О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Администрация Ярославля / city-yaroslavl.ru
Ещё один крупный город России с апреля перейдёт на массовую работу по брутто-контрактам: и не один, а с пригородами. Автобусные перевозки в Ярославской агломерации, начиная с 1 апреля будут выполняться изменённым составом перевозчиков. Трассы маршрутов и типы используемых автобусов на многих направлениях тоже поменяют. Одновременно потеряет работу муниципальное транспортное предприятие: его место займут компании из федеральных холдингов.
Около двух лет назад, с июля 2021 года, в Ярославле автобусные маршруты перевели на работу по контрактам. Вместо 26 маршрутов по нерегулируемым тарифам запустили 28 маршрутов по регулируемым. Результатом оказались не очень довольны как многие пассажиры, так и вытесненные с рынка перевозчики-«маршрутчики». Однако перевод основной маршрутной сети на краткосрочные нетто-контракты был лишь частью переходного периода на пути к более серьёзным преобразованиям перевозочного процесса. Подготовка к новому этапу началась в 2022 году. С 1 января 2023 года Законом Ярославской области от 01.07.2022 № 33-з полномочия по организации транспортному обслуживанию на муниципальных маршрутах Ярославля и Ярославского муниципального района были переданы на уровень Ярославской области, что позволило приступить к формированию единой маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных маршрутов в Ярославской агломерации. На момент принятия решений о передаче полномочий маршрутная сеть Ярославля была представлена 95 маршрутами: 84 автобусными, семью троллейбусными и четырьмя трамвайными. Перевозки выполняли 19 транспортных организаций. Тогда же было объявлено, что целью принятия нового закона станет комплексная модернизация системы общественного транспорта.
Новая схема управления предполагает существенное обновление автопарка. Весь подвижной состав будет оснащен системой видеонаблюдения, речевого и визуального информирования пассажиров, системами учета пассажиропотока, валидаторами для бесконтактной оплаты проезда. При этом будет введен новый для региона принцип финансирования работы перевозчиков — брутто-контракты. Они предполагают оплату не за количество перевезенных пассажиров, а за километраж.
Для организации новой модели управления пассажирскими перевозками сформировано ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области». В его полномочия входят формирование маршрутной сети, установление технических требований к подвижному составу и качеству выполняемых работ, осуществление закупочной деятельности, контроль оплаты проезда и провоза багажа, сообщал областной Департамент транспорта.
Но ещё в 2022 году, не дожидаясь перераспределения полномочий, новую модель транспортного обслуживания «обкатали» на одном из межмуниципальных маршрутов, регулированием которого был полномочен заниматься областной Департамент транспорта — № 176 «Ярославль (Ярославль Главный) — Щедрино». Его на работу по брутто-контрактам ровно через год после перевода «нерегулируемых» маршрутов на нетто-контракты. Единственная заявка на аукцион, проведённый областным Департаментом транспорта, поступила от ООО «Первая пассажирская компания» (г. Санкт-Петербург), входящая в состав холдинга «Питеравто» («Национальная транспортная ассоциация»). Для обслуживания маршрута перевозчик приобрёл восемь новых низкопольных газомоторных автобусов среднего класса модели Volgabus-4298, чтобы ежедневно семью из них выполнять 108 рейсов. Аналогичные автобусы стали использоваться с 2022 года и в Санкт-Петербурге, где «маршрутки» заменили автобусами, работающими по брутто-контрактам. При этом при переходе на новую модель обслуживания маршрут № 176 стал принимать больше участия в городских перевозках: на нём сразу же появились остановки в районе нефтеперерабатывающего завода «5-я проходная НПЗ» и «4-я проходная НПЗ». А уже с 19 июля добавились остановки «ЖК "Ярославль-Сити"», «Технический университет» и «Арена-2000».
В начале августа Департамент транспорта Ярославской области объявил о начале разработки документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам Ярославской области и муниципальным маршрутам Ярославской агломерации на 2022-2028 годы и сборе предложений. 27 сентября документ был утверждён постановлением Правительства Ярославской области № 821-п. Однако он содержал лишь «рамочные» положения: кто и какие мероприятия должен проводить.
Новые автобусы (планируется, что их будет более 600, преимущественно среднего и большого класса вместимости) должны работать преимущественно на газомоторном топливе. В середине прошлого года в регионе действовало всего четыре газовых заправки: в Рыбинске, Мышкине, Ярославле и у деревни Ивановский Перевоз Ярославского района. На них заправлялось более 8500 единиц техники, в том числе около 165 пригородных и городских автобусов. Правительство РФ софинансировало строительство дополнительных заправочных станций: две из них в конце декабря 2022 года открылись в Ярославле и Ярославском районе.
Начали готовиться к транспортной реформе и кадрово. В сентябре в автошколах Ярославля организовали бесплатное обучение граждан из числа безработных и работников, находящихся под риском увольнения, по образовательным программам переподготовки водителей транспортных средств с категорий В или C на D. Планировалось, что получившие право на управление транспортными средствами категории D будут трудоустроены в транспортные организации региона.
29 ноября Департамент транспорт объявил, что с апреля 2023 года на маршруты Ярославля и Ярославского района выйдет ещё более 600 новых автобусов, оформленных в единой цветовой гамме, используемой в официальной символике Ярославской области. Основным тоном будет жёлтый, а на бортах автобусов будет размещено изображение герба региона или его элементов. Кроме того, автобусы должны быть низкопольными и адаптированными для маломобильных групп граждан, не старше одного года к моменту выхода на маршрут, иметь системы видеонаблюдения, речевого и визуального информирования пассажиров, учёта пассажиропотока, устройств безналичной оплаты проезда, а также медиапанели.
30 января Департамент транспорта Ярославской области сообщил, что в рамках комплексной модернизации системы транспорта общего пользования в Ярославле и Ярославском районе основные существующие автобусные маршруты будут сохранены, но ряд маршрутов скорректируют, исходя из анализа действующей сети и распределения пассажиропотока. Для удобства пассажиров предусмотрено сохранение нумерации на действующих маршрутах.
Среди основных изменений сети:
В новую маршрутную сеть включили и специализированные маршруты. Так, «нулевые» (начинающиеся с цифры 0; №01, 04, 012, 013, 019, 021, 041, 044, 049, 062, 066, 068, 099), предназначены для перевозки жителей в Новый год и День города после окончания мероприятий. «Кладбищенские» маршруты №№ 5А и 5Б будут работать только в дни православных праздников. А маршруты, оканчивающиеся литерой «П» (№№ 32П, 41П, 42П, 78П), будут работать во время домашних игр ХК «Локомотив» для обеспечения транспортом болельщиков по окончании матчей.
Всего в Ярославской агломерации для новой маршрутной сети утвердили 137 автобусных маршрутов (82 муниципальных и 55 межмуниципальных). При этом часть действующих маршрутов (№№ 8, 14, 15, 32, 41А, 53, 76, 99) получили статус межмуниципальных, исходя из фактического расположения конечных остановочных пунктов за границей городской черты. Ранее разная административная принадлежность муниципальной и межмуниципальной сети не позволяла внести такие поправки.
В конце января 2023 года Губернатор Ярославской области сообщил, что замена всего автобусного транспорта в Ярославле и Ярославском районе будет проходить поэтапно с 1 апреля и до конца мая. Перевозчики должны будут вывести на маршруты новый транспорт — низкопольные автобусы, брендированные в едином стиле, с камерами, электронными табло, современными системами оплаты. Далее начнётся подготовка к замене транспорта в других муниципальных образованиях области. После этого стартовали процедуры отбора перевозчиков. Единая маршрутная сеть Ярославля и Ярославского районе из 137 маршрутов была сгруппирована в 33 лота с общей суммой контрактов 58 млрд руб. Брутто-контракты с перевозчиками по итогам процедур заключаются сроком на семь лет. К 6 февраля все лоты были опубликованы на электронной торговой площадке. Продолжительность торгов ожидалась недолгой — на вторую половину февраля начало марта планировалось подписание контрактов.
14 февраля Департамент транспорта объявил результаты завершения электронных аукционов по шести лотам с 19 маршрутами.
По маршрутам №№ 6, 12, 21Б, 22С, 25, 27, 29, 34, 64, 76, 99 победителем стал первый брутто-перевозчик Ярославской области — ООО «Первая пассажирская компания». По маршрутам №№ 84С, 94С право работы получил ИП Намазов А.Х. (Ярославль). По маршрутам №№ 2, 55 право заключить контракты получило ООО «Гирфтранс» (Ярославль). По маршрутам №№ 4, 5, 33 победило ООО «Стартранс» (г. Москва), входящее в группу компаний «Ранд-Транс», которая с 2021 года представлена в Ярославле в лице ООО «Автомиг». Право обслуживания маршрута № 1 получило ООО «ЯТК-2» (г. Ярославль).
К 16 февраля определились перевозчики уже по 52 маршрутам. ООО «ЯТК-2» добавило в свои активы маршруты №№ 65, 67, 70, 77. ООО «Первая пассажирская компания» — маршруты №№ 2К, 4А, 11, 28, 110, 117, 121А, 129, 131, 138, 139, 139А, 139П, 140, 140К, 156, 157, 160, 162, 176, 183, 191. Ранее неизвестная пассажирам компания ООО «Транспорт Ярославии» с ярославским участием получила право заключения контрактов по маршрутам №№ 26, 53, 68, 124, 154, 154К, 178.
17 февраля обнародованы имена новых перевозчиков ещё по 16 маршрутам. ООО «ЯТК-2» добавило себе маршруты №№ 21Т и 59, ООО «СтарТранс» — маршруты №№ 17, 19К, 22, 58. В числе перспективных перевозчиков проявились и ещё две ярославские компании ООО «Драйв» с маршрутами №№ 102, 102А, 108, 123, 124К, 125, 145 и ООО «ЯрБУС» с маршрутами №№ 107, 112, 132.
21 февраля конкурсная комиссия подвела итоги ещё пяти аукционов с 36 маршрутами. ООО «Транспорт Ярославии» добавило в свою копилку несколько круглогодичных и все специализированные маршруты, назначаемые по отдельным дням: №№ 01, 04, 012, 013, 019, 021, 041, 044, 049, 062, 066, 068, 099, 5А, 5Б, 8, 14, 15, 30, 32П, 41А, 41Б, 41П, 42, 42П, 49, 56, 66, 78П, 101, 104, 106, 118, 135, 148, 153.
28 февраля стали известны перевозчики 134 из 137 маршрутов. Уже «засветившиеся» ранее компании добавили себе ещё маршрутов: ООО «Первая пассажирская компания» — №№ 7, 19, 41, 62, 79, 90, 92, ООО «Стартранс» — №№ 13, 21, 23, 24, 32, 39, 57, 93, 105, 121, 122, 126, 127, 130, 130К, 136, 137, 184, и ООО «Транспорт Ярославии» — №№ 9, 10, 85.
Позднее стало известно, что ООО «ЯТК=2» также получило право работы на маршрутах №№ 119 и 157К. Маршруты №№ 40С и 97С будет обслуживать ООО «Гирфтранс». А по маршруту №71С контракт планируется заключить с ярославским ООО «Альянс Авто».
К концу торгов по всем маршрутам стало понятно, что бывший основной перевозчик городских маршрутов Ярославля — АО «ПАТП-1», постепенно сдававшее свои позиции, но и в 2023 году обслуживающее 23 городских маршрута (№№ 2К, 4, 4А, 4К, 5А, 5Б, 8, 11, 11Т, 32П, 32Т, 33, 41А, 41Б, 41К, 41П, 42, 42П, 53, 70, 76, 77, 78П), в новой маршрутной сети не будет задействован и вовсе. Поэтому в конце февраля остро встал вопрос о дальнейшем трудоустройстве его работников. Штат кондукторов на предприятии составляет порядка 140 человек. При этом в составе контрольно-ревизорской службы ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» планируется работа 411 человек, поэтому госучреждение готово принять всех желающих пройти дополнительное обучение. Уже 1 апреля они могут выйти на маршруты в новом качестве. Контролеры не будут принимать деньги за проезд, их функция — работа с пассажирами, контроль за оплатой проезда и качеством перевозок. Также планируется наделить контролеров полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, сообщил областной Департамент транспорта.
Оставшись без маршрутов, «ПАТП-1» закрываться не планирует: во-первых, оно остаётся управляющей компанией ООО «Яргорэлектротранс», осуществляющей трамвайные и троллейбусные перевозки в городе. Во-вторых, планируется использование производственной базы предприятия для нового предприятия-перевозчика ООО «Транспорт Ярославии», получившего в новой сети 46 маршрутов из 137, в том числе 19 специализированных «по особому назначению».
Учреждённое в 2020 году ООО «Транспорт Ярославии» зарегистрировано в Москве под названием ООО «Мовиста Северо-Запад». Нынешнее название организация получила в ноябре 2022 года, а в ближайшее время перерегистрируется в Ярославской области. 20 октября 2022 года она получила лицензию на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Изначально 99,9% уставного капитала принадлежало ООО «Группа Мовиста», а 0,1% — физическому лицу. Однако с 10 января 2023 года большая часть уставного капитала (51%) принадлежит подконтрольному Правительству Ярославской области АО «Ярославское АТП» (его учредителем является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области). До апреля 2019 года «Ярославское АТП» являлось государственным предприятием Ярославской области. С апреля 2023 года оно, пока что обслуживающее городские маршруты №№ 23, 28, 30, 39, будет присутствовать на муниципальных перевозках в лице дочернего предприятия.
Остальные 49% уставного капитала «Транспорта Ярославии» принадлежат ООО «Контроль-Сервис», чьим учредителем является ООО «Группа Мовиста». Также ООО «Контроль-Сервис» принадлежит 49% уставного капитала основного транспортного оператора проекта «Транспорт Верхневолжья»: ООО «Верхневолжское АТП», начиная с 2020 года, выполняет автобусные регулярные перевозки по брутто-контрактам в Твери, а также нескольких других районах и городах Тверской области.
Как ранее подчеркнул губернатор региона Михаил Евраев, все остальные компании, которые выйдут на перевозки, также должны зарегистрироваться в Ярославской области и будут платить налоги в бюджет региона. Если у ООО «Первая пассажирская компания», входящего в федеральный холдинг, особых проблем для этого нет — перевозчик работает только в Москве, то ООО «Стартранс» выполнить это пожелание руководства Ярославской области сложнее: предприятие имеет действующие брутто-контракты на перевозки по городским маршрутам Москвы.
Выход перевозчиков на обновлённые маршруты будет поэтапным, с двухнедельными интервалами между этапами: с 1, 15, 29 апреля и с 13 и 27 мая.
Об истории возникновения брутто-контрактов, практике их применения, возможных рисках и других моделях организации пассажирских перевозок на сайте TR.ru — Транспорт в России опубликована статья Владимира Валдина, директора по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA.
С 1 июля на работу по брутто-контрактам перейдут муниципальные маршруты соседнего с Ярославлем регионального центра — Костромы.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
На Южном Урале открыты депо и служебная линия, в Карелии удлинены маршруты и часы работы электротранспорта, в Поволжье и Сибири задействовали автономный ход
Старейшим трамвайным заводом и уфимским трамвайным предприятием объявлены конкурсы на перевозку вагонов автотрейлерами
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.