С барского плеча—2: из Москвы в регионы. Часть 3: куда отправились троллейбусы?

  • Павел Яблоков
    24 января 2018 г. — 16:55
    2975
    Иллюстрация: 

    MetRA / uppm.ru

    Крупнейшая за последние годы партия подвижного состава – несколько сотен автобусов, троллейбусов и трамваев покидает Москву ради работы в других городах России. Техника из «Мосгортранса» не полностью выработала свой ресурс, но уже не соответствует повышенным столичным требованиям к современному подвижному составу. В предыдущих публикациях TR.ru уже рассказал, куда из Москвы направились автобусы и трамваи. Сегодня продолжение темы – о судьбе троллейбусов.

    Троллейбусы: с глаз долой, из сердца вон?

    Покидающие Москву автобусы не соответствуют экологическим требованиям, которые Департамент транспорта Москвы предъявляет к подвижному составу «Мосгортранса» для обслуживания маршрутов регулярных перевозок. Ускоренное обновление трамвайного парка с высылкой вагонов «за 101-й километр» призвано наверстать отставание по доле подвижного с низким уровнем пола от «эталонных» показателей автобусов (на апрель 2017 года – 22,7% против 94,8 %).

    В этом отношении понять, зачем Москве нужно передавать в другие регионы ещё и троллейбусы, довольно сложно. Относительно массовый выход электробусов на городские маршруты при благоприятном стечении обстоятельств сможет начаться не раньше осени 2018 года. Избытка подвижного состава у троллейбусов тоже не наблюдается – снятие части троллейбусных линий в центральной части города «уравновесили» списанием сотен единиц наиболее изношенных троллейбусов. В результате автобусами сейчас обслуживаются даже некоторые маршруты, полностью проходящие под контактной сетью, – №№ Т51, Т67, Т88.

     

    Относительно ещё одного маршрута (№ 40) Департамент транспорта Москвы обещание сдержал – с 7 октября 2017 года он снова обслуживается исключительно троллейбусами. Упомянутые в тексте ответа жителю Москвы, оказавшегося в распоряжении редакции TR.ru, «мероприятия по повышению технической готовности машин» продолжаются – в последние дни перед Новым 2018 годом прошли торги по определению подрядчиков для восстановления 5 троллейбусов. Однако ещё большими темпами находящийся «на ходу» транспорт практически прямо с маршрутов собираются отправлять в регионы.

    Доля троллейбусов с низким уровнем пола ниже, чем у автобусов, но выше, чем у трамваев. На 1 апреля 2017 года она составляет 65,9%, и с тех пор этот показатель стал выше за счёт списания десятков высокопольных машин. Пять лет, проведённых практически без закупки новых троллейбусов, привели к серьёзному старению парка. Прошлогоднее пополнение из 46 машин – лишь исключение, не повлиявшее на общую картину. Но в порыве скорейшего сокращения поголовья «рогатых» в преддверии первой крупной поставки электробусов столичные власти готовы раздавать по регионам даже низкопольную технику. Неудивительно, что такие электрические машины захотели получить не только те города, которые давно не имеют средств на покупку троллейбусов, но и те регионы, куда новые троллейбусы поступали в прошлом, 2017 году.

    Брянск и Рязань: уже на месте

    14 троллейбусов из Москвы переселилось в Брянск в последнюю декаду декабря 2017 года. Большинство из них осталось без работы после закрытия площадки «Новорязанская» (бывший 2-й троллейбусный парк) летом 2017 года. «Сборная Москвы», отправленная на Брянщину, состоит из 10 троллейбусов семейства ЗиУ-682Г, а также двух Тролза-5275.05 и двух БКМ-20101. С помощью такого пополнения в Брянске собираются освоить новые троллейбусные маршруты «Мясокомбинат – Телецентр» и «Мясокомбинат – Юрфак БГУ», а также увеличить количество рейсов в часы «пик» на маршрутах №№ 2 и 12, сообщает «Брянский объектив».

    Плавное сокращение поголовья брянских троллейбусов вследствие естественного износа уже позволило переселить все машины МУП «Брянское троллейбусное управление» на одну территорию и поправить финансовое положение, продав второе депо. Из чуть более чем сотни городских троллейбусов лишь 11 приобретены за последние семь лет. Ещё одиннадцати троллейбусам — по 20 и более лет.

    10 троллейбусов родом из «Мосгортранса» прибыли в начале января в Рязань в рамках соглашения между правительствами регионов и администрацией города. Их выпуск на маршруты намечен на начало февраля, сообщает сайт администрации города. Новобранцами рязанского троллейбуса стали шесть ЗиУ-682ГМ1 выпуска 2010-2011 годов и три ВМЗ-5298 выпуска 2006-2007 годов. А также в Рязань из Москвы переехала «звезда» выставок и автосалонов середины «нулевых» – единственный в мире произведённый в 2005 году представитель модели ТМЗ-5235 на базе низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. В Москве уникальный троллейбус работал под № 7014.

    Всего в МУП «Управление рязанского троллейбуса» из Москвы ушло шесть троллейбусов с высоким уровнем пола и четыре с низким. С 2016 года рязанские троллейбусники сосредоточили оставшуюся технику по двум депо, выведя из работы старейшее депо № 1. Причины всё те же: естественное старение вкупе со слабым обновлением парка. Половина из 150 городских троллейбусов выпущена в 1990-е годы, а три самых новых «рогатых» прибыли в Рязань пять лет назад, в 2013 году.

    Куда скоро в дорогу?

    Семь троллейбусов Тролза-5265.00 отправятся из филиала «Восточный» в столичном районе Новокосино в троллейбусный парк города Березники Пермского края на проспекте Ленина. 29 декабря 2017 года администрация уральского города объявила конкурс по отбору компании-транспортировщика техники, его итоги подвели в конце января. Весной (в течение 45 дней после подписания контракта) троллейбусы должны прибыть на новое место работы.

    В прошлом году Березники приобрели два новых электробуса с динамической подзарядкой (троллейбуса с увеличенным автономным ходом) Тролза-5265.03. Родственная по многим узлам столичная техника тоже представляет интерес для выходящего из кризиса троллейбусного хозяйства, управляемого с 1 сентября 2017 года МУП «Водоканал г. Березники». Троллейбусы Березников значительно моложе, чем в Брянске и Рязани, – все четыре десятка работающих здесь машин выпущены уже в XXI веке.

    В Ульяновске из 60 работоспособных троллейбусов более половины (35) выпущено до 1992 года. Зато остальные годятся им в «дети» – выпуска 2007-2013 годов. В своё время город 15 лет провёл без пополнения троллейбусного парка. Ещё осенью 2017 года был проведён конкурс по отбору транспортировщика для передаваемых из Москвы 15 троллейбусов (семь Тролза-5275.05, три АКСМ-201, четыре ВМЗ-5298, один ЗиУ-682Г). 18 октября 2017 года между МУП «Ульяновскэлектротранс» и предпринимателем А. А. Дерябиным был заключён контракт стоимостью 1,79 млн руб. на перевозку троллейбусов. Ожидалось, что машины будут перевозить по пять штук каждый месяц последнего квартала года, однако к началу 2018 года все троллейбусы ещё оставались в Москве.

    На поступление 34 троллейбусов в муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт» в феврале 2018 года очень рассчитывают и в Йошкар-Оле, сообщает ФедералПресс. Для того, чтобы перевозчик смог продолжить деятельности с поступлением «бесплатных» машин из Москвы, республиканские власти ему помогли погасить долги на сумму свыше 40 млн. руб. В столице Республики Марий Эл готовится оптимизация маршрутной сети троллейбусов для повышения конкуренции с автобусами, а также строительство небольших, но важных линий в новые микрорайоны.

    Однако тяжело строить светлые планы на будущее, когда из 122 троллейбусов более сотни выпущены до 1995 года, а наиболее старые машины и вовсе работают с 1982 года. За последние 10 лет в Йошкар-Оле появилось всего три новых троллейбуса.

    19 января РИА 57 со ссылкой на администрацию Орла сообщило о том, что местное «Трамвайно-троллейбусное предприятие» получит от Москвы 13 троллейбусов. Сроки поставки пока не определены. По сравнению с другими российскими городами подвижной состав довольно молодой – все шесть десятков городских троллейбусов выпущены в 2006-2013 годах.

    Хотя орловские троллейбусники явно способны и увеличить объёмы перевозок. Депо может разместить сотню машин, да и возить в городе есть кого даже по существующим линиям. В прошлом году «рогатыми» здесь смогли фактически заменить один автобусный маршрут, слишком много времени проходивший под контактной сетью.

    И всё-таки троллейбусы нужны Москве?

    Удивительно, но желание московских транспортников поскорее избавиться от троллейбусов всё-таки имеет предел. С просьбой рассмотреть возможность передачи Ростову-на-Дону троллейбусов, исключённых из пассажирской эксплуатации в Москве, городская администрация обратилась в Правительство Москвы и получила отказ. По информации Департамента транспорта Ростова-на-Дону, распространённой пабликом «Ростовский городской транспорт», в ответе столичных властей было сообщено, что в настоящее время весь подвижной состав задействован на регулярных маршрутах города Москвы и передача троллейбусов Ростову-на-Дону не представляется возможной.

    Решать вопрос ростовская администрация собирается путём приобретения новых низкопольных троллейбусов с кондиционерами и приспособленных для маломобильных пассажиров. О том, что ростовчане могут позволить себе покупать новую технику, красноречиво свидетельствуют трамваи «City Star» 71-911E, ближайшие родственники московских «Витязей-М» 71-931М, количество которых в городе на Дону уже достигает трёх десятков.

    Намерения ещё нескольких городов обновить свой парк столичными троллейбусами тоже пока не получили продолжения. В последнее время редкий месяц проходит без подобных объявлений. Весной 2017 года E1.ru со ссылкой на администрацию Екатеринбурга сообщил о партии из 50 троллейбусов. Из 240 городских троллейбусов свыше сотни старше 20 лет, а новых покупок не было с 2013 года, что довольно удивительно для города с почти полуторамиллионным населением.

    В июне 2017 года о «выбивании» администрацией города Иваново 20 троллейбусов для МУП «Ивановский пассажирский транспорт» поведала «Ивановская газета». Из примерно 120 городских электрических машин половина старше 20 лет, среди них есть ветераны выпуска середины 1980-х годов. Новые троллейбусы после 2013 года в город не приходили.

    В июле о своих планах на 15 кусков столичного «троллейбусного пирога» в мэрии Махачкалы поведали РИА «Дагестан». Однако более поздние новости с Кавказа относятся всё-таки к покупке новых троллейбусов ВМЗ-5298.01 от вологодской фирмы «Стройтранс», работающей на производственных площадях завода «Транс-Альфа Электро».

    Перед махачкалинскими транспортниками стоит задача не просто обновления парка, но и увеличения выпуска на маршруты. В 2017 году здесь была достроена и открыта новая линия в город-спутник Каспийск. Трёх десятков имеющихся троллейбусов для обслуживания расширившейся сети уже недостаточно, тем более что 10 из них (ВЗТМ-5284) получены 15 лет назад и в долгосрочной перспективе можно рассчитывать только на 20 ЗиУ-682Г-016.05 2010 года выпуска и две Тролзы-5275.03 2014 года.

    В августе СМИ из Петрозаводска получили информацию от местного сити-менеджера о ведущихся переговорах с Москвой о некоей партии бывших в употреблении троллейбусов. Из восьми десятков петрозаводских «рогатых» более половины — старше 20 лет и выпущены в 1988-1994 годах. Новые закупки последний раз делали в 2013 году – это была скромная партия в пять машин.

    В сентябре сайтом kaluga-poisk.ru со ссылкой на руководство местного транспортного предприятия была обнародована информация о том, что 27 троллейбусов получит Калуга. Из сотни городских троллейбусов около 10 рабочих машин старше 20 лет. Крупное обновление было пять лет назад, в 2013 году – тогда в Калугу пришли 33 троллейбуса БКМ-321. Но с тех пор было списано немало троллейбусов, которые ничем не восполнены.

    О троллейбусах, Москве и не только

    Наряду с более чем 150 трамваями и 200 автобусами, как минимум 93 троллейбуса (из них не менее 15 с низким уровнем пола) отпустила Москва в другие города. Обновляясь сама, около полутысячи единиц подвижного состава столица России безвозмездно предложила для поддержания жизни в транспортных системах регионов. Дарить то, что стало ненужным, — жест доброй воли, ведь можно было пойти и по пути утилизации.

    Но Москва решила сделать так, как часто практикуется в Европе. Украинский Мариуполь недавно получил партию добротных трамваев из Чехии и Словакии. Из городов с интенсивными условиями эксплуатации технику отправляют дорабатывать в более спокойные регионы, где режимы работы даже основных маршрутов на несколько часов в сутки короче. Если в Москве в полночь большинство маршрутов ещё работает, то во многих городах, куда эмигрирует московская техника, после 21-22 часов движение общественного транспорта замирает.

    Жители городов, куда уже пришла «новая» техника из Москвы, уже оставили немало комментариев в соцсетях насчёт того, что им прислали «объедки с барского стола», «ненужный хлам» и так далее. Однако это – выбор в первую очередь местного руководства, решившего, что именно такой путь обновления подвижного состава для него приемлем, доступен и бюджетен. Ни один из городов не получает подарка насильно. Но на все системы электротранспорта никакой Москвы не хватит.

    К сожалению, по поведению руководства некоторых регионов и вовсе складывается впечатление, что они знают только два способа обновления муниципальных парков – выпросить что-то у Москвы или подождать год, а потом снова попытаться ещё раз выпросить что-то у Москвы. Второй сезон ловят удачу Смоленск и Тула. Третьим мог быть Омск, но в этот раз потерпел поражение. В то же время небольшие Березники наряду с подарками из Москвы покупают троллейбусы и сами. Старается перейти на самообеспечение и Новосибирск, после партии московских вагонов наладивший совместное с «Белкоммунмашем» производство практически новых вагонов.

    Подвижной состав всех видов классической «тройки» наземного транспорта готовится получать Орёл. По два вида (троллейбус и автобус) получили Брянск и Рязань, в процессе — Ульяновск (троллейбус и трамвай), готовятся Йошкар-Ола (троллейбус и автобус) и Ярославль (автобус и трамвай). Одними автобусами пока богаты Великий Новгород и Петрозаводск, только трамваями порадует столица Курск, Липецк, Иркутск, Смоленск и Череповец. По предварительной информации, не одними троллейбусами будут довольствоваться Березники – туда ещё могут попасть автобусы.

    В 2016 году года Москвой «с барского плеча» было передано 25 троллейбусов Тролза-5265.00 в Тулу и ещё 20 (ЗиУ-682Г, БКМ-20101) – в Саратов. Если на Волгу были отправлены машины предпенсионного возраста, то туляки получили машины, не откатавшие и половины намеченного срока. Компенсировать эти щедрые подарки троллейбусному хозяйству Москвы с трудом удалось лишь в 2017 году. Новые троллейбусные подарки Москва отправляет регионам тоже раньше, чем сможет получить что-то взамен в виде троллейбусов или электробусов.