В крупных городах растёт спрос на подвижной состав повышенной вместимости
Минтранс России / mintrans.gov.ru
В стране продолжается рост пассажирских перевозок практически всеми видами транспорта. При этом растут и тарифы на перевозку, и зарплаты сотрудников, занятых в пассажирском транспортном комплексе. Быстрее всего индексируются тарифы в Центральном федеральном округе и зарплаты на автомобильном транспорте. Это следует из данных опубликованного 14 марта Минтрансом России информационно-статистического бюллетеня «Транспорт России» за январь-декабрь 2024 года.
В то же время количество работников в сфере пассажирских перевозок сокращается, и наиболее сильно этот процесс наблюдается в городском электрическом транспорте — метро, трамваях и троллейбусах. Лишь частично это явление можно списать на цифровизацию и связанное с ней изменение технологических процессов — профессии кассиров и кондукторов становятся мало актуальными.
Пока что уровень зарплат трамвайных и троллейбусных предприятий делает работу на них менее привлекательной по сравнению с другими видами перевозок. Поэтому более уверенно себя чувствует наиболее массовый вид пассажирского транспорта — автобусный. Но и он по привлекательности зарплат проигрывает грузовым автомобильным перевозкам.
Перевозки пассажиров почти всеми видами транспорта по итогам 2024 года выросли в сравнении с 2023 годом.
Всего перевезено 15,4544 млрд пассажиров (в 2023 году — 14,9863 млрд, рост на 3,1%). Из них основную долю пассажиров перевёз автомобильный (автобусный) транспорт, а наибольший прирост произошёл в пригородном железнодорожном сообщении:
Вырос и пассажирооборот всех видов транспорта (пассажиро-километры) — с 544,6 до 577,6 млрд пасс.-км (на 6,1%). Поскольку дальность поездки самолётами самая высокая, то и первенство здесь одерживает воздушный вид транспорта, но наибольший прирост продемонстрировали троллейбусные перевозки:
В обоих случаях в статистике Минтранса не учтены автобусные перевозки по заказам и туристско-экскурсионным маршрутам.
Рост пассажирооборота на троллейбусных маршрутах отчасти обуславливается увеличением протяжённости маршрутов за счёт внедрения троллейбусов с использованием увеличенного автономного хода. Напротив, превышение роста пассажиропотока над пассажирооборотом в пригородном железнодорожном транспорте достигнуто за счёт реализации крупных проектов «городской» электрички — в первую очередь, Московских центральных диаметров и тактового движения на некоторых направлениях Петербургского железнодорожного узла.
Стоимость проезда в общественном транспорте в 2024 году продолжала неуклонно расти, но и здесь есть свои лидеры и консерваторы, как по географии, так и по видам перевозок и сообщения.
Рост тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2024 года в сравнении с декабрём 2023 года составил в среднем по стране 10,8%, но ЦФО преуспел в индексации значительно больше СЗФО:
Среди видов наземного транспорта наибольший рост цен произошёл в купейных железнодорожных вагонах, а наименьший — среди месячных проездных в городском транспорте и плацкартных железнодорожных вагонах:
Сохранение абонементов на проезд в городском транспорте на более низком уровне, чем индексация разовых поездок, стимулирует рост пассажиропотока в городском сообщении. В то же время в дальних поездах продолжается расслоение сервиса на эконом- и комфорт-варианты.
Количество работников в транспортном комплексе в 2024 году незначительно выросло по сравнению с 2023 годом — 1,9258 млн работников против 1,925 в 2023 году (на 0,04%).
При этом в железнодорожном транспорте количество занятых снизилось на 0,4% — с 429,8 до 428,3 тыс. сотрудников. В междугородных и международных пассажирских перевозках в среднем за 2024 год задействовано 90,9 тыс. работников против 92,6 тыс. в 2023 году (снижение на 1,9%). Небольшой рост на 0,4% отмечен в пригородных перевозках — 32,2 тыс. против 32,08 тыс. сотрудников.
В регулярных перевозках пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении отток работников составил 3,5% — с 145,8 тыс. в 2023 году до 140,7 тыс. в 2024 году. В междугородном сообщении отмечено снижение численности работников с 4,1 до 4,0 тыс. сотрудников (на 3,1%), на специальных перевозках для собственных нужд — с 1,59 до 1,53 тыс. человек (на 3,7%), в заказных перевозках — с 1,14 до 1,08 тыс. человек (на 5,2%). Лишь некоторых «потерянных» людей можно обнаружить среди легкового такси, продемонстрировавшего рост на 3,9% с 2,72 до 2,83 тыс. Следует отметить, что статистика по кадрам автобусных перевозок неполна, так как за её рамками оказались субъекты малого предпринимательства. Поэтому описанные тенденции относятся к крупным предприятиями, включая МУПы, ГУПы и АО/ООО с долей государственного или муниципального участия.
Однако наибольшее падение численности сотрудников отмечено в обеспечении перевозки пассажиров метрополитеном — на 8,5% или с 84,8 до 77,5 тыс. человек в 2023 и 2024 годах соответственно. Другие виды городского электрического транспорта также усохли в кадровом исчислении. Регулярные троллейбусные перевозки в 2024 году обеспечивали 34,0 тыс. работников против 36,2 тыс. в 2023 году (снижение на 6,1%), трамвайные — 31,7 вместо 33,3 тыс. работников (снижение на 4,9%).
Наибольший вклад в сохранение общего количества сотрудников транспортного комплекса внесли грузовые перевозки. В автомобильном и морском сообщениях за год прирост кадров составил 4,1 и 10,8% соответственно.
По предварительным данным, среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2024 году составила 87,952 тыс. руб., что составляет 118,34% номинальной зарплаты к уровню 2023 года. При этом индекс потребительских цен к 2023 году составил 108%, а индекс цен производителей промышленных товаров — 112,1%.
В этом плане транспортный комплекс (без учёта субъектов малого предпринимательства) обеспечивает доходы работникам выше среднего — среднемесячная начисленная заработная плата в 2024 году составляет 103,5 тыс. руб. против 87,3 тыс. руб. в 2023 году, демонстрируя рост на 18,6%, в том числе:
Большой разброс зарплат в разных категориях автобусных перевозок и низкие ставки в междугородном сообщении вызван тем, что большой вес в статистике имеют межмуниципальные перевозки в крупных регионах со средней и низкой бюджетной обеспеченностью, простирающихся на сотни километров. Наиболее доходные междугородные маршруты, на которых работает малый бизнес, из статистики Минтранса выпали.
Подчитали в Минтрансе и количество подвижного состава для некоторых видов транспорта. Цифры показывают рост производства в 2024 году относительно 2023 года по некоторым видам транспорта и снижение по другим. В частности, в 2024 году произведено:
Статистика по производству автобусов и троллейбусов не приводится.
Несмотря на некоторые существенные статистические пробелы, в частности, отсутствие данных по субъектам малого предпринимательства, собранные Минтрансом цифры всё равно дают определённую пищу для размышлений.
Эффективность пассажирских перевозок растёт — с обслуживанием растущего пассажиропотока справляется всё меньшее количество персонала. Местами этому способствует оптимизация технологических процессов — в частности, сокращение кассиров на станциях метрополитена, кондукторов в подвижном составе автобусов, троллейбусов и трамваев. Оставшимся сотрудникам за счёт перераспределения фонда оплаты труда и повышения тарифов на проезд повышают зарплаты, но этот процесс идёт неравномерно по разным видам транспорта.
В то же время кадровые потери среди работников пассажирского наземного транспорта (автобусы. троллейбусы и трамваи) вызваны более низким уровнем зарплат в этой сфере по сравнению с такси и грузовыми перевозками.
На рост перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями также оказало влияние беспрецедентное обновление подвижного состава в 2023-2024 годах. Трамваи и троллейбусы в 2024 году вообще достигли рекордного уровня поставок за последние 15 лет. Однако удержать темпы обновления при заложенных объёмах федеральной поддержки в рамках программы «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни» не удастся. В дальнейшем росте пассажиропотока наземного пассажирского транспорта не заинтересованы и целевые показатели национальных целей развития: в приоритете только обновление подвижного состава городов и агломераций. И здесь основное место отводится автобусному транспорту.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В крупных городах растёт спрос на подвижной состав повышенной вместимости
Коллекция ссылок на записи конференций, лекций, интервью, семинаров и вебинаров
III международная конференция по транспортному планированию и моделированию пройдёт 30-31 января 2025 года
В РосНОУ обсудили нюансы прав пассажиров при пользовании воздушным, водным, таксомоторным и другими видами транспорта
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.