Ещё 4 года без «брутто»: в Ростове контракты на ГЭТ и автобусы снова будут «копеечными»

  • Павел Яблоков
    15 марта 2023 г. — 12:35
    322
    Иллюстрация: 

    Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону / rostov-gorod.ru

    Развитие электротранспорта на ближайшие годы в Ростове-на-Дону будет сосредоточено на развитии трамвайной сети. Сеть троллейбусных маршрутов, скорее всего, будет законсервирована в существующем виде. Однако обслуживание некоторых маршрутов будет усилено, а других, напротив, ослаблено. Одно из направлений работы троллейбусов станет сезонным. При этом зарабатывать троллейбусный оператор должен будет сам путём сбора выручки с пассажиров: стоимость контрактов на обслуживание маршрутов, по традиции, составляет лишь несколько копеек. Переход городской маршрутной сети на работу по брутто-контрактам отложен, как минимум, на четыре года.

    Троллейбусные маршруты

    Несколько лет назад в Ростове-на-Дону перешли на контрактную систему взаимоотношений между заказчиком перевозок — администрацией и исполнителями — транспортными компаниями. Однако нагрузки на бюджет это новшество не добавило: начальная цена нетто-контрактов составляет всего 10 копеек, а итоговые заключаемые контракты иногда и вовсе дешевеют до пяти копеек.

    20-21 февраля МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» объявило очередные четыре аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам, каждый стоимость 0,1 руб. (10 копеек). 13 марта итоги закупок подведены: по всем лотам единственная заявка подана нынешним перевозчиком — МУП «Ростовская транспортная компания». Впереди — стадия заключения контрактов, перевозки по которым надлежит выполнять в течение четырёх лет: с 1 августа 2023 года по 31 июля 2027 года. Всё это время в городе продолжит работать 13 троллейбусных маршрутов, в том числе два — с участками автономного хода.

    Маршрут № 7, который в 2021 году сначала был продлён до Гребного канала, а потом с наступлением холодов в целях рационального использования аккумуляторных батарей с 1 декабря прошлого года сокращён до Центрального рынка, впредь так и будет раз в два года менять трассу.

    Всего планируется выпускать на линию 65-67 троллейбусов в будни и 57 в выходные дни:

    • № 1 «Главный железнодорожный вокзал — Сельмаш» (4 троллейбуса в будни, 60 рейсов; 3 в выходные дни, 47 рейсов);
    • № 2 «Пригородный железнодорожный вокзал — ул. 35-я Линия» (10 троллейбусов в будни, 180 рейсов (ежегодно с 15 апреля по 14 ноября — 9 троллейбусов, 164 рейса); 7 в выходные дни, 132 рейса);
    • № 5 «Главный железнодорожный вокзал — Сельмаш» (4 троллейбуса в будни, 64 рейса; 3 в выходные дни, 50 рейсов);
    • № 6 «Центральный рынок — пл. Королёва» (8 троллейбусов в будни, 102 рейса; 6 в выходные дни, 80 рейсов);
    • № 7 «Сельмаш — Гребной канал» (5 троллейбусов ежедневно, 62 рейса; с 15 ноября по 14 апреля следует сокращённой трассой «Сельмаш — Центральный рынок», 86 рейсов),  
    • № 8 «Центральный рынок — ГПЗ-10 — Центральный рынок» (по Коммунистическому просп.; 2 троллейбуса ежедневно, 40 рейсов);
    • № 9 «Главный железнодорожный вокзал — пос. Пилотов» (4 троллейбуса ежедневно, 64 рейса);
    • № 10 «Центральный рынок — ВОС» (4 троллейбуса ежедневно, 82 рейса);
    • № 12 «Центральный рынок — ГПЗ-10 — Центральный рынок» (по Портовой ул.; 2 троллейбуса ежедневно, 40 рейсов);
    • № 14 «Центральный рынок — пл. 2-й Пятилетки» (2 троллейбуса ежедневно, 53 рейса);
    • № 17 «Центральный рынок — Стройгородок» (6 троллейбусов в будни, 100 рейсов; 5 в выходные дни, 86 рейсов);
    • № 17А «микрорайон Левенцовский — Центральный рынок» (6 троллейбусов ежедневно; 56 рейсов);
    • № 22 «Главный железнодорожный вокзал — пос. Александровка» (10 троллейбусов в будни, 112 рейсов (ежегодно с 15 апреля по 14 ноября — 9 троллейбусов, 102 рейса); 8 в выходные дни, 92 рейса).

    Маршрут № 17А является самым молодым троллейбусным в городе: он открыт 30 декабря прошлого года.

    Действующие «копеечные» контракты на обслуживание троллейбусных маршрутов с МУП «РТК» заключены на выполнение работ по 31 июля 2023 года включительно. При этом по многим маршрутам объём транспортной работы сейчас выше, а по другим — ниже. Так, на маршруте № 1 в будни должно работать шесть, а в выходные дни — четыре троллейбуса, на маршруте № 5 — 5 троллейбусов в будни и четыре в выходные дни. На маршруте № 14 в будни предусмотрено три троллейбуса, а на маршруте № 10 — шесть машин. В то же время на маршруте № 9 сейчас расписание составлено из расчёта работы только двух троллейбусов ежедневно, на маршруте № 17А — пяти троллейбусов, а на маршруте № 17 — пяти в будни и четырёх в выходные дни.

    Вопрос возобновления работы маршрута № 4 «Центральный рынок — пл. 2-й Пятилетки» (через Ворошиловский просп.), к которому готовились ещё в 2020 году, по всей видимости, снят с повестки ещё на четыре года.

    Трамвайные маршруты

    15 марта заканчивается приём заявок на обслуживание трамвайных маршрутов:

    • № 1 «Главный железнодорожный вокзал — Госпиталь» (ежегодно с 15 ноября по 14 апреля — 10 вагонов в будни, 136 рейсов; 8 в выходные дни, 112 рейсов; ежегодно с 15 апреля по 14 ноября — 8 вагонов в будни, 112 рейсов; 6 в выходные дни, 88 рейсов);
    • № 4 «Главный железнодорожный вокзал — Сельмаш» (4 вагона ежедневно, 54 рейса);
    • № 6 «ул. Текучёва — Центральный рынок» (4 вагона ежедневно, 82 рейса);
    • № 7 «Центральный рынок — Чукотская ул.» (ежегодно с 15 ноября по 14 апреля — 6 вагонов в будни, 84 рейса; 5 в выходные дни, 70 рейсов; ежегодно с 15 апреля по 14 ноября — 5 вагонов в будни, 70 рейсов; 4 в выходные дни, 55 рейсов);
    • № 10 «Сельмаш — пл. Мичурина» (ежегодно с 15 ноября по 14 апреля — 10 вагонов в будни, 91 рейс; 8 в выходные дни, 75 рейсов; ежегодно с 15 апреля по 14 ноября — 8 вагонов в будни, 75 рейсов; 6 в выходные дни, 59 рейсов).

    Контракт на их обслуживание должен также быть активным с 1 августа 2023 года по 31 июля 2027 года, в это время на маршруты должно выпускаться по 29-34 вагонов в будни и 24-29 в выходные дни. Трамвайные сезонные колебания выпуска заметно выше планируемых троллейбусных показателей.

    Автобусные маршруты

    На этот же срок с 1 августа 2023 года по 31 июля 2027 года предусмотрено заключение контрактов и по автобусным маршрутам по регулируемым тарифам №№ 1, 10, 12, 15, 21, 24, 25, 27, 29, 30, 32, 43, 45, 47, 48, 49, 51, 60, 60А, 61, 63, 64, 65, 65А, 67, 67А, 74, 75, 77, 83, 88, 90А, 92, 92А, 98, 99, в том числе на маршруты № 88, по котором работает единственный ростовский электробус. В требованиях к подвижному составу на всех маршрутах значится экологический класс не ниже Евро-4, упоминания об использовании автобусов с электрическими двигателями в аукционной документации не содержатся. Приём заявок от перевозчиков продолжается до последней декады марта. В прошлом году на маршруте № 88 испытывался более современный электробус от «КАМАЗа». Затем в регионе объявили о планах закупки в 2023 году 40 электробусов и 14 зарядных станций для Ростова-на-Дону, Волгодонска и Таганрога. При этом анонсировалось, что на маршруте № 88 будет работать семь электробусов, а ещё 11 — на маршруте «Стройгородок — микрорайон Левенцовский — Центральный рынок».

    Трамвайная концессия

    Параллельно в Ростове-на-Дону готовятся к заключению трамвайной концессии, приём заявок, альтернативных инициативе ООО «Синара ГТР Ростов-на-Дону» ведётся до 21 марта. Однако уже известно, что регион намерен для покрытия части своих обязательство по концессии обратиться за субсидией вовне. Получение федеральной субсидии при поддержке Минтранса России уже заложено в проект будущего соглашения в качестве отлагательного условия: в случае непоступления средств до 1 сентября этого года проект попросту не будет реализован, без взаимных претензий и обязательств сторон.

    Чтобы получить субсидии из федерального бюджета для оплаты части капитального гранта концессионеру, регион должен приобрести некоторое количество электробусов. Отбором заявок от регионов занимается Минтранс России.

    В случае же подписания концессионного соглашения существующая трамвайная сеть должна быть модернизирована и линии построены к середине 2028 года, при этом первые перевозки концессионер должен начать выполнят вместо действующего трамвайного оператора МУП «РТК» уже в четвёртый год действия соглашения (в 2026 году), то есть ранее завершения срока планируемого к заключению в этом году четырёхлетнего контракта.

    Рекомендации документа транспортного планирования не учтены

    В октябре 2021 года городской Думой Ростова-на-Дону была утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Ростовской агломерации сроком реализации на 15 лет, разработку которой вела компания SIMETRA. Существенная модернизация транспортной системы фактически немыслима без того, чтобы транспорт перешёл на брутто-контракты, став городской функцией наряду с отоплением или освещением. Это наиболее удобная и взаимовыгодная система для пассажиров, городских властей и перевозчиков. Основную роль планировщика маршрутов и заказчика транспортной работы должен брать на себя город. Перевозчики же смогут сосредоточиться на выполнении транспортной работы и соблюдении условий контрактов, в том числе выпускать на обслуживаемые маршруты определенное количество подвижного состава и соблюдать расписание.

    ПКРТИ была предложена реализация мероприятий по переходу на систему брутто-контрактов до 31 июля 2023 года, когда должны были завершить действие ранее заключённые нетто-контракты. Однако теперь переход на более прогрессивную систему организации пассажирских перевозок в Ростове-на-Дону отложен, как минимум, на четыре года.

    При этом существующая система взаимоотношений с перевозчиками уже не первый год приводит к недовыпуску транспорта на троллейбусные, автобусные и трамвайные маршруты.В начале этого года администрация Ростова-на-Дону отмечала, что дефицит водительского состава составляет 47%, а количество нарушений муниципальных контрактов остаётся стабильно высоким, хотя в 4 квартале 2022 года снизилось по отношению к 3 кварталу 2022 года с 7160 до 7080. Одним из проблемных вопросов является неудовлетворительная работа транспорта в вечернее время.

    С апреля на брутто-контракты переходят работать автобусные маршруты Ярославля и ближайших пригородов, с июля — городские маршруты Костромы.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.