В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Официальный сайт мэра Москвы / mos.ru
В Москве в этом веке новых трамвайных линий почти не строилось. Планы по развитию сети регулярно озвучиваются, но до их реализации дело не доходит. Очередную попытку возобновить работу на «ветеране» программ развития трамвая — линии по шоссе Энтузиастов, предпринимают этим летом. В пятый раз за последние 10 лет объявлено её проектирование. Удастся ли её построить на этот раз?
Идеи о строительстве трамвайной линии по шоссе Энтузиастов посещают столичное руководство давно. В середине нулевых ради её строительства в 2007 году даже создавали специальную организацию — ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая» (ГТССТ). Последнюю активность организация проявляла в 2012 году: рассматривался вопрос о продлении линии до Балашихи. Затем после нескольких лет тишины 25 декабря 2017 года она была окончательно ликвидирована.
12 августа этого года ГКУ города Москвы «Управление капитального строительства» объявило открытый конкурс в электронной форме с начальной ценой 46,527 млн руб. Приём заявок ведётся до 29 августа, а подведение итогов намечено на 5 сентября.
Линия проектируется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1591-ПП «Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы», Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП «О государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» и Постановлением Правительства Москвы от 22.10.2014 № 609-ПП «Об утверждении проекта планировки территории участка линейного объекта — линии скоростного трамвая от станции метрополитена «Шоссе Энтузиастов» в район Ивановское города Москвы».
Новая линия будет проходить по территории столичных районов Перово и Ивановское вдоль шоссе Энтузиастов. В зоне будущего строительство расположены два гаражных комплекса на ул. Сталеваров с примерно 456 гаражами, попадающими под снос.
Трамвайная линия с участками ускоренного движения от 3-й Владимирской улицы по шоссе Энтузиастов до района Ивановское предназначена для обеспечения бесперебойного транспортного сообщения жителей района Ивановское со станциями метро Калининской и Арбатско-Покровской линий. В случае постройки, её конечный пункт будет самой восточной точкой сети московского трамвая, опередив по этому показателю действующие линии в Новогирееве и Измайлове.
Заявленная максимальная пропускная способность линии — 32 единицы подвижного состава в час в одном направлении. В состав будущей линии протяжённостью 9,2 км одиночного пути входят пять пар наземных остановочных пунктов, оборудованных посадочным платформами длиной 32 м, шириной 3 м и пандусами длиной 6 м и шириной 3 м:
На всех остановочных площадках (кроме остановочной площадки на высадку на оборотном кольце) предусматривается установка павильонов ожидания типа 6.0.0/С1 «Стандарт трамвая расширенный с табло прибытия»; двух урн для мусора; знаков 5.17 «Место остановки трамвая» и терминалы системы оплаты проезда.
Также предусматривается сооружение конечной станции площадью 360 м2 и оборотной петли с двумя-тремя путями. Трамвайные пути и остановочные площадки будут спроектированы с учётом типа эксплуатируемого подвижного состава трамвайных вагонов «Витязь-М» 71-931М.
Финансирование строительства предусмотрено из бюджета города Москвы. Из зоны прокладки линии предстоит вынести и переложить инженерные коммуникации: опоры двойного значения, газопровод высокого давления, водопровод, канализацию, дождевую канализацию, кабельные линии электропередач, сети связи.
Все пути должны быть спроектированы на железобетонных шпалах на шпально-щебёночном основании: на прямых и кривых радиусом более 400 м — с рельсами Р65, на кривых радиусом менее 400 м — с рельсами РТ 62.
Покрытие путей предусматривается из крупноразмерных железобетонных плит на прямых участках и кривых радиусом более 400 м, и из асфальтобетона на кривых радиусом менее 400 м и на узлах. Вне жилых зон верхнее строение пути предусматривается в виде открытой рельсошпальной решётки. Одноуровневые пересечения с участками улично-дорожной сети предусматриваются с износостойким дорожным покрытием.
Конечная станция с площадкой для стоянки путеремонтной техники и помещением для персонала по ремонту и обслуживанию трамвайных путей, должна быть рассчитана на приём двух маршрутов с количеством подвижного состава до 40 единиц. На конечной станции должна быть предусмотрена площадью не менее 20 м2.
Все работы по контракту победителю тендера надлежит выполнить за 240 дней с момента его заключения.
Впрочем, приблизит ли новый проект появление новой трамвайной линии предсказать сложно. За последние восемь лет, начиная с 2014 года, это пятая аналогичная закупка. Поэтому завершения реализации проекта дело может в очередной раз не дойти. Территория строительства линии и пассажирских посадочных площадок стеснена в связи с наличием в зоне прохождения объектов природного комплекса, зданий и подземных коммуникаций, требующих дополнительных мероприятий для создания условий размещения объекта.
В ноябре 2014 года Департаментом строительства города Москвы проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектно-изыскательских работ по объекту: «Трамвайная линия на участке «3-я Владимирская ул. — район Ивановское» с ценой контракта 33,4768 млн руб. Победителем стало АО «Управление развития строительных технологий», предложившее 31,803 млн руб. Однако осенью 2016 года контракт был расторгнут в связи с невозможностью дальнейшего продолжения работ. Работы по проектированию застопорились ещё в начале 2015 года. В частности, указывалось, что в проекте планировки трамвайной линии на участке от 3-й Владимирской улицы до района «Ивановское», разработанном ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», ширина технической зоны трамвая составляет 7 м, что противоречит п 5.36 СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии» (на обособленном полотне ширина двупутных трамвайных линий — 8,8 м). А реконструкция шоссе Энтузиастов выполнена без учёта строительства автомобильной эстакады (обустроена одноуровневая кольцевая развязка), что не позволяет выполнить прокладку линии трамвая в уровне земли, так как это предусмотрено проектом планировки.
В 2017 году Департамент строительства Москвы отважился на новый открытый конкурс по той же теме с начальной ценой 36,313 млн руб. На этот раз победителем стало ООО «Проект-центр», предложившее выполнить работы за 30,503 млн руб. На этот раз история закончилась гораздо быстрее: 14 июня был заключён контракт, а уже 3 августа этого же года он был расторгнут по соглашению сторон в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон. Стороны не заплатили друг другу ни копейки.
Третий открытый аукцион провели осенью 2017 года: его объявлял уже Департамент города Москвы по конкурентной политике. Победителем тендера с начальной ценой 60,58887 млн руб. стало АО «Москапстрой», предложившее 51,50054 млн руб. Но и ему, как участнику первого тендера, удалось получить только 10% от стоимости работ. Срок контракта истёк 24.10.2018, затем технически продлевался до 27.06.2019.
Четвёртую попытку пройти между Сциллой незыблемого проекта планировки территории и Харибдой прочих нормативных актов и окружающей действительности по заказу Департамента города Москвы по конкурентной политике начали осенью 2019 года. Открытый аукцион с начальной ценой 64,7187 млн руб. был объявлен 24 октября 2019 года. На этот раз победителем тендера, заключившим 16 декабря 2019 года контракт с ГКУ «Управление капитального строительства», стало ООО «Метропроект-М», предложившее 58,2468 млн руб. На этот раз исполнителю контракта удалось получить больше, чем 10%: 23,2987 млн руб. Работы по контракту продолжались весь 2020 год, хотя каждый из первых трёх этапов был сдан с задержкой на 1-1,5 месяца.
Заказчик не смог получить от Государственного заказчика проект планировки линейного объекта, исходно-разрешительную документацию на размещение тяговой подстанции и иные данные, предоставление которых возможно только при участии Государственного заказчика. Ввиду этого компания смогла выполнить лишь три из пяти запланированных этапов работ, а далее уведомила о приостановке работ по контракту по независящим от неё причинам. К получению положительного заключения госэкспертизы и подготовке рабочей документации для строительства объекта подступиться не удалось.
Планы по строительству трамвайных линий кочуют из программы в программу с 2014 года. Но до их полномасштабной реализации дело так и не доходит.
По линии в Ивановское, считающейся проектируемой с 2014 года и строящейся с 2020 года, к 1 января 2021 года было освоено на проектировании 31,629 млн руб., а на строительстве — 37,8356 млн руб. В соответствии с адресной инвестиционной программой Правительства Москвы (АИП), проектно-изыскательские работы планировалось закончить в 2022 году, а строительство — в 2025 году, при этом общая сумма затрат на проектирования должна была составить 73,23 млн руб., а на строительство — 2,210 млрд руб.
Трамвайная линия на участке от железнодорожной платформы Лианозово до соединения со станциями метрополитена по-прежнему значится в АИП. Стоимость проектно-изыскательских работ оценивается в 161 млн руб., строительство — в 1,935 млрд руб. К работам по обоим направлениям планируется приступить в 2025 году, хотя к этому времени вблизи платформы Лианозово появится одноимённая станция метро Люблинско-Дмитровской линии.
На 2025 год также отложены строительство трамвайной линии от метро «Пражская» в район Бирюлёво-Западное и северную часть района Бирюлёво-Восточное с трамвайным депо. Стоимость проектирования 309,6 млн руб., строительства — 11,125 млрд руб. Вторая очередь 2трамвайной линии в Бирюлёво-Восточное отнесена за 2025 год: её проектирование оценено в 300 млн руб., а строительные расходы АИП даже не называются.
Последняя новая трамвайная линия в Москве открыта в 2017 году. Другие российские регионы, обладая меньшими ресурсами, за это время больше продвинулись в развитии трамвайной инфраструктуры. Этой весной открыта новая трамвайная линия в Краснодаре. В этом году готовится к открытию трамвайная линия между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Также началась укладка путей по линии в Академический район и ведутся предварительные работы на линии в микрорайон Солнечный.
ДОПОЛНЕНИЕ от 21:10 22.08.2022
19 августа ГКУ «Управление капитального строительства» подписан приказ № УКС/ПР-62 о признании утратившим силу приказ ГКУ «УКС» от 11.08.2022 № УКС/ПР-59. Указанным документом «в связи с принятым решением» отменено размещение государственного заказа на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектно-изыскательских работ по объекту: «Трамвайная линия на участке 3-я Владимирская ул., район «Ивановское», по адресу: 3-я Владимирская ул., ш. Энтузиастов», закупка № 0373200008522000089.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.