автора
Спустя несколько месяцев затишья в Москве вновь сокращают троллейбусную маршрутную сеть. Троллейбусы покидают Бутырский Вал, Коровинское шоссе, Бутырскую, Лесную, Новолесную и Новослободскую улицы, 2-й Лесной и Угловой переулки и большую часть Дмитровского шоссе.
С 21 апреля маршрут троллейбуса № 56 «Базовская улица – Белорусский вокзал (2-й Лесной переулок)» заменяется аналогичным автобусным маршрутом № Т56. «Пятьдесят шестой» последним покинул Бутырскую улицу, где в середине 2000-х работало 10 троллейбусных маршрутов. «Северный луч столицы», как с советских времён называли вылетную магистраль, состоящую из Долгоруковской, Новослободской, Бутырской улиц и Дмитровского шоссе практически полностью перешёл на общественный транспорт с двигателями внутреннего сгорания.
Маленьким исключением остаётся только участок между 3-м Нижнелихоборским проездом и Селигерской улицей, где ещё остался троллейбусный маршрут № 36. Но это – лишь два километра «луча» из 15, на которых имеется контактная сеть.
Несмотря на то, что на Лесной улице и во 2-м Лесном переулке ведутся работы по подпрограмме «Моя улица», снятие троллейбусного движения в лице последнего маршрута № 56 объясняется вовсе не этой причиной. Ведь вплоть до 20 апреля в течение нескольких недель троллейбусы успешно лавировали здесь между строительных ограждений, и автобусам здесь будет ничуть не проще.
Поэтому в очередной раз московским пассажирам замену троллейбусов на автобусы пришлось объяснить… вообще никак – «без указания причин». Как обычно, это означает лишь то, что рациональных причин для замены троллейбусов автобусами нет.
В реестре муниципальных маршрутов Москвы ещё с прошлого года утверждено продление маршрута № 56 до площади Тверская застава по трассе, аналогичной маршруту № Т78, с заменой вида транспорта на автобусы. Тем не менее, маршрут № Т56 запускается по трассе, полностью повторяющей троллейбусный маршрут – через реконструируемый 2-й Лесной переулок, с расположением ближайшей остановки в 450 м от вестибюля станции метро «Белорусская» Кольцевой линии.
Учитывая, что на всём протяжении 2-го Лесного переулка нет ни одной остановки общественного транспорта, ради которой здесь стоило бы сохранять маршрутное движение, выбор именно такого стартового варианта для автобусных перевозок выглядит странно. Реализуется тот же сценарий, что и превращение троллейбусного маршрута № 78 в автобусный № Т78 с 5 августа 2017 года – полностью под троллейбусными проводами.
При этом давно анонсированное продление до Тверской заставы можно было организовать и в троллейбусном варианте. За зиму и начало весны контактная сеть в начале Лесной улицы и далее по развороту на Бутырский Вал смонтирована на 95%. Для завершения оставшихся работ по подключению новой линии, в том числе соединения с уже смонтированной расходной стрелкой на Лесной ул., достаточно всего одного ночного «окна».
Чаши весов, на которых лежали автобусный и троллейбусный варианты продления «пятьдесят шестого» на Тверскую заставу, в последние месяцы колебались настолько, что на некоторых остановках даже успели вывесить указатели с продлённым троллейбусным маршрутом.
Замена вида транспорта, помимо экологического аспекта, негативно сказалась и на доступности общественного транспорта для московских пассажиров. Количество рейсов в одном направлении на маршруте № Т56 по сравнению с маршрутом № 56 уменьшилось по рабочим дням со 195 до 168, и лишь по выходным дням осталось на прежнем уровне (144 вместо 142).
Таким необычным способом «Мосгортранс» решил «отметить» окончание 20 апреля срока подачи заявок по двум аукционам на поставку электробусов и зарядных станций для маршрутов на северо-востоке и востоке столицы. Электробусы должны базироваться в филиале «Северо-Восточный» на площадке бывшего 6-го троллейбусного парка, где до последнего дня базировался троллейбусный маршрут № 56. Однако конечные остановки «пятьдесят шестого» не входят в перечень адресов, по которым предусмотрена установка зарядных станций. Сроки и адреса поставки электробусов с зарядными станциями уже расписаны до осени 2019 года. Это значит, что не менее чем на полтора ближайших года экологичный транспорт на очередном столичном маршруте заменён на дизельные автобусы.
За счёт троллейбусов, снятых с маршрута № 56, с 21 апреля увеличивается количество «рогатых» машин, работающих на маршрутах №№ 28, 34к, 41, 49, 65, 73, 80, 83. Маршрут № 49 будет снова обслуживаться 8-м троллейбусным парком вместо филиала «Центральный». В то же время на части маршрутов сокращается количество рейсов во второй половине дня – из-за дефицита водителей часть троллейбусов будут уходить с маршрутов уже днём, не дожидаясь вечернего часа «пик». Впрочем, как показывает практика 2016 года, такое скромное усиление маршрутов может продержаться всего лишь несколько недель до традиционного летнего сезонного снижения выпуска. А осенью назад эти троллейбусы уже не вернутся.
ДОПОЛНЕНИЕ от 18:30 02.05.2018
Продление маршрута № Т56 до Тверской заставы случилось на четвёртый день после его запуска. Днём 24 апреля из-за продолжившейся активности строителей во 2-м Лесном переулке его трасса была оперативно изменена. При этом никаких дополнительных объявлений для пассажиров не публиковалось ни на сайте перевозчика, ни на остановочных пунктах. Обновлённые расписания на сайте «Мосгортранса» и вовсе датированы 29 апреля. С так же оперативно продлённым в начале апреля маршрутом № 898 ситуация иная – об его изменении объявлено, но действующее фактическое расписание не обнародовано.
Помимо маршрута № 56, перевод на автобусы с одновременным продлением к пл. Тверская застава утверждён минувшей осенью Департаментом транспорта Москвы и для троллейбусных маршрутов №№ 20, 70, 82. Они должны подъезжать к скверу у памятника Максиму Горькому со стороны Ленинградского проспекта, проезжая через Тверской путепровод. И аналогично маршруту № 56, всю зиму и начало весны здесь потихоньку монтируется контактная сеть для нового разворота троллейбусов. А осенью указатели остановки маршрутов, причём с троллейбусными пиктограммами, на несколько недель даже появились на остановке «Тверская застава».
К зиме упоминания о троллейбусах заклеили. А весной лайтбоксы обновили, убрав непродлённые маршруты.
Если вспомнить то, как быстро была построена в прошлом году трамвайная линия до Тверской заставы по Лесной улице, то темпы строительства троллейбусного разворота иначе как черепашьими назвать трудно. Однако большая часть работ уже выполнена и тут, готовность линии составляет 80-85%, а для завершения нужно всего несколько рабочих дней. Возможно, это окажется всё-таки проще, чем найти автобусы для замены троллейбусов.
Нерешительность столичных транспортников в вопросе, какой же вид транспорта должен работать на продлённых маршрутах, уже более полугода оставляет пассажиров маршрутов №№ 20, 70, 82 без связи с площадью Тверская Застава. При этом продление маршрутов – это не абстрактное желание безымянных пассажиров, а уже утверждённое самим Департаментом транспорта Москвы решение. Федеральным законом № 220-ФЗ, утвердившим требования к содержимому реестров маршрутов, не предусмотрена отсрочка во времени для реализации уже внесённых в реестр изменений по действующим маршрутам. Они должны выполняться с момента вступления в силу нормативного акта о внесении изменений в реестр. В действующую редакцию столичного реестра маршруты Т20, Т70, Т82 с конечным пунктом «Тверская застава» попали ещё осенью минувшего 2017 года.
Тем временем с наступлением сезонного потепления начат очередной сезон работы городских зон отдыха. И оставшийся в троллейбусном исполнении маршрут № 20 «Серебряный бор – Белорусский вокзал» переходит на летний режим работы. С 21 апреля по традиции, существующей последние пять лет, он до наступления осенних холодов по выходным дням с 9:00 до 21:00 продлевается до Берега Москвы-реки.
Ещё одно новшество в троллейбусной сети Москвы с 21 апреля: организация укороченных рейсов на маршруте № 7 «Метро "Парк Победы" – Кинотеатр "Ударник"». Они будут следовать только до метро «Октябрьская» — по трассе, действовавшей до 7 октября 2017 г. При этом количество рейсов до «Ударника» не сокращается. Их расписание остаётся прежним, а новые укороченные рейсы до «Октябрьской» запускают дополнительно к ним.
Если на основном маршруте троллейбусы будут работать регулярно с интервалами 15-20 минут, то укороченные рейсы будут отправляться один-два раза в час. С 5:02 до 19:49 от метро «Парк Победы» и с 6:00 до 21:00 от метро «Октябрьская» будет выполняться по 20 (в выходные дни – 22) редких рейсов в каждую сторону с интервалами от 15 до 94 минут. В таком виде укороченный вариант явно не сможет стать серьёзным подспорьем основному маршруту.
Тем не менее, с помощью укороченных рейсов относительно регулярное движение троллейбусов возвращается на Донскую улицу и Безымянный проезд, где оно было снято полгода назад, вместе с переносом разворота автобусных маршрутов №№ 111 и 196 на Калужскую площадь над тоннелем Садового кольца. Возобновят работу остановки «Метро "Октябрьская"» (на Донской улице) и «Безымянный проезд».
Прошлогодним проектом реконструкции Садового кольца по подпрограмме «Моя улица» было предусмотрено строительство разворота над тоннелем и для троллейбусов. Это позволило бы организовать конечную остановку укороченных рейсов рядом с вестибюлем ст. м. «Октябрьская» Кольцевой линии, а не на удалении протяженностью в 400 м и два подземных перехода.
Но в результате в нужном для пассажиров месте пока оборачиваются лишь автобусы, а троллейбусную петлю монтировать даже не начинали.
С 7 апреля в Москве сокращены на одну остановку трассы троллейбусных маршрутов №№ 36 и 73. Вместо конечной станции «ВДНХ (южная)» они следуют только до остановки «1-я Останкинская улица». Для организации отсутствовавшего троллейбусного разворота в створе улицы Академика Королёва у пересечения с Останкинскими проездом полностью переустроена контактная сеть. При этом подъезд к конечной станции «ВДНХ (южная)» остался неподключённым к действующей сети, как и выезд с перекрёстка в сторону проспекта Мира.
Несколько лет назад именно Т-образное пересечение Останкинского проезда с улицей Академика Королёва должно было стать для московских троллейбусов образцовым – здесь предусматривалась установка скоростных спецчастей от чешской фирмы Elektroline. На тот момент здесь проходили трассы шести троллейбусных маршрутов (№№ 9, 13, 15, 36, 37, 73), из которых до сегодняшнего дня сохранились только №№ 36 и 73.
Сокращение троллейбусных маршрутов №№ 36 и 73 объясняется работами по реконструкции территории, прилегающей к ВДНХ. Чуть ранее по этой причине здесь было изменено более 10 городских и пригородных автобусных маршрутов. Однако в отличие от них, троллейбусы на прежние трассы могут не вернуться. На это косвенно указывает изоляция фрагмента линии до конечной станции троллейбусов от действующей троллейбусной сети. И в отличие от маршрута № 56, они значатся в списке первоочередных маршрутов электробуса.
Зарядные станции для перевода маршрутов №№ 36 и 73 на обслуживание электробусами по условиям проводящихся сейчас аукционов должны быть поставлены к ноябрю 2018 года, а основная часть электробусов для работы на них – в декабре 2018—марте 2019 гг.
В прошлом году известия о замене троллейбусных маршрутов автобусными приходили каждый месяц. С октября 2017 года их количество в Москве не уменьшалось. И так уже лавинообразная замена «рогатых» на дизельные машины привела к росту интервалов на бывших троллейбусных и традиционных автобусных маршрутах.
Однако мораторий на замену троллейбусов автобусами, столь же негласный, как и ранее кулуарно принятое решение о сокращении троллейбусного транспорта в столице, в середине весны был нарушен. При этом ресурсов, чтобы обеспечить адекватную компенсацию троллейбусов другими видами транспорта у Москвы по-прежнему нет.
Поставка первой крупной партии из 300 электробусов вместо первоначальных оптимистичных сроков (осень—2018) растягивается до осени 2019 г. А по городским маршрутам продолжают работать сотни автобусов устаревшего экологического класса «Евро-3», использование которых уже не допускается действующим реестром маршрутов. В очереди на получение этой техники в качестве подарков столицы «с барского плеча» стоят десятки городов России. По причине отсутствия замены для московских пассажиров по-прежнему на столичных маршрутах работают и уже обещанные регионам «подарочные» троллейбусы.
В Вологде с 16 апреля из-за нехватки подвижного состава закрыто два троллейбусных маршрута. Перевозки сохранены по единственному маршруту № 4. Там тоже единственным вариантом обновления подвижного состава видят получение подарка из Москвы.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)