Источник: BKM Holding
Обновление подвижного состава общественного транспорта включили в показатели национальных целей развития Российской Федерации на период 2030 года, утверждённых в начале мая. Среди показателей достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» —увеличение к 2030 году не менее чем до 85% доли парка общественного транспорта в агломерациях и городах со сроком эксплуатации не старше нормативного.
Приоритет федеральных мер поддержки будет оказан закупке техники отечественного производства. Однако достижению цели будет служить и другая доступная на рынке продукция, в том числе белорусского производства. О современных моделях автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов, производимых белорусскими машиностроителями — в иллюстрированном обзоре TR.ru — Транспорт в России.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, под который попали и закупки подвижного состава общественного транспорта. В большинстве крупных городов России муниципальные или государственные предприятия пассажирского транспорта являются системообразующими. Кроме того, всё шире распространяется практика, когда частные компании выполняют перевозки по региональному или муниципальному заказу, используя арендованную у города (региона) технику. Запреты, установленные постановлением № 616, распространяются и на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (в том числу на перевозку по регулярным маршрутам), а также являющиеся предметом лизинга.
Если своеобразным проводником в мир актуальных предложений на рынке отечественного подвижного состава общественного транспорта в последние годы стал реестр промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации, также называемый реестром российской промышленной продукции (РРПП), то у ЕАЭС есть свой собственный реестр промтоваров.
Наличие сведений о продукции в Евразийском реестре промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза (ЕРПТ) является подтверждением производства промышленной продукции на территории государства — члена ЕАЭС. ЕАЭС объединяет Республику Армению, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию.
Включение сведений о промышленном товаре и его производителе в ЕРПТ осуществляется согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105.
Выписка из ЕРПТ удовлетворяет всем установленным требованиям и условиям статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответственно, производители промышленных товаров, зарегистрированных в ЕРПТ, могут участвовать наравне с российскими производителями во многих госзакупках.
Нероссийские производители подвижного состава городского наземного транспорта в ЕАЭС представлены во всех четырёх категориях: трамваи, троллейбусы, автобусы и электробусы. Однако география производств ограничена одной страной — Республикой Беларусь. И в ней за производство подвижного состава, внесённого в ЕРПТ, отвечают лишь два предприятия: ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и ОАО «Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш "» (ОАО «УКХ "БКМ"»).
Несмотря на то, что сборкой автобусов в Беларуси также занимаются ОАО «Брестмаш» (микроавтобусы) и «Автосборочный завод "Неман"» — филиал Минского завода колёсных тягачей (автобусы среднего класса «Неман» демонстрировались даже на Российской неделе общественного транспорта 2024), их продукция не ориентирована на российские госзакупки, так как не включена в ЕРПТ, и может присутствовать в России только в качестве приобретённой частными компаниями или гражданами, а также по особому разрешению Минпромторга России. Для возможности совершать покупки автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов, не внесённых в реестр отечественной промышленной продукции, ещё до объявления торгов требуется получать специальное разрешение Минпромторга России на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара. Вопросами подвижного состава общественного транспорта в структуре Минпромторга России занимается Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения.
Поэтому дальнейший обзор евразийского подвижного состава общественного транспорта будет фактически посвящён продукции двух белорусских заводов, достаточно широко представленных на российском рынке.
В ЕРПТ белорусские машиностроители представлены на данный момент всего одной моделью техники. МАЗ занимается выпуском только колёсной техники. А ОАО «УКХ «БКМ» был заявлен трамвайный пассажирский вагон модели Т811. 31 июля началась регулярная эксплуатация в Мозыре, при этом трамваи работают в двухвагонных сцепах по системе многих единиц. Ранее в 2023-2024 гг. 12 вагонов были поставлены в Самару, а до этого 10 вагонов под обозначением 802Е получил Барнаул.
Трамвай модели Т811. Источник: BKM Holding
Также вагоны модели Т811 заявлены и в российском реестре промышленной продукции от лица созданного в 2022 году российско-белорусского ООО «Совместное предприятие "Нижэкотранс"», зарегистрированного в Ворсме Нижегородской области. Сборка из белорусских машинокомплектов постепенно локализуется на нижегородской земле: изготовлено уже около 40 вагонов.
Производство трёхсекционных вагонов модели Т856, не внесённых в ЕРПТ, на «Белкоммунмаше» ещё не начало.
Эскиз трамвая модели Т856. Источник: BKM Holding
А кузова первой комплектности модели Т701, выпускаемые «Белкоммунмашем» для совместного предприятия «БКМ-Сибирь» и этого года поставляемые в Новосибирск и Самару, не включены ни в РРПП, ни в ЕРПТ.
Производством троллейбусов занимаются и МАЗ, и BKM Holding. Свой модельный ряд в ЕРПТ оба завода обновили недавно. 11 модификаций троллейбусов, представляющих четыре модели производства МАЗа внесены 9 июля со сроком действия до 28 мая 2025 года. Кузова МАЗовских троллейбусов базируются на соответствующих моделях автобусов с добавлением литеры T.
Троллейбус МАЗ-203Т20 укомплектован щёлочными аккумуляторными батареями, обеспечивающими автономный ход до 2 км (электрооборудование НПО «Информбизнес»). В 2023 году четыре троллейбуса этой модификации поставлены во Владимир, а один в Мурманск. Также семь машин работает в Беларуси в Гродно, и одна в Молдавии (Бендеры).
Все 10 выпущенных троллейбусов МАЗ-203Т21 (с увеличенным автономным ходом и электрооборудованием производства ЭТОН) построены в 2019 году и работают в Гродно
Из 233 выпущенных троллейбусов МАЗ-203Т70 (с литий-железо-фосфатными аккумуляторными батареями, обеспечивающими запас автономного хода 20 км (электрооборудование НПО «Информбизнес»)) за пределы городов Беларуси, где они представлены во всех троллейбусных системах страны, 10 машин в 2022 году поставлено в Рязань, а в 2023 году семь в Хабаровск.
Троллейбус МАЗ-203Т70. Источник: ОАО «Могилёвоблавтотранс»
Два опытных сочленённых троллейбуса МАЗ-215Т00 на базе кузова автобуса МАЗ-215 2014 и 2020 годов постройки попали в Бобруйск и Витебск
Троллейбус МАЗ-215Т. Источник: Минский автомобильный завод
Производство сочленённых троллейбусов на базе МАЗ-216 не началось. Первый машинокомплект МАЗ-216Т отправлен для сборки и дальнейшего прохождения сертификации на Уфимский трамвайно-троллейбусный завод. Несмотря на это, в ЕРПТ по аналогии с односекционными МАЗ-203 внесены несколько вариантов модификаций с разным электрооборудованием и различным запасом автономного года:
Отгрузка машинокомплекта МАЗ-216 для отправки на УТТЗ. Источник: Минский автомобильный завод
Производство троллейбусов на базе кузовов автобусов третьего поколения МАЗ-303 тоже предусматривает несколько комплектаций, внесённых в ЕРПТ.
Единственный «выставочный» экземпляр троллейбуса МАЗ-303Т20 построен в 2021 году, машина по-прежнему в распоряжении завода.
Первая и пока что единственная серийная поставка, уже в модификации МАЗ-303Т22 с иным «антисанкционным» оборудованием, выполнена в 2023 году для Казани: в столицу Татарстана поставлено 25 троллейбусов.
Троллейбусы МАЗ-303Т70 с увеличенным автономным ходом пока не материализовались ни в одном экземпляре.
Троллейбус МАЗ-303Т22. Источник: МУП «Метроэлектротранс»
Пять модификаций трёх моделей BKM Holding обновили своё присутствие в ЕРПТ 31 мая 2024 года, срок действия записей в реестре — до 28 мая 2025 года.
Наиболее массово выпускаются пассажирские троллейбусы модели 321 (с «аварийным» автономным ходом и модели 32100D. В отличии от МАЗа, на «Белкоммунмаше» без изменения обозначения модели перешли от серии SYABAR («Сябар») к серии OLGERD («Ольгерд»). «Ольгерды» отличаются большей площадью низкого пола в пассажирском салоне, что позволяет более комфортно разместиться пассажирам, а их кузов состоит из отдельных секций с унифицированными размерами. Все оконные и дверные проемы абсолютно одинаковы, что позволило провести унификацию стекол и других элементов конструкций.
Троллейбус модели 32100D серии Syabar. Источник: BKM Holding
Троллейбус модели 32100D серии Olgerd. Источник: СПб ГУП «Горэлектротранс»
Из российских городов «Ольгерды» с увеличенным автономным ходом поставлялись в Санкт-Петербург (97 машин в 2022-2023 гг.), Екатеринбург (49 в 2023 г.), Краснодар (38 в 2023 г.), а в 2024 году 15 машин получил Новороссийск. В Беларуси эти машины не представлены, зато в 2021 году девять машин поставлено в город Враца в Болгарии.
С «аварийным» автономным ходом «Ольгерды» поставлялись в Краснодар (22 машин в 2023 г.), Мурманск (15 в 2023 г.), а в 2024 году ведётся поставка партии из 79 машин в Санкт-Петербург.
У модели 321 есть сочленённый вариант — модель 333, но заказы на её производство давно уже не поступали и в ЕРПТ эта модель не вошла, хотя и осталась упоминаться среди актуальной продукции на официальном сайте BKM Holding.
Эскиз троллейбуса модели 333 серии Olgerd. Источник: ООО «Торговый дом БКМ»
Среди семейства Vitovt сочленённый вариант оказался популярнее односекционного. Заказы на изготовление новых троллейбусов модели 42003 не поступают уже 10 лет. Ранее выпущенные машины продолжают работать в России в Воронеже (куда переехали в 2022 году из Белгорода), Калининграде и Туле, а также в приднестровском Тирасполе.
Троллейбус модели 42003 Vitovt. Источник: Официальный канал мэрии Белгорода в Telegram
Сочленённые троллейбусы с увеличенным автономным ходом белорусского производства в России не работали, в то время как 25 машин модели 43300D было произведено в 2022-2023 годах для столицы Боснии и Герцеговины — Сараева, 50 построены в 2021 году и трудятся в столице Беларуси, а три самых первых машины серии выпуска 2019-2020 годов работают в Витебске. Особенность минских машин — в наличии трёхстворчатой передней двери: первая часть обеспечивает доступ в кабину водителя, а две другие — в салон.
Троллейбус модели 433. Источник: BKM Holding
Зато модификация с «аварийным» автономным ходом 43303 Vitovt Max II напротив, встречается только в Санкт-Петербурге: партия из 20 машин для Северной столицы построена в 2020 году.
Троллейбус модели 43303 Vitovt Max II. Источник: BKM Holding
У обоих производителей есть «сайд-проекты» в России, и в это плане сейчас МАЗ более успешен: Уфимский трамвайно-троллейбусный завод с 2021 года выпускает троллейбусы «Горожанин» с российским электрооборудованием с кузовами МАЗ-203. В этом года на сборку отправлен первый кузов сочленённого троллейбуса МАЗ-215.
Локализованная версия троллейбуса BKM Holding модели 321 числится в РРПП за красноярским ООО «Белрус». Но после первого торжественно собранного троллейбуса компания по-прежнему стала выступать лишь в роли дилера белорусских троллейбусов и электробусов.
Электробусы производят оба белорусских завода. Но в этой дисциплине модельный ряд шире у BKM Holding (ОАО «Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш"»).
32 электробуса модели E321 с 2019 года работают в Минске, ещё девять машин присоединились к ним в 2020-2021 годах уже в серии Olgerd. Также «Ольгерды» с ночной зарядкой работают в Шклове Могилёвской области Беларуси (15 машин с 2024 года), а машины с ультрабыстрой зарядкой трудятся в Сочи (одна машина с декабря 2021 года) и Красноярске (11 машин с 2023 года), а также одна машина работает с 2023 года в белорусском Гродно. Также идёт поставка семи машин с «ночной» зарядкой в Краснодар.
Электробус модели E321 серии Olgerd. Источник: BKM Holding
Первая и последняя партия из четырёх электробусов модели E420 Vitovt Electro выпущена на «Белкоммунмаше» в 2018 году. Единственная машина, оказавшаяся в России, работает в Самаре с 2020 года. В родной Беларуси два электробуса 2018 года выпуска работают в качестве служебной развозки на «БелАЗе» в Жодино и ещё один выполняет аналогичные функции на столичном Минском тракторном заводе.
Электробус модели Е420 Vitovt Electro . Источник: официальный портал Екатеринбурга
Основным эксплуатантом сочленённых электробусов модели E433 Vitovt Max Electro II является Минск, для которого в 2016-2019 годах выпущено и поставлено 48 машин в комплектации с ультрабыстрой зарядкой с помощью суперконденсаторов. Ещё 10 электробусов ожидается до конца этого года. Ещё несколько машин выпущено с «ночной» зарядкой. Одна из них работает в России в Санкт-Петербурге, В Беларуси два электробуса в 2021 году выпущено и поставлено в Гомель. А летом 2024 года два электробуса поставлено в город Микашевичи Брестской области для перевозки сотрудников РУП «Гранит».
Первые серийные машины Vitovt Max Electro, выпущенные в 2016-2017 годах, отличались от последующих: Vitovt Max Electro II получил новую переднюю и заднюю маски, обновлённые кабину водителя и конструкцию дверей. Если у машин первой партии они были прислонно-сдвижного типа, то в последующем перешли к установке шарнирно-поворотных. С 2021 года передняя дверь электробуса, аналогично троллейбусам модели 433 для Минска, может иметь три секции: две для входа в салон, и одна в кабину водителя.
Электробус E433 Vitovt Max Electro II. Источник: BKM Holding
Все девять выпущенных электробусов среднего класса модели E490 Vitovt Mini Electro произведены в 2020 году. Один остался в Беларуси и работает в качестве служебного транспорта на «БелАЗе» в Жодино Минской области, а восемь машин поставлено в Грузию, город Батуми.
Электробус E490 Vitovt Electro. Источник: BKM Holding
Срок действия записей электробусов BKM Holding в ЕРПТ — с 28 февраля 2024 года по 26 февраля 2026 года.
На сайте BKM Holding в модельном ряду также заявлены электробус среднего класса E390 (укороченная версия E321 до размеров среднего класса длиной 9,5 м) и особо большого класса E333.
Эскиз электробуса модели E390. Источник: BKM Holding
Эскиз электробуса модели E333. Источник: BKM Holding
Вся линейка электробусов BKM Holding может производиться как с «ночной» подзарядкой и автономным ходом до 200-250 км, так и с ультрабыстрой от суперконденсаторов.
У МАЗа в ЕРПТ внесена только одна модель электробуса в трёх модификациях (срок действия записи — с 14 ноября 2022 года по 8 ноября 2024 года) на срок с 28 февраля 2024 года по 26 февраля 2026 года.
Первая версия электробуса на базе автобусной модели третьего поколения модели МАЗ 303E10, уже не содержащейся в ЕРПТ, выпущена в 10 экземплярах. Самый первый «выставочный» экземпляр образца 2019 года остался на заводе. Ещё девять машин выпустили в 2021 год и для получения опыта эксплуатации распределили во все региональные центры страны. По одной машине работает в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилёве. Минск, как столица и административный центр Минской области, получил четыре машины.
На заводах «БелавтоМАЗа» остались и два выставочных экземпляра «импортозамещённой» модификации МАЗ-303E20, выпущенные в 2022 году.
14 электробусов модели МАЗ-303E22 c ночной зарядкой поставлены в Жодино, но не в качестве корпоративного транспорта «БелАЗа», а для работы на регулярных маршрутах местного филиала «Автомобильный парк № 18» ОАО «Миноблавтотранс».
Электробусы в модификациях МАЗ-303Е21 и МАЗ-303Е23, также внесённых в ЕРПТ, пока не выпускались.
Электробус МАЗ-303E22 для Жодино. Источник: АО «Миноблавтотранс»
Первый перронный электробус МАЗ-271Е продолжает проходить тестирование у потенциального заказчика в Пулкове. Впрочем, аэропорты не относятся к предприятиям, которым требуется проходить через сито госзакупок, поэтому даже в случае начала серийного производства особого эффекта для МАЗа включение этой модели в ЕРПТ не даст.
Так как «Белкоммунмаш» занимается только выпуском подвижного состава электротранспорта, в категории автобусы МАЗ представлен единолично. Зато линейка его продукции достаточно широка. В ЕРПТ включено 160 модификаций 14 моделей автобусов МАЗ. Часть из них де-факто снята с производства: на МАЗе оперативно меняли производственную линейку по мере утраты доступа к западноевропейским компонентам и замещения их китайскими или российскими агрегатами. Другая часть относится к перспективным модификациям, которые могли бы производиться при поступлении соответствующих заказов. С июня 2021 года в отношении ряда белорусских предприятий, включая «Белавтомаз», Евросоюзом введён четвёртый пакет индивидуальных санкций, после чего дальнейшее использование западноевропейских комплектующих в продукции МАЗа стало фактически невозможным.
Заводчанам пришлось сменить поставщиков двигателей и коробок передач. При этом производство двигателей Weichai и коробок передач Fast Gear налажено на совместных предприятиях «МАЗ-Вейчай» и «Фаст-МАЗ» в китайско-белорусском совместном индустриальном парке «Великий Камень» (особой экономической зоне) в Смолевичском районе Минской области.
ООО «Фаст-МАЗ» создано в июле 2019 года, тогда же был дан старт строительству завода, а в 2021 году он начал работу. Строительство завода «МАЗ-Вейчай» началось ещё раньше, в апреле 2018 года. Уже в ноябре 2018 года выполнен пробный запуск производства, а в октябре 2019 года завод полностью введён в эксплуатацию. Сотрудничество китайских производителей с белорусским заводом длится ещё с середины «нулевых», поэтому на протяжении многих лет модели грузовиков и автобусов с китайскими комплектующими уже присутствовали в модельном ряду параллельно с моделями с западноевропейскими. Со второй половины 2021 года комплектующие китайского происхождения стали фактически безальтернативными.
Помимо замены двигателей и коробок передач, в конструкциях вновь собираемых автобусов вместо передней портальной оси ZF стали применять разработку местного производства, а заднюю портальную ось ZF заменили китайской Hande Axle.
Автобусное производство МАЗа, ведущее свою родословную от совместного проекта с немецкой фирмой Neoplan, педантично обозначает разными номерами модификаций каждый вариант комплектации базовой модели разными двигателями и коробками передач. Здесь ситуация в корне отличается от некоторых российских производителей, где, например, сочленённый автобус производства Ликинского автобусного завода имеет одинаковое обозначение ЛиАЗ-621365 как при использовании европейских и американских мостов, коробок передач, так и при нынешнем «антисанкционном» переходе на их китайские заместители. Поэтому «разворот на Восток» в модельном ряду автобусов МАЗа виден гораздо чётче, чем у российских производителей.
Большинство автобусной продукции МАЗа внесено в ЕРПТ единым списком и зарегистрировано в реестре с 14 ноября 2022 года, когда европейские санкции уже начали действовать. Но некоторые модели со ставшими недоступными компонентами остались присутствовать в производственной линейке хотя бы номинально — в том числе для обеспечения гарантийных обязательство по ранее произведённым поставкам на основании итогов конкурсов, при проведении которых учитывалось наличие продукции в ЕРПТ. Эта продукция будет числиться в реестре до 8 ноября 2024 года, после чего производитель на своё усмотрение заменит список на более актуальный. Новейший «антисанкционный» модельный ряд, разработанный в 2022-2023 годах, довнесён в ЕРПТ 18 июля 2023 года, этот более короткий список будет действовать в ЕРПТ до 31 декабря 2024 года.
Долгожитель модельного ряда завода, выпускавшаяся с 1996 года частично низкопольная модель МАЗ-103, в связи с запуском производства автобусов третьего поколения чуть не покинула конвейеры ещё в 2021 году, но несколько вариантов осталось в итоге производиться до конца 2022 года, а небольшая партия МАЗ-103965 была отгружена перевозчикам Ростовской области даже в 2023 году:
Городской газомоторный автобус большого класса МАЗ-103965. Источник: ООО «Компания «АвтоТранс»
Низкопольный перронный автобус первого поколения МАЗ-171 в модификации МАЗ-171076 (с АКПП Allison T270 и двигателем Евро-3 Deutz BF4M1013FC) тоже успел попасть в ЕРПТ хотя снят с производства и заменён моделью второго поколения МАЗ-271 ещё весной 2021 года. В России технику можно встретить в аэропортах 16 регионов страны, в том числе в Краснодарском крае, Новосибирской и Иркутской областях.
Перронный автобус МАЗ-171076. Источник: ООО «Компания «АвтоТранс»
Автобус большого класса второго поколения МАЗ-203, выпускаемый с 2006 года, представлен в ЕРПТ 33 модификациями. Большинство из них уже можно считать архивными. А некоторые, напротив, ещё не выпущены ни в одном экземпляре — во всяком случае, о них не знает весьма информированный портал «Автобусный транспорт». Наиболее свежие из них довнесены в ЕРПТ в 2023 году:
В номенклатуре автобусов МАЗ четвёртая цифра «1» традиционно относилась к обозначениям пригородных автобусов, а пятая «2» — к двигателям ярославского производства. Пятую «четвёрку» за собой «застолбили» двигатели Weichai.
Ранее в 2022 году в ЕРПТ внесли аналогичные городские модификации с комплектующими ЯМЗ и Weichai (на что в номенклатуре МАЗ-203 указывает четвёртая цифра «0»), а также «дублёры» «нуля» — модификации с четвёртой цифрой «4». В модели МАЗ-103
Ни об одной выпущенном автобусе с такими обозначениями также пока не известно.
Фактически же, основу «антисанкционных» модификаций МАЗ-203 составляют выпускаемые серийно с 2022 года и поставляемые в города России и Беларуси:
Среди остальных моделей, попавших в ЕРПП, можно заметить производившиеся вплоть до 2021 года:
Городской газомоторный автобус МАЗ-203946. Источник: ООО «Автотехкомплект»
Городской автобус МАЗ-203047. Источник: ОАО «Могилёвоблавтотранс»
Частично низкопольный (в передней половине салона) автобус среднего класса МАЗ-206 длиной 8,8 м заявлен в 17 модификациях. «Анктисанкционная» часть представлена модификациями:
Городской автобус МАЗ-206047. Источник: ОАО «Гроднооблавтотранс»
Из «архивных» вариантов в ЕРПТ внесены варианты:
Обновлением 2023 года в ЕРПТ для МАЗ-203 стали варианты:
А из нереализованных «в металле» проектов перечня 2022 года остались модификации:
По ним тоже можно сделать предположение, что это городские автобусы с двигателями Weichai (20604*) или ЯМЗ (20602*).
Удлинённая версия МАЗ-206, автобусы МАЗ-210 длиной 9,99 м (предел для размеров автобусов среднего класса) дорогу к массовому заказчику пока не проторила: выпущены пока только три опытных экземпляра. Тем не менее, потенциальный ассортимент модификаций и здесь велик — 15 вариантов. Модификации МАЗ-2100** относятся к городскому варианту с дизельными двигателями, МАЗ-2101** — к пригородному варианту с дизельными двигателями, 2109** — газомоторные городские автобусы, 210L** — газомоторные пригородные автобусы.
Реализованы три варианта из списка 2022 года:
Также в ЕРПТ с 2022 года присутствуют МАЗ-210027, МАЗ-210028, МАЗ-210947, МАЗ-210L47.
В 2023 году в ЕРПТ дополнительно внесены МАЗ-210040, МАЗ-210041, МАЗ-210940, МАЗ-210941, МАЗ-210L40, МАЗ-210L41, МАЗ-210L46 и МАЗ-210L48 (АКПП, дизельный двигатель Евро-5).
Автобус среднего класса МАЗ-210. Источник: Минский автомобильный завод
Производимые серийно с 2013 по 2022 годы автобусы особо большого класса МАЗ-215 с двигателем в передней части салона де-факто уступили место на конвейере своей модернизированной версии МАЗ-216, но в ЕРПТ по-прежнему представлены двумя модификациями:
Семейство городских сочленённых автобусов МАЗ-216 с задним расположением двигателя, выпускаемых с 2019 года, представлено 18 модификациями. Из последних обновлений 2023 года:
Более ранние записи ЕРПТ включают: МАЗ-216066 (городской, с АКПП Allison T375w и дизельным двигателем Евро-5 Mercedes-Benz OM926LA) — из почти 150 автобусов основным эксплуатантом является санкт-петербургский «Пассажиравтотранс», также в России 11 автобусов работают в Пскове, небольшое количество машин присутствует в Астане и Минске. Также присутствует немало не производившихся модификаций:
Автобус МАЗ-216066. Источник: ООО «МАЗ столица»
Автобус МАЗ-216047. Источник: ООО «Компания «АвтоТранс»
Пригородный аналог МАЗ-206, автобус МАЗ-226 (без накопительной площадки у второй двери), представлен в ЕРПТ 13 модификациями, что намного превосходит ассортимент фактического выпуска:
Самым новейшим пополнением является МАЗ-226048, но и о таких выпущенных автобусах пока не сообщалось.
Пригородный автобус МАЗ-226086. Источник: ООО «МАЗ столица»
12-метровый автобус большого класса для пригородных и междугородных перевозок МАЗ-231, по своим техническим характеристикам был аналогичным немецкому автобусу MAN Lion's Regio..Он представлен 10 модификациями, включённых в действующую версию ЕРПТ. Междугородные модификации МАЗ-2310** отличаются от пригородных МАЗ-2311** узкой (одностворчатой) второй дверью вместо широкой (двухстворчатой). Многие варианты так и остались перспективными:
Автобус МАЗ-231185. Источник: ООО «МАЗ столица»
Автобус среднего класса для пригородно-междугородных и туристических перевозок длиной 9,2м заявлен в восьми вариантах, в том числе четырёх междугородных с узкой (одностворчатой) второй дверью и четырёх пригородных с широкой (двухстворчатой), однако готовой продукцией стало лишь 75% из этого ряда:
Пригородно-междугородный автобус среднего класса МАЗ-232162. Источник: ООО «МАЗ столица»
Пригородно-междугородный автобус среднего класса МАЗ-232062. Источник: ООО «МАЗ столица»
12-метровый междугородный автобус МАЗ-251062 комплектовался МКПП ZF 6S 1901 BO и дизельным двигателем Mercedes-Benz OM 457 LA. Свыше 190 выпущенных в 2009-2021 гг. автобусов отправлено в регионы России, Беларуси и Казахстана.
Междугородный автобус МАЗ-251062. Источник: ООО «МАЗ столица»
Автобус среднего класса МАЗ-257 длиной 8,7 м с двумя одностворчатыми дверями и высоким уровнем пола используется в разных модификациях как для пригородных, так и для школьных перевозок
Пригородный автобус МАЗ-257030. Источник: ООО «МАЗ столица»
Пригородный автобус МАЗ-257040. Источник: ОАО «Могилёвоблавтотранс»
Школьный автобус МАЗ-257S30. Источник: ООО «МАЗ столица»
Перронный автобус второго поколения МАЗ-271 длиной 14,4 м и шириной 3,15 м представлен в четырёх модификациях:
Автобус МАЗ-271067. Источник: ООО «МАЗ столица»
Автобусы третьего поколения МАЗ-303 предусмотрены уже в 27 модификациях. Их больше, чем суммарно выпущено автобусов этой модели, однако основных пока две:
Автобус МАЗ-303266. Источник: ООО «МАЗ столица»
В 2024 году производство МАЗ-303 возобновлено в «антисанкционной» модификации МАЗ-303047 (городской, c АКПП Fast Gear FC6A145RB и дизельным двигателем Евро-5 Weichai WP7 300E51). Первые два автобуса поставлены в Челябинскую область.
В остальных модификациях, внесённых в ЕРПТ, автобусы пока не выпускались: МАЗ-303147 (пригородный вариант МАЗ-303047), МАЗ-303025, МАЗ-303027, МАЗ-303028, МАЗ-303045, МАЗ-303048, МАЗ-303066, МАЗ-303125, МАЗ-303127, МАЗ-303128, МАЗ-303145, МАЗ-303148, МАЗ-303165, МАЗ-303166, МАЗ-303365, МАЗ-303366, МАЗ-303945, МАЗ-303946, МАЗ-303947, МАЗ-303948, МАЗ-303С45, МАЗ-303С46, МАЗ-303С47, МАЗ-303С48.
Автобус МАЗ-303047. Источник: Telegram-канал «Автозаводец МАЗ»
Перспективный туристический автобус МАЗ-350, демонстрировавшийся в 2023 году на выставке COMTRANS-2022 в Москве в модификации МАЗ-350046, в ЕРПТ не значится.
Автобус МАЗ-350. Фото Павла Яблокова
ОАО «Брестмаш» — филиал МАЗа, с конца 2019 года собирает из машинокомлектов китайской компании JAC микроавтобусы МАЗ-281040 (с дизельным двигателем JAC, HFC4DE1-1D и КПП ZOMAX ZM6T82) вместимость 15-19 пассажиров в зависимости от компоновки. В июле 2024 года на сайте МАЗа появилась информация о новом проекте МАЗ-281120 «Лира» с 19 местами для сидения (общая вместимость 22 места). Основой для микроавтобуса стала уже российская модель ГАЗ-A65R52.
Микроавтобус МАЗ-281040. Источник: сайт Минского автомобильного завода
Микроавтобус МАЗ-281040. Источник: сайт Минского автомобильного завода
Как видно, модельный ряд продукции белорусских производителей весьма обширен и не только конкурентноспособен с российской продукцией, но по ряду позиций не имеет аналогов.
Ранее на TR.ru — Транспорт в России опубликованы обзоры модельного ряда городского электротранспорта (трамвай, троллейбус, электробус) и автобусов, включённых в российский реестр промышленной продукции.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.