Самарское метро: продолжение строительства «Театральной» и обновления вагонов

  • Павел Яблоков
    5 апреля 2023 г. — 13:10
    1125
    Иллюстрация: 

    Сайт администрации г.о. Самара samadm.ru

    «Нестоличные» метрополитены редко закупают новый подвижной состав. Из работающих вагонов стараются выжать всё по максимуму. В Самаре ещё шесть вагонов готовятся продлить жизнь на 15 лет и в конце года снова выехать на единственную линию областного метрополитена. Сохранение вагонного парка особенно важно ввиду предстоящего открытия новой станции метро «Театральная», строительство которой продолжается в этом году. Метростроевцы готовятся к началу проходки перегонных тоннелей до действующей станции «Алабинская».

    Тоннели начнут строить весной

    Осенью 2021 года Самарская область получила инфраструктурный кредит размером 10,4 млрд руб. на развитие метрополитена, который позволит завершить строительство первой и единственной пока что линии в Самаре. Ожидается, что новый участок позволит улучшить перевозку 3,5 млн пассажиров в год из промышленных районов города в его центральную часть. Также постройка оборотных тупиков позволит снять существующие технологические ограничения и обеспечить возможность сокращение интервала движения до пяти минут. Строительство планируется завершить в конце 2024 года.

    В конце марта в Самаре на Галактионовской ул. завершился монтаж 88-метрового тоннелепроходческого комплекса, который должен будет проложить тоннель из исторического центра города к площадке метростроя в районе улиц Полевой и Ново-Садовой. Ранее из территории будущего станционного комплекса был вынесен магистральный водовод.

    В направлении станции «Алабинская» ему предстоит пройти 1570 метров. Также в зоне метростроя на Галактионовской идёт монтаж башенного крана грузоподъемностью 20 тонн для отгрузки грунта из котлована, куда его будут доставлять платформами из строящегося тоннеля.

    С учётом геологических особенностей прохождения линии в центральной части Самары вблизи объектов культурного наследия расчётная максимальная скорость работы тоннелепроходческого механизированного комплекса будет меньше предусмотренной его техническими возможностями. Он может разгоняться, проходя за месяц до 500 метров, но в Самаре проходка составит порядка 200-250 метров в месяц, сообщила администрация Самары.

    В другой зоне метростроя в районе улиц Полевой и Ново-Садовой конструктив и крепления котлована готовы. Уже вскрыт торец с тоннелем, ранее построенным тоннелем во времена возведения станции «Алабинская»). К середине апреля метростроителям поставлена задача полностью подготовить котлован к приёмке элементов второго тоннелепроходчика и его монтажу. Основную часть проходческих работ планируется завершить в этом году.

    Трамваи подвинули ради стройки метро

    В январе прошлого года одна из трамвайных линий Самары уже закрылась на три года, попав в зону строительства продолжения линии метро. В этом году во временную жертву стройке метро пришлось принести ещё одну линию. 23-25 февраля этого года трамвайные пути на пересечении Красноармейской и Галактионовской улиц перенесли из зоны будущего строительства. Трамвайные пути в районе перекрёстка с середины проезжей части сместили на несколько метров ближе к тротуару. На три дня трамваи полностью покинули маршруты, следующие к Чапаевской ул. и ул. Фрунзе. Но и далее одна из двух параллельных линий как минимум полгода будет бездействовать.

    Как сообщило МП «ТТУ», с 26 февраля по 31 августа 2023 года включительно закрыто движение трамваев по Красноармейской от Галактионовской ул. до ул. Фрунзе и по ул. Фрунзе от Красноармейской ул. до ул. Венцека в оба направления. Маршруты трамваев изменены:

    • № 3 «Юнгородок — Чапаевская ул.», № 15 «ул. Тухачевского — Чапаевская ул.», № 16 «ул. Тухачевского — Чапаевская ул.», № 20 «ул. Фадеева — Чапаевская ул.», № 20к «ул. Фадеева — Чапаевская ул.» в обоих направлениях вместо Красноармейской ул. и ул. Фрунзе следуют через Галактионовскую ул. и ул. Венцека;
    • № 22 «15-й микрорайон — ул. Фрунзе» вместо кольца по Галактионовской ул., ул. Венцека, ул. Фрунзе и Красноармейской ул. направлен в обоих направлениях по Галактионовской ул. и ул. Венцека, далее кольцом по ул. Фрунзе, Пионерской ул. и Чапаевской ул. до Чапаевской ул.

    После завершения строительства станции метро «Театральная» все трамвайные пути восстановят в прежних границах, обещает администрация Самары.

    Обновление вагонов продолжается

    28 из 50 вагонов Самарского метрополитена работают в нём с самого открытия в 1987 году. Срок их службы истёк. Но на железных дорогах подвижному составу даётся «последний шанс» — капитально-восстановительный ремонт с продлением срока службы (КВР). Менее затратная, чем покупка новой техники, процедура, позволяет ещё 10-15 лет эксплуатировать старый подвижной состав.

    30 марта Департамент финансов администрации городского округа Самара объявил электронный аукцион на выполнение работ по капитально-восстановительному ремонту вагонов метрополитена с продлением срока службы с начальной ценой 309,913 млн руб. Приём заявок ведётся до 17 апреля, а к 19 апреля планируют подвести итоги закупки. Будущий подрядчик должен продлить жизнь шести вагонам метро 1987 года выпуска, чей срок эксплуатации истёк в прошлом году.

    Работы по модернизации вагонов необходимо выполнить за полгода, с 10 мая по 31 октября 2023 года. На завод отправят два головных вагона модели 81-717.0 с заводскими номерами 0106 и 0113, а также четыре промежуточных вагона модели 81-714.0 с заводскими номерами 0409, 0411, 0421 и 0422. Практически все они за свою долгую жизнь «накатали» более 2,6 млн км.

    Модернизация вагонов и получение соответствующих документов позволят продлить срок жизни вагонов ещё на 15 лет. Многие узлы будут заменены на более современные, применявшиеся в более поздних модификациях 81-717.5М и 81-714.5М. Средняя стоимость обновления одного вагона 51,65 млн руб.

    Нынешняя партия вагонов станет уже пятой, отправляемой на КВР. Начиная с 2020 года эту процедуру прошло 22 вагона. Традиционно в роли исполнителей контрактов для МП «Самарский метрополитен им. А.А. Росовского» выступает АО «Метровагонмаш», производившее в своё время вагоны серий 81-717/714 для всех метрополитенов Советского Союза и некоторых других стран. Его Санкт-Петербургский филиал теперь занимается ремонтом вагонов.

    В декабре 2020 года с завода в Самару вернулись шесть первых вагонов (два модели 81-717.0 и четыре 81-714.0), стоимость работ составила 152,76 млн руб. Следующая шестёрка была обновлена за 163,847 млн руб., но в составе партии, принятой метрополитеном в ноябре 2021 года, были четыре вагона 81-717.0 и два 81-714.0. Также в ноябре 2021 года завершился КВР пяти вагонов стоимостью 159,074 млн руб. — трёх 81-717.0 и двух 81-714.0. А в октябре 2022 года в Самару вернулись пять вагонов четвёртой партии: три 81-717.0 и два 81.714.0. В 2020 году в Самарский метрополитен поступил первый и пока единственный с начала XXI века новый четырёхвагонный поезд из вагонов модели 81-717.6/714.6.

    Всего в этом году планируют отправить на капремонт до 10 вагонов, в 2024 году — до 12 вагонов, чтобы к открытию «Театральной» почти весь подвижной состав самарского метро, кроме двух вагонов постройки 1992 года, уже был обновлённым. Отправляемая в мае на ремонт партия вагонов уже позволит преодолеть психологическую отметку: количество обновлённых старых вагонов превысит половину.

    Отправлять составы в длительную командировку самарцы могут себе позволить. Сейчас на линии в часы пик работают 20 вагонов (пять составов), а в межпиковое время — четыре состава. Остальные вагоны периодически отправляют на обслуживание, включая планово-предупредительные ремонтные работы. По прогнозам экспертов, с появлением новой станции Самарское метро станет более востребованным, пассажиропоток вырастет минимум на 15%. Муниципальное предприятие при необходимости готовится обеспечить сокращение интервала движения поездов до 7-8 минут вместо нынешних 10 в часы пик и 12,5 в остальное время (после 22 часов до закрытия движения и утром до 7 утра интервалы ещё выше). Для обслуживания дополнительных составов этой весной в учебном центре предприятия начнётся подготовка новой группы машинистов, которые затем будут трудиться и на новом участке ветки., сообщает сайт администрации Самары.

    Полное время проезда между станциями «Юнгородок» и «Алабинская» сейчас занимает 22 минуты. С открытием «Театральной» маршрут поездов Самарского метро станет занимать около 25,5 минут.

    В этом году в Самаре впервые за несколько лет должен частично обновиться трамвайный парк: в лизинг приобретено 12 низкопольных трамваев белорусского производства.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: