В Новокузнецке готовятся строить вторую троллейбусную сеть

  • Павел Яблоков
    27 января 2023 г. — 12:55
    1648
    Иллюстрация: 

    Википедия (Vyacheslav Bukharov) / ru.wikipedia.org

    Инфраструктура электротранспорта не обязательно должна быть единой сетью. Многое зависит от пассажиропотоков и экономической целесообразности. В Новокузнецке в ближайший год должна появиться новая троллейбусная сеть, которая физически не будет связана с существующими контактными и кабельными сетями «рогатых». В Новоильинском районе будут работать троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Провода они будут использовать для подзарядки аккумуляторных батарей без потери времени на стоянку. Проектирование линий электротранспорта начнётся в ближайшее время.

    26 января администрация Новокузнецка объявила электронный аукцион с начальной ценой 18,07 млн руб. на выполнение работ по разработке проектной документации с выполнением инженерных изысканий и прохождением государственной экспертизы в целях строительства объекта капитального строительства: «Троллейбусная линия от шоссе Бызовское по проспектам Запсибовцев, Авиаторов, Мира и ул. Косыгина и тяговая трансформаторная подстанция в Новоильинском районе города Новокузнецка». Приём заявок от претендентов ведётся до 3 февраля, а к 7 февраля планируется определить исполнителя контракта.

    Заказчиком работ выступило МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» (ЕЦОПП) Новокузнецкого городского округа. Источником финансирования работ выступает бюджет Новокузнецкого городского округа в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух».

    Улично-дорожная сеть по трасе будущей троллейбусной линии сформирована, и по ней уже выполняется движение маршрутных автобусов. Протяжённость проектируемого участка троллейбусной линии в Новоильинском районе составит 5,6 км. Односторонняя линия пройдёт от кольца на пересечении Бызовского шоссе, Ильинского шоссе и просп. Запсибовцев по Запсибовцев от Бызовского шоссе до ул. Косыгина (0,75 км), по ул. Косыгина до просп. Мира (1,1 км), просп. Мира (1,0 км), просп. Авиаторов до просп. Записбовцев (1,0 км), просп. Запсибовцев от просп. Авиаторов до Бызовского шоссе (1,7 км). Также проектом строительства троллейбусной линии предусматривается строительство уличного освещения по ул. Косыгина, реконструкция освещения по ул. Косыгина, а также реконструкция восьми остановочных пунктов общественного транспорта с учетом движения троллейбусов в соответствии с действующими нормами безопасности движения.

    Контактная сеть должна состоять из устройств и арматуры контактной сети из каталога ОАО «Невинномысский электромеханический завод». Для питания новой троллейбусной линии в зоне её прохождения должна быть построена новая тяговая подстанция. Все инженерные изыскания по проекту необходимо выполнить до 14 мая, а проектирование — до 30 июня этого года, чтобы до 31 августа пройти государственную экспедицию. Такой график работ позволит уже осенью объявить тендер на строительство троллейбусной линии и контактной сети.

    Новоильинский район Новокузнецка является самым молодым: лишь в 1998 году он выделен из состава Заводского района. удалён от центральной части города почти на 20 км. А проектируемый участок троллейбусной линии находится почти в 9 км от ближайшей к нему точки конечной остановки маршрутов №№ 1 и 5 «Ярославская» на ул. 40 лет ВЛКСМ в Заводском районе. Использование троллейбусов с увеличенным автономным ходом окажется дешевле строительства недостающего участка контактной сети: затраты на строительство контактной сети выросли бы более, чем в два раза, в то время как стоимость электробусов с динамической подзарядкой менее чем в полтора раза отличается от стоимости «классических» троллейбусов.

    Пробный троллейбусный маршрут № 1А «Октябрьский просп. — Роддом» с участок автономного на автономном ходу совершал поездки в Новоильинский район ещё летом 2019 года. На тот момент новокузнецкое МТТП располагало только двумя электробусами с динамической подзарядкой Тролза-5265.08 «Мегаполис». В будни один из них работал по щадящему графику только по рабочим дням в часы «пик» на экспериментальной линии. В Новоильинском районе его трасса проходила по Бызовскому шоссе и просп. Запсибовцев в обоих направлениях до перекрёстка с просп. Авиаторов. Однако недостаток техники с увеличенным автономным ходом на тот момент сделал нецелесообразным установление регулярного троллейбусного сообщения с северной окраиной города: полный оборот по маршруту совершался почти за 100 минут. Новая троллейбусная линия по сравнению с пробной трассой обеспечит больший охват района.

    6 января этого года исполнилось 45 лет со дня открытия троллейбусного движения в Новокузнецке. А с 1 января троллейбусный маршрут № 2 стал курсировать по двум трассам: помимо 13-го микрорайона, троллейбусы с увеличенным автономным ходом соединяют центр города с Городской больницей № 8.

    В этом году МТТП получит 19 троллейбусов модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» по проведённой в прошлом году закупке. Девять из них будут с увеличенным автономным ходом: их смогут использовать на маршруте № 2, а также для обслуживания маршрута в Новоильинском районе.11 «рогатых» планировалось доставить ещё к 12 декабря прошлого года, однако сроки сдвинулись из-за перестройки производственной программы российских и белорусских заводов. 12 декабря было заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту на поставку троллейбусов между Управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецка и ООО «МАЗ Грузовик». Размер авансового платежа по нему вырос с 57,5 до 83%. Сроки исполнения контракта по-прежнему ограничены 9 июня 2023 года. Предваряя начало поставки техники 25 января Уфимский трамвайно-троллейбусный завод опубликовал на своём сайте проморолик с троллейбусом для Новокузнецка. Все машины будут уже привычного для Новокузнецка красного (RAL 3028) цвета.

    Изолированный от основной троллейбусной сети города участок ранее появился весной 2021 года в Красноярске на ул. Матросова. С помощью него производится аварийная подзарядка троллейбусов единственного на правом берегу Енисея троллейбусного маршрута № 6 «Железнодорожный вокзал — Утиный плёс». Подобная практика встречается и у электробусов: в Москве несколько зарядных станций расположены на промежуточных остановках маршрутов, в том числе у станции метро «Петровско-Разумовская» на Дмитровском шоссе.

    В связи с особенностью городской застройки в Новокузнецке действует две трамвайные сети. Основную с пятью маршрутами обслуживают вагоны депо № 1 и депо № 3 МТТП города Новокузнецка. В этом году основная сеть расширится за счёт строительства разворотного кольца у железнодорожного вокзала: завершить его планируют к лету. Также действует изолированная линия маршрута № 10 в Заводском районе, обслуживаемая депо № 2.

    В Барнауле в этом году рассчитывают спроектировать и построить троллейбусную линию по Взлётной улице. А в Омске на Левобережье Иртыша будут строить контактную сеть для трёх новых маршрутов, для обслуживания которых местному электротранспорту вернут второе троллейбусное депо.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 12:47 09.02.2023
    6 февраля подведены итоги закупки. Среди четырёх участников победителем стало АО «Электротехническая компания Плутон», предложившее выполнить проектные работы за 13,6447 млн руб.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Организации: 
    Виды транспорта: