Екатеринбург: какие перемены нужны городскому общественному транспорту?

  • Михаил Попов
    25 декабря 2024 г. — 17:30
    484
    Иллюстрация: 

    Михаил Попов

    С 1 августа в Екатеринбурге официально дан старт транспортной реформе. В ходе неё общественный транспорт должен стать более удобным и доступным для горожан.

    Крупнейший город Урала — не первый в стране, кто взялся за «перезагрузку» общественного транспорта, поэтому имеет возможность учесть как позитивный опыт, так и ошибки других городов. В одном из соседних региональных центров — Челябинске — активная фаза транспортной реформы агломерации длится уже более двух лет, и городом накоплена немалая практика трансформации системы пассажирских перевозок.

    В предлагаемой Вашему вниманию статье Михаил Попов предлагает екатеринбуржцам задуматься о том, как обстоят в городе дела с транспортом сейчас, и что может его ждать в будущем.

    Почему важно заниматься транспортным планированием города

    Последние десятилетия сменявшие друг друга руководители городской администрации обещали горожанам, что в недалёком будущем откроются вторая, а то и третья линии метро, после чего город поедет. Эти «завтраки», закапывание денег в проектирование новой линии и нежелание принять разработанный урбанистами по заказу муниципального транспортного предприятия проект транспортной реформы 2017 года привели к тому, что в Екатеринбурге потеряли несколько драгоценных лет для преобразования городской транспортной среды. За это время в Челябинске команда во главе с заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Челябинской области Александром Егоровым заметно повысила транспортное обслуживание столицы Южного Урала.

    Общественный транспорт критически важен для успеха Екатеринбурга, как одного из крупнейших городов страны. В городах люди живут близко друг к другу, а значит, в них не так много пространства на каждого отдельного человека. Если бы все, кто пользуется общественным транспортом, ездили на машинах, для них просто не нашлось бы места на улицах и автостоянках.

    Более того, многие горожане не имеют личного автотранспорта либо добровольно, либо от недостатка денежных средств. Для большинства этих людей общественный транспорт создаёт возможности и ограничения, которые определяют течение их жизни.

    Если общественный транспорт не может довезти вас до какого-либо места за разумное время, значит, вы не можете оказаться там.

    Это, в свою очередь, означает, что вам оказываются недоступными возможности, которые открывает то или иное место в городе: рабочие места, места учёбы, люди, которых вы могли бы встретить — всё это оказывается закрытым для вас.

    Улучшение общественного транспорта таким образом расширяет возможности всех его жителей. Возможность — это суть города. Люди живут вместе в городах, поскольку здесь они могут найти работу, пройти обучение, а также обзавестись знакомыми и друзьями. Город, который открывает перед человеком больше возможностей — это преуспевающий город. Город, где люди хотят жить и где хочет работать бизнес.

    Без дополнительных расходов со стороны муниципалитета Екатеринбург может получить систему общественного транспорта, которая расширит возможности горожан, позволяя им быстрее добираться до большего количества мест. Эта статья объясняет, как этого добиться.

    Проблема высокого дублирования маршрутов

    В Екатеринбурге есть достаточное количество общественного транспорта, однако он не организован таким образом, чтобы обеспечивать максимальный доступ к возможностям, которые открывает город.

    Существующее транспортное обслуживание организовано таким образом, чтобы соединить точки отправления и назначения напрямую, не требуя пересадок. На первый взгляд кажется, что это именно то, чего хотят пассажиры, но в результате получается очень сложная низкочастотная и неэффективная система.

    Большое количество различных маршрутов означает, что люди могут доехать туда, куда им нужно, без пересадки, однако это означает также, что имеющийся подвижной состав распределён по всем этим маршрутам. Это значит, что на каждом конкретном маршруте трамваев, троллейбусов и автобусов не так много, и ждать их придётся долго.

    Частоту движения сложно изобразить. Её невозможно сфотографировать. Тем не менее, это самый важный параметр, определяющий полезность общественного транспорта. Частота движения делает возможными три взаимонезависимых вещи:

    • Она даёт вам возможность ехать тогда, когда бы вы не захотели. Это не только уменьшает время, проведённое в ожидании прибытия автобуса, которое может быть уменьшено при помощи отслеживания транспорта в реальном времени. Но, также, вы сможете уменьшить время ожидания там, куда вы хотите прибыть. Например, если вы должны быть на работе в 8:00, но ваш низкочастотный автобус может привезти вас лишь в 7:32 или 8:02, это означает, что вас ждёт «ожидание» в том месте, куда вы приедете.
    • Она позволяет вам легко делать пересадки с одного маршрута на другой, что позволяет доехать до гораздо большего количества мест, чем это возможно на одном маршруте.
    • Она снижает риск задержек из-за различных помех, поскольку следующий трамвай или автобус всегда недалеко от предыдущего.

    Поэтому высокая частота движения тесно связана с высоким пассажиропотоком и низкой себестоимостью.

    Городу нужна транспортная революция

    Интуитивно кажется, что «прямой» маршрут от вашего дома до места, куда вам нужно, довезёт вас быстрее всего, но это не всегда так. Сеть магистральных маршрутов, с тактовым расписанием и интервалами в 7-10 минут, даже если они требуют пересадок, позволяют доезжать до нужных мест быстрее, чем низкочастотный «прямой» маршрут.

    Высокочастотная сеть, основанная на пересадках, ускоряет поездки для всех.

    Существующая система общественного транспорта являет собой плохое сочетание подвижного состава и пассажиропотока. Самые маленькие транспортные средства, как правило, задействованы на самых частых маршрутах. Высокая частота движения притягивает пассажиропоток, но маленькие автобусы не могут справиться с ним должным образом.

    Множество раз во время изучения города отмечал переполненные маленькие автобусы, едущие рядом с относительно пустыми трамваями. Это можно увидеть на главной улице города — проспекте Ленина.

    В более эффективной системе маленькие автобусы используются для подвоза людей к большим автобусам и трамваям, чтобы как можно больше людей пользовалось вместительным подвижным составом. Из практики, в Челябинске уже ходят 12 магистральных маршрутов. Для подвозящих пригородных или маршрутов с окраин важно создавать инфраструктуру, чтобы людям было удобно делать пересадку на магистральные. Это экономичнее с точки зрения оплаты труда водителей, а также это снижает необходимость в маловместительных автобусах, как таковых. У небольших автобусов остаётся определённая роль: вместо того, чтобы возить людей через весь город, они должны подвозить людей к основным маршрутам. Они также могут использоваться для специализированных сервисов, как например, специальные маршруты для пожилых людей, которым тяжело делать пересадки.

    От такого подхода также выигрывает метро. Предлагаемая сеть стимулирует больше людей пересесть на метро, вместо того чтобы ехать параллельно метро на трамвае или автобусе.

    Проблема удовлетворения дополнительного спроса решается с помощью повышения класса вместимости транспорта. Во времена федеральной проблемы с дефицитом водительского состава необходимо выпускать автобусы-«гармошки», трамваи по системе многих единиц и транспорт среднего класса вместо малого.  

    Заключение

    В сложившихся условиях Екатеринбург стоит на пороге транспортной революции, которая может сделать город более комфортным для жителей и конкурентоспособным по сравнению с другими мегаполисами.

    Для этого необходимо:

    1. Повысить частоту движения транспорта на основных маршрутах. Это позволит создать удобную систему пересадок, ускоряющую поездки.

    2. Пересмотреть подход к маршрутам. Локальные маршруты должны эффективно подвозить пассажиров к магистральным.

    3. Улучшить инфраструктуру и тарифную систему для пересадок. Это облегчит использование общественного транспорта жителям окраин и пригородов.

    4. Инвестировать во вместительный транспорт. Использование «гармошек» и трамваев высокой вместимости вместо малых автобусов позволит снизить себестоимость перевозок и повысить комфорт пассажиров.

    Реализация этих изменений требует комплексного подхода, сотрудничества городской администрации, специалистов в области транспорта и самих жителей. Без активного участия граждан добиться качественных изменений невозможно.

    Екатеринбург имеет все шансы стать городом, который задаёт стандарты современной транспортной инфраструктуры. Главное — не терять времени и начать действовать.

    Подробнее о транспортной реформе Челябинской агломерации издание TR.ru — Транспорт в России рассказывало в начале 2024 года в серии материалов:

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.