В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Левенцовка.ру / levencovka.ru
Крупные города страны продолжают следовать по пути модернизации городского электротранспорта через механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП). 8 ноября концессионное соглашение подписано в Перми. В Ростове-на-Дону тоже близки к подписанию аналогичного документа: предусмотренный законом срок подачи альтернативных предложений завершился. Если проект в Прикамье предусматривает обновление действующей сети, то на Дону сеть линий должна увеличиться более чем вдвое.
8 ноября закончился объявленный 23 сентября Департаментом транспорта Ростова-на-Дону приём заявок на право заключения концессионного соглашения о модернизации и создании инфраструктуры трамвая в городе Ростове-на-Дону со сроком действия 25 лет.
Выдвинутое этим летом предложение инвестора ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону» стало на сегодня самым крупным и революционным проектом по модернизации городской трамвайной сети. Помимо реконструкции существующих линий, планируется создать ещё больше новых направлений.
К нынешнему соглашению стороны двигались несколько месяцев. Финансовую модель и объём выполняемых работ и услуг уточнили в ходе переговоров. 17 января этого года Администрацией Ростова-на-Дону подписано постановление № 11 о разрешении ООО «Синара — Городские транспортные решения» разработать проекты планировки и межевания территории для прокладки будущих линий трамвайной сети. В результате было решено отказаться от перехода на российскую стандартную колею 1524 мм, сохранив уникальную для российских трамваев «европейскую» 1435 мм, унаследованную ещё от конно-железной дороги Бельгийского акционерного общества, начавшей работу ещё в XIX веке, а с 1901 года перешедшей на электротягу.
Общая стоимость проекта составит 62,04 млрд руб. При этом стоимость строительства и реконструкции трамвайных путей, трамвайных депо и тяговых подстанций составляет 41,949 млрд руб., а подвижного состава — не более 12,801 млрд руб.
Капитальный грант концедента (администрации Ростова-на-Дону) составит 18,97 млрд руб. (30,6%), банковские кредиты — 35,88 млрд руб. (57,8%), субординированный заём — 7,19 млрд руб.
Концедент выплачивает в пользу концессионера плату концедента, состоящую из инвестиционного платежа 18,97 млрд руб. и эксплуатационного платежа, максимальный размер которого может составить 110,28 млрд руб.
Ожидаемым результатом концессионного проекта должно стать создание транспортной инфраструктуры с высокоэффективными функциональными характеристиками, формирующей устойчивую благоприятную среду для пассажиров и, как следствие, рост пассажиропотока на трамвайном транспорте до 114,7 млн пассажиров в год.
Помимо реконструкции трамвайной инфраструктуры, строительства новых трамвайных линий, обновления подвижного состава, задачами проекта являются также повышение безопасности дорожного движения, изменение маршрутной сети города с изменением существующих маршрутов и ликвидацией дублирующих маршрутов, создание приоритетных условий движения для трамвая, обеспечение доступности трамвая для маломобильных групп населения, улучшение экологической обстановки и уменьшение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть за счёт переориентирования спроса на внеуличный транспорт.
Объект концессионного соглашения включает в себя трамвайные пути, трамвайные депо, тяговые подстанции со всей сопутствующей инфраструктурой, а также подвижной состав и исходный подвижной состав.
Для эксплуатации трамвайной сети предусматривается строительство двух новых трамвайных депо. При этом судьба существующего депо на ул. 36-я линия, д. 1 проектом концессионного соглашения не оговаривается.
Трамвайное депо № 1 планируется разместить в микрорайоне Левенцовский на земельном участке площадью около 95 тыс. кв.м. к северу от Западной ТЭЦ. В нём должны разместиться не менее 38 трехсекционных и 30 односекционных трамваев. Депо должно включать в себя здания, сооружения, их оснащение и оборудование в количестве и с характеристиками, необходимыми и достаточными для проведения всех регламентных операций с вагонами, включая тяжёлые виды ремонтов, а также центр диспетчерского управления движением и службы пути и энергохозяйства.
Трамвайное депо № 2 планируется разместить на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0010202:43 площадью 25,98 тыс. кв. м в районе Орбитальной ул. в Ворошиловском районе. Ранее на этой территории планировалось размещение троллейбусного депо. Здесь должно базироваться 23 трёхсекционных трамвая. При этом на территории предусматривается выполнение только самых необходимых операций для ежедневной эксплуатации: мойка, подъёмка вагонов, развёртка тележек. Все тяжёлые виды ремонта должны проводиться в Трамвайном депо № 1.
Концессионер обязан приобрести подвижной состав, техническое задание на который должно быть разработано в течение 120 дней с момента подписания концессионного соглашения, при этом договор на приобретение подвижного состава должен быть согласован с городскими и региональными властями.
Для эксплуатации трамвайной сети планируется закупить не менее 61 полностью низкопольного трёхсекционного вагона общей вместимости не менее 15,19 тыс. пассажиромест (при загрузке 5 чел./кв. м).
Помимо закупки нового подвижного состава, в качестве исходного подвижного состава концессионер принимает от города 30 односекционных вагонов модели 71-911E «CityStar», произведённых ПК «Транспортные системы» для Ростова-на-Дону в 2016-2017 гг., и проводит их модернизацию, унифицируя их с новым подвижным составом путём проведения ремонта и доукомплектования необходимым бортовым оборудованием. Первые 15 вагонов должны быть переданы концессионеру в декабре 2023 года — январе 2024 года с завершением их реконструкции не позднее февраля 2025 года. Ещё 15 вагонов должны модернизировать двумя годами позже: передача концессионеру в декабре 2025 года — январе 2026 года с завершением их реконструкции не позднее февраля 2027 года.
Во всех вагонах, помимо общепринятого для современных трамвайных вагонов оснащения планируется установка аппаратов для оплаты проезда с помощью наличных денежные средств. Также у каждой накопительной площадки вагона должны быть установлены устройства для валидации электронных проездных билетов.
Для исполнения обязательств по реконструкции, концедент обязан передать концессионеру участки под трамвайные депо и подвижной состав. А вот тяговые подстанции и кабельные линии останутся в ведении МУП «Ростовская транспортная компания», но концессионер выполнит их реконструкцию. Электроснабжение линий предусмотрено через тяговые подстанции:
Помимо модернизации существующих тяговых подстанций для обслуживания новых линий трамвая предусмотрено строительство четырёх новых, чьё точное местоположение будет определено по согласованию с концедентом по результатам разработки предварительного тягового расчета:
Общая протяжённость трамвайных путей модернизированной сети должна составить 103,8 км одиночного пути, в то время как сейчас она составляет только 46 км. Работы по модернизации трамвайной сети разделены на четыре этапа и должны продлиться около 64 месяцев с момента подписания соглашения с завершением в 2027 году.
Источник: проект концессионного соглашения, размещённый на ГИС Торги
Часть трамвайных путей могут проходить по искусственным сооружениям, предназначенным для движения трамваев, обособленными от проезжей части. Трамвайные узлы, входящие в состав трамвайных путей, должны обеспечивать среднюю скорость прохождения подвижного состава не менее 21 км/ч. При создании контактной сети должна быть применена подвесная система, выполненная из нетокопроводящих синтетических материалов со специальной коррозионностойкой арматурой.
На обособленных участках трамвайных линий при их реконструкции или строительстве предусматриваются посадочные площадки на высоте 300 мм над уровнем головок рельсов. А на участках трамвайных линий, совмещённых с проезжей частью, посадочные площадки должны быть размещены на одном уровне с ней с обозначением мест посадки и высадки пассажиров с помощью разметки и дорожных знаков. Посадочные площадки, размещаемые на искусственных сооружениях, должны быть оборудованы лестничными спусками, пандусами, лифтами (подъёмными платформами) или эскалаторами.
На этапе № 1.1 планируется строительство трамвайных путей от существующей линии на ул. Станиславского по просп. Стачки и ул. Тружеников до существующего кольца «пл. Мичурина». Также от ул. Тружеников новая трамвайная линия должна пройти по просп. Стачки, ул. Зорге, ул. 339-й Стрелковой Дивизии, ул. Малиновского и ул. Ерёменко до просп. Солженицына. Далее трассировка линии будет определена при разработке проектной документации. По одному из вариантов планируется однопутная трамвайная линия по ул. Ерёменко от просп. Солженицына до ул. Жданова, далее по ул. Жданова, ул. Ткачёва и просп. Солженицына с зоной отстоя в районе пересечения ул. Жданова и ул. Ткачёва. По другому варианту предусмотрена двухпутная трамвайная линия по ул. Ерёменко и ул. Жданова с разворотным кольцом в районе пересечения ул. Жданова и ул. Ткачёва.
На этапе № 1.2 планируется строительство трамвайного депо № 1, которое разместится южнее ул. Ткачёва.
На этапе № 1.3 запланирована полная реконструкция существующей линии от пл. Мичурина до Будённовского просп. через просп. Сиверса, а также на самом Будённовском просп. от ул. Максима Горького до ул. Станиславского, включая разворотное кольцо «Центральный рынок».
Все работы этапа № 1 должны быть завершены через 31 месяц с момента подписания соглашения: новую трамвайную линию и депо стоит ожидать в середине 2025 года.
На этапе № 2 планируется полная реконструкция существующей линии от Будённовского просп. по ул. Максима Горького до разворотного кольца «Сельмаш». Работы необходимо выполнить за 40 первых месяцев действия соглашения, к началу 2026 года.
На этапе № 3 предусмотрено строительство новой линии по Ворошиловскому просп. от ул. Станиславского до пл. Гагарина, далее по просп. Михаила Нагибина и ул. Нариманова от пр. Михаила Нагибина, Ольховскому пер. или ул. Плиева, просп. Космонавтов, Орбитальной ул., ул. Лелюшенко (со строительством моста через р. Темерник) с разворотным кольцом у Современного пер. Другая ветвь после просп. Космонавтов пройдёт по западной части Орбитальной ул., по участку перспективной дороги восточнее ул. Вавилова, к западу от Северного кладбища, по ул. Вавилова с разворотным кольцом у ул. Петренко. Для обслуживания линий планируется депо № 2 на Орбитальной ул. Наиболее сложный этап работ требуется выполнить за 64 месяца — к весне 2027 года.
На этапе № 4 запланирована полная реконструкция существующей линии от разворотного кольца на Привокзальной пл. через ул. Станиславского и пл. Толстого до разворотного кольца «26-я Линия». На эти работы отводится 56 месяцев — результат должен быть виден в конце 2026 года.
При закрытии трамвайного движения и ведении строительно-монтажных работ город обеспечивает организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа иными видами общественного транспорта. Проектом концессионного соглашения не предусмотрена реконструкция путей от пл. Мичурина до кольца «Чукотская ул.», по Крепостному пер. от ул. Максима Горького до пл. Химиков и на участке Театрального просп. от ул. Закруткина до ул. Максима Горького.
В Перми поиск альтернатив предложению ООО «Мовиста Регионы Пермь» завершился 8 сентября, но концессионное соглашение с инициатором концессии заключили лишь два месяца спустя.
8 ноября в Перми в присутствии губернатора Пермского края и главы города Перми было подписано концессионное соглашение между Пермским краем, городом Пермь и ООО «Мовиста Регионы Пермь» о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса городского наземного электрического транспорта. В концессию передадут муниципальное имущество с общей балансовой стоимостью 223,9 млн руб.
Соглашение заключается на 20 лет. В рамках проектах на его реализацию будет вложено 4,4 млрд руб. в виде безвозвратной субсидии из средств федерального бюджета, а также средства Фонда национального благосостояния, ВЭБ.РФ и компании «Мовиста Регионы».
Согласно условиям соглашения, компания в ближайшие три года должна модернизировать трамвайный комплекс города. Будут отремонтированы восемь участков трамвайных путей общей протяженностью 35 км. После завершения работ почти на 30% повысится скорость движения вагонов и существенно снизится уровень шума. На линии выйдут современные комфортабельные трамваи, приспособленные для перевозки маломобильных пассажиров. Трамвайным сообщением по всем маршрутам смогут воспользоваться в среднем 27,5 млн человек в год.
Для перевозок пассажиров планируется использовать рассчитанные не менее чем на 150 пассажиров полностью низкопольные трамваи, оснащённые валидаторами, датчиками учёта пассажиропотока, навигационным оборудованием, речевым автоинформатором, системой видеонаблюдения, медиапанелями и электронными маршрутоуказателями. 20 новых трамвайных вагонов могут поставить в Пермь уже в 2023 году, оставшиеся 24 — в течение 2024 года. Пополнится и техническая база Пермского трамвая: концессионер будет обязан приобрести 11 видов спецтехники.
Помимо этого, договор предполагает реконструкцию депо «Балатово» и модернизацию семи тяговых подстанций. Напомним, Пермский край стал одним из регионов-участников федерального инвестпроекта комплексного развития электрического транспорта. Его инициатором выступает Правительство РФ совместно с государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ.
ООО «Мовиста Регионы Пермь» сможет приступить уже в апреле следующего года: после завершения проектирования работы начнутся на участке ул. Куйбышева от ул. Революции до ул. Белинского.
До 2025 года в планах привести в нормативное состояние пути по улицам Мира, Пушкина, Борчанинова, Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского и Петропавловской, сообщил сайт Правительства Пермского края.
Ранее в этом году концессионные соглашения по модернизации электротранспорта заключили в Курске и Липецке. А в Свердловской области дочерняя компания «Мовиста Регионы» «Верхнепышминский трамвай» начала эксплуатацию новой линии, связавшей Екатеринбург и Верхнюю Пышму.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.