Транспорт России — 2024: как изменились пассажиропотоки, количество персонала и зарплаты?

  • Павел Яблоков
    18 марта 2025 г. — 16:50
    65
    Иллюстрация: 

    Минтранс России / mintrans.gov.ru

    В стране продолжается рост пассажирских перевозок практически всеми видами транспорта. При этом растут и тарифы на перевозку, и зарплаты сотрудников, занятых в пассажирском транспортном комплексе. Быстрее всего индексируются тарифы в Центральном федеральном округе и зарплаты на автомобильном транспорте. Это следует из данных опубликованного 14 марта Минтрансом России информационно-статистического бюллетеня «Транспорт России» за январь-декабрь 2024 года.

    В то же время количество работников в сфере пассажирских перевозок сокращается, и наиболее сильно этот процесс наблюдается в городском электрическом транспорте — метро, трамваях и троллейбусах. Лишь частично это явление можно списать на цифровизацию и связанное с ней изменение технологических процессов — профессии кассиров и кондукторов становятся мало актуальными.

    Пока что уровень зарплат трамвайных и троллейбусных предприятий делает работу на них менее привлекательной по сравнению с другими видами перевозок. Поэтому более уверенно себя чувствует наиболее массовый вид пассажирского транспорта — автобусный. Но и он по привлекательности зарплат проигрывает грузовым автомобильным перевозкам.

    Пассажиров становится больше

    Перевозки пассажиров почти всеми видами транспорта по итогам 2024 года выросли в сравнении с 2023 годом.

    Всего перевезено 15,4544 млрд пассажиров (в 2023 году — 14,9863 млрд, рост на 3,1%). Из них основную долю пассажиров перевёз автомобильный (автобусный) транспорт, а наибольший прирост произошёл в пригородном железнодорожном сообщении:

    • автомобильный (автобусы) — 8,9577 млрд пасс. (2023 год — 8,7856 млрд, рост на 2,0%);
    • метрополитен — 3,1477 млрд пасс. (2023 год — 3,0231 млрд, рост на 4,1%);
    • железнодорожный (пригородные поезда) — 1,1651 млрд пасс. (2023 год — 1,0841 млрд, рост на 7,5%);
    • трамвайный — 1,032 млрд пасс. (2023 год — 0,9935 млрд пасс., рост на 3,9%);
    • троллейбусный — 897,6 млн пасс. (2023 год — 856,9 млн пасс., рост на 4,7%);
    • железнодорожный (дальнее сообщение) — 130 млн пасс. (2023 год — 124,2 млн, рост на 4,6%);
    • воздушный — 111,7 млн пасс. (2023 год — 105,4 млн пасс., рост на 5,9%);
    • внутренний водный — 11,3 млн пасс. (2023 год — 10,6 млн, рост на 6,4%);
    • морской — 1,5 млн пасс. (2023 год — 2,7, снижение на 44,3%)

    Вырос и пассажирооборот всех видов транспорта (пассажиро-километры) — с 544,6 до 577,6 млрд пасс.-км (на 6,1%). Поскольку дальность поездки самолётами самая высокая, то и первенство здесь одерживает воздушный вид транспорта, но наибольший прирост продемонстрировали троллейбусные перевозки:

    • воздушный — 286,2 млрд пасс.-км (2023 год — 284,7 млрд, рост на 8,1%);
    • железнодорожный (дальнее сообщение) — 110,0 млрд пасс.-км (2023 год — 104,5 млрд, рост на 5,3%);
    • автомобильный (автобусы) — 95,3 млрд пасс.-км (2023 год — 93,2 млрд, рост на 2,2%);
    • метрополитен — 43,0 млрд пасс.-км (2023 год — 41,6 млрд, рост на 3,4%);
    • железнодорожный (пригородные поезда) — 35,6 млрд пасс.-км (2023 год — 33,5 млрд, рост на 6,2%);
    • троллейбусный — 3,5 млрд пасс.-км (2023 год — 3,3 млрд, рост на 8,8%);
    • трамвайный — 3,2 млрд пасс.-км (2023 год — 3,1 млрд, рост на 3,5%);
    • внутренний водный — 0,73 млрд пасс.-км (2023 год — 0,68 млрд, рост на 7,0%);
    • морской — 0,035 млрд пасс.-км (2023 год — 0,039 млрд пасс.-км, снижение на 14%).

    В обоих случаях в статистике Минтранса не учтены автобусные перевозки по заказам и туристско-экскурсионным маршрутам.

    Рост пассажирооборота на троллейбусных маршрутах отчасти обуславливается увеличением протяжённости маршрутов за счёт внедрения троллейбусов с использованием увеличенного автономного хода. Напротив, превышение роста пассажиропотока над пассажирооборотом в пригородном железнодорожном транспорте достигнуто за счёт реализации крупных проектов «городской» электрички — в первую очередь, Московских центральных диаметров и тактового движения на некоторых направлениях Петербургского железнодорожного узла.

    Рост тарифов — неравномерный по стране и видам транспорта

    Стоимость проезда в общественном транспорте в 2024 году продолжала неуклонно расти, но и здесь есть свои лидеры и консерваторы, как по географии, так и по видам перевозок и сообщения.

    Рост тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2024 года в сравнении с декабрём 2023 года составил в среднем по стране 10,8%, но ЦФО преуспел в индексации значительно больше СЗФО:

    • Центральный федеральный округ — рост на 14,8%;
    • Дальневосточный федеральный округ — рост на 13,9%;
    • Приволжский федеральный округ — рост на 11,2%;
    • Южный федеральный округ — рост на 9,3%;
    • Сибирский федеральный округ — рост на 9,0%;
    • Уральский федеральный округ — рост на 8,1%;
    • Северо-Кавказский федеральный округ — рост на 7,5%;
    • Северо-Западный федеральный округ — рост на 3,7%.

    Среди видов наземного транспорта наибольший рост цен произошёл в купейных железнодорожных вагонах, а наименьший — среди месячных проездных в городском транспорте и плацкартных железнодорожных вагонах:

    • проезд в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования вырос на 19,3%;
    • проезд в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования вырос на 14,9%;
    • проезд в такси (в расчёте на 1 км пути) подорожал на 14,1%;
    • стоимость проезда в междугородных автобусах выросла на 13,2%;
    • проезд в троллейбусах подорожал на 12,9%;
    • поездка в автобусах по нерегулируемым тарифам (маршрутных такси) подорожала на 12,7%;
    • поездка в городских автобусах подорожала на 12,0%;
    • проезд в трамваях вырос на 9,2% за каждую поездку;
    • проезд в пригородных поездах стал выше на 8,8% за поездку;
    • стоимость поездок в метро повысилась на 6,8%;
    • проезд в плацкартном вагоне фирменного поезда дальнего следования вырос на 5,5%;
    • комбинированный билет для проезда в городском пассажирском транспорте в течение месяца и проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования подорожали на 5,0%.

    Сохранение абонементов на проезд в городском транспорте на более низком уровне, чем индексация разовых поездок, стимулирует рост пассажиропотока в городском сообщении. В то же время в дальних поездах продолжается расслоение сервиса на эконом- и комфорт-варианты.

    Кадровые изменения

    Количество работников в транспортном комплексе в 2024 году незначительно выросло по сравнению с 2023 годом — 1,9258 млн работников против 1,925 в 2023 году (на 0,04%).

    При этом в железнодорожном транспорте количество занятых снизилось на 0,4% — с 429,8 до 428,3 тыс. сотрудников. В междугородных и международных пассажирских перевозках в среднем за 2024 год задействовано 90,9 тыс. работников против 92,6 тыс. в 2023 году (снижение на 1,9%). Небольшой рост на 0,4% отмечен в пригородных перевозках — 32,2 тыс. против 32,08 тыс. сотрудников.

    В регулярных перевозках пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении отток работников составил 3,5% — с 145,8 тыс. в 2023 году до 140,7 тыс. в 2024 году. В междугородном сообщении отмечено снижение численности работников с 4,1 до 4,0 тыс. сотрудников (на 3,1%), на специальных перевозках для собственных нужд — с 1,59 до 1,53 тыс. человек (на 3,7%), в заказных перевозках — с 1,14 до 1,08 тыс. человек (на 5,2%). Лишь некоторых «потерянных» людей можно обнаружить среди легкового такси, продемонстрировавшего рост на 3,9% с 2,72 до 2,83 тыс. Следует отметить, что статистика по кадрам автобусных перевозок неполна, так как за её рамками оказались субъекты малого предпринимательства. Поэтому описанные тенденции относятся к крупным предприятиями, включая МУПы, ГУПы и АО/ООО с долей государственного или муниципального участия.

    Однако наибольшее падение численности сотрудников отмечено в обеспечении перевозки пассажиров метрополитеном — на 8,5% или с 84,8 до 77,5 тыс. человек в 2023 и 2024 годах соответственно. Другие виды городского электрического транспорта также усохли в кадровом исчислении. Регулярные троллейбусные перевозки в 2024 году обеспечивали 34,0 тыс. работников против 36,2 тыс. в 2023 году (снижение на 6,1%), трамвайные — 31,7 вместо 33,3 тыс. работников (снижение на 4,9%).

    Наибольший вклад в сохранение общего количества сотрудников транспортного комплекса внесли грузовые перевозки. В автомобильном и морском сообщениях за год прирост кадров составил 4,1 и 10,8% соответственно.

    Уровень зарплат и их рост

    По предварительным данным, среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2024 году составила 87,952 тыс. руб., что составляет 118,34% номинальной зарплаты к уровню 2023 года. При этом индекс потребительских цен к 2023 году составил 108%, а индекс цен производителей промышленных товаров — 112,1%.

    В этом плане транспортный комплекс (без учёта субъектов малого предпринимательства) обеспечивает доходы работникам выше среднего — среднемесячная начисленная заработная плата в 2024 году составляет 103,5 тыс. руб. против 87,3 тыс. руб. в 2023 году, демонстрируя рост на 18,6%, в том числе:

    • деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам — на 24,5% (с 81,1 до 100,0 тыс. руб.);
    • регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении — рост на 24,3% (с 66,9 до 83,2 тыс. руб.);
    • междугородные и международные железнодорожные пассажирские перевозки — рост на 21,3% (с 84,3 до 102,2 тыс. руб.);
    • регулярные перевозки автобусами в междугородном сообщении — на 20,7% (с 47,1 до 56,8 тыс. руб.);
    • перевозка пассажиров метрополитеном — на 18,8% (с 97,1 до 115,3 тыс. руб.);
    • регулярные перевозки пассажиров троллейбусами — на 15,0% (с 54,1 до 62,2 тыс. руб.);
    • пригородные железнодорожные перевозки — рост на 14,6% (с 79,2 до 90,8 тыс. руб.);
    • специальные перевозки автобусами для собственных нужд — на 14,1%; (с 71,1 до 81,2 тыс. руб.);
    • деятельность легковых такси и арендованных легковых автомобилей с водителем — рост на 12% (с 100,7 до 113,4 тыс. руб.);
    • регулярные перевозки пассажиров трамваями — на 11,0% (с 54,8 до 60,8 тыс. руб.).

    Большой разброс зарплат в разных категориях автобусных перевозок и низкие ставки в междугородном сообщении вызван тем, что большой вес в статистике имеют межмуниципальные перевозки в крупных регионах со средней и низкой бюджетной обеспеченностью, простирающихся на сотни километров. Наиболее доходные междугородные маршруты, на которых работает малый бизнес, из статистики Минтранса выпали.

    Производство подвижного состава

    Подчитали в Минтрансе и количество подвижного состава для некоторых видов транспорта. Цифры показывают рост производства в 2024 году относительно 2023 года по некоторым видам транспорта и снижение по другим. В частности, в 2024 году произведено:

    • 1651 пассажирский железнодорожный вагон (в том числе вагоны электропоездов) (в 2023 году — 1688 вагонов, снижение на 2,2%);
    • 603 вагонов метрополитена (в 2023 году — 588, рост на 2,5%);
    • 472 трамвайных вагона (в 2023 году — 309, рост на 52,8%);
    • 17 речных пассажирских судов, что на 34,6% ниже уровня 2023 года (26 судов).

    Статистика по производству автобусов и троллейбусов не приводится.

    Выводы

    Несмотря на некоторые существенные статистические пробелы, в частности, отсутствие данных по субъектам малого предпринимательства, собранные Минтрансом цифры всё равно дают определённую пищу для размышлений.

    Эффективность пассажирских перевозок растёт — с обслуживанием растущего пассажиропотока справляется всё меньшее количество персонала. Местами этому способствует оптимизация технологических процессов — в частности, сокращение кассиров на станциях метрополитена, кондукторов в подвижном составе автобусов, троллейбусов и трамваев. Оставшимся сотрудникам за счёт перераспределения фонда оплаты труда и повышения тарифов на проезд повышают зарплаты, но этот процесс идёт неравномерно по разным видам транспорта.

    В то же время кадровые потери среди работников пассажирского наземного транспорта (автобусы. троллейбусы и трамваи) вызваны более низким уровнем зарплат в этой сфере по сравнению с такси и грузовыми перевозками.

    На рост перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями также оказало влияние беспрецедентное обновление подвижного состава в 2023-2024 годах. Трамваи и троллейбусы в 2024 году вообще достигли рекордного уровня поставок за последние 15 лет. Однако удержать темпы обновления при заложенных объёмах федеральной поддержки в рамках программы «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни» не удастся. В дальнейшем росте пассажиропотока наземного пассажирского транспорта не заинтересованы и целевые показатели национальных целей развития: в приоритете только обновление подвижного состава городов и агломераций. И здесь основное место отводится автобусному транспорту.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Организации: