В транспорте — без кондукторов: опыт Перми, Новосибирска, Рыбинска и Пскова

  • Полина Лемешева
    25 мая 2022 г. — 15:59
    510
    Иллюстрация: 

    Информационный портал AKKET / akket.com

    Присутствие кондукторов в общественном транспорте — привычная система, которая, тем не менее, постепенно уходит в прошлое: установка современных валидаторов позволяет транспортным предприятиям существенно экономить, сокращая штат. Десятки сотрудников могут быть заменены несколькими контролёрами, проверяющими у пассажиров билеты, и выписывающими штрафы тем, кто пытается проехать «зайцем». Такая система гораздо выгоднее: на зарплаты контролёров уходят в разы меньшие суммы, к тому же появляется возможность поднимать оклады. Объёмы выручки при этом, в целом, сохраняются, так как пассажиры, готовясь к неожиданным проверкам, не рискуют пользоваться общественным транспортом без покупки билетов. Но даже снижение выручки из-за возможного увеличения поголовья  «зайцев» нивелируется снижением расходов на её сбор.

    В разных городах страны процесс отказа от кондукторов находится на различных стадиях. Если в Москве о кондукторах забыли ещё в «нулевые», то в Рыбинске Ярославской области и Пскове лишь недавно начали тестирование бескондукторной системы оплаты проезда, Новосибирск продвинулся дальше, и полностью отказывается от работы кондукторов в общественном транспорте, параллельно  увеличивая размер штрафов за безбилетный проезд. А в Перми начатый в январе этого года переход на бескондукторную систему оплаты проезда на время приостановлен в связи со сложной экономической ситуацией.

    В Пскове началось тестирование бескондукторной системы оплаты проезда

    23 мая в Пскове началось тестирование бескондукторной системы оплаты проезда. В качестве эксперимента без участия кондукторов стали работать два автобуса, курсирующие по маршрутам № 16 и № 23, обслуживаемым ГП ПО «Псковпассжиравтотранс». Продолжительность испытания нового порядка работы составит два месяца. По окончании этого периода данные, собранные в ходе работы, будут проанализированы, что позволит сделать дальнейшие выводы о расширении новой модели на остальные маршруты города.

    Эксперимент реализуется на базе транспортной системы «Электронный проездной», принадлежащей ЗАО «Золотая Корона». Данная система используется в пассажирском транспорте Пскова и Псковской области уже третий год. Для того, чтобы оплатить проезд, пассажиру будет достаточно приложить к терминалу в салоне транспортного средства карту или мобильное устройство. Также сохранится возможность приобрести билет за наличные средства: для этого вместо кондуктора пассажиру нужно будет обратиться к водителю автобуса.

    Терминалы можно найти на поручнях в салонах автобусов. Кроме транспортных и банковских карт терминалы умеют считывать данные с мобильных устройств, поддерживающих бесконтактную оплату по технологии NFC. Но с тех пор, как в России ограничили авторизацию платежей по картам платёжных систем Visa и Mastercard, прекратили работу сервисы токенизации этих карт в кошельках Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, Garmin Pay и Sber Pay (Android NFC). Проверить, успешно ли прошёл платёж, не сложно: терминал оповестит пассажира об этом визуальным и звуковым сигналами.

    При этом чек выдаваться не будет: получить фискальный чек пассажир может только в мобильном приложении «Транспортная карта», которое доступно для скачивания и установки на мобильные устройства на базах Android и iOS, а также на официальном сайте сервиса. Как сообщает ГППО «Псковпассжиравтотранс», причиной такого решения стало внимание к уровню клиентского сервиса и экологическим стандартам. Однако, за последнее время аналогичная тенденция экстренного отказа от выдачи чеков прослеживается во многих регионах России. Это вызвано в большинстве случаев серьёзным удорожанием чековой ленты из-за введения западными странами санкций.

    Эксперимент по работе маршрутов без кондукторов призван решить проблему с постоянной нехваткой кондукторов, с которой сталкивается псковский перевозчик. В свою очередь, это связано с невысоким уровнем зарплаты. Также, по мере перехода пассажиров на безналичную оплату проезда, более прозрачным стал и сбор платы, что сократило возможность «левых» доходов кондукторов. Из-за недоукомплектованности экипажей возможности увеличивать количество транспортных средств, работающих на линии, не удаётся. Если автобусы смогут курсировать без участия кондукторов, в часы пик можно будет выпускать на маршруты больше единиц подвижного состава, что позволит сократить интервал движения в расписании.

    Удостовериться в том, что пассажир добросовестно оплатил проезд, контролёры могут, сняв необходимую информацию с терминала водителя или попросив предъявить карту, с помощью которой совершалась оплата, и приложить её к переносному терминалу.

    Возможность оплачивать проезд с помощью банковских карт в автобусах «Псковпассжиравтотранс» появилась в 2019 году. Внедрение инновации произошло в муниципальных автобусах всего за два месяца.

    Новосибирск отказывается от работы кондукторов и повышает размер штрафов для безбилетников

    Муниципальный общественный транспорт Новосибирска готовится полностью перейти на бескондукторную систему работы, а безбилетников будут ловить работающие на линиях контролёры. Однако, размер штрафа за безбилетный проезд в городе пока слишком низкий, чтобы действительно мотивировать пассажиров отказаться от поездок «зайцем». В связи с этим местные власти оперативно приступили к обсуждению вопроса о повышении штрафа.

    16 мая местная администрация сообщила о переводе всего городского общественного транспорта на новую систему работы, а уже 10 дней спустя, 26 мая, на заседании комитета заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению планируется рассмотреть подготовленный депутатами Новосибирского горсовета законопроект о внесении изменений в областной закон об административных правонарушения.

    Правки затронут нормы, устанавливающие размер штрафов за безбилетный проезд. Если сейчас они составляют всего 100 руб, в будущем, если данный законопроект будет принят, сумма штрафа увеличится десятикратно, — до 1000 руб. Новый размер штрафа будет применяться как в городском и пригородном автотранспорте, так и в маршрутных такси, трамваях, троллейбусах и метрополитене.

    Отдельно предусмотрен штраф за невыполнение законных требований транспортников: водителей, контролёров и кондукторов. Воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сейчас влечёт за собой наложение штрафа в размере от 100 до 500 руб. Законопроект предлагает повысить его до диапазона от 500 до 1000 руб.

    Как подчёркивают авторы законотворческой инициативы, правки в региональный закон не вносились в течение последних 15 лет, с 2007 года. Во многих регионах штрафы за безбилетный проезд даже выше, чем в обсуждаемом законопроекте, и составляют от 1000 до 2000 руб. И речь идёт не только о крупных городах, Москве и Московской области, но также о Белгородской, Костромской, Нижегородской, Тульской областях и Краснодарском крае.

    Проверять оплату проезда контролёры будут, требуя предъявить билет или карту: банковскую или транспортную. Также в качестве подтверждения оплаты подойдёт электронный чек об успешно выполненной операции. C начала текущего месяца в Новосибирске тестируется ещё один способ оплаты проезда: с помощью билетной системы «Сбертройка», выпускаемой на базе московской «Тройки».

    По результатам первых проверок контролёры выявили, что доля пассажиров, пользующихся общественным транспортом Новосибирска без оплаты, на данный момент составляет от 10 до 20% в автобусах, трамваях и троллейбусах, сообщает ГТРК «Новосибирск».

    В прошлом году Новосибирск вошёл в десятку лучших городов России по качеству общественного транспорта. Правда, городу всё ещё есть, куда расти: он занял в данном рейтинге девятое место.

    В Рыбинске постепенно увеличивают количество бескондукторных троллейбусов

    В городе Рыбинск Ярославской области сообщают о первых результатах тестирования бескондукторной системы оплаты проезда, которое началось более полутора месяцев назад. С начала испытания новой системы по городу курсируют четыре троллейбуса, оборудованные специальными терминалами. С помощью этих бесконтактных валидаторов пассажиры могут оплатить проезд безналичным способом банковскими или транспортными картами. За наличный расчёт в этих машинах билеты отпускаются водителями.

    Представители «Рыбинскэлектротранса» сообщают об успешном течении эксперимента: уже в мае число троллейбусов, оборудованных терминалами, увеличено до 10 единиц. Выручка при работе по новой системе остаётся на том же уровне, что и в машинах, работающих с кондукторами. При этом на линию они выходят стабильнее, рейсы реже приходится отменять. Это подтверждает целесообразность перехода на бескондукторную работу, а также открывает дополнительные возможности по найму контролёров-ревизоров. Их штат «Рыбинскэлектротранс» планирует расширить: пока планируется нанять ещё двух специалистов.

    Несмотря на то, что терминалы, установленные в троллейбусах, не выдают билеты, проверка оплаты проезда осуществляется без каких-либо затруднений: контролёры считывают с терминалов, расположенных в салоне, информацию о картах, с которых прошла оплата. Далее пассажиров просят предъявить для сверки использованные для покупки билета карты. 

    Отдельные сомнения вызывали аварийные ситуации. В случае поломки машины пассажиры сохраняют право пересесть на другой троллейбус без повторной оплаты за проезд. Однако, в самом начале тестирования новой системы у пассажиров возникали вопросы о том, как подтвердить наличие уже оплаченного билета. Для этого достаточно распечатать чек у водителя. Такой чек можно предъявить при посадке на другой борт, чтобы доехать до пункта назначения без доплат, сообщает сетевое издание «Рыбинский дневник. День за днём».

    В рамках внедрения второго этапа транспортной реформы в Ярославле может быть повышена стоимость проезда в общественном транспорте, которая сохранялась неизменной с октября 2019 года.

    В Перми завершение перехода на бескондукторную систему оплаты проезда приостановлено

    Пока в других регионах общественный транспорт оснащают валидаторами, отмечая выгоду применения современных технологий для городских бюджетов, в Перми реформаторы «дали задний ход». Полный переход городских автобусов Перми на бескондукторную систему оплаты проезда, начавшийся в январе этого года, приостанавливается из-за сложной социально-экономической ситуации. Соответствующая поправка в местное законодательство была рассмотрена Городской Думой Перми 24 мая.

    Городская администрация приняла решение пока что оставить кондукторов на 30% маршрутов, работающих по краткосрочным контрактам. Выбор данной меры, по версии местных властей, позволяет сохранить больше рабочих мест и таким образом поддержать сотрудников, которые оказались в трудном финансовом положении.

    Оплата труда кондукторов потребует дополнительных денежных вливаний из муниципального бюджета. До конца года на эти нужды будет выделено 48 млн руб., сообщает онлайн-газета «Business Class».

    Ранее благодаря переводу общественного транспорта Перми на бескондукторную систему оплаты пассажиры уже самостоятельно оплачивают проезд во всех городских трамваях и 70% автобусных маршрутов. Одновременно с этим в январе существенно выросла стоимость разовой поездки во всех автобусах и трамваях Перми. Тарифы по транспортным картам стали выгоднее: это должно было мотивировать пассажиров приобретать абонементы на проезд, чтобы снизить число безбилетников и в целом повысить собираемость средств на общественном транспорте. Также в связи с переходом на бескондукторную систему оплаты проезда в марте этого года в Перми состоялся круглый стол, на котором обсуждался вопрос о повышении размера штрафа за безбилетный проезд. За проезд «зайцем» в общественном транспорте Перми пассажиру придётся оплатить штраф — 500 рублей. С 11 апреля начал работу новый личный кабинет пассажира, упрощающий оплату проезда банковскими картами.