Электробусы не торопятся в Москву

  • Павел Яблоков
    13 марта 2018 г. — 23:36
    2181
    Иллюстрация: 

    Ответ на вопрос, кто же станет поставщиком электробусов для Москвы, не прозвучит как минимум ещё месяц. Сроки подведения итогов трёх конкурсов на поставку 300 электробусов и 98 зарядных станций в очередной раз перенесены.

    Формально подать можно, реально – нельзя

    Подача заявок претендентами формально продолжалась до утра 7 марта 2018 года, а на 15 число назначили подведение итогов. Но в последний день, когда по законодательству это можно было сделать, сроки подачи заявок были продлены.

    Для тех, кто следит за судьбой проекта «Московский электробус», перенос сроков был ожидаем. Замечания к технической документации аукционов уже высказывались на первом и втором этапах общественных слушаний, а после этого – и в виде нескольких обращений в антимонопольное ведомство. Многие из них были признаны обоснованными, что требует внесения изменений в конкурсную документацию. Однако новые версии технических заданий для трёх аукционов до сих пор так и не опубликованы, так как проходят некую процедуру согласования.

    За время неспешной доработки документов от контролирующих органов успевают поступить новые «предложения, от которых нельзя отказаться», и уже подготовленные черновики новых технических заданий приходится переписывать заново. Поэтому на аукционы, лишь формально находящиеся в стадии проведения, претенденты не спешат подавать документы. Заявки всё равно нужно будет переделывать, когда наконец-то обновят технические задания.

    Напомним, что в качестве «работы над ошибками» общественности и поставщикам техники уже обещаны

    • возможность поставки оборудования АСКП не только российского производства;
    • изменение требований к зарядным станциям — напряжение 0,6 кВ постоянного тока и подключение к инфраструктуре ГУП «Мосгортранс» с исключением закупки части станций с напряжением 0,4 кВ и подключением к инфраструктуре сторонних организаций;
    • изменение перечня адресов размещения зарядных станций и маршрутов электробусов, с исключением маршрутов «Б-красный», «Б-чёрный» по Садовому кольцу;
    • исправления многих опечаток, замеченных внимательными читателями, и уточнения терминов или формулировок.

    Пока что некоторые из положений неисправленного технического задания заставляют недоумевать даже самых искушённых производителей подвижного состава:

    – (Вопрос № 9) В пункте 8.4.1. Технических требований установлено, что «Стеклоомыватель должен иметь… режим «утреннего автоматизированного удаления инея». Требуется описание данного режима работы стеклоомывателя.

    – (Ответ на вопрос № 9) В тексте технического задания допущена опечатка, которая будет исправлена читай: «Стеклоочиститель» вместо «Стеклоомывателя». Под режимом утреннего удаления инея предусматривается автоматическая подача тёплого воздуха на обдув лобового стекла отопителем кабины или включения его электрического обогрева (при наличии) для устранения в случае запотевания и заиндевения стекла после длительного ночного отстоя при отрицательных температурах окружающего воздуха.

    Место зарядки изменить нельзя

    На сайте закупок три аукциона на поставку электробусов и зарядных станций зарегистрированы под № 0173200001417001532, № 0173200001417001533 и № 0173200001417001534. Требования к электробусам в них одинаковые. Разница — в количестве зарядных станций и адресам их размещения, что обусловлено спецификой планируемых мест использования электробусов на маршрутах. Отсюда и различная начальная цена контрактов (10,78 млрд. руб., 10,5491 млрд. руб и 10,5489 млрд. руб. соответственно).

    Как было указано в разъяснениях из аукционной документации, корректировка мест установки зарядных станций после подписания контракта не предусмотрена.

    Наступление на Фили откладывается до зимы?

    Закупка № 0173200001417001532 предусматривает приобретение 100 электробусов и 36 зарядных станций для обслуживания существующих маршрутов автобусов №№ «Б-красный», «Б-чёрный», 107, 832, и троллейбусов №№ 7, 34к, из парка филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс» на улице Дениса Давыдова, 2 (бывшее троллейбусное отделение Филёвского автобусно-троллейбусного парка).

    Зарядные станции должны быть установлены по следующим адресам:

    • ул. Дениса Давыдова, 2 (филиал «Центральный») – 5 станций;
    • остановка «Киевский вокзал» (на пл. Киевского вокзала) – 3 станции;
    • конечная станция «Ул. Кравченко» (ул. Кравченко, 22) – 3 станции;
    • остановка «Кинотеатр "Ударник"» (на ул. Серафимовича, в направлении из центра) – 3 станции;
    • конечная станция «Ул. Генерала Ермолова» (ул. Неверовского, 13, метро «Парк Победы») – 3 станции;
    • остановка «Мичуринский проспект» (на ул. Косыгина) – 2 станции (по одной в каждом направлении);
    • конечная станция «Филёвский парк» (Минская ул., 16А) – 2 станции;
    • остановка «Метро Павелецкая» – 2 станции (по одной на внешней и внутренней сторонах Садового кольца);
    • остановка «Таганская площадь» – 2 станции (по одной на внешней и внутренней сторонах Садового кольца);
    • остановка «Мещанская ул.» – 2 станции (по одной на внешней и внутренней сторонах Садового кольца);
    • остановка «метро Смоленская» – 2 станции (по одной на внешней и внутренней сторонах Садового кольца);
    • остановка «Каретный ряд» (на внешней стороне Садового кольца) – 1 станция;
    • остановка «ул. Малая Дмитровка» (на внутренней стороне Садового кольца) – 1 станция;
    • конечная станция «Крылатское» (ул. Крылатские холмы, 38 корп. 3) – 2 станции;
    • остановка «Курский вокзал» – 2 станции (по одной на внешней и внутренней сторонах Садового кольца);
    • остановка «Смоленский бульвар» (на внутренней стороне Садового кольца) – 1 станция.

    Опытные электробус и зарядная станция (с установкой в парке) должны быть поставлены в июне 2018 г. Остальные 35 зарядных станций — в августе-октябре 2018 г., а 99 электробусов — в сентябре-ноябре 2018 г..

    Таким образом, все электробусы и зарядные станции по нынешним условиям должны быть поставлены до… окончания срока приёма заявок – его перенесли с марта на утро 5 декабря 2018 г., с подведением итогов аукциона 10 декабря 2018 г.

    Ранее в ходе второго этапа общественных слушаний уже было объявлено и об исключении маршрутов «Б-красный», «Б-чёрный» вместе с Садовым кольцом из адресов первой очереди «Московского электробуса».

    В этих условиях полноценное обновлённое техническое задание с новыми сроками поставки техники, маршрутами и местами установки зарядных станций когда-нибудь всё-таки будет опубликовано. Но фактически уже можно говорить о том, что в 2018 году начать работать на западе Москвы и Садовом кольце электробусы не смогут.

    «"Шестёра" не выдержит, дёрнет первой»?

    С учётом последних событий гораздо больше шансов стать первым транспортным предприятием Москвы, перешедшим на обслуживание электробусов, у бывшего 6-го троллейбусного парка. Здесь должны разместиться 200 экологичных машин.

    Закупка № 0173200001417001533 описывает приобретение 100 электробусов и 31 зарядной станций для обслуживания существующих маршрутов автобуса №№ Т25, Т88, 778 и троллейбуса №№ 36, 42, 76, 83, с площадки 6-го троллейбусного парка филиала «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс» на улице Бочкова, 10.

    Адреса будущих зарядных станций:

    • ул. Бочкова, 10 (филиал «Северо-Восточный») – 4 станции;
    • остановка «метро "ВДНХ"» (на просп. Мира в сторону центра у южного вестибюля станции) – 4 станции;
    • конечная станция «Холмогорская улица» (Холмогорская ул., 1) – 4 станции;
    • конечная станция «Уссурийская улица» (Алтайская ул., 21 стр. 1) – 3 станции;
    • остановка «Калошино» (на Щёлковском шоссе) – 2 станции (по одной в сторону центра и МКАД);
    • конечная станция «Проспект Будённого» (Измайловское ш., 4А) – 4 станции;
    • остановка «пл. Разгуляй» (на Старой Басманной ул.) – 2 станции (по одной в каждом направлении);
    • остановка «7-й автобусный парк» (на Дмитровском шоссе) – 2 станции (по одной в каждом направлении);
    • остановка «Метро "Динамо"» (у северного вестибюля станции «Петровский парк», Театральная аллея, 3 стр. 1) – 2 станции;
    • конечная станция «Рижская» (Рижская пл., 7) – 4 станции.

    Опытные электробус и зарядная станция (с установкой в парке) должны быть поставлены в июне 2018 года, остальные 30 зарядных станций — в августе-октябре 2018 г., а 99 электробусов — в сентябре-ноябре 2018 г.

    Закупка № 0173200001417001534 предписывает заказ 100 электробусов и 31 зарядной станций для обслуживания существующих маршрутов автобуса №№ 31, 33, 53, 649, 705 и троллейбуса №№ 36, 73, 80, с площадки 6-го троллейбусного парка филиала «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс» на улице Бочкова, 10.

    Расположение зарядных станций:

    • ул. Бочкова, 10 (филиал «Северо-Восточный») – 3 станции;
    • конечная станция «6-й микрорайон Бибирева» (Алтуфьевское шоссе, 102) – 5 станций;
    • конечная станция «ВДНХ (южн.)» (1-я Останкинская ул., 57) – 7 станций;
    • конечная станция «Вагоноремонтная ул.» (Дмитровское ш., 114А стр. 1) – 3 станции;
    • остановка «Метро "Владыкино"» (северный вестибюль, Сигнальный пр., 4) – 3 станции;
    • конечная станция «Осташковская» (Осташковская ул., 20) – 6 станций;
    • конечная станция «Костромская улица» (у вестибюля станции метро «Бибирево») – 4 станции.

    По одному опытному электробусу и зарядной станции (с установкой в парке) к каждой из закупок должны быть поставлены в июне 2018 г., остальные 60 зарядных станций – в августе-октябре 2018 г/, а 198 электробусов – в сентябре-ноябре 2018 г.

    Примечательно, что инфраструктура для троллейбусного маршрута № 36 оказалась разбита по двум разным аукционам: зарядные станции для конечных станций попали в закупку № 0173200001417001534, а промежуточная подзарядка у 7-го автобусного парка – в закупку № 0173200001417001533. На электробусы его планировалось перевести в уже продлённом варианте «ВДНХ (южн.) – Дмитровское шоссе, 155». Сейчас он следует только до Бескудниковского переулка. Остаётся непонятным, как смогли бы организовать работу маршрута в случае, если один из конкурсов по какой-то причине состоялся, а другой – нет.

    Подача документов по закупкам пока что продлена до утра 11 апреля 2018 г., а подведение итогов аукционов назначено теперь на 16 апреля. Но осилит ли заказчик хотя бы к этому времени внесение изменений в технические задания?

    Претенденты на разминке

    Пока сроки проведения аукционов по «Московскому электробусу» в очередной раз продлены без обновления технической документации, потенциальные участники не сидят на месте.

    27 февраля на Ликинском автобусном заводе Группы «ГАЗ» состоялась презентация новой версии электробуса на базе автобуса ЛиАЗ-5292, подготовленного с учётом технических заданий московских аукционов. Там же высшими лицами Москвы и Московской области было подписано соглашение о сотрудничестве с целью развитии промышленного потенциала региона, информирует группа «ГАЗ». Однако в отличие от эскиза кузова электробуса в технических заданиях, представленная новинка имеет два «горба» на крыше – для размещения системы кондиционирования и аккумуляторных батарей.

    5 марта ПАО «КАМАЗ» и Правительство Саратовской области на Саратовском экономическом форуме заключили соглашение о сотрудничестве в сфере производства транспортных средств и их компонентов. В ходе реализации соглашения ПАО «КАМАЗ» и ЗАО «Тролза», крупнейший российский производитель троллейбусов и электробусов с динамической зарядкой, уже приступили к переговорам, предполагающим использование промышленной площадки троллейбусного завода в г. Энгельс, пишет сайт автозавода.

    Ранее в январе компания «Транспортные системы» (ПК ТС) заявила о запуске в 2018 году производства электробусов на собственных мощностях, расположенных на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ), сообщает ТАСС. Тогда же было анонсировано и начало производства трамваев для двустороннего движения с выходом на обе стороны. Ранее ПК ТС выпустила опытный троллейбус ПКТС-6281 «Адмирал», но в серийное производство модель не пошла. В то же время благодаря контракту, заключённому с ГУП «Мосгортранс» на поставку 300 вагонов 71-931М «Витязь-М», компания стала крупнейшим производителем трамвайных вагонов в России.

    Электробус КамАЗ-6282 с «медленной» статической зарядкой в феврале поступил в Ростов-на-Дону. А в Москву пока продолжают приходить обычные автобусы; столица также объявила конкурс на приобретение 181 автобуса на газовом топливе.

    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)