Трамваи: дебют «Полариса» в Петербурге и продолжение обновления парка Новосибирска

  • Павел Яблоков
    12 февраля 2025 г. — 17:20
    48
    Иллюстрация: 

    Крупные города страны продолжают обновлять подвижной состав городского электротранспорта. Санкт-Петербург первым в мире начал эксплуатировать с пассажирами новую модель трёхсекционного низкопольного трамвая модели 71-638-02 «Поларис» производства УКВЗ.

    В Новосибирске продолжат обновлять трамвайные депо односекционными вагонами: окончательную сборку трамваев с новыми кузовами будут производить в городе. Однако пока планы на 2025 год оказались более чем в два раза скромнее прошлогоднего заказа.

    Новосибирск

    В Новосибирске, где продолжает работу совместное российско-белорусское предприятие «БКМ-Сибирь», объявили старт очередного сезона модернизации трамвайных вагонов с минимальным использованием старых узлов.

    В прошлом году с использованием новых кузовов первой комплектности модели Т701 было заказано обновление 20 вагонов. 14 из них были приняты в прошлом году. Доукомплектование и выход на линию ещё шести трамваев с полученными в 2024 году кузовами перешли на 2025 год.

    7 февраля МКП «Горэлектротранспорт» объявило электронный аукцион на выполнение работ по проведению модернизации трамвайных вагонов моделей 71-605, 71-608, 71-619 и ЛМ-99 различных модификаций с начальной ценой контракта 450 млн руб. Приём заявок ведётся до 25 февраля, а на 26 февраля намечено подведение итогов закупки.

    В прошлом году начальная цена модернизации одного вагона составляла 45,03 млн руб., а общий объём заказа составил 20 вагонов. В этот раз модернизации планируется подвергнуть лишь девять вагонов (по 50 млн руб. каждый). Работы необходимо выполнить не позднее 30 декабря 2025 года.

    В соответствии с техзаданием подрядчик должен использовать новый полунизкопольный кузов с не менее чем тремя дверьми выносного-сдвижного типа. Возле средней двери следует установить откидную аппарель для посадки-высадки пассажиров с ограниченными возможностями. Также в зоне низкого пола нужна площадка для инвалидной коляски. В салоне должно быть не менее 28 сидений, шесть блоков электрообогревателей, система видеонаблюдения, система кондиционирования для кабины водителя и для салона, износостойкий линолеум с антискользящим эффектом, а снаружи предполагается покраска в красный и чёрный глянцевый цвета. Всем этим требованиям соответствуют кузова модели Т701, производимые BKM Holding на заводе в Минске, и устанавливаемые на капитально отремонтированные ходовые части от старых трамваев уже в Новосибирске.

    Кузов трамвая модели Т701. Источник: Telegram-канал мэра Новосибирска Максима Кудрявцева

    Срок выполнения работ по модернизации одного трамвайного вагона — 60 календарных дней с даты передачи вагона При модернизации вагонов с них утилизируются старые кузова с остеклением, контакторные панели, контроллеры водителя, групповые реостатные контроллер и тяговые двигатели постоянного тока.

    Ранее планировалось, что с 2024 года на ежегодную модернизацию в Новосибирске по проекту Т701 будут направляться по 20 вагонов на условиях софинансирования из городского и областного бюджетов. Однако показатели 2025 года пока более чем вдвое скромнее, при этом производственные планы уже расписаны на весь год вперёд.

    За восемь лет в 2017-2024 годах в Новосибирске по проекту 62103 с использованием кузовов с высоким уровнем пола с помощью предприятия «БКМ-Сибирь» модернизировали 52 трамвая.

    Санкт-Петербург

    11 февраля в Санкт-Петербурге на маршруте № 55 начал работу с пассажирами первый из четырёх заказанных местным «Горэлектротрансом» трёхсекционный трамвай двустороннего движения модели 71-638-02 «Поларис» производства Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ), входящего в госкорпорацию «Роскосмос».

    Своё имя модель, разработанная в 2024 году, получила в честь полярной звезды. Летом технические параметры новой модели были представлены на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге. А 11 октября прошлого года трамвайные вагоны модели 71-638-02 производства УКВЗ включены в Реестр российской промышленной продукции (РРПП).

    В каждом вагоне модели «Поларис» длиной 28,15 метров предусмотрено 10 пассажирских дверей (по пять по левому и правому бортам). В салонах установлено 46 мест для сидения, а общая максимальная расчётная заполняемость составляет 288 пассажиров. Вагоны способны проходить кривые радиусом от 16 метров. Трамваи оснащены системой активной безопасности и помощи водителю на базе отечественных ИИ-разработок.

    Эксплуатировать все «Поларисы» будет трамвайный парк № 5, который в 2023 году получил 14 вагонов модели 71-628-02 — односекционных близких родственников новых трамваев. Размещение трамваев УКВЗ в одном парке позволит оптимизировать их обслуживание и ремонт.

    Контракт на поставку четырёх вагонов модели 71-638-02 «Поларис» заключён между УКВЗ и «Горэлектротрансом» 20 декабря 2024 года. В 2024 году закупка трёхсекционных двусторонних вагонов для Санкт-Петербурга объявлялась четырежды, из-за чего определение поставщика задержалось на несколько месяцев, а завершение поставки перешло на 2025 год. В конце прошлого года в Северную столицу был доставлен первый вагон, который после наладки и испытаний в феврале приступил к работе с пассажирами. В конце января в Петербург поступил второй вагон.

    Контракт с Санкт-Петербургом — первая и пока единственная сделка, заключённая УКВЗ на поставку новой модели трамвая.

    В 2024 году российские трамвайные депо получили 500 новых трамвайных вагонов, что стало рекордным показателем за последние 15 лет.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: