«Верхнепышминский трамвай» адаптируется к зиме за счёт неудобств для пассажиров

  • Павел Яблоков
    12 декабря 2022 г. — 19:25
    382
    Иллюстрация: 

    E1.RU (Владислав Лоншаков) / e1.ru

    На самой молодой трамвайной линии в стране продолжается донастройка её работы. Причём работы, которые должны повысить стабильность маршрута, соединяющего Екатеринбург и Верхнюю Пышму, выполняются за счёт отмены части рейсов.

    20 мая 2021 года Свердловская область, от имени которой выступило региональное Министерство транспорта и дорожного хозяйства, и ООО «Верхнепышминский трамвай» заключили Концессионное соглашение № 22 в отношении объектов транспорта общего пользования системы межмуниципального электрического наземного транспорта общего пользования — трамвайной линии «город Верхняя Пышма — город Екатеринбург» на срок 132 месяца (11 лет) с момента его  заключения.

    Регулярное движение трамваев по маршруту № 333 началось 31 августа 2022 года. Первая проверка местной погодой на прочность произошла ещё в конце сентября, когда первый снегопад привёл к обледенению контактной сети и приостановке движения на линии. 19 ноября обледенение контактной сети снова помешало движению трамваев, свидетельствует сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн».

    Не просчитанные заранее сложности, связанные с эксплуатацией трамвайной линии в зимний период, пришлось устранять уже в ходе самого проблемного сезона. Как сообщило представительство компании «Верхнепышминский трамвай» в соцсети ВКонтакте, с 12 по 31 декабря на маршруте № 333 проводится настройка контактной сети. По версии перевозчика, это позволит избежать обледенения и исключить обрывы, а также обеспечить бесперебойное движение трамвая на линии. В связи с выполняемыми работами, в рабочие дни с 10:00 до 14:00 движение трамваев осуществляться не будет. Оператор трамвайной линии рекомендует заранее планировать поездку и выбирать альтернативные способы передвижения.

    Согласно опубликованному перевозчиком расписанию, дневной перерыв в движении трамваев составит более четырёх часов: рейсов не будет между 9:44 и 14:02 от остановки «Трамвайное кольцо» в Верхней Пышме и между 9:39 и 13:53 от остановки «Фрезеровщиков» в Екатеринбурге. В остальное время вагоны продолжат движение по прежнему расписанию с интервалами 8-9 минут в часы пик и до 18 минут в остальное время: по рабочим дням с 5:55 до 22:56 из Верхней Пышмы и с 5:17 до 22:20 из Екатеринбурга (в выходные дни с 5:53 до 23:00 из Верхней Пышмы и с 5:17 до 22:24 из Екатеринбурга без дневного перерыва).

    Заранее не проработанные вопросы решаются в ущерб сервису для пассажиров. Естественный ночной перерыв в движении больше: между последним вечерним и первым утренним трамваями почти семь часов. В это время можно было бы выполнить работы за меньшее количество рабочих смен. При этом, хотя доплата за работу в ночное время приводит к дополнительным издержкам, бесперерывное движение в дневные рабочие часы позволяло бы трамвайному предприятию получать доход: как в виде платы от пассажиров за проезд, так и плату за выполненную транспортную работу от концедента. При этом декларированная цель «обеспечить бесперебойное движение трамвая на линии» с точки зрения пассажиров была бы выполнена заметно лучше, не бросая тень ненадёжности на достаточно молодой транспортный сервис.

    7 декабря ООО «Верхнепышминский трамвай» сообщило, что за три месяца работы вагонами было перевезено более 300 тыс. пассажиров, что означает пассажиропоток маршрута примерно 3300-3740 пассажиров в день, или 412-467 на один трамвайный вагон (16-18 пассажиров в среднем на один рейс). Это не очень высокие показатели работы транспортной системы, и момент, когда можно разбрасываться каждым пассажиром, внезапно делая расписание неудобным для его использования, у «Верхнепышминского трамвая» ещё явно не настал.

    1 сентября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на своей странице ВКонтакте сообщил: «Когда жители привыкнут к новому виду транспорта, то, по нашим подсчетам, на трамвае будут ездить по 11 тысяч пассажиров в сутки». Таким образом, целевой показатель пока не достигнут и на треть. И речь в данном случае идёт не о какой-то абстрактной недостижимой величине, которая могла бы случиться в малореальной ситуации, когда наполняемость каждого вагона была бы стопроцентной (155 человек) на каждом рейсе (без учёта сменяемости пассажиров во время движения): такой «потолок» даёт оценку в 32,2 тыс. пассажиров в сутки.

    Одним из факторов недостаточного пассажиропотока по маршруту является низкая скорость движения. На трассе трамвайной линии установлено немало светофорных объектов, ни на одном из которых ему не обеспечен приоритет движения. Единственным подспорьем, которое в ближайшее время всё-таки получит маршрут № 333, станет корректировка фаз таким образом, что максимальное ожидание некоторых из разрешающих сигналов станет меньше: в районе перекрёстка на Шефской ул. у ТЦ Castorama не более 60 секунд, а не 80, как ранее, а на просп. Космонавтов у Лебяжьего озера 22 секунды вместо 112, сообщает сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн» в интервью с главой регионального ЦОДД.

    Нежелание выполнять донастройку работы трамвайной сети в нерабочие часы маршрутов характерно и для других концессионных проектов. В прошлом году единственный запущенный на ту пору маршрут № 3 «Таганрогского трамвая» 10 рабочих дней с 11 по 15 и с 18 по 22 октября приостанавливал работу с 13 до 15 часов. Вдоль трассы устанавливали новые опоры и монтировали на них светильники, а специалисты-садовники обрезали ветки деревьев. Тогда в качестве выбора времени для «окон» указывалось, что ночью работающая рядом с домами техника мешала бы людям.

    С декабря в Верхнюю Пышму из Екатеринбурга можно добраться и по железной дороге. Правда, сделать это ещё сложнее, чем на трамвае: в день совершается только по пять пар рейсов, одна из которых в выходные дни — туристический поезд с распродаваемыми заранее билетами.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: