устройств. Вместо троллейбусов горожан будут обслуживать современные электробусы, соответствующие международным требованиям. Пока же на 56 маршрутах столицы курсирует более 1200 автобусов. Средний интервал движения по маршрутам — 10 минут. Вместо троллейбусных маршрутов чиновники пообещали запустить новые автобусные линии.
28 ноября мэрия Бишкека сообщила, что решением административного суда от 27 ноября 2024 года заявление муниципального предприятия «Бишкекское троллейбусное управление» от 22 ноября 2024 года об отмене мероприятий по прекращению демонтажа троллейбусной сети линий и подстанций признано обоснованным и должно быть удовлетворено. Суд не нашел оснований оставить в силе меры по обеспечению приостановления демонтажа троллейбусной сети связи и подстанций, в результате чего меры по обеспечению приостановления работ по демонтажу отменили до вынесения решения по делу.
Обещанная передача троллейбусов в Ош и Нарын проходила не так гладко, как было обещано. Так, 4 июля «Vesti.kg» сообщали, что Бишкекский горсовет отложил передачу троллейбусов городу Ош, так как в его адрес поступило около 300 писем против передачи троллейбусов. Вместе с троллейбусами в Ош планировали передать 210 км троллейбусных линий. По итогам обсуждения вопрос о передаче южной столице троллейбусов был отправлен на доработку.
Однако 29 августа, как сообщили «Vesti.Kg», Бишкекский городской кенеш (совет) одобрил проект постановления мэрии столицы о передаче троллейбусов городу Ош. Депутатами принята резолюция № 152 «О даче согласия на безвозмездное отчуждение пассажирских троллейбусов в государственную собственность Кыргызской Республики». 6 сентября Кыргызское национальное агентство Kabar сообщило что в Ош доставили первую партию из шести троллейбусов. На следующей неделе ожидалась поставка ещё 10 троллейбусов. Троллейбусы планируют запустить на новую третью линию в микрорайоны западной части города. По данным сайта Transphoto, в сентябре бишкекскую прописку на ошскую сменили 26 троллейбусов, из них к декабрю 2024 года 11 успели ввести в эксплуатацию на новом месте.
А уже 13 сентября «Vesti.Kg» со ссылкой на мэрию Нарына сообщили, что в этот областной центр доставили шесть троллейбусов из Бишкека.
15 ноября издание «Вести.Kg», сообщило, что Бишкек передаст 10 троллейбусов в Баткен —административный центр Баткенской области, отметившей 25-летие. В самом маленьком областном центре страны проживает, по данным НСК, всего 18,2 тыс. жителей. Ещё около 11,4 тыс. проживают в трёх сёлах, административно подчинённых городу. Село Баткен стало городом лишь в 2000 году — на следующий год после образования Баткенской области, объединившей три района, ранее входивших в состав запада Ошской области.
17 ноября мэрия Бишкека сообщила о судьбе отставленных от работы, но ещё не покинувших Бишкек троллейбусов. Они временно перевезены на территорию государственного предприятия («Аскер Курулуш») «Военное строительство» Министерства обороны КР, чтобы не мешать капитальному ремонту двух троллейбусных депо на Московской улице и улице Шабдана Баатыра, где проводятся земляные работы, а также демонтаж контактной сети. На первом этапе планируется завезти 120 электробусов и зарядных устройств.
На зиму Бишкек остался без экологичного электротранспорта: электробусы, которые город приобрёл на кредит от АБР, должны прибыть в город во втором квартале 2025 года.
Кроме того, по сообщениям общественников, на Бишкеке остался долг по кредиту ЕБРР в 23,5 млн долларов, которые городские власти брали на закупку троллейбусов в последний раз.
За несколько месяцев до начала активной ликвидации троллейбусного движения в Бишкеке набрал ход процесс замены маловместительных автобусов частных перевозчиков на новый подвижной состав, принадлежащий муниципальному автопредприятию. При этом до полного прекращения работы микроавтобусов их сначала могли с основных улиц переводить на периферийные направления. Кроме этого, из центра города выводились основные стоянки пригородных и междугородных автобусов, соединяющих Бишкек со всеми районами страны: их место перешло к новому автовокзалу вблизи городской черты.
С 23 октября 2023 года Западный автовокзал и мини-автовокзал в Бишкеке полностью прекратили работу. От Западного автовокзала и мини-автовокзала «Акжол» для удобства горожан и гостей столицы мэрией города Бишкек организован автобусный маршрут № 13 до нового автовокзала МП «Бишкекский автовокзал».
С нового автовокзала на Алма-Атинской ул. отправляются международные, междугородние, областные и пригородные маршруты, в том числе в Нарынскую и Иссык-Кульскую области. До нового автовокзала МП «Бишкекский автовокзал» курсируют муниципальные автобусные маршруты №№ 13 и 34, а также микроавтобусы №№ 123 и 128.
Временно функционирующий западный автовокзал, расположенный рядом с будущим ипподромом «Ак-Кула» отправляет автобусы в Ош, Баткен, Джалал-Абад и Талас. Он будет работать до завершения строительства нового, который будет расположен рядом с многофункциональным рыночным комплексом на западной стороне улицы Ю. Фучика.
С территории старого западного автовокзала передислоцированы также навесы и другие легкие конструкции для временного размещения. До нового ипподрома «Ак-Кула» курсируют автобусные маршруты №№ 13 и 40, а также микроавтобусный маршрут № 258.
Бишкекский автовокзал. Источник: официальный сайт мэрии города Бишкека
Новые городские автобусные маршруты, как правило, запускались с «магистральными» интервалами движения 8-10 минут в часы пик — тем самым, обладая провозной возможностью как несколько схожих между собой маршрутов микроавтобусов.
С 18 декабря 2023 года по решению мэрии Бишкека движение микроавтобусов вместо просп. Чуй (на участке от ул. Ибраимова до бульв. Молодой Гвардии) полностью перенаправили на альтернативные улицы — Киевскую, Токтогула, Фрунзе в связи с проводимой оптимизацией маршрутных схем. Изменения затронули более 30 маршрутов.
С 29 декабря 2023 года мэрия Бишкека запустила новый муниципальный автобусный маршрут № 146 «Бишкекский автовокзал — с. Чон-Арык» для обслуживания перенесённого за пределы города Восточного автовокзала — его заменил Бишкекский автовокзал (МП «Бишкеквтобекети»), расположенный на пересечении Объездной и Алма-Атинской улицы в Аламединском районе.
О структуре парка общественного транспорта на начало 2024 года говорит сводка от 16 января мэрии Бишкека, в которой она упомянула о 122 троллейбусах МП «Бишкекское троллейбусное управление», 492 автобусах МП «Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие», 276 микроавтобусах МП «Управление пассажирских перевозок», 117 частных автобусах ООО «Эко пассажирские перевозки», 4 автобусах МП «Аламудун Авто Транс» и 634 микроавтобусах.
26 января мэрия Бишкека сообщила о прибытии в город и передаче МП «Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие» 124 новых автобусов длиной 10,5 м, работающих на сжатом природном газе. Техника поставлена в рамках проекта «"Бишкекские автобусы" программы "Зелёные города 2, Окно 2"», финансируемого Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Проект также поддерживается грантом правительства Японии.
Помимо поставок техники в рамках проекта предусмотрены реконструкция ремонтно-производственного здания и административного здания с галереей, а также внедрение системы планирования ресурсов предприятия (ERP) с GPS-навигацией.
Кроме проекта «Бишкекские автобусы», в 2023 году в рамках государственного визита президента Киргизии в Китайскую Народную Республику принято решение о закупке 1000 автобусов на газе. Согласно контракту, половина прибыла в 2023 году, а остальная часть предусмотрена в 2024 году.
Отдельно в рамках проекта «Азиатского банка развития» запланировано и приобретение 120 электробусов — им-то и суждено было стать ещё до своего появления в Киргизии могильщиками Бишкекского троллейбуса.
С 10 февраля 2024 года мэрия Бишкека сняла движение 20 микроавтобусных маршрутов с 412 микроавтобусами с ул. Байтик-Баатыра (на участке от Киевской ул. до ул. Боконбаева) полностью
К тому моменту в сравнении с летом 2023 года в городе уже прекратили работу 426 микроавтобусов, а с просп. Чуй в общей сложности перенесено 35 микроавтобусных маршрутов. Также запущены 23 автобусных маршрута, из них 14 — вместо микроавтобусных.
5 марта мэрия Бишкека сообщила, что в столице на автобазе МП «Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие» начала работу газозаправочная станция для новых автобусов с пропускной способностью 100 автобусов в день, в дальнейшем планируется увеличение объема. К этому моменту ожидалось в течение месяца прибытие 500 автобусов из Китая, которыми планировалось полностью заменить оставшиеся микроавтобусы.
1 апреля мэрия Бишкека сообщила о прибытии первых 35 из второй партии в 500 автобусов.
Новые автобусы для Бишкека. Источник: официальный сайт мэрии города Бишкека
Новые автобусы Zhong Tong. Источник: официальный сайт мэрии города Бишкека
Параллельно поступлению новых автобусов мэрия Бишкека пачками стала закрывать микроавтобусные маршруты:
По состоянию на 15 июня 2024 года, по информации мэрии Бишкека, из центра Бишкека вывели 53 микроавтобусных маршрута с общим плановым выпуском 1202 микроавтобуса. 21 июня мэр Бишкека на заседании горсовета подытожил, что с центральных улиц города выведены 1200 маршрутных такси. Вместо них запущены автобусы. В целях увеличения общественного транспорта из республиканского бюджета поступило 1000 автобусов, через ЕБРР – 114 автобусов, через грант Германии — 17 автобусов, через АБР ожидается поступление 120 электробусов.
Изменение структуры автобусного парка привело к необходимости адаптации пассажиров к новым условиям поездок. Автобусы МП «Бишкекское ПАТП» останавливались исключительно на остановочных комплексах, в отличие от «маршруток», которые могли тормозить для посадки и высадки практически в любом месте.
При этом согласно статье 188 Кодекса КР о правонарушениях за нарушение правил остановки и стоянки со стороны УПСМ ГУВД по городу Бишкек выписываются протоколы в отношении водителей. Сумма штрафа для физического лица составляет 1000 сомов.
Пересевшие за руль автобусов «маршрутчики» также стали головной болью руководства МП «БПАТП». Для предотвращения ДТП и принуждения водителей к соблюдению ПДД было принято решение установить на автобусах муниципального предприятия «БПАТП» программу ограничения скорости. Отныне автобусы в городе не смогли превышать скорость выше 60 км/ч. Также новая программа не только ограничивает скорость, но и позволяет отслеживать резкое торможение, незаконное отключение GPS-трекера и показывает манеру вождения водителей.
Убыточность всего общественного транспорта и, в частности, троллейбусов Бишкека, вызвана не только разницей между социально-ориентированным и экономически обоснованным тарифами. Значительная часть выручки от платы за проезд в Киргизии не поступает в распоряжение транспортных предприятий.
11 октября Кыргызское национальное агентство KABAR опубликовало призыв Президента Кыргызстана Садыра Жапарова к жителям Бишкека, поддержав инициативы мэрии столицы государства поднять тарифы за проезд в автобусах для стимулирования населения переходить на безналичный расчёт. Он насколько примечателен, что есть смысл процитировать его полностью без сокращений.
«Уважаемые жители Бишкека! Неужели вам так сложно приобрести карту? При оплате картой «Тулпар» и другими картами тарифы за проезд не будут повышены. Тариф останется 17 сомов при безналичной оплате – картой «Тулпар», посредством электронных кошельков и банковскими картами.
Сейчас оплата наличными составляет 20 сомов. А оплата картой 17 сомов. Никто не знает сколько денег поступает при наличной оплате. Эти деньги, грубо говоря, уходят в карманы водителей.
Поэтому каждый горожанин должен приобрести карту и оплачивать по 17 сомов за проезд через безналичный платеж. По крайней мере, таким образом вы поможете искоренить воровство, коррупцию.
Только в случае безналичной оплаты эти деньги будут поступать на счет автобазы и будут расходоваться на обслуживание и ремонт автобусов.
Вы сами наблюдаете, что для водителя возникают сложности при оплате наличными.
Водители не смотрят на дорогу, обгоняют друг друга и попадают в аварии. Из-за приема наличной оплаты они также нарушают правила дорожного движения.
Несчастные случаи с новыми автобусами не только несут убытки, но также влияют на здоровье пассажиров и несут опасность для жизни. Водитель должен быть осторожен и смотреть только на дорогу, не отвлекаясь.
Мэрия вынесла на общественное обсуждение предложение о повышении платы за проезд наличными для решения этого вопроса.
Для взрослых можно приобрести стандартный безлимитный проездной билет за 1020 сомов в месяц. Заплатив 1020 сомов, можно ездить сколько угодно в течение месяца.
Школьники могут приобрести безлимитные проездные билеты всего за 360 сомов в месяц.
Пенсионеры могут получить эти карты бесплатно в акимиатах по месту жительства, при условии, что они зарегистрированы в Бишкеке.
Обычные карты «Тулпар» можно купить в офисах мобильных операторов О!, Megacom, Beeline, в филиалах «Кыргыз почтасы», в сервисных центрах «Тулпар», а также у водителей троллейбусов и автобусов.
Вместе с тем, если пассажир оплачивает безналичным методом и в течение полутора часов (90 минут) 2-3 раза меняет общественный транспорт (делает пересадку), то также прорабатывается механизм оплаты проезда как за один раз (в ближайшее время в продаже появится и этот вид карты).
Поэтому приобретайте карту как можно скорее. Если оплата наличными всё ещё продолжится, мэрии придется поднять цену на оплату за наличный расчёт».
Нельзя исключать, что и в убыточности троллейбусов свою роль взяла привычка водителей электротранспорта также иметь «левый» заработок от сбора средств за проезд, что в отсутствие датчиков пассажиропотоков и электронных систем оплаты был весьма доступно любому мало-мальски непугливому водителю.
Средства для оплаты проезда в автобусах – транспортные карты «Тулпар» и талоны для оплаты за наличные. Источник: официальный сайт мэрии города Бишкека.
Безналичная оплата проезда в автобусах. Источник: официальный сайт мэрии города Бишкека.
2025 год Бишкек встретил без троллейбусов, но в ожидании электробусов. Троллейбусы стали миноритарной жертвой ураганной смены микроавтобусов и устаревшего подвижного состава на новый подвижной состав большого класса, крупными партиями поступающий сразу по нескольким финансируемым международными банками развития и правительствами зарубежных стран проектам.
Большая часть троллейбусов так и не покинула столицу Киргизии, а те, что добрались до новых мест службы, введены в эксплуатацию максимум на треть. В Нарыне ещё до ликвидации Бишкекского троллейбуса, троллейбусное движение было традиционно приостановлено на лето, но на этот раз пауза продлилась уже как минимум до середины зимы. И зима эта может оказаться бесконечно долгой, если вспомнить о том, что параллельно с поставкой б/у троллейбусов в Нарын прибыли новые электробусы.
Обещание запустить за счёт остатков бишкекской инфраструктуры троллейбусное движение в других городах страны остаётся весьма сомнительным как по причине всё-таки серьёзного износа подстанций, опор, контактной сети и самих троллейбусов, так и нулевым эффектом с имиджевой точки зрения. Зачем областному или районному городу, считающему себя перспективным, внедрять у себя вид транспорта, от которого отказались в столице?
Подобные настроения витают и во многих городах России после того, как в начале 2010-х годов Москва объявила о планах по сокращению троллейбусной сети, в 2015-2016 годах приступила к активной реализации задуманного, а в 2020 году прекратила работу городских маршрутов. По счастью, во втором городе страны придерживаются иного мнения. Санкт-Петербург стал новой троллейбусной столицей России.
В Киргизии же есть ещё и пример Джалал-Абад, в котором строительство троллейбусной системы в своё время так и не реализовали, а в новейшее время город сразу перешёл к эксплуатации электробусов.
Тем не менее, независимо от событий в Киргизии, будущее у троллейбусов есть, в том числе и в России. О многих возможностях и преимуществах троллейбусов было рассказано в предыдущих статьях цикла «ГЭТ: нестандартные условия работы и новые возможности»:
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.