Давно не ездили: поезда и автобусы вернули между Ташкентом и Душанбе и из Крыма через Перекоп и Сиваш

  • Павел Яблоков
    2 июля 2022 г. — 11:00
    803
    Иллюстрация: 

    «Узбекистон темир йуллари» / railway.uz

    Ранее популярные, но по разным причинам прекратившие работу междугородные пассажирские маршруты этим летом вернулись к пассажирам спустя многие годы. Около 30 лет не ходили поезда между Душанбе и Ташкентом. А между Крымским полуостровом и городами к северу от Перекопского перешейка и Сивашского пролива автобусы и поезда не назначались более восьми последних лет. С 20 июня через узбекско-таджикскую границу, а с 1 июля — через границу Крыма снова запустили регулярные рейсы. Также в Крым назначены дополнительные поезда из Москвы — с Киевского и Павелецкого вокзалов.

    Рельсовый «Караван Дружбы»

    21 июня в Ташкенте состоялась торжественная церемония, посвящённая встрече первого за последние 30 лет пассажирского поезда по маршруту Душанбе — Ташкент. Пассажирские перевозки по железной дороге, соединяющей Узбекистан и Таджикистан, были приостановлены ещё в прошлом веке: в начале 1990-х годов.

    Возобновить маршрут помогла договорённость, достигнутая в начале июня текущего года, в ходе официального визита Президента Таджикистана в Узбекистан. Лидеры государств договорились формировать новые транзитные коридоры и создавать современную логистическую инфраструктуру, наращивать авиа-, железнодорожные и автобусные перевозки.

    Первыми пассажирами поезда, получившего название «Караван Дружбы» и отправившегося 20 июня из Душанбе, стали около 200 человек, среди которых были представители руководства Министерства транспорта Республики Таджикистан и ГУП «Рохи охани Точикистон», политики, предприниматели, ветераны железных дорог и представители СМИ, сообщила «Узбекистон темир йуллари». В недавнем прошлом отношения между странами переживали разные фазы. Некоторые из них приводили к частичной транспортной блокаде Таджикистана из-за демонтажа части путей на территории Узбекистана. Так, в 2011 году после закрытия узбекистанской стороной участка Галаба — Амузанг — Хошади осталась изолированной южная часть Таджикской железной дороги с участками Хошади — Яван и Курган-Тюбе — Куляб. Проблему связи Душанбе с Курган-Тюбе и Кулябом удалось решить лишь в 2016 году после строительства новой железной дороги внутри Таджикистана.

    Поезда №№ 301 / 302 Душанбе — Ташкент будут курсировать один раз в неделю, преодолевая расстояние между городами в 916 км за 19 часов. Состав сформирован из 10 вагонов: пяти плацкартных, четырёх купейных и одного вагона-ресторана.

    Отправление из Душанбе по понедельникам в 18:37 с прибытием на вокзал Ташкент-Центральный по вторникам в 13:43. Отправление из Ташкента по вторникам в 16:15 с прибытием по средам в Душанбе в 11:23. Маршрут поезда проходит через станции Ханака, Регар, Кудукли, Сарыасия, Денау, Кумкурган, Карши, Самарканд, Джизак, Гулистан.

    Кроме международного маршрута «Рохи охани Точикистон» («Таджикская железная дорога») обслуживает два внутренних маршрута: местные поезда № 602 Душанбе — Куляб (по средам и субботам; отпр. 8:00, приб. 15:40) и № 601 Куляб — Душанбе (по четвергам и воскресеньям; отпр. 8:20, приб. 15:32), а также ежедневные пригородные поезда № 6374 Пахтаабад — Душанбе (отпр. 4:42, приб. 7:03) и № 6373 Душанбе — Пахтаабад (отпр. 17:40, приб. 19:55).

    Сеть железных дорог ГУП «Таджикская железная дорога» протяжённостью 977,6 км состоит из двух изолированных сегментов: линии Куляб — Кургантюбе — Яван — Вахдат — Душанбе I — Пахтаабад с веткой Кургантюбе — Шаартуз и выходом от станции Пахтаабад на Термезское отделение ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и линии Спитамен — Истиклол (Согдийский участок) с веткой Канибадам — Исфара — Шураб и выходами от станции Истиклол на Ферганское отделение, а от станции Спитамен на Хавастское отделение ГАЖК «Узбекистон темир йуллари».

    При этом линия Вахдат — Яван открыта в 2016 году, что дало возможность запустить поезда местного сообщения: ныне действующий №№602 / 601 Душанбе — Куляб и отменённый впоследствии №№604 / 603 Душанбе — Шаартуз.

    На 2016 год инвентарный парк «Таджикской железной дороги» состоял из 2068 грузовых вагонов, 424 пассажирских вагонов и 54 тепловозов: все дороги в Таджикистане не электрифицированы, сообщает «Рохи охани Точикистон».

    До марта 2020 года из Таджикистана ходили в Россию пассажирские поезда №№ 319 / 320 Куляб — Москва, №№ 329 / 330 Душанбе — Москва и №№ 359 Худжанд — Москва. В сетевом графике железных дорог 2021 / 2022 гг. предусмотрена возможность возобновления их курсирования.

    С 23 июня возобновлено регулярное железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Россией, с 8 июня — между Киргизией и Россией, с 15 мая — между Узбекистаном и Казахстаном, а с 20 апреля — между Казахстаном и Россией.

    К северу от Крыма

    Прерванное с 2014 года пассажирское сообщение с регионами к северу от Крыма возобновлено с 1 июля вслед за грузовым, восстановленным с 8 июня. В июне официальными источниками Республики Крым было объявлено, что ежедневно назначаются три автобусных и два железнодорожных маршрута, которые проходят через Перекопский перешеек или залив Сиваш.

    Автобусы в экспрессном режиме будут отправляться два раза в день от автостанции «Курортная» в Симферополе по каждому из трёх направлений:

    • Симферополь — Херсон: отправление из Симферополя в 6:30 и 14:30, от автовокзала Херсона — в 6:30 и 14:30, стоимость проезда 1300 руб.;
    • Симферополь — Мелитополь: отправление из Симферополя в 8:00 и 14:00 от автовокзала Мелитополя — в 8:05 и 14:05, стоимость проезда 1300 руб.;
    • Симферополь — Бердянск: отправление из Симферополя в 8:00 и 14:00, из Бердянска — в 6:00 и 12:00, стоимость проезда 1800 руб.

    Продажа билетов открывается за 30 дней и заканчивается за два часа до отправления автобусов в рейс. Предварительная продажа открыта с 29 июня. Рейсы будут выполняться ГУП РК «Крымтроллейбус» на паритете с перевозчиками Херсона, Мелитополя и Бердянска.

    Пригородные поезда, рассчитанные на перевозку 200 пассажиров, анонсированы по направлениям Джанкой — Херсон и Джанкой — Мелитополь:

    • Джанкой — Херсон (отпр. 9:50);
    • Херсон — Джанкой (отпр. 19:05);
    • Джанкой — Мелитополь (отпр. 8:30);
    • Мелитополь — Джанкой (отпр. 16:05).

    Запланировано, что обслуживать маршруты будет ООО «Южная ППК». Покупка билетов будет доступна непосредственно в поезде у проводников за наличный расчёт, на официальном сайте перевозчика https://ug-ppk.ru/ и в мобильном приложении «В путь – билеты на электрички». Билеты на автобусы возможно приобрести на любой автостанции и автовокзале на территории Республики Крым, в том числе онлайн. Безопасность перевозок будет обеспечена силами Росгвардии, заверил Минтранс Крыма.

    1 июня Минтранс Крыма сообщил об успешном запуске автобусных маршрутов, не упомянув о судьбе железнодорожного сообщения. И это не случайно: вечером 30 июня телеграм-канал Главы Республики Крым уведомил, что запуск железнодорожного сообщения перенесён на неопределённое время из-за того, что вопросы безопасности перевозок пассажиров не завершены до конца, с обещанием представить актуализированную информацию о расписании движения поездов в течение 1 июля. При этом в адрес пассажиров, уже купивших билеты, были принесены извинения и обещания либо компенсировать деньги, либо сохранения актуальности билетов после корректировки расписания. По состоянию на 10:30 2 июля дополнительной информации о сроках начала работы железнодорожных маршрутов не поступило.

    Из Москвы — в Крым: дополнительные поезда вместо самолётов

    Тем временем, в условиях продолжающегося закрытия аэропорта Симферополь, компания «Гранд Сервис Экспресс» изыскала возможности назначить ещё дополнительные поезда, взяв в аренду дополнительные вагоны.

    С 4 июля по 1 октября назначены дополнительные поезда №№ 194 / 193 Москва — Симферополь, которые будут в Москве отправляться с Павелецкого вокзала.

    Отправление из Симферополя с 4 июля через день по чётным числам в 22:25 с прибытием через сутки на Павелецкий вокзал Москвы в 14:26. Отправление с Павелецкого вокзала с 7 июля через день по нечётным числам в 0:55 с прибытием на следующие сутки в Симферополь в 17:00. В пути предусмотрены остановки на станциях Ожерелье, Узуново, Павелец-Тульский, Топиллы, Милославское, Троекурово, Раненбург, Богоявленск, Мичуринск-Уральский, Грязи-Воронежские, Придача (Воронеж-Южный), Лиски, Россошь, Кутейниково, Миллерово, Каменская, Лихая, Зверево, Сулин, Шахтная, Новочеркасск, Ростов-Главный, Староминская-Тимашевская, Каневская, Брюховецкая, Тимашевская-1, Тамань-Пасс., Керчь Южная Новый парк, Семь Колодезей, Владиславовка, Джанкой.

    В состав поездов включены 14 купейных вагонов и один штабной, в котором для пассажиров предлагается 10 мест, в том числе одно купе для инвалидов-колясочников и сопровождающих.

    Стоимость проезда на поездах №№ 194 / 193 зафиксирована: билет для проезда на нижней полке стоит 9003 руб., на верхней полке — 8271 руб., сообщает компания «Гранд Сервис Экспресс».

    А 28 июня открылась продажа на двухгруппные поезда №№ 563 / 597 / 598 / 564 Москва — Симферополь, конечным пунктом которых в Москве стал Киевский вокзал. Они будут курсировать ежедневно с 1 июля по 2 октября. Составы отправляются с Киевского вокзала в 21:30 ежедневно с 1 июля по 29 сентября и через двое суток прибывают в Симферополь в 23:05. Обратный выезд из Симферополя в 13:35 с 4 июля по 2 сентября с прибытием в Москву спустя двое суток в 13:57.

    По пути предусмотрены остановки на станциях Тула-1-Курская, Орёл, Курск, Касторная-Курская, Воронеж-1, Лиски, Россошь, Кутейниково, Миллерово, Каменская, Лихая, Зверево, Первомайская (Ростов-на-Дону), Тимашевская-1, Тамань-Пасс., Керчь Южная Новый парк, Семь Колодезей, Владиславовка, Джанкой. На участке Москва — Тимашевская беспересадочная группа вагонов будут следовать в составе поездов №№ 563 / 564 Москва — Анапа.

    Ранее у назначавшихся из Москвы в Крым поездов в качестве конечного пункта выступал Казанский вокзал: эту же точку облюбовали и назначенные с конца июня поезда №№ 195 / 196 Москва — Керчь. Но ограниченная пропускная способность железных дорог южного направления заставила транспортников применить и более экзотические варианты.

    Виды транспорта: