В Петербурге приобретают «автобусные» и «троллейбусные» электробусы одновременно

  • Павел Яблоков
    6 октября 2018 г. — 23:59
    433
    Иллюстрация: 

    spbget / Instagram

    Санкт-Петербург готовится стать первым российским городом, в котором на маршрутах будут работать электробусы сразу двух типов – с медленной «ночной» зарядкой (ONC) и с динамической подзарядкой (IMC). Отбор поставщиков экологичной техники уже начался.

    Электробусы для «Горэлектротранса»

    115 машин с динамической подзарядкой уже нашли свою нишу в городе на Неве. Они, и только они могут справиться с обслуживанием семи маршрутов, часть трасс которых проходит под троллейбусной контактной сетью. Остальные линейные сегменты машины преодолевают на автономном ходу. Но потенциал инфраструктуры позволяет расширять маршрутное пространство СПб ГУП «Горэлектротранс» ещё дальше, обходясь без строительства новых линий.

    3 октября перевозчиком объявлен аукцион на поставку 10 низкопольных электробусов с динамической подзарядкой (троллейбусов с увеличенным автономным ходом). Начальная стоимость контракта – 204,9 млн руб. Заявки принимаются до 19 октября, а к 24 октября нужно определить победителя. До 20 декабря этого года все 10 машин должны прибыть в троллейбусный парк № 1 по адресу Ленинский просп., д. 140/2, чтобы пройти техническую приёмку и экспертизу заказчиком.

    Искомые машины должны быть с уровнем пола не выше 36 см от уровня дороги, длиной не более 13 м, шириной – не более 2,55 м. Салоны будут вмещать не менее 22 посадочных мест.

    На автономном ходу электробусы обязаны преодолевать не менее 15 км, в том числе не менее 7,5 км – при каждом рейсе по маршруту. Повседневная работа машин рассчитывается на трассы с ездой без контактной сети не менее 40% от времени движения.

    Тип аккумуляторных батарей, обеспечивающих автономный ход, для «Горэлектротранса» не принципиален. Ими могут быть литий-титанатные, никель-марганец-кобальтовые или литий-железо-фосфатные. Главное – чтобы они выдерживали расчётные нагрузки и прослужили не менее восьми лет на гарантийном обслуживании. А на участках автономного хода требуется поддерживать эксплуатационную скорость не менее 20 км/час с учётом движения на перегонах и стоянки на остановках.

    В электробусах будут установлены видеокамеры — как в салоне, так и в кабине, а также снаружи машин: на крыше и для обзора заднего вида. Для информирования пассажиров предусмотрены световые табло – для переднего, бокового и заднего маршрутных указателей, а также «бегущая строка» в салоне. По четыре модуля зарядных устройств USB и Wi-Fi-роутер призваны сделать поездки пассажиров комфортнее.

    Стоимость за единицу продукции у электробусов для Санкт-Петербурга — самая высокая из аналогичных закупок этого года. В расчёт начальной цены не включалась предоставляемая российским производителям электротранспорта федеральная субсидия в 7,5 млн руб за каждую машину с автономным ходом.

    Аналогичным образом прошла и предыдущая закупка в середине 2017 года. Тогда дилер «Тролза-Маркет» получил право поставить 105 электробусов с динамической зарядкой. При этом, поскольку сроки поставки были достаточно сжатыми, в «Тролза-Маркете» привлекли к сотрудничеству не только родной завод «Тролза», но белорусский завод «Белкоммунмаш», который стал соисполнителем заказа, построив 25 электробусов БКМ-32100D. Уже после прохождения конкурентной процедуры на 30 машин «Тролзе» удалось получить субсидию, и за счёт экономии средств объём партии увеличился со 105 до 115 электробусов.

    Закупочную партию образца осени-2018 размером в 10 машин каждый из заводов-участников прошлой поставки в состоянии изготовить самостоятельно. А вот отсутствие ограничений в начальной стоимости контракта в виде «предустановленной» федеральной субсидии позволит участвовать в конкурсе не только российским производителям. В прошлый раз интерес к тендеру был проявлен сразу двумя дилерами, традиционно сотрудничающими с заводом МАЗ.

    Будущей партии из десяти машин санкт-петербургским транспортникам должно хватить для освоения электробусами ещё одного маршрута.

    …и для «Пассажиравтотранса»

    Если специалисты из «Горэлектротранса» запуск электробусных маршрутов уже поставили на поток, меньше чем за год освоив семь маршрутов, то их автобусные коллеги готовятся к запуску первой полноценной линии. До этого проходила лишь обкатка единичных образцов.

    Закупка оборудования для обустройства пяти зарядных постов в автобусном парке № 2 была объявлена в конце сентября. А 2 октября стало более понятным, как именно будут использовать «ночную» зарядку для электробусов. В этот день был объявлен аукцион на закупку 10 первых электробусов с начальной стоимостью контракта 225,6 млн руб. Победителю, которого должны определить к 24 октября, нужно поставить все машины в автобусный парк № 2 до 29 декабря этого года.

    Двухосный трёхдверный электробус со 100% низким уровнем пола (не более 34 см) должен проходить на одной полной зарядке тяговых литий-ионных аккумуляторных батарей не менее 240 км, обеспечивая работу кондиционеров и систем отопления салона и кабины водителя. Использование подогревателей, сжигающих топливо, исключается. Не предусматривается и пантографная зарядка. Гарантия на блок аккумуляторных батарей должна составлять не менее пяти лет, а подзарядка должна идти от промышленной сети переменного тока 380 В.

    Длина электробуса не должна превышать 12,5 м, а ширина – 2,55 м. Для входа и выхода пассажиров на инвалидных колясках требуется предусмотреть аппарель и не менее одного специально оборудованного места в салоне. Для остальных пассажиров должно быть не менее 27 мест для сидения, а общая вместимость – от 75 пассажиров. Как минимум четыре пассажирских места запланированы легко доступными для пассажиров с ограниченной мобильностью. К услугам пассажиров в салоне будут оборудованы USB-зарядки.

    Маршрут для электробусов уже определён – автобусный № 128 от Наличной улицы до Аптекарской набережной, сообщает СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Он проходит по Васильевскому острову и Петроградской стороне. Выбор в пользу него был сделан явно не по географическому принципу. Ближайшая точка трассы удалена от автобусного парка № 2 более чем на восемь километров. Значительная часть маршрута проходит под троллейбусными проводами, однако контактная сеть отсутствует на трёх участках, что не очень удобно для повседневной эксплуатации электробусами с динамической зарядкой.

    Учитывая, что на «медленную» зарядку для суточного запаса энергии требуется около пяти часов, скорее всего, электробусы будут подпитываться посменно двумя группами – по пять машин ночью и в межпиковый дневной перерыв.

    Партия из 10 электробусов с «ночной» зарядкой пока стала самой крупной в России для машин этой группы. Пять электробусов закуплено в Липецке. Контракт между Департаментом транспорта Липецка и ООО «Волгабас» подписан 17 сентября. Машины ожидают в городе к 20 декабря.

    Тем временем Альметьевск и Новокузнецк закупают электробусы с динамической подзарядкой. А в Москве первые машины из приобретаемой партии в 200 электробусов с «ультрабыстрой» зарядкой с боем осваивают первый маршрут № 73. И тем не менее «контрольный пакет» в обслуживании этого маршрута по истечении первого месяца работы новых машин остаётся за троллейбусами.