От каждого — по сотне: на торгах по «Московскому электробусу» оказались разные победители

  • Павел Яблоков
    6 мая 2018 г. — 14:26
    897
    Иллюстрация: 

    По итогам двух первых аукционов на поставку 200 электробусов и 62 зарядных станций для Москвы определить явного фаворита не удалось. Два участника сделали одинаковые предложения, и организаторы приняли компромиссное решение – признать каждого победителем одного из тендеров. Уже этим летом серийная техника от ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» должна начать поступать в столицу.

    Новый тандем, или «согласие – есть продукт при полном непротивлении сторон»

    Долго готовившийся финал двух аукционов, который неоднократно откладывался из-за внесения изменений в техническое задание, в итоге прошёл как по написанному сценарию.

    Сложно представить, что при начальной цене контракта в несколько миллиардов генератор случайных чисел подсказал бы участникам одинаковую стоимость понижения их собственных предложений, но в итоге они совпали с точностью до копейки. Если «Мосгортранс» по каждому из двух аукционов №№ 0173200001417001533 и 0173200001417001534 был готов потратить на закупку 100 электробусов и 31 зарядной станции 6 млрд 379 млн 326 887,52 руб., то все предложения от ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» содержали сумму в 6 млрд 347 млн 326887,52 руб. – ровно на 32 миллиона меньше.

    С оригинальными ценовыми предложениями выступил только третий участник обоих аукционов – ОАО «Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш"», оставив неизменной начальную цену контракта для аукциона № 0173200001417001533 и сделав более низкое, чем у конкурентов, предложение по аукциону № 0173200001417001534 – 6 млрд 315 млн 430 253,52 руб. Однако этот претендент не был допущен к проведению финального этапа.

    По аукциону № 0173200001417001533 порядковый номер 1 был присвоен заявке от ПАО «КамАЗ», а по аукциону № 0173200001417001534 – ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ». Они и были признаны победителями этих тендеров. Теперь двум автомобильным холдингам волей-неволей предстоит работать в тандеме. Их продукция будет базироваться на одной эксплуатационной площадке «Мосгортранса» – троллейбусном парке филиала «Северо-Восточный» на улице Бочкова.

    Будут вместе встречаться электробусы из разных партий и в городе на конечных станциях. А кульминацией дружбы двух поставщиков должен стать маршрут № 36 «ВДНХ (южн.) – Вагоноремонтная ул. (Дмитровское шоссе, 155)». Поскольку необходимые компоненты для его работы были разбросаны по разным аукционам, то теперь электробусы и зарядные станции на конечных остановках к нему должна поставить «Группа ГАЗ», а резервные зарядные станции на промежуточной остановке «7-й автобусный парк» – «КамАЗ».

    Ранее «Белкоммунмаш» наряду с одним из победителей – «КамАЗом» и не проявившимся на торгах «НАМИбусом» – участвовал в формировании начальной цены лотов – заводы отвечали на запросы коммерческих предложений от «Мосгортранса».

    Победители: достижения

    Для обоих производителей, отобранных «Мосгортрансом», партия в 100 электробусов, которые нужно менее чем за год поставить в Москву, значительно превосходит число уже произведённых экземпляров этого вида транспорта.

    Входящий в «Группу ГАЗ» Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) выпустил три электробуса на базе модели ЛиАЗ-5292. Самый первый образец проходил испытания в Москве и вернулся на завод. Следующая доработанная машина, получившая обозначение ЛиАЗ-6274В, тоже проходила испытания в Москве – в том числе с пассажирами на маршруте № м2, а затем уехала на постоянное место работы в Тюмень, став первым купленным российским электробусом классов OC/ONC (с питанием от зарядных станций). Третья машина была презентована в феврале 2018 года на заводе ЛиАЗ и в апреле получила сертификационные документы. Предположительно, она является прототипом для всей московской партии и первой из сотни прибудет в расположение «Мосгортранса» в июле этого года.

    КамАЗ в 2015 году выпустил автобус малого класса КамАЗ-2257Э, демонстрировавшийся на разных выставках, а с апреля 2017 года получивший постоянную работу в «татарстанском Сколкове» – городе Иннополисе на единственном локальном маршруте.

    В «большом классе» заводом изготовлено четыре электробуса КамАЗ-6282 на базе модели НефАЗ-5299. Самый первый из них испытывали в Московской области, Москве, Санкт-Петербурге и Липецке, и сейчас он находится в «отставке», передав эстафету машинам следующего поколения. Второй электробус, конструкция которого была доработана по результатам работы «пилотной» машины в Сколкове, поступил на испытания в Одинцовский филиал подмосковного ГУП МО «Мострансавто» на всё тот же маршрут, соединяющий Сколково со станцией метро «Славянский бульвар». После нескольких месяцев затишья, с 28 апреля 2018 года образец работает на другом конце Московской области – в Павловском Посаде, обслуживая местные маршруты.

    Третий КамАЗ-6282 поступил с завода в Ростов-на-Дону и пока безвылазно стоит в троллейбусном депо МУП «Ростовская транспортная компания» с ближайшей перспективой обслуживать туристический маршрут во время предстоящего мундиаля. Это второй купленный в России электробус классов OC/ONC. Четвёртый электробус с осени 2017 года находится на испытаниях в Москве, однако до сих пор не перевозит пассажиров.

    «Кадровый резерв» «Московского электробуса»

    Успехи в массовом производстве электробусов оставшегося «за бортом» конкурса «Белкоммунмаша» гораздо больше. В классах OC/ONC им выпущено 22 электробуса с ультрабыстрой зарядкой, из которых 20 сочленённых (модели Vitovt Max Electro E433) работают на регулярных маршрутах в Минске. Ещё один представитель этой же модели – не имеющий постоянной прописки «гастрольный» экземпляр для испытаний в регионах (побывал в Москве, Санкт-Петербурге и сейчас тестируется в Тамбове). Соло-вариант Vitovt Electro E420 пока посещает только выставки. Кроме того, «Белкоммунмаш» выпускает и электробусы с динамической зарядкой БКМ-32100D, работающие в Санкт-Петербурге, Гродно, Гомеле и Ульяновске.

    От завода «Тролза» – российского лидера в производстве электробусов (ими только за 2017 год выпущено 143 машины с динамической зарядкой) – самостоятельных заявок на московские аукционы не поступало. Ранее представители компании проявляли активность в ходе общественных слушаний и проведения закупок: направляли запросы о разъяснениях положений документации и подавали обращения в антимонопольную службу. Однако в период подачи заявок было подписано соглашение о сотрудничестве «КамАЗа» и «Тролзы». Поэтому возможно, что вклад завода из Энгельса тоже найдёт отражение в «камазовской» сотне московских электробусов.

    Не подавала заявок на московские аукционы и имеющая опыт в производстве электробусов «Бакулин Моторс Групп» (торговая марка «Волжанин»), чьи машины уже испытывались в нескольких российских регионах. Вероятной причиной такой пассивности является отсутствие в модельном ряде продукции, которая смогла бы удовлетворить требованиям столичного технического задания.

    Несмотря на то, что и «Группа ГАЗ», и «КамАЗ» имеют довольно скромный опыт производства электробусов, говорить о провале массового запуска инновационной техники на столичные улицы рано. Достаточно вспомнить, что «Витязь-М» от ПК «Транспортные системы» до заключения рекордного контракта в 300 вагонов с «Мосгортрансом» даже с учётом родственных ему простых «Витязей» и «CityStar» имел весьма скромный «тираж». Сами «Транспортные системы» анонсировали в самом начале этого года разработку собственного электробуса, но на аукционы для Москвы при этом не заявлялись.

    Вперёд, на маршруты?

    График выхода электробусов на городские маршруты можно предсказать, исходя из сроков поставки техники, указанной в технических заданиях к аукциону. В действительности монтаж зарядных станций и доставка электробусов в троллейбусный парк не обязательно означает их немедленный ввод в эксплуатацию – для наладки и доводки могут потребоваться недели, а то и месяцы работы.

    Однако оптимистический сценарий пока выглядит так:

    • июль 2018 года – прибытие первых «пилотных» электробусов от «ЛиАЗа» и «КамАЗа» вместе с зарядными станциями в филиал «Северо-Восточный», начало тестовых испытаний;
    • сентябрь 2018 года – запуск первых регулярных маршрутов, с конечными пунктами в районе станции метро «ВДНХ», обслуживаемых 30 электробусами (только там к этому сроку будут смонтированы зарядные станции);
    • декабрь 2018 – март-апрель 2019 года – по мере поставки электробусов, постепенный их выход на все запланированные маршруты первой очереди (троллейбусные №№ 36, 42, 73, 76, 80, 83, автобусные №№ Т25, Т88, 31, 33, 53, 649, 705, 778).

    В списке маршрутов возможны и изменения. Так, автобусный маршрут № 33 «ВДНХ (южн.) – Метро "Владыкино"» с 29 апреля 2018 года продлён по проспекту Мира вместо ВДНХ к Рижскому вокзалу. Поскольку адреса размещения зарядных станций, указанные в техническом задании, менять нельзя, на Рижском вокзале с появлением там маршрута № 33 образуется дефицит зарядных мощностей, а на конечной станции «ВДНХ (южн.)», напротив, нагрузка уменьшится. Это может повлечь перевод на электробусы дополнительного локального маршрута в районе ВДНХ, которому не требуется второй зарядный конечный пункт, а также исключение из переводимых на электробусы автобусного маршрута № 778 или троллейбусного № 42, «привязанных» к зарядным станциям у Рижского вокзала.

    Розыгрыш ещё одного аукциона на 100 электробусов и 36 зарядных станций для обслуживания западного сектора Москвы уже не за горами – в декабре этого года. И судя по некоторым заявлениям столичных властей, отбор поставщиков электробусов на 2019 год тоже может стартовать ещё до конца 2018 г. «Мосгортранс» планирует продолжать и закупку трамваев – по 100 вагонов в год. Не дожидаясь поставок даже первой крупной партии электробусов, транспортный оператор выводит из оборота троллейбусы, заменяя их дизельными автобусами. Под сокращение попадают даже те направления, где инфраструктура для электробусов в ближайшие полтора года не запланирована, как на переформатированном в апреле маршруте № Т56.

    Регионы: