На маршруты страны в ближайший сезон должны выйти несколько десятков новых электросудов, теплоходов и катамаранов
Санкт-Петербург, обладающий крупнейшими в России трамвайными и троллейбусными сетями, обновляясь сам, помогает и другим городам. Очередные адресаты помощи — Татарстан и Орловская область.
Трёхсекционный низкопольный трамвай в ближайшее время отправится из Северной столицы в Казань.
Орёл в ближайшие недели готовится принять от Санкт-Петербурга ещё 15 троллейбусов в дополнение к пяти, полученным в прошлом году. При этом ещё не все переехавшие на новое место работы машины пока выехали на маршруты. Заметный вклад внесли экс-петербургские троллейбусы, переехавшие на новое место работы, в обновление троллейбусных парков Кирова и Вологды.
Тем временем, в самом Санкт-Петербурге от использования более массово поступавших моделей трамваев среднего возраста отказываться не намерены — их модернизируют, меняя внешность, «начинку», а иногда — и специализацию. В 2025 году планируется модернизировать 10 трамваев семейства ЛМ-99 (71-134).
Первая серийная модель низкопольного трамвая на постсоветском пространстве БКМ-84300М выпускалась с 2008 по 2014 годы. Всего было построено 29 вагонов. Наибольшее их количество — 20 — поступило в Казань в 2013-2014 годах в период проведения Универсиады 2013 года. Ещё пять вагонов остались в «родном» Минске, где работали в основном на пиковых перевозках. Один трамвай в счёт перспективного, но несостоявшегося сотрудничества, был поставлен в Киев. Также три вагона в 2012 году прибыли в Санкт-Петербург. В 2024 году они были отстранены от работы на фоне поступления более новых трёхсекционных вагонов, а также проблем с комплектующими — несмотря на номинально белорусское происхождение трамваев многие применявшиеся в комплектующие, включая тележки, тормозную систему, тяговые электродвигатели и шарнирное сочленение, произведены в Германии.
В Казани ситуация с трамвайным вагонным парком относительно благополучная. Большего внимания требует инфраструктура наземного городского электротранспорта, на которую требуется около 5-6 млрд руб. Как сообщила газета «Вечерняя Казань» со ссылкой на руководство МУП «Метроэлектротранс», новых трамваев в Казани не ожидается в ближайшие пять лет, так как именно столько времени ещё можно пользоваться самыми старыми вагонами предприятия. Тем не менее, четыре вагона уже долгое время нуждаются в ремонте, а с поставкой импортных запчастей.
В частности, в столице Татарстана по ряду причин из 20 полученных вагонов БКМ-84300М к началу 2025 года в строю осталось лишь 17: два сгорели в 2018 и 2019 годах, ещё один серьёзно пострадал в ДТП в 2021 году. Представители модели составляют почти пятую часть вагонного парка МУП «Метроэлектротранс» и являются третьей по численности серией: больше них в распоряжении «Метроэлектротранса» только вагонов серий 71-407-01 производства «Уралтрансмаша» и 71-623-02.02 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Поэтому увеличить количество ходовых трамваев в Татарстане решили с помощью поддержки, которую нашли у коллег в Санкт-Петербурге. Единственный оставшийся вагон модели БКМ-84300М транспортники двух городов договорились передислоцировать из Санкт-Петербурга в Казань. С использованием части узлов от отставленного от работы после ДТП трамвая вагон-переселенец окажется полностью комплектным и работоспособным.
27 января казанское МУП «Метроэлектротранс» объявило электронный аукцион на поставку услуг по перевозке трамвая с начальной ценой контракта 750 тыс. руб. Приём заявок ведётся до 4 февраля. Трёхсекционный трамвай будут перевозить двумя тралами, разделив вагон на две части: длина первой 11,2 м, второй 14,5 м. Грузовые автомобили должны перевезти груз из трамвайного парка № 5 СПб ГУП «Горэлетротранс» на Сердобольской улице в трамвайное депо МУП «Метроэлектротранс» на Сибирском тракте. Перевозку требуется выполнить в течение пяти дней с даты получения заявки заказчика. Победителя тендера планируют определить к 6 февраля.
Исчерпавший ресурс службы подвижной состав троллейбуса в Орле освежат также с помощью Санкт-Петербурга. Процесс уже начался в прошлом году во второй половине лета: с берегов Невы в верховье Оки переехали пять троллейбусов ВМЗ-5298 «Авангард» 2008-2011 годов выпуска. Однако на линию пока выехали только три из них. 11 сентября первая машина выехала на основной троллейбусный маршрут Орла № 1 «Автовокзал — санаторий Лесной», 30 октября туда же вышел второй троллейбус, а 21 ноября подвижной состав маршрута пополнил третий, и пока что последний запущенный в эксплуатацию. Но и это результат лучше, чем от полученной в своё время в 2018 году первой партии помощи из Москвы: из 13 машин до городских маршрутов добрались лишь три, при этом ни один из восьми сочленённых троллейбусов за ворота ТТУ так и не выехал вплоть до утилизации техники в 2022 году. Впрочем, и судьба 10 ВМЗ-5298.01 «Авангард», полученных Орлом в конце 2021 года, была тоже более удачной: в 2022 году на маршруты удалось вывести шесть из них.
Один из трёх экс-петербуржцев с большой вероятностью, работу на орловских маршрутах уже закончил: по данным «РИА 57», 29 декабря троллейбус загорелся во время движения. Серьёзно пострадала кабина транспортного средства.
В 2025 году Санкт-Петербург поделится с Орлом ещё 15 крепкими, но выводимыми из эксплуатации троллейбусами. Компанию-транспортировщика подарочной техники МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» начало искать ещё в конце прошлого года, объявив 26 декабря аукцион на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию при перевозках грузов автомобильным транспортом с начальной ценой 2,725 млн руб. Приём заявок вёлся до 16 января, а 21 числа того же месяца определился победитель.
Предметом грузовой перевозки между городами являются 15 троллейбусов модели 5298-0000010-01 (5298.01) «Авангард» производства вологодского завода «Транс-Альфа»: 11 — 2012 года выпуска, два — 2013 года и по одному — 2009 и 2011 годов выпуска, работавших в 1-м, 2-м и 6-м троллейбусных парках, а также в Совмещённом трамвайно-троллейбусном парке (СТТП).
Первую партию из трёх троллейбусов требуется доставить из троллейбусного парка № 6 «Горэлектротранса» на Аэродромной ул. в троллейбусное депо МУП «ТТУ» на Московском шоссе в Орле в течение пяти дней с момента подписания договора. Ещё 12 машин с территории СТТП требуется вывезти в Орёл в течение 20 дней после доставки первой партии машин. При необходимости заказчик оставляет за собой право уменьшить количество единиц троллейбусов из второй партии. 22 января победителем аукциона среди трёх участниковстало ООО «Силачъ», предложившее за выполнение перевозочных работ 2,376 млн руб.
Таким образом, к началу весны МУП «ТТП» сможет располагать 20 экс-петербургскими троллейбусами. Пока же в настоящее время количество троллейбусов, способных выходить на городские маршруты, сократилось до 11-12 машин.
Раздавая другим городам технику, бывшую в употреблении, в Северной столице не отказываются от эксплуатации массовых серий электротранспорта, имеющих ресурс для модернизации. Вторую жизнь в изменённом обличии, а то и функционале, получают трамвайные вагоны Санкт-Петербурга.
В октябре 2024 года СПб ГУП «Горэлектротранс» проведён аукцион с начальной ценой 441,77 млн руб. на выполнение работ по модернизации трамвайных вагонов модели ЛМ 99АВН (71-134АВ22Н, 71-134А «Соло», 71-134АВН). ООО «Группа компаний "Классика"» в ходе конкурсной процеурыполучило право заключения контракта стоимостью 437.356 млн руб.
В 2022 году аналогичным способом ООО «ГК "Классика"» по контрактам с «Горэлектротрансом» модернизировано семь вагонов, в 2023 году — 10, в 2024 году — 11 вагонов.
За год планируется обновить девять вагонов: на модернизацию одного трамвая придётся потратить около 45,6 млн руб. Работы должны продлить срок службы модернизированных вагонов не менее чем на восемь лет. Основные работы по модернизации подвижного состава подрядчик должен выполнять в Цехе капитального ремонта трамваев СПб ГУП «Горэлектротранс» на Московском просп. Ремонт будет производиться по заявкам заказчика, направляемым с даты заключения договора по 22 октября 2025 года. Срок выполнения работ по одной заявке — 65 календарных дней.
В ходе модернизации пневматическая и тормозная системы вагона должны быть заменены на электромеханические, заменено тяговое электрооборудование. Система управления трамвайным вагоном должна быть заменена на модули, управляемые по CAN-линиям. Приводы открывания/закрывания дверей надлежит заменить на комплекты электромеханических приводов дверей типа ЭПД 112.518, управляемые по CAN-линии с реализацией функции антизажима «по току и времени». Также заменят и створки служебных дверей с заменой на комплект типа PDVS-A-2222-PT-023. Внешнее освещение будет заменено на новое отечественного производства. Обновят на новые светодиодные светильники и освещение салона и кабины водителя. Модернизируют или заменят на новые элементы оборудование салона: отопители, каркасы сидений, сиденья пассажирские, поручни. Подлежат замене на новые также фронтальные отопители обдува ветрового стекла и ног водителя (замена на новый), песочницы (с энергоэффективной системой подачи песка), силовые кабели и кабели управления, кресло водителя, стеклоочистители и стеклоомыватели, дождевые отливы по контуру крыши над окнами салона.
В процессе выполнения работ по модернизации комплекта тележек подрядчик восстанавливает несущие конструкции рам тележек, и модернизирует отдельные узлы и элементы.
Результатом модернизации вагонов станет сокращение потерь времени на линии из-за технических неисправностей модернизированного оборудования, снижающее потери выручки и снижение затрат на ремонт подвижного состава, приобретение запасных частей, комплектующих и материалов при выполнении плановых регламентированных работ (ТО-1, ТО-2, ТР) по модернизированному оборудованию. Также уменьшится потребление электроэнергии на собственные нужды. Повысятся безопасность пассажиров при посадке-высадке, а также комфортности поездки пассажиров и работы персонала за счёт автоматизации части функций управления дверьми. Улучшится и внешний вид трамвайных вагонов.
Ещё один вагон модели ЛМ-99К (71-134К) перестанет быть пассажирским. В ходе работ по модернизации электрооборудования и тележек его переоборудуют в снегоочистительный вагон. Соответствующий аукцион с начальной ценой контракта 49,5 млн руб. СПб ГУП «Горэлектротранс» провело в декабре прошлого года. Из двух участников закупки победителем признано ООО «Петербургский электротранспортный завод» (ПЭТРЗ), предложившее 48,906 млн руб. за выполнение работ. Ранее ООО «ПЭТРЗ» уже сотрудничало с «Горэлектротрансом», выполняя работы по модернизации электрооборудования трамваев модели ЛВС-86К и трамвайных вагонов ЛМ-68М с замены системы управления, а также экстерьера и интерьера в ретро-стиле. Срок выполнения работ по контракту до 28 февраля 2026 года. Полученный в результате снегоочистительный вагон должен прослужить не менее 10 лет. Помимо общей модернизации узлов, на вагоне установят второй пантограф и оборудуют вторую водительскую кабину для двустороннего движения.
Схема откраски снегоочистительного вагона. Источник: аукционная документация на ЕИС Закупки
Ранее в 2018-2021 году уже 11 вагонов серии ЛМ-99К (71-134К) были переоборудованы в хозяйственные и используются для нужд Службы пути СПб ГУП «Горэлектротранс».
Трамваи серии ЛМ-99 различных модификаций выпускались на ныне прекратившем существование Петербургском трамвайно-механическом заводе (ПТМЗ) в 1999-2008 годах. Из 325 построенных вагонов более 230 приобретено для Санкт-Петербурга.
Киров в 2024 году в подарок к своему 650-летию получил из Санкт-Петербурга 10 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» 2018-2012 годов выпуска, получивших в городе бортовые номера с 648 по 657, сообщило издание «Источник онлайн». Два первых троллейбуса модели ВМЗ-5298.01 «Авангард» вышли на линию 30 октября на маршруты №№ 1 и 8. Остальные восемь машин запустили в работу в ноябре-декабре 2024 года. О передаче троллейбусов ранее договорились губернаторы Кировской области и Санкт-Петербурга.
В Вологде поступление в прошлом году 19 троллейбусов из Санкт-Петербурга позволило отправить в отставку все троллейбусы, ранее подаренные Правительством Москвы, а также возобновить маршрут № 1. 12 бывших петербургских машин уже работают на маршруте № 4, который, в отличии от «единицы», полностью оборудован контактной сетью.
Конечно, получать новые трамваи и троллейбусы регионам гораздо приятнее, чем пользоваться бывшей в употреблении техникой. Однако собственных средств на приобретение подвижного состава у многих городов и целых субъектов РФ нет. А параметры нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» остаются пока под завесой тайны. Хотя уже опубликованная в паспорте нацпроекта информация о заложенных объёмах финансирования обновления подвижного состава вызывает опасения насчёт возможности выполнения к 2030 году целевого показателя национальных целей развития — достижения уровня подвижного состава с нормативным сроком использования на отметке не менее 85%.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
На маршруты страны в ближайший сезон должны выйти несколько десятков новых электросудов, теплоходов и катамаранов
«Трансмашхолдинг» готовится к производству вагонов увеличенной вместимости, «ЖДЯ» разместило заказ в Беларуси
В двух столицах России в ближайший год планируют открыть шесть новых станций
Пассажирами изменения встречены без особого энтузиазма
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.