Пассажирами изменения встречены без особого энтузиазма
Минтранс Сахалинской области / mintrans.sakhalin.gov.ru
В августе 2022 года в Южно-Сахалинске стартовала транспортная реформа с модернизацией инфраструктуры общественного транспорта, оптимизацией дорожного движения и интеграцией железнодорожного транспорта в систему городских перевозок. В ходе первого этапа модернизировали маршруты городских автобусов, обновили подвижной состав, организовали работу единого оператора, оборудовали новые остановочные пункты и создали транспортно-пересадочные узлы.
Годовщину реформы отметили новыми достижениями. С 7 августа рельсовые автобусы поехали по диаметральному маршруту Христофоровка — Южно-Сахалинск — Новоалександровка, связывающему южные и северные районы города. С 10 августа в городе начинают действовать безлимитные проездные билеты на автобусы и городские поезда. Удобнее стал и путь на остров из других регионов: с 7 августа в областном центре заработал новый аэровокзал.
Преобразование общественного транспорта Южно-Сахалинска началось с обновления маршрутной сети автобусов. В течение года появились три новых автобусных направления, а сообщением охватили новые улицы муниципалитета. Также были исключены дублирующие маршруты и обустроены 70 дополнительных остановочных пунктов.
В рамках обновления подвижного состава муниципалитет приобрёл 168 автобусов. Первые 100 единиц белорусского производства большого и среднего классов уже трудятся на городских маршрутах. Автобусы работают на газомоторном топливе, имеют систему бесконтактной оплаты и адаптированы для маломобильных граждан. До конца ноября парк пополнят ещё 43 машины. Планируется, что они выйдут на востребованные маршруты №№ 22, 28, 45, 104.
К середине августа первые автобусы заменят подвижной состав на маршруте № 104, сообщило ИА АСТВ. Нужные перевозчику автобусы поэтапно проходят таможню и доставляются из Владивостока. Они выйдут на линию после прохождения предэксплуатационной подготовки. Новые автобусы газомоторные, с кондиционерами и бескондукторной системой оплаты. Параллельно заканчивается работа над новым расписанием. Маршрут № 104 будет работать до 23:00.
Следующая партия автобусов средней вместимости ожидается в период с сентября до конца октября. Они заменят микроавтобусы на маршрутах №№ 28 и 45. К концу года в Южно-Сахалинск прибудут оставшиеся 25 единиц, на этот раз большого класса, для работы на маршрутах №№ 10 и 71.
При проведении транспортной реформы изменили систему организации пассажирских перевозок: были введены брутто-контракты, регламентирующие взаимоотношения между муниципалитетом и перевозчиками. Новая система способствует добросовестной конкуренции среди перевозчиков, помогает перераспределить автобусы по городским маршрутам и обеспечить чёткое выполнение расписания, чем повышено качество услуг. Все перевозчики регулярных городских и пригородных маршрутов уже переведены на муниципальные контракты.
Контроль за работой системы общественного транспорта с 2022 года осуществляет единый оператор. Организация следит за исполнением брутто-контрактов, фиксирует жалобы и обеспечивает безналичную оплату проезда.
Особое внимание уделили интеграции железнодорожного транспорта в систему городского сообщения. Как сообщила администрация Южно-Сахалинска, единая система позволяет снизить нагрузку на городскую инфраструктуру, сэкономить время на передвижение по городскому округу для жителей и делает перевозки более комфортными. В прошлом году обновлённый железнодорожный маршрут соединил Южно-Сахалинск и входящее в черту городского округа село Дальнее (также именуемое планировочным районом — п/р). И если тогда пассажиропоток составлял от 500 до 600 человек в месяц, то сегодня услугами этого вида транспорта пользуются 5-6 тыс горожан. Кроме того, на конечных пунктах маршрута открыли два транспортно-пересадочных узла: ТПУ «Привокзальный» и ТПУ «Алые розы». Эти мероприятия позволили увеличить пассажиропоток почти в 10 раз в течение года.
С 7 августа пассажирская компания «Сахалин» открыла ещё три маршрута по однопутной неэлектрифицированной железной дороге. Они связали юг и север областного центра движением от Новоалександровки до Христофоровки. Как сообщила Дальневосточная железная дорога, для запуска движения благоустроили пять остановочных пунктов с подходами к ним, удлинили платформы и приспособили их для маломобильных пассажиров.
При этом изменено расположение остановочного пункта поездов по маршрутам южного направления: Южно-Сахалинск — Корсаков и Южно-Сахалинск — Христофоровка. Остановочный пункт Октябрьский перенесён на перекрёсток ул. Ленина и Отдалённой ул. за автобусной остановкой «Завод стройматериалов» севернее на 600 м (ближе к центру Южно-Сахалинска) относительно старого расположения. Он получил новое название Заводской.
Остановки Сити Молл и Большая Елань преобразовали в совмещённые пункты наземного автобусного и железнодорожного сообщения. Возведены безопасные переходы через железнодорожные пути и выполнено благоустройство. Кроме этого, на Пограничной ул. в районе Сахалинского государственного университета обустроен ещё один мини-ТПУ «Университет» («Пограничная»). Наземный городской транспорт здесь представлен маршрутом № 5 «Авторынок Фёдоровка — Дорожная больница».
Хотя все линии и ранее обслуживались рельсовыми автобусами, расписание движения не всегда позволяло ими пользоваться: поезда останавливались в каждом направлении не более одного-трёх раз в сутки. Увеличенная интенсивность движения позволит выбрать оптимальное время для поездки. В среднем время в пути на участках Новоалександровка — Южно-Сахалинск и Южно-Сахалинск — Христофоровка составляет 20 минут. Расписание выстроено с учётом возможности пересадки на поезда до планировочного района (села) Дальнее и автобусный транспорт. На участке Южно-Сахалинск — Новоалександровка добавлено восемь пар поездов в будни и шесть в выходные дни. Ежедневные поезда № 6203 / 6204 Томари — Южно-Сахалинск (отпр. 4:07, приб. 7:59; отпр из Новоалександровки в 7:41) и № 6201 / 6202 Южно-Сахалинск — Томари (отпр. 17:35, приб. 21:28, приб. в Новоалександровку в 17:51) сохранены в расписании. На участке Южно-Сахалинск — Христофоровка добавлены шесть пар поездов в будни и пять в выходные дни.
Стоимость проезда по маршрутам Южно-Сахалинск — Новоалександровка, Южно-Сахалинск — Христофоровка и Христофоровка — Новоалександровка составила 30 рублей независимо от расстояния внутри маршрутов.
По рабочим дням №№ 6501, 6503, 6511 Южно-Сахалинск — Новоалександровка отправляются со станции Южно-Сахалинск в 6:35, 8:21 и 14:46 соответственно. Время прибытия на станцию Новоалександровка: 7:02, 8:40, 15:05. Обратные поезда №№ 6508, 6518 Новоалександровка — Южно-Сахалинск отправляются со станции Новоалександровка в 11:28 и 22:22. Прибытие на станцию Южно-Сахалинск — в 11:48 и 22:42.
По будням назначены диаметральные поезда №№ 6502, 6504, 6506, 6512, 6514, 6516 Новоалександровка — Христофоровка:
Обратные поезда №№ 6505, 6507, 6513, 6515, 6517 Христофоровка — Новоалександровка:
Поезд № 6509 Христофоровка — Южно-Сахалинск отправляется в рабочие дни со станции Христофоровка в 11:01 с прибытием на станцию Южно-Сахалинск в 11:23.
По выходным и праздничным дням сквозные поезда через станцию Южно-Сахалинск не назначены. Составы следуют раздельно на южном и северном маршрутах:
Из-за ограниченных возможностей инфраструктуры однопутной линии у поездов №№ 6505, 6516, 6526 на участке Новоалександровка — Южно-Сахалинск время в пути увеличено вместо 20 до 35-40 минут для пропуска встречных поездов по ст. Южно-Сахалинск грузовой.
Также назначены по выходным и праздничным дням поезда на более дальнем маршруте, связывающим Южно-Сахалинск и Корсаков:
Поезда №№ 6013 и 6014 ранее уже курсировали, но только по субботам и праздничным дням. Без изменений сохранено движение поезда № 6011 Пять углов — Южно-Сахалинск (только в будни; отпр. 6:15, приб. 7:27; отпр. из Христофоровки в 7:07). Ежедневными стали ранее не назначавшиеся по воскресеньям поезда № 6016 Южно-Сахалинск — Пять углов (отпр. 18:30, приб. 19:43; приб. в Христофоровку в 18:50) и № 6015 Пять углов — Южно-Сахалинск (отпр. 20:17, приб. 21:29; отпр. из Христофоровки в 21:09). С 8 августа изменилось расписание курсирующего в будни полуэкспрессного поезда № 6017 Пять углов — Южно-Сахалинск (отпр. 7:25, приб. 8:15), останавливавшегося только на станции Корсаков и платформе Пединститут (Университет), в связи с добавлением дополнительных остановок , Старый вокзал (отпр. 7:35), Соловьёвка (отпр. 7:46), Мицулевка (отпр 7:57), Христофоровка (отпр. 8:07). Общее время в пути увеличилось до 55 минут (прибытие в Южно-Сахалинск смещено на 8:20). Стоит отметить, что ещё в начале года регулярных рейсов по выходным дням между Южно-Сахалинском и Корсаковом не было.
Следующее изменение коснулось поездов, курсирующих на участке Дальнее (Алые Розы) — Южно-Сахалинск. Теперь поезда курсируют по новому расписанию в выходные дни: по сравнению с графиком, введённым в феврале этого года, количество рейсов сокращено с 15 до восьми пар. Стоимость проезда по маршруту Южно-Сахалинск — Дальнее (Алые Розы) составляет 15 рублей.
Расписание городских поездов по выходным и праздничным дням:
Расписание городского поезда по рабочим дням осталось без изменений:
В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области отметили, что новые железнодорожные маршруты на участке от Христофоровки до Новоалександровки включат в систему оплаты «Транспортной картой». То есть пассажиры смогут бесплатно пересаживаться в течение 45 минут как с пригородного поезда на внутригородской автобус, так и с поезда на поезд (курсирующие в пределах Южно-Сахалинской агломерации).
Расписание рельсобусов и автобусов синхронизировано. В дальнейшем на этих направлениях появятся дополнительные совмещённые остановочные пункты. Новое расписание размещено на сайте www.тутбудет.рф/metrobus. Там же идёт голосование за выбор названия всего общественного транспорта в Южно-Сахалинске. Стоит отметить, что название метробус с совершенно иным содержимым уже используется для проекта организации ускоренного движения автобусов и троллейбусов по обособленным полосам в Воронеже.
7 августа в тестовом режиме заработал новый аэровокзальный комплекс — важнейший для островного региона объект, способный принимать до 5 млн пассажиров в год. Это в пять раз больше, чем старый терминал. Такие мощности позволят закрыть текущие потребности и создать задел для развития авиаперевозок на годы вперёд.
Сахалинский аэровокзал стал самым большим в Дальневосточном федеральном округе. Это стало возможно благодаря архитектурным и планировочным решениям, а также использованию передовых материалов. Комплекс возвели за счёт средств областного бюджета и частного инвестора. Компания «Красинвест» выиграла конкурс на завершение строительства в марте 2021, и уже в октябре на площадке начались работы. Модернизация шла в непростые времена ковидных ограничений и антироссийских санкций. Реализация требовалась в максимально сжатые сроки. Общий объём финансовых вложений составил около 12,5 млрд рублей. Инвестор действовал в статусе резидента территории опережающего развития «Горный воздух». По соглашению с КРДВ было вложено около 8 млрд рублей, а открытие обеспечило более 400 рабочих мест.
Люди прибывают на остров в основном именно авиатранспортом. Развитие пассажирских перевозок и создание новых объектов при поддержке государства делает Дальний Восток и Сахалин в частности удобнее для его жителей, а также ближе и доступнее для путешественников.
Площадь нового аэровокзала превысила 47 тыс кв. м. После переговоров с заказчиком инвестор усовершенствовал первоначальный проект, увеличив пропускную способность в несколько раз. Терминал оснащён шестью телескопическими трапами, 26 стойками регистрации, 43 кабинами паспортного контроля, пятью эскалаторами, 18 пунктами досмотра, 11 выходами на посадку и 23 лифтами. Полностью автоматическая система обработки багажа имеет пять уровней безопасности и позволяет в час пропускать более 1200 чемоданов и сумок, в том числе негабаритных. В основу визуального оформления терминала легли природные и культурные особенности островов.
Сейчас в главной воздушной гавани региона идёт строительство новой взлётно-посадочной полосы. Она обеспечит приём воздушных судов без ограничений, повысит безопасность полётов и сведёт к минимуму сбои из-за неблагоприятных погодных условий. Сдача объекта ожидается уже в следующем году.
ДОПОЛНЕНИЕ от 18:40 14.08.2023:
С 8 августа в новый авиатерминал переведены все рейсы внутренних авиалиний. Рейсы международных авиалиний продолжают обслуживаться в международном секторе старого аэровокзала, уточнил Минтранс Сахалинской области.
Как сообщила администрация Южно-Сахалинска, с 10 августа изменятся тарифы на проезд в общественном транспорте (автобусы и рельсобусы). Стоимость разового билета при оплате картой составит 30 рублей вместо 26, за наличные средства — 32 рубля вместо 30. Кроме того, вводятся мультитарифы — система безлимитных проездных разного срока действия. Стоимость безлимитного проездного на одни сутки будет равняться 104 рублям. Семидневный проездной обойдётся в 620 рублей, а стоимость 30-дневного проездного составит 1800 рублей. Новая система тарификации станет выгоднее горожанам, которые регулярно пользуются общественным транспортом. При приобретении абонементов будет снижаться стоимость одной поездки.
Продолжит действовать и механизм бесплатных пересадок. При покупке разового тарифа пассажир может ездить на рельсобусах или автобусах без ограничений в течение 45 минут, при приобретении дневного — в течение 24 часов, семидневного — в течение 168 часов, 30-дневного — в течение 720 часов. Абонементы можно оформить на транспортные карты, единую карту сахалинца, через мобильное приложение или систему онлайн-банков.
2023 год в целом богат на транспортные реформы. Например, в Курске не пошли по пути некоторых городов, где электротранспорт прекратил работу в ходе преобразований, а приняли решение сохранить как трамваи, так и троллейбусы. Более того, к ним в компанию должны добавиться электробусы. Запутанную автобусную сеть сокращают вдвое, а подвижной состав обновляют полностью. В Южно-Сахалинске в прошлом году отказались от планов по запуску сети электротранспорта: регион не стал заключать концессию по электробусам.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Пассажирами изменения встречены без особого энтузиазма
Коллекция ссылок на записи эфиров, интервью, пресс-конференций
Индексация тарифов вызвана ростом затрат перевозчиком и необходимостью повысить зарплаты сотрудникам в условиях кадрового дефицита
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.