Прежние методы не работают: без финансирования автобусные рейсы в регионах сокращают

  • Дарья Гербер
    8 ноября 2023 г. — 12:10
    368
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал Министерства транспорта Алтайского края

    Отсутствие заказа городами и регионами транспортной работы с её полной справедливой оплатой способно провоцировать критические ситуации в сфере общественного транспорта. В Северной Осетии — Алании уже начали преобразования: запуск в эксплуатацию нового подвижного состава, закупаемого при помощи федеральной поддержки,  обеспечивают по параллельным субсидируемым маршрутам, дублируя перевозчиков, не готовых работать по новым правилам. Однако пока не везде общественный транспорт доходит до населённых пунктов. Параллельно во Владикавказе присутствует проблема невыпуска всех новых трамваев на линии. Причины — в нехватке вагоновожатых и недостаточных темпах обновления инфраструктуры на фоне недостаточного финансирования.

    В Татарстане частные перевозчики готовятся отказаться от обслуживания льготных категорий пассажиров ввиду отсутствия индексации тарифов и неполного субсидирования. В Алтайском крае прекратилось обслуживание одного из пригородных автобусных маршрутов: перевозчик не выдержал конкуренции с «попутчиками», использующими легковые автомобили.

    В Северной Осетии — Алании — проблемы с автобусным и трамвайным сообщением

    Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания сообщил, что состоялось совещание, на котором затронули вопрос транспортного обслуживания жителей Пригородного района. В частности, принят документ транспортного планирования «Комплексные схемы транспортного обслуживания населения общественным транспортом КСОТ».

    Пригородный район с трёх сторон полукольцом окружает столицу республики — город Владикавказ. Маршрутная сеть Пригородного района состоит из 22 межмуниципальных маршрутов. При обследовании пассажиропотока и транспортных потоков, которые проводил «Санкт-Петербургский институт транспортных систем», выявлено, что общественный транспорт доходит не во все населённые пункты. Согласно документам транспортного планирования, принятым в начале 2023 года, маршрутная сеть будет состоять из 28 межмуниципальных маршрутов. По всем трассам, на которых работают частные перевозчики, параллельно появится государственный транспорт на новых машинах, так как у пассажира должен быть выбор.

    В 2022 году республика приобрела 85 единиц пассажирского транспорта, в том числе 58 единиц для работы на межмуниципальных и 27 единиц для работы на межрегиональных маршрутах. Среди закупок — 40 автобусов марки «Вектор NEXT» в лизинг для работы на межмуниципальных маршрутах.

    До конца года благодаря специальным казначейским кредитам (СКК) будет закуплено ещё 10 автобусов среднего класса марки SIMAZ на 100 млн рублей. По сведениям портала REGION15.RU, Северная Осетия участвует в инвестпроекте ГТЛК «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг». До конца февраля 2024 года это позволит получить 57 автобусов среднего класса для работы на 45 социально значимых маршрутах. Также республика получила СКК в размере 300 млн рублей на покупку 32 автобусов среднего класса для Владикавказа, а ранее город закупил 28 машин для муниципальных перевозок.

    Всего система общественных перевозок Северной Осетии представлена 156 муниципальными, межмуниципальными и межрегиональными маршрутами. Из 66 межмуниципальных маршрутов 45 — социально значимые и субсидируемые из республиканского бюджета.

    Отмечено, что на 20 маршрутах, которые обслуживают частные перевозчики, курсируют автобусы малого класса марки «Газель» сроком эксплуатации более 10 лет. Чтобы улучшить качество транспортного обслуживания, в 2023 году организовано шесть параллельных маршрутов.

    Профильный комитет провёл конкурс на право обслуживания десяти межмуниципальных маршрутов. В первое время планируется привлечение транспорта малого класса. По мере поступления новых машин среднего класса появятся параллельные маршруты, а водители привлечённого транспорта смогут пересесть на автобусы большей вместимости и работать по параллельным маршрутам.

    Обновление автопарка коснулось всех 11 межрегиональных направлений. Однако система организации общественных перевозок по-прежнему нуждается в преобразовании. Речь об улучшении качества услуг. Допуск к конкурсным процедурам получат только те компании, у которых есть лицензии, свой транспорт и базы. В противном случае местных перевозчиков могут вытеснить компании из других регионов.

    Параллельно в Северной Осетии существует ещё одна транспортная проблема. Как отметила ГТРК «Алания», «Владтрамвай» Владикавказа выпускает на линию 15 новых трамваев из 28 полученных. Одна из причин — нехватка кадров. Для решения муниципальное предприятие открыло набор на обучение сотрудников. Будущие вагоновожатые должны освоить теорию за полгода и отработать 100 часов практики. Стипендия и общежитие предусмотрены.

    Ещё один фактор — старая инфраструктура. Подстанции, контактные сети и трамвайные пути нуждаются в ремонте. Многие линейные автоматы вышли из строя, например, на участке ОЗАТЭ. Новое оборудование стоит около 12 млн рублей, и такими средствами бюджет не располагает.

    Работы по замене рельсов на многих участках ждали почти 60 лет. В 2022 году были заменены десятки километров трамвайных путей. Проблемные участки, среди которых проспект Коста, улицы Гаппо Баева, Маркова и Чапаева восстановили. Но сложные участки остаются. Например, на улице Николаева рельсы практически полностью изношены. Из 59 километров путей капитально отремонтированы 19 — это порядка 30%. В свою очередь, тяговые подстанции переданы в республиканскую собственность: их ремонт будет вестись по инвестиционной программе предприятия «Алания Электросеть».

    В Татарстане не индексируют тариф, что «убивает» частных перевозчиков

    Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие (ЗПАТП) обозначило, что «в случае отсутствия согласования с перевозчиком размера компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот, перевозчик не обременён обязанностью в предоставлении льгот на проезд». По сведениям источника, соответствующее разъяснение поступило от Министерства транспорта Российской Федерации.

    Газета «Вечерняя Казань» обозначила, что упущенная выгода ЗПАТП только за месяц 2023 года составила 1 млн 28 тыс 460 рублей. А чистый убыток — 39 479 рублей. Всё рассчитывалось исходя из данных о 68 564 перевезённых пассажиров и вырученных с проездных 54 260 рублей. Также в расчёте учитывались 14 780 рублей, которые перевозчик получил от властей в качестве компенсации. Просьба пересмотреть тарифы по льготникам отправлялась во все инстанции, однако исполком, Минтранс и Кабмин Татарстана по части принятия решения указывают друг на друга.

    При этом, по данным системы «Контур.Фокус», чистая прибыль ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» составила 15,4 млн рублей по итогам 2022 года, а казанское МУП «ПАТП № 2» за тот же период показало 139,7 млн чистого убытка.

    ПАТП обслуживает льготников по сниженной цене благодаря проездному — эта цена делится на количество поездок и так составляется её средняя сумма. По закону она не может превышать 20 рублей. Если льготный проездной стоит 581 рубль, а его владелец совершил 29 поездок в месяц, средняя стоимость проезда составит 19,78 рубля. Недостающие 22 копейки до заветных 20 рублей компенсируют власти.

    В 2024 году проездной для льготников будет стоить 605 рублей. Тогда при тех же 29 поездках в месяц перевозчик окажется в положении, когда он сам будет вынужден доплачивать за льготника, поскольку средняя сумма поездки будет уже 20,86 рубля. Соответственно, перевозчики выступают за поднятие 20-рублёвого потолка. Причём пятый год подряд. По мнению группы компаний зеленодольских ПАТП, потолок должен расшириться до 35 рублей, иначе автотранспортное предприятие перестанет обслуживать льготников: пенсионеры, ветераны ВОВ и инвалиды будут оплачивать проезд по обычной стоимости.

    Больше всего потолок бьёт по частным ПАТП, так как государственные автотранспортные предприятия могут обновить свой парк на бюджетные средства, а частники вынуждены покупать новые автобусы самостоятельно.

    В своём Telegram-канале ЗПАТП продолжает разъяснять сложившуюся ситуацию с выполнением пассажирских перевозок. Так, тарифы на некоторых маршрутах с 1 ноября повысились из-за того, что стоимость автобусов за относительно короткий промежуток времени выросла из-за роста курса доллара и юаня на всём рынке независимо от марки автобуса. 4 ноября перевозчик привёл и конкретные примеры: если 26 июня автобусы марки King Long стоили 9,9 млн руб., то сейчас цена увеличилась до 14,7 млн руб. (рост за четыре месяца в 1,5 раза). Отечественный автобус марки Лотос, собираемый по соседству с Зеленодольском в Набережных Челнах в сентябре 2023 года стоил 12,99 млн руб., но уже 1 октября его стоимость составила 15,97 млн руб.

    При этом увеличение стоимости автобусов — не единственная проблема. Рост наблюдается в ценах на топливо, запчасти и многое другое, в том числе увеличение в два раза госпошлины в рамках утилизационного сбора за зарубежные автобусы. В связи со сложившейся ситуацией перевозчик видит вполне обоснованным шагом отменить предоставление льгот, за которые ему не возмещают убытки из бюджета

    На предупреждение ЗПАТП отказаться от обслуживания льготников исполком Зеленодольска ответил, что обратился к руководству Татарстана с предложением утвердить новые показатели в размере 30 рублей для внутригородских маршрутов. Однако в пресс-службе раиса Татарстана отметили, что за тарифы отвечают Кабмин и министерство транспорта. В свою очередь, в Минтрансе республики заявили, что соответствующий вопросы курирует Госкомитет Татарстана по тарифам, а решение о регулировании тарифов принимает орган местного самоуправления.

    Вместе с тем Минтранс отметил, что решение вопроса будет обсуждаться на большом собрании после получения новых автобусов городом, вероятно, ближе к Новому году.

    В Алтайском крае прекращены перевозки по маршруту № 166

    В не самом дальнем углу Алтайского края не могут найти перевозчика на единственный маршрут, обслуживающий возникшее ещё в XVIII село с почти тысячей жителей. Министерство транспорта Алтайского края проинформировало, что в июле 2023 года от перевозчика ИП Миняевой В. И., работающего на маршруте № 166 «Жилино — Новоалтайск» поступило заявление о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту. Причина — резкое снижение пассажиропотока, вызванное популяризацией в селе Жилино услуг «попутчиков» с использованием легковых автомобилей, устанавливающих цену за проезд ниже стоимости билета в автобусе. Перевозчик выполнил свои обязательства и отработал на маршруте 90 дней с момента уведомления о прекращении, то есть до 30 сентября 2023 года.

    Чтобы определить нового перевозчика, Минтранс Алтайского края дважды проводил открытый конкурс по данному маршруту, но они не состоялись в связи с отсутствием заявок.

    Параллельно в Минтранс Алтайского края поступают обращения по вопросу возобновления автобусного движения. Ведомство работает с перевозчиками, осуществляющими пригородные пассажирские перевозки в Барнауле. Например, один из перевозчиков встретился с главой администрации Жилинского сельского совета по вопросу возобновления перевозок по маршруту № 166. Для принятия решения перевозчик проводит финансово-экономический анализ и оценку рентабельности работы. Ситуация находится на контроле Министерства транспорта Алтайского края, не спешащего, однако, переводить маршрутную сеть региона на регулируемые тарифы. Очередной открытый конкурс объявлен 8 ноября 2023 года. С учётом проведения конкурсных процедур, даже при благоприятном варианте развития событий автобусы в Жилино смогут доехать только в следующем году: вскрытие конвертов намечено на 12 декабря. а подведение итогов на 22 декабря. Протяжённость маршрута № 166 — 30 км, из которых около 14 км — уникальный участок. От Барнаула Жилино отделяет чуть более 40 км.

    Не получающая достаточного количества средств для развития отрасль испытывает отток профессиональных кадров. Ранее в разных регионах поделились способами борьбы с дефицитом водителей автобусов.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)