Минтранс России опубликовал планы обновления общественного транспорта до 2030 года

  • Павел Яблоков
    28 апреля 2025 г. — 12:00
    6
    Иллюстрация: 

    Минтранс России / mintrans.gov.ru

    Они вошли в проект плана деятельности ведомства на 2025-2030 годы

    Менее 33 тысяч единиц подвижного состава всех видов общественного транспорта в городах и агломерациях страны планируется обновить за шесть лет с 2025 по 2030 годы. Такой показатель заложен в проекте плана деятельности работы Минтранса России на ближайшие годы.

    Основной объём техники городам будет поставляться на основании региональных программ развития общественного транспорта. Другим направлением финансирования станут субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, которые планируется предоставлять, начиная с 2026 года. Уже в этом году региональные перевозчики смогут начать получать технику по договорам лизинга с АО «ГТЛК». Кроме этого, в ближайшие четыре года, вплоть до 2028 года, продолжится поставка трамваев в рамках концессионных проектов модернизации ГЭТ.

    Наибольший объём поставок по всем мероприятиям намечен на финальный 2030 год — лишь в нём планируется превзойти рекордный показатель 2024 года. А ближайшие два года — 2025 и 2026 — даже вместе взятые предполагают объёмы поставок техники меньше прошлогодних показателей.

    Поставки техники: планы до 2030 года

    Проект плана деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2025-2030 годы опубликован на сайте ведомства 18 апреля 2025 года для общественного обсуждения на срок не менее 30 дней.

    Для достижения целевого показателя национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» — 85% доли парка подвижного состава общественного транспорта в городах и агломерациях со сроком эксплуатации не старше нормативного, в 2025-2030 годах запланированы поставки более 32,8 тыс. единиц подвижного состава. Основная часть техники будет поставляться через региональные программы развития (модернизации) общественного транспорта, которые будут проходить экспертизу Минтранса России. С 2026 года планируется начать выделять субсидии на обновление подвижного состава «дотационным» регионам. Более платёжеспособным предлагается лизинговая схема обновления подвижного состава с помощью федерального оператора — АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Намечено завершить и начатые концессионные проекты модернизации городского электротранспорта: если поставки электробусов уже завершены, то обновление трамвайного парка намечено продолжить в ближайшие четыре года.

    Постепенное наращивание объёмов поставок, казалось бы, не может не радовать. Но всё познаётся в сравнении.

    Догнать 2024 год удастся только к 2030 году

    В докладе о деятельности Минтранса России в 2024 году министр транспорта Роман Старовойт сообщил, что в 2024 году с помощью федеральных мер поддержки в регионы было поставлено 8032 транспортных средства — 7406 автобусов, 309 трамваев, 271 троллейбус и 46 электробусов, в том числе за счёт:

    • механизма специальных казначейских кредитов — 3760 автобусов;
    • инвестиционного проекта АО «ГТЛК» с привлечением средств Фонда национального благосостояния — 3255 автобусов;
    • льготного лизинга АО «ГТЛК» с субсидированием до 60% стоимости транспортных средств — 425 транспортных средств (270 автобусов, 145 троллейбусов, 10 трамваев);
    • инфраструктурных бюджетных кредитов — 340 транспортных средств (126 троллейбусов, 121 автобус, 93 трамвая);
    • проектов комплексного развития городского электрического транспорта — 246 транспортных средств (200 трамваев, 46 электробусов);
    • закупки общественного транспорта за счёт резервного фонда Правительства РФ — 6 трамваев.

    Приходится с сожалением констатировать, что рекордные объёмы федеральной поддержки обновления общественного транспорта, достигнутые в 2024 году, планируется превзойти лишь в 2030 году. А ближайшие два года относительно ранее достигнутых темпов намечены и вовсе провальными — даже вместе взятые 2025 и 2026 год лишь 52,8% от уровня 2024 года.

    В то же время итоговые объёмы обновления подвижного состава к 2030 году ещё неоднократно будут подвергаться корректировки. Всё зависит от наличия финансирования мероприятий. Так, 21 апреля стало известно, что Председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил перечень поручений по итогам ежегодного отчёта Правительства в Госдуме. В частности, Минфину и Минтрансу до 1 сентября при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов поручено предусмотреть дополнительные бюджетные средства на закупку городского электрического транспорта и реализацию проектов по модернизации инфраструктуры городского электрического транспорта.

    Тем временем Минтранс России начал приём заявок регионов на участие в программе льготного лизинга ГТЛК и утвердил методические рекомендации по разработке региональных программ развития (модернизации) общественного транспорта.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: