Транспортные реформы в марте. Часть 4: Камчатка, Курган, Соликамск и Сочи

  • Павел Яблоков
    14 марта 2025 г. — 18:35
    45

    Трендами эволюции пассажирских автобусных перевозок в городах продолжают оставаться переход на регулируемые тарифы, ввод пересадочной модели и усиление роли муниципальных автопредприятий.

    В Кургане маршрутная сеть по регулируемым тарифам, появившаяся в ходе транспортной реформы 2023 года, уже почти полностью вытеснила перевозки п нерегулируемым тарифам. После завершения работы с 1 марта восьми «старомодных» маршрутов, в городе осталось только пять маршрутов, работающих без муниципальных контрактов.

    В Соликамске, несмотря на предостережение антимонопольной службы, решились на возвращение муниципального предприятия на рынок автобусных перевозок. В феврале городом из Перми получены первые автобусы, а с 5 марта заработали первые маршруты нового перевозчика.

    В Сочи пересадочный тариф по транспортной карте «Пальма» с 8 марта стал работать ещё на одной связке между магистральным и подвозящим маршрутом.

    А в Камчатском крае транспортное сообщение отдалённого села Эссо с Петропавловском-Камчатским удалось сохранить по пересадочной модели, но с прежней стоимостью проезда.

    Курган

    В Кургане в январе 2023 году стартовала транспортная реформа. В город вернулись регулируемые тарифы, а маршрутов стало почти вдвое больше — транспорт по нерегулируемым тарифам продолжил работать по параллельным трассам. Однако продлевать свидетельства на выполнение перевозок по нерегулируемым тарифам в столице Зауралья перестали, и с момента запуска новых маршрутов по городским контрактам старые маршруты постепенно стали прекращать работу. В первые же недели после запуска «контрактной» маршрутной сети частные перевозчики сами отказались от обслуживания около трети направлений. Ещё восемь прекратили работу летом 2023 года. В первую очередь сокращение коснулось тех маршрутов-дублёров, которые обслуживались теми же транспортными компаниями, что получили обслуживание новых маршрутов по муниципальным контрактам.

    Во второй половине 2023 года и в 2024 году досрочно прекратили работу маршруты №№ 10, 31, 37, 48, 53, 301, 307, 308 311, 341, 353 ,363, 365, 391 а также в связи со сроком истечения свидетельств маршруты №№ 304 и 327.

    С 1 марта в связи с окончанием срока действия свидетельств прекратилась работа маршрутов по нерегулируемым тарифам:

    • № 5 «пос. Вороновка — ул. Лескова»;
    • № 7 «7-й микрорайон — ул. Криволапова»;
    • № 33 «1-й микрорайон — пос. Вороновка»;
    • № 36 «1-й микрорайон — Памятник танкистам»;
    • № 72 «Вокзал — микрорайон Затобольный» (отдельные рейсы до пос. Керамзитный);
    • № 75 «пос. Вороновка — ул. Криволапова»;
    • № 309 «1-й микрорайон — пос. Смолино»;
    • № 360 «1-й микрорайон — ОАО "Синтез"».

    Перевозчики, которые работают по регулируемым тарифам, с момента начала работы по контрактам плавно увеличивали вместимость автобусов с малого класса до среднего и большого, что в целом обеспечило сохранение провозных возможностей на большинстве направлений.

    По состоянию на начало 2023 года, с 1 марта 2025 года истекал срок действия по 24 маршрутам. Однако в соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 29 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…», перевозчики имеют право обращаться с заявлениями о прекращении действия свидетельств. При этом действие свидетельств прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия свидетельства в соответствующий уполномоченный орган. Законом предусмотрено, что до истечения указанного срока перевозчик, обратившийся с таким заявлением, обязан осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные таким свидетельством. Поэтому к февралю 2025 года работу продолжили лишь восемь из 24 маршрутов.

    После 1 марта в Кургане продолжают работу всего 5 маршрутов по нерегулируемым тарифам из 51 маршрута, действовавшего в конце 2022 года:

    • № 316 «1-й микрорайон — пос. Увал»;
    • № 319 «Микрорайон Зайково — Швейная фирма»;
    • № 321 «пос. ТЭЦ — ГУП "Лён Зауралья"» (отдельные рейсы до ООО «Курганский кабельный завод»);
    • № 339 «пос. ТЭЦ — пос. Смолино»;
    • № 366 «пос. Сиреневый — ОАО "Синтез"».

    При этом срок действия свидетельства по маршруту № 321 истекает со 2 ноября 2025 года. Остальные четыре маршрута могут работать до 2026 года: № 316 — до 1 июня, №№ 319, 339, 366 — до 21 июля.

    Если бы перевозчики добровольно не отказывались от обслуживания маршрутов, то они могли бы продолжать перевозки в 2026 году по 12 маршрутам.

    Сочи

    В городе-курорте Сочи Краснодарского края продолжается плавное разделение маршрутной сети на магистральные и подвозящие направления. Как сообщил Департамент транспорта Сочи, с 8 марта автобусный маршрут № 3 «Вишнёвая ул. (детский сад № 44) — Старая Мацеста (аллея Челтенхема)» заменён укороченным маршрутом № 3к «Ж/д вокзал Мацеста — санаторий "Мацестинская долина"» с промежуточными остановками «Аквариум» (только к Мацестинской долине), «Новая Мацеста», «Средняя Мацеста» и «Поликлиника».

    На маршруте работает автобус среднего класса, оборудованный кондиционером и адаптированный для перевозки маломобильных пассажиров.

    Для продолжения поездки в сторону центра Сочи пассажиры могут пересесть в магистральный маршрут № 7. Между маршрутами №№ 3к и 7 введён пересадочный тариф. Воспользоваться им можно при применении в качестве средства оплаты транспортной карты «Пальма». Стоимость проезда с пересадкой составляет 40 руб., как и при отдельных поездках по каждому из маршрутов. Аналогичная схема действует с 2024 года ещё на ряде направлений. Пересадочная система не распространяется на оплату проезда наличными или банковской картой, а также на маршруты №№ 8, 43, 120, 121.

    Соликамск

    Многие города страны идут по пути восстановления муниципальных транспортных предприятий. Несмотря на предостережения ФАС от своих планов не отказались в Соликамске Пермского края.

    17 февраля, по данным администрации Соликамского муниципального округа, в Соликамск доставлены первые 11 низкопольных газомоторных автобусов, которые станут основой модернизации местной системы пассажирских перевозок. Автобусы оснащены современным оборудованием: климат-контролем, системой видеонаблюдения, USB-розетками для зарядки устройств и медиасистемой. Идёт процесс передачи транспорта в муниципальную собственность, оформление документов и другие организационные мероприятия.

    В дальнейшем планируется продолжить обновление парка в рамках сотрудничества с краевыми властями. Всего в течение этого года в собственность муниципального перевозчика поступят до 30 автобусов из Перми, где в этом году обслуживание маршрутов переводится на новые долгосрочные брутто-контракты с использованием новой техники. Поэтому автобусы предыдущих лет выпуска даже в исправном состоянии уже не подходят под условия новых контрактов.

    С 5 марта 2025 года МУП «Теплоэнерго», которому недавно добавили новый вид деятельности, вышло работать на первые автобусные маршруты № 41н «Соликамск — Вильва» и № 39н «Соликамск — Сим». На маршрутах со сложными дорожными условиями задействован автобус-вахтовка НефАЗ-42111-24.

    В дальнейшем в течение года «Теплоэнерго» выйдет работать и на городские маршруты. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2025 № 177 муниципальным унитарным предприятиям разрешено заниматься автобусными перевозками до 1 января 2027 года.

    Камчатский край

    С использованием пересадочной модели смогли возобновить пассажирские перевозки на Камчатке для связи отдалённого села Эссо Быстринского района с Петропавловском-Камчатским.

    Перевозки по маршруту, соединявшему населённые пункты, прежним перевозчиком прекратились в связи с низкой наполняемостью автобуса большого класса. 12 февраля в Минтранс Камчатского края поступило уведомление от транспортной компании о прекращении перевозок по маршруту № 215 «Петропавловск-Камчатский — Эссо» с 17 февраля в связи с отсутствием пассажиропотока и нерентабельностью маршрута. Загруженность на рейсе в среднем составляла 6 человек при вместимости автобуса 55 человек. На субсидирование перевозок в регионе не пошли, решив объявить поиск нового перевозчика. До этого времени была достигнута договорённость с предыдущим перевозчиком о продолжении обслуживания маршрута по сокращённому графику, один раз в неделю по субботам.

    После личного вмешательства главы региона автобусное сообщение было возобновлено с 4 марта, несмотря на низкую загрузку автобуса, поскольку для части населения это единственный способ добраться в столицу региона в краевую больницу или по личным делам. В Эссо, административном центре Быстринского округа, и втором его населённом пункт, селе Анавгай, удалённом от Эссо на 25 км, проживает около 2,4 тыс. жителей.

    Как сообщил Минтранс Камчатского края, перевозка пассажиров по новой схеме осуществляется пять раз в неделю, кроме понедельника и четверга. Перевозку пассажиров взяла на себя транспортная компания «Оптимус». Пассажиры следуют автобусами маршрута № 218 «Петропавловск-Камчатский — Усть-Камчатск» до 153-го километра трассы (в районе Крапивной), где на повороте на Эссо пассажиров забирает автобус малого класса.

    Стоимость проезда по новой схеме поездок между Эссо и Петропавловском-Камчатским осталась прежней — 4000 руб. Расстояние между Петропавловском-Камчатским и Эссо составляет около 520 км, из которых 310 км проходят по асфальтированным дорогам, а остальные — по гравийной дороге.

    В марте изменения произошли также в работе транспортных систем Москвы и Подмосковья, Петрозаводска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Перми, Саратова и Сыктывкара.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)