В Орле отменён автобусный маршрут, заменявший пешеходам Красный мост

  • Павел Яблоков
    11 июля 2022 г. — 18:05
    281
    Иллюстрация: 

    автора

    Население региональных центров исчисляется сотнями тысяч жителей. А для перечёта количества мостов, соединяющих берега основных городских рек, обычно хватает пальцев одной или двух рук. Каждая водная переправа востребована, и её потеря заметно сказывается на удобстве горожан.

    В Орле, где проживают около 300 тыс. человек, продолжается ремонт старейшего моста через реку Оку — Красного. В этом году работы, которые продлятся на год дольше планируемого, продолжились с новым подрядчиком. Но и с ним не обошлось без эксцессов. На несколько дней жители и гости Орла лишились удобной связи с центром города из-за аварии, случившейся в ходе строительных работ. К счастью, в городе смогли найти выход из сложившейся ситуации: между берегами запустили временные автобусные рейсы, а новая пешеходная мостовая галерея открыта раньше срока.

    Ремонт Красного моста займёт на год больше планируемого

    Стальной двухпролётный Красный мост возведён в 1950 году на опорах Мариинского моста, действовавшего с 1879 года и разрушенного в 1943 году. С февраля прошлого года начата его поэтапная реконструкция, став самым масштабным объектом национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионе. Планировалось, что все работы стоимостью 1,416 млрд руб. завершатся к 22 ноября 2022 года, при этом мост будет расширен с 18 до 23,48 м, а трамвайные пути останутся на одном уровне с проезжей частью в её центре.

    Однако уже в апреле 2021 года работы, начатые подрядчиком (ООО «Ремспецмост»), были приостановлены из-за несоответствия проектного решения фактической ситуации. Осенью работы возобновились, однако из-за низких темпов МКУ «Управление капитального строительства г. Орла» (УКС) приняло решение расторгнуть контракт с «Ремспецмостом» в одностороннем порядке.

    Новый контракт заключили уже этой весной после корректировки проектной документации и повторного прохождения госэкспертизы. Новое решение позволит исключить из зоны работ арки Красного моста, перешедшие к нему по наследству от Мариинского моста: они являются объектом культурного наследия. Корректировку проекта завершили в конце прошлого года, а итоги электронного аукциона на выполнение реконструкции подвели 3 февраля. Работы, оцененные в 1,625 млрд руб., победитель тендера — ООО «Уваровская передвижная механизированная колонна №22» — решился выполнить за 1,528 млрд руб. Предприятие, созданное в 1933 году, участвовало в реконструкции Петровского моста через реку Воронеж в Липецке, моста через Дон в Данкове Липецкой области, а также занимается реконструкцией Демидовского моста в Туле, моста через Сосну в Ливнах Орловской области и строит путепровод в Саввинской Слободе (Московская область).

    Движение всех видов транспорта по Красному мосту прекращено с февраля 2021 года, однако для прохода пешеходов между Заводским и Железнодорожным районами города был оставлен пешеходный проход по тротуару с южной части моста. В ходе дальнейших работ пролёты моста над рекой планировалось заменить полностью, для чего готовилось строительство двух временных мостовых переходов: для коммуникаций с южной стороны моста и для пешеходов с северной стороны. Мост для пешеходов готовили к открытию ко Дню города, празднуемому ежегодно 5 августа.

    Первым с начала июля приступили к сооружению временного шестипролётного пешеходного моста шириной 3 м, опоры и пролёты для монтажа которого 50-тонным гусеничным краном подавали с Красного моста. 1 июля последние металлоконструкции для основы пешеходного моста были смонтированы, после чего строители приступили к монтажу лестничных сходов — в первую очередь, со стороны Железнодорожного района.

    Одновременно начали возводить временный коммуникационный мост для теплотрассы, силовых и слаботочных кабелей на время реконструкции Красного моста. По аналогии с временной пешеходной переправой, металлоконструкции для его основы решили подавать 50-тонным гусеничным краном с Красного моста, но с той разницей, что теперь под стрелой крана оказалась пешеходная галерея по южному тротуару моста, что потребовало особых мер предосторожности. Поэтому с 5 июля по 5 августа строители объявили двухчасовое ежедневное «окно» в межпиковое время с 10:00 до 12:00, когда тяжёлая техника могла бы работать в зоне пешеходной переправы без угроз для здоровья пешеходов.

    Кран поменял приоритеты

    Превентивные меры оказались ненапрасными. Уже на следующий день, 6 июля, во время ремонтного «окна» гусеничный кран опрокинулся, перекрыв своей стрелой действующий пешеходный переход по южному тротуару моста. При этом ни один человек, включая строителей, не пострадал.

    Красный мост. Фото автора

    Подрядчиком было принято оперативное решение не восстанавливать старую пешеходную часть, а бросить все силы на возведение новой временной пешеходной переправы с северной стороны моста, сдав её досрочно, не дожидаясь 5 августа.

    Для пешеходов со второй половины дня 6 июля запустили компенсационный автобусный маршрут без номера «Торговые ряды — ЦУМ» с бесплатным проездом. Автобусы ПАЗ-32054 и ПАЗ Vector перевозчика ИП Москаленко М. С. работали ежедневно с 6 до 23 часов с интервалом 15-20 минут без промежуточных остановок, пересекая Оку по соседнему мосту. Трасса временных рейсов прошла по ул. Фомина (обратно 4-й Курской ул. и ул. Пушкина), ул. 5 Августа, мосту Дружбы, ул. Гагарина и Гостиной ул. Расходы на обслуживание маршрута взял на себя подрядчик ООО «Уваровская ПМК-22».

    За считанные дни строители на временной пешеходной галерее завершили монтаж каркаса, обшивку из профлиста, доделали пандусы и кровлю, провели освещение и окрасили перила. Ежедневно на объекте трудилось более 60 человек: 16 ночью и 45 днем.

    К воскресенью 10 июля для поднятия упавшего 50-тонного гусеничного крана из соседнего региона доставили кран грузоподъёмностью более 300 тонн. С его помощью начались работы по снятию стрелы, а затем — и упавшего крана. Тем временем ещё один новый 100-тонный гусеничный кран продолжит работать с коммуникационным мостом.

    C 8:00 11 июля открыт проход для пешеходов через временный мост. Временный автобусный маршрут завершил работу 10 июля. Подрядчик ООО «Уваровская ПМК-22» закончил возведение временного моста раньше обещанного срока, сообщает сайт администрации Орла.

    Полное открытие моста запланировано к 30 ноября 2023 года. А в этом ноябре ожидается начало поставок металлоконструкций для замены основного тела моста. На время реконструкции Красного моста введены ограничения в движении по реке Оке. С 22 июня 2022 года по 1 декабря 2023 года на прилегающем к Красному мосту 300-метровом отрезке между домами 60/2 и 70 по набережной Дубровинского запрещено движение водных мотоциклов (гидроциклов), быстроходных маломерных судов (катеров и моторных лодок) и плавсредств всех типов, за исключением судов ГИМС и спасателей ГУ МЧС России по Орловской области.

    Следить за ходом реконструкции Красного моста все желающие могут самостоятельно — с середины июня запущена онлайн-трансляция, доступная в официальных аккаунтах в соцсетях и на сайте администрации Орла.

    Трамваи и троллейбусы: как дожить до открытия Красного моста?

    Красный мост играет важную роль в жизни городского электротранспорта Орла. Для трамваев это единственная переправа через Оку. Для троллейбуса — одна из двух. Поэтому длительное закрытие моста негативно сказывается как на маршрутной сети электротранспорта, так и на экономическом состоянии предприятия.

    Инфраструктура электротранспорта в Орле критично изношена. На многих участках контактная и кабельная сети не менялись с момента запуска троллейбусного движения по ним.

    Поэтому 12 мая трассы трёх из четырёх действующих троллейбусных маршрутов оперативно сократились. Комсомольская улица прекратила обслуживаться электротранспортом из-за выхода из строя контактной сети: на кабеле, ведущем к тяговой подстанции № 5, обнаружены многочисленные порывы и сожжённые участки. С 12 мая троллейбусные маршруты №№ 4, 6, 7 вместо Автовокзала были сокращены до Музея им. Тургенева с разворотом через ул. Тургенева и Брестскую ул. Месяц понадобился на то, чтобы троллейбусы вернулись в Заводской район: движение маршрутов по постоянным схемам возобновлено с 13 июня.

    Падение старого дерева осенью почти на неделю изменило трассу действовавшего тогда маршрута № 1: демонтаж старой опоры, монтаж новой и переустройство контактной сети с 20 по 25 ноября включительно заставило троллейбусы вместо санатория «Лесной» сократить свой маршрут лишь до железнодорожного вокзала.

    С закрытием на реконструкцию Красного моста выпуск трамвайных вагонов уменьшился с 22 до 12 единиц. На четыре троллейбусных направления выходит в будни порядка 25 машин. При таком небольшом выпуске электротранспорту трудно играть заметную роль в обслуживании городских маршрутов, на которых им противостоят более 300 автобусов. Такой баланс сил сохранится как минимум до конца 2023 года, когда истечёт срок действия контрактов на обслуживание автобусных маршрутов, заключённых с 1 июля 2021 года. Февральская мини-реформа троллейбусной сети, отменившая два из четырёх троллейбусных маршрутов и привнесшая два других взамен, ненамного увеличила пассажиропотоки и собираемую выручку, но использование изношенной инфраструктуры электротранспорта заметно ниже потребностей орловчан в перевозках.

    Этой весной на маршруты Орла выпустили пять из 10 полученных в конце прошлого года из Москвы троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард». Пополняется МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» и автобусами: они нужны, чтобы обслуживать временные маршруты №№ 1т, 3т, 4т, запущенные с февраля 2021 года в качестве замены трамвая, так и для нескольких постоянных направлений (№№ 15, 16, 48).

    В этом году МУП ТТП получило помощь в размере 108,1 млн руб. из городского и областного бюджетов для стабилизации финансового положения. Субсидия позволит муниципальному предприятию погасить задолженность по налогам и сборам в размере порядка 30 млн руб., расплатиться с долгами по лизингу автобусов за период с сентября 2021 года по апрель 2022 года в размере около 15 млн рублей, ликвидировать долг за потреблённую электроэнергию в размере порядка 42-47 млн рублей, а также рассчитаться с прочими кредиторами в размере около 14 млн рублей.

    Уже почти полтора года трамваи в работе можно увидеть только в Заводском районе Орла. На единственном действующем трамвайном маршруте № 3 «ТТП — Химмаш» работает не более 12 вагонов. Действует бесплатная пересадка на временный автобусный маршрут № 1т «Железнодорожный вокзал — Трамвайное депо». На правом берегу Оки действуют также заменяющие трамваи маршруты № 3т «ул. Пушкина — ЦУМ» и № 4т «Железнодорожный вокзал — Школа № 35».

    При этом износ путей, к тому же оставшихся уже почти на три года без заботы и внимания, наряду со старением техники и сокращением штата вагоновожатых делает затруднительным возвращение трамваев на работу в Железнодорожный район и в район Гостиного двора. Поэтому реконструкция путей предусмотрена при планируемой реконструкции трёх значимых городских улиц, где сейчас рельсы пустуют без вагонов: Карачевской, Гостиной и Пушкина.

    Неиспользуемые пути по Гостиной ул. упираются в стройплощадку Красного моста. Фото автора

    До 30 ноября этого года планируется выполнить проектно-изыскательские работы для их ремонта. Помимо традиционной замены асфальтового полотна, устройства пешеходных и велодорожек и облагораживания зелёной зоны ремонт включит в себя и замену трамвайных путей. В этом году приняты поправки в законодательство, позволяющие направлять средства дорожного фонда и на ремонт трамвайного полотна.

    В Барнауле из-за реконструкции путепровода на просп. Ленина сеть трамвайных и троллейбусных маршрутов тоже сокращена. Для того, чтобы наиболее эффективно использовать оставшиеся пути, с двух сторон перекрытого путепровода сооружены временные разворотные трамвайные кольца.

    Организации: