Рейсовые автобусы: решения проблем Алтая, Дальнего Востока, Ростова, Поволжья, Вологодчины

  • Дарья Гербер
    19 января 2024 г. — 17:00
    272
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края / Telegram

    Нестабильность или отсутствие автобусного сообщения продолжается оставаться проблемой для многих российских регионов. При этом многие создаются на местном уровне ввиду отсутствия либо символического финансирования транспортной работы муниципалитетами или региональными властями. В Республике Алтай в очередной раз достигли компромисса: «заморозили» ряд автобусных графиков ввиду нехватки водителей. В Ростове-на-Дону администрация потребовала от перевозчиков устранить нарушения, что может стать началом процедуры расторжения «копеечных» контрактов.

    В Саратовской области перевозчики прекратили обслуживание села Сабуровка ввиду убытков: чтобы сохранить транспортное сообщение, власти пошли на введение регулируемых тарифов. В Хабаровском крае лихорадит междугородные перевозки по нерегулируемым тарифам на самоокупаемости: на смену временному перевозчику пришёл другой, отметившийся серией несоблюдений условий контракта в соседнем регионе. На этом фоне на Вологодчине объявили о запуске в этом году программы по восстановлению регулярных автобусных рейсов из отдалённых районов региона до Вологды и Череповца: ранее без региональной поддержки многие маршруты прекратили работу.

    На Алтае — очередное сокращение графиков

    Министерство регионального развития Республики Алтай проинформировало о согласовании сокращения графиков автобусов Союзу автопредпринимателей. Ограничения коснутся межмуниципальных маршрутов в связи с обращением организации. В частности, в целях оптимизации работы автобусов пригородного сообщения сокращены графики №№ 100-2, 106-1, 131-2 и 217. Приостановка действует до 1 июля 2024 года. Таким образом, на маршруте № 100 «Горно-Алтайск (Лыжная база) — Майма (Промзона)» из четырёх автобусов будет работать только три, на № 106 «Кызыл-Озёк — Горно-Алтайск (Бийская ул.)» и № 131 «Горно-Алтайск (Водоканал) — Майма (Алгаир-2)» по одному из двух автобусов на каждом. А обслуживаемый одним автобусом маршрут № 217 «Горно-Алтайск (Водоканал) — Майма (ул. Гидростроителей)» приостановлен полностью.

    В сентябре прошлого года Союз индивидуальных автопредпринимателей в связи с нехваткой уже приостановавливал работу части автобусов до конца декабря Таким образом, ранее взятый курс продолжился по части направлений ещё на полгода. Кроме того, в любой день отмены возможны и на других маршрутах. Также ежедневно нескольких автобусов недосчитываются и городские маршруты Горно-Алтайска, но о постоянном приостановлении какого-либо из графиков в региональном центре речи не идёт.

    Перевозки по секвестируемым маршрутам в Горно-Алтайске и пригородах выполняются по регулируемым тарифам, однако стоимость контрактов, заключённых на два года (с 1 января 2024 года по 31 декабря 2025 года), исчисляется всего десятками рублей. Поэтому стороны вынуждены идти на компромисс — одни делают вид, что платят за транспортное обслуживание, другие — обслуживают маршруты как могут, и просят идти им навстречу.

    В Ростове-на-Дону инициировано начало расторжения контрактов

    С 1 августа 2023 года перевозчики Ростова-на-Дону начали работу по новым контрактам. Их заключили на четырёхлетний срок до 31 июля 2027 года. Как и ранее практиковалось в донской столице, новые контракты имеют символическую цену в пять-десять копеек. На этом фоне неприятности, вызванные нежеланием перевозчиков при отсутствии финансирования транспортной работы выполнять убыточные для них рейсы, не заставили себя ждать.

    16 января Департамент транспорта Ростова-на-Дону потребовал устранить нарушения за систематическое несоблюдение условий муниципальных контрактов на осуществление перевозок по маршрутам №№ 1, 27, 43 (ООО «Южная транспортная компания») и №№ 35, 36, 37, 42, 78 (МУП МТК «Ростовпассажиртранс»).

    В соответствии с законодательством о контрактной системе поступившее требование — это начало процедуры расторжения муниципальных контрактов в одностороннем порядке. Контрольная проверка назначена на 26 января, но возможности и желание перевозчиков обеспечить работу маршрутов в соответствии  с контрактными условиями, остаются под вопросом.

    В то же время утверждёнными документами транспортного планирования для Ростова-на-Дону предусматривался ещё в прошлом году переход на брутто-контракты с полной оплатой транспортной работы перевозчикам, что могло существенно повысить их мотивационную составляющую. Однако рекомендации транспортных инженеров были проигнорированы. В итоге администрация Ростова-на-Дону уже находится в двух шагах от необходимости объявления новых процедур заключения контрактов, которые тоже могут заключить по схеме «дёшево и сердито».

    Ранее в Туле не приняли результаты разработки транспортной схемы от подрядчика-лоукостера

    В Саратовской области организуют перевозку по регулируемым тарифам

    В Саратовской области пришли к выводу, что без заказа транспортной работы обслуживание некоторых населённых пунктов уже невозможно обеспечить. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обозначило, что транспортное обслуживание села Сабуровка предусмотрено межмуниципальными автобусными маршрутами регулярных перевозок пригородного сообщения № 358 «Саратов (ЦКР) — с. Сабуровка» и  № 200 «Саратов (Стадион Волга) — Аэропорт Гагарин». Однако оба перестали обслуживаться ввиду того, что перевозчики несут финансовые потери. В Сабуровку заезжают автобусы маршрута № 101Э, однако он не совсем удобен жителям ввиду графика.

    Ввиду этого ведомство в августе — декабре 2023 года неоднократно проводило открытые конкурсы на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок №№ 200 и 358. Однако заявок от перевозчиков не поступало.

    Чтобы обеспечить жителей села транспортом, решено организовать перевозки по маршруту № 358 по регулируемым тарифам, то есть с возмещением перевозчику части затрат.

    По состоянию на 19 января конкурсная процедура не объявлена.

    В Хабаровском крае возобновлены перевозки по проблемному маршруту

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края проинформировало об отказе перевозок на маршруте № 292 временным перевозчиком ООО «Васильев» в связи с нерентабельностью маршрута.

    В частности, в соответствии с пунктом 1 части 3, частью 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» министерство транспорта и дорожного хозяйства края известило о приёме заявлений на получение свидетельств об осуществлении регулярных перевозок без проведения открытого конкурса по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на период с 3 декабря 2023 года до объявления результатов открытого аукциона:

    Лот № 1 включил межмуниципальный маршрут № 292 «г. Хабаровск — п. Сита — п. Мухен» (протяжённость 150,1 км с ежедневным отправлением двух рейсов). Для обслуживания требовалось задействовать автобусы малого класса с валидаторами и спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

    С 16 декабря 2023 года на период проведения открытого конкурса перевозчиком на маршруте № 292 является ООО «ДальАТП». После выполнения рейса 27 декабря перевозчику поручено заменить автобус. Ранее ООО «ДальАТП» отметилось скандалом в сфере перевозок в Лесозаводском городском округе Приморского края.

    В Хабаровском крае около половину маршрутов в реестре межмуниципальных маршрутов зарегистрированы с видом перевозок по регулируемым тарифам. Однако ни по одному из 13 междугородных маршрутов этой категории не определён перевозчик: старые разрешения на работу давно истекли, а процедуры по заключению новых контрактов не проводились. Проблемный маршрут № 292 обслуживается по нерегулируемым тарифам.

    На Вологодчине стартует программа регулярных автобусных рейсов

    В Вологодской области ранее областной центр был связан со всеми районами регулярными автобусными маршрутами, но в последние годы часть из них прекратила работу, в лучшем случае уступив место заказным рейсам. Региональный Департамент дорожного хозяйства и транспорта проинформировал о запуске врио губернатора региона масштабной программы по введению регулярных автобусных рейсов из Вологды и Череповца в Великий Устюг, Нюксеницу, Кич-Городок, Никольск, Тарногу, Тотьму, Бабушкино, Вытегру, Липин Бор, Чагоду и Бабаево.

    Запуск программы запланирован до июня 2024 года. Ожидается, что шесть маршрутов позволит связать города Вологодчины единой логистической сетью.

    Подробности того, как будет (и будет ли) оказываться финансовая поддержка перевозчикам возрождаемых междугородных автобусных маршрутов, пока не сообщались. Из 140 межмуниципальных маршрутов Вологодчины по регулируемым тарифам работает пока только один.

    В реестре межмуниципальных маршрутов Вологодской области включены маршруты № 741 Череповец — Кириллов — Вытегра, и № 614 Череповец — Кириллов — Липин Бор, но новый отбор перевозчиков после отказа предыдущих эксплуатантов не объявлялся. А маршруты из Вологды в Великий Устюг, Нюксеницу, Кичменгский Городок, Никольск, Тарногу, Вытегру, Липин Бор и Чагоду в реестре отсутствуют.

    Помимо деградации маршрутного автобусного сообщения, в Вологодской области закрывались автовокзалы и автостанции. Их возрождением в 2024 году тоже решил заняться и.о. губернатора региона. Как сообщила газета «Красный Север», в Белозерске уже нашли помещение для обслуживания пассажиров: местный предприниматель согласился на использование для этих нужд части проданного ранее здания автовокзала.

    На этом фоне в других регионах отметили нехватку водительских кадров и поделились способами борьбы с ней.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)