Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности 2025: главное

  • Павел Яблоков
    23 мая 2025 г. — 16:32
    13
    Иллюстрация: 

    автора

    Национальные цели развития Российской Федерации определены, целевые показатели сформулированы, и новый пакет нацпроектов начал свой шестилетний путь реализации. Не всё в новом пути понравилось транспортникам — на многие актуальные для отрасли задачи не нашлось достаточно денег. С такими настроениями в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне конце апреля прошла очередная Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности.

    По традиции, мероприятие объединило несколько тематических выставок (ЭлектроТранс, CityBus, ТранспортLIGHT, Электроника-Транспорт), конференций и круглых столов. Традиционно тема сохранения и развития городского электрического общественного транспорта была одной из главных на сессиях недели.

    В ожидании новых заказов и запуска новых инфраструктурных проектов ведущие производители подвижного состава, комплектующих и компонентов представили свои серийные и перспективные разработки.

    В ходе трёхдневного мероприятия было обсуждено немало актуальных проблем и путей их решения. Особенно ждёт их отрасль городского наземного электрического транспорта, наиболее нуждающаяся в государственной поддержке. И хотя пассажиры будут конечными пользователями услуг, но их заказчиками остаются региональные и муниципальные администрации. И успех применения разработок, представленных производителями техники, электроники и других компонентов, будет зависеть от того, насколько они решают задачи, поставленные перед отраслью национальными целями развития.

    Место встречи изменить можно

    Место встречи специалистов осталось прежним — Экспоцентр на Красной Пресне. В этом году концепция Российской недели общественного транспорта и городской мобильности отметила 10-летний юбилей — впервые она объединила отечественные тематические выставки в 2015 году. Как обычно, в нём в рамках Российской недели общественного транспорта и городской мобильности (РНОТ-2025) вперемешку разместились участники четырёх специализированных выставок, имеющих многолетнюю историю:

    • международная выставки информационных технологий и электроники для пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры «Электроника-Транспорт 2025» прошла в 18-й раз;
    • международная выставка по электротранспорту «ЭлектроТранс 2025» стала уже 14-й в этой серии;
    • автобусный салон CityBus 2025 проводился как минимум восьмой раз — под этим названием экспозиции демонстрировались в 2012, 2013, 2019, и 2021-2024 гг.;
    • самая молодая специализированная выставка TransportLight 2025 тоже прошла уже в седьмой раз (в предыдущие годы проводилась под названием «Транспортная Светотехника»).

    Но это лишь с одной стороны. Не самый крупный павильон № 3 в этот раз заменили павильоном № 2, а почти половину дискуссий переместили в расположенные под ним залы заседаний. Их звукоизоляция оказалась куда лучше, чем у традиционных для РНОТ «виртуальные» залы в основном павильоне, которые лишь физически, но не акустически были отделены от основного выставочного пространства. Впрочем, основные сессии нынешней недели всё равно состоялись именно в акустически некомфортных залах A и B.

    Традиционно на площадке РНОТ-2025 проходили конкурс перспективных разработок «Зелёный свет», а также молодёжный форум специалистов ГЭТ и студентов транспортных специальностей высших и средних специальных учебных заведений. В частности, на форуме прозвучали доклады о модернизации трамвайной сети Перми, разработке специалистами ГУП «Курскэлектротранс» мотодрезины, внедрении и эксплуатация «умного» транспорта — автоматизации процесса сбора и обработки заявок водителей на неисправности и некорректную работу системы обеспечения активной безопасности и помощи водителям трамваев в СПб ГУП «Горэлектротранс», оптимизации работы с гарантийной техников по сервисным договорам в СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Специалисты краснодарского МУП «КТТУ» отметились докладами о сервисе уведомления пассажиров об изменениях в работе общественного транспорта, и внедрении аддитивных технологий (3D-печать) в ремонт электротранспорта Краснодара.

    По традиции к РНОТ-2025 был выпущен ежегодный информационный сборник, служащий своеобразным срезом состояния транспортной отрасли и представляющий участников включённых в программу выставок и конференций. Приятно, что в нём, как и в два предыдущих года, нашлось место и для материала, подготовленного редакцией TR.ru — Транспорт в России. На этот раз издание представлено статьёй, посвящённой Методическим рекомендациям Минтранса России, по разработке региональных программ развития (модернизации) общественного транспорта.

    Неделя российская плюс…

    Подавляющее большинство участников Российской недели общественного транспорта и городской мобильности, представляли страну-организатора мероприятия. Компанию им формально составили лишь три производителя техники из Беларуси: из прошлогоднего списка участников сохранились «Могилёвлифтмаш» и «БКМ Холдинг». Также пропустив один год вернулось ЗАО «Белвнешинвест».

    Китайские компании в явном виде на этот раз участия не принимали. Впрочем, реального китайского и белорусского присутствия в Экспоцентре было больше — несколько российских участников выступили в роли дилеров, в первую очередь — подвижного состава общественного транспорта, в частности, ООО «МАЗ-Рус» (Минский автомобильный завод, Беларусь), ООО «Автобосс» (Zhong Tong), ООО «Транспортный центр» (Yutong).

    В 2025 году для участия в мероприятиях были заявлены 138 организаций, из них 86 — со стендами, что является не рекордным, но приличным показателем на фоне последних «санкционных» лет (в 2022 году —144 организации с 94 стендами, в 2023 — 140 с 84 стендами, а в 2024 — 141 с 81 стендами).

    Как сообщил оргкомитет РНОТ-2024, за три дня работы экспозицию посетили более 3200 специалистов из нескольких стран.

    На площадке Российской недели общественного транспорта в этом году усилилось международное направление. В мероприятиях недели приняли активное участие Исполком Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ, Международный союз автомобильного пассажирского транспорта (IPRU) и АНО «Дирекция Московского транспортного узла».

    Присутствие энергетиков и производителей электрооборудования в выставочной и деловой программе было в этот раз усилено представителями Национального союза энергосбережения, Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) и Союза производителей транспортного оборудования. Важность развития программного обеспечения для современного транспорта подчеркнуло участие ассоциации «Руссофт».

    В то же время скромнее было присутствие на мероприятии операторов микромобильности. Не приняло участия в работе РНОТ и Объединение автопассажирских перевозчиков, объединяющее наиболее независимые от бюджетного финансирования транспортные компании. По всей видимости, они перестали воспринимать трибуну недели для решения важных для них вопросов — снижения таможенных пошлин на новую технику и других законодательных инициатив.

    Впервые в истории РНОТ был проведён Московский парад электрического транспорта, посвящённый 80-летию Великой Победы. 30 апреля после завершения всей деловой программы Недели колонна техники проследовала от ЦВК «Экспоцентр» до Парка Победы.

    Всё для программ развития

    Новый 2025 год стартовал под знаком начала шестилетнего цикла реализации новых нацпроектов, в которым основное внимание уделено утверждённым в прошлом году целевым показателям национальных целей развития.

    Вслед за этим встал вопрос разработки документов транспортного планирования, которые бы показали достижимость намеченных целей с помощью разнообразных мероприятий. И наряду с введёнными в правовое поле в 2024 году Региональным стандартом транспортного обслуживания (РСТО) и Региональным комплексным планом транспортного обслуживания (РКПТО) понадобились дополнительные документы, содержимое которых усилило бы позиции регионов при конкурсном отборе претендентов на соискание мер федеральной поддержки.

    В начале этого года Минтранс России разослал по регионам проект методических рекомендаций по разработке программ развития (модернизации) общественного транспорта, а за несколько дней до начала РНОТ-2025 после обработки поступивших замечаний из субъектов РФ утвердил их в окончательной редакции.

    Поэтому одним из главных мероприятий РНОТ стала всероссийская конференция «Стандарты транспортного планирования», организованная российская компанией-разработчиком ПО и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ).

    В фокусе внимания участников конференции оказался подход к расчёту показателей качества транспортного обслуживания населения. Инструментальное определение, расчёт и мониторинг показателей качества транспортного обслуживания населения для РСТО и программ развития (модернизации) общественного транспорта — вопросы, решаемые специализированным программным обеспечением в рамках подсистем Интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Их внедрения уже в той или иной степени произошло в городских агломерациях.

    Институтом Генплана Москвы был подготовлен доклад о макромоделировании транспортных потоков в Москве на протяжении XXI века, изучения точек отправления/прибытия (генерации спроса) и структуры мобильности. Вывод: построенные за последние годы на основе расчётов объекты транспортной инфраструктуры уже пользуются спросом и их потенциал использования продолжит увеличиться. Видны и позитивные результаты — благодаря прокладке линий метро в столичные районы Северный и Филёвская пойма (станция «Мнёвники» находится на противоположном берегу Москвы-реки через автопешеходный мост) внеуличный транспорт снял часть нагрузки с автомобильного потока, а пиковая нагрузка на дороги стала распределяться более равномерно.

    Доклад технического директора ГК SIMETRA Андрея Прохорова был посвящён методам и инструментам обоснования инвестиционных транспортных проектов на основе моделей транспортного спроса. К сожалению, потенциал современных инструментальных средств и заложенных в них алгоритмов и математических моделей при обосновании транспортных инвестпроектов используется не в полной мере.

    В то же время актуальной проблемой продолжает оставаться автоматизация и повышение качества сбора исходных данных в части районирования и оценки социально-экономических данных (население, рабочие места).

    Подвижной состав

    Количество натурных экземпляров подвижного состава большого и среднего класса на в экспозиции РНОТ-2025 превысило прошлогодний показатель. На этот раз к вниманию посетителей было представлено девять, а не восемь автобусов, троллейбусов и электробусов, а также кабина трамвайного вагона «МиНиН».

    Это не удивительно, так как одним из целевых показателей утверждённой в мае этого года национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» указано обновление подвижного состава общественного транспорта: к 2030 году долю парка, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, должна увеличиться не менее чем до 85%.

    Однако пока маховик федеральных мер поддержки только начинает раскручиваться, и все российские производители подвижного состава общественного транспорта испытывают на себе резкое сокращение объёмов заказов. Вынужденный отдых от аврального выполнения заказов наиболее оптимистично смотрящие в будущее заводы решили обратить себе на пользу, уделив время разработке, тестированию и сертификации новых перспективных моделей техники.

    Традиционное отсутствие трамвайных вагонов на выставке при наличии новых разработок, вызванное сложностью доставки и экспонирования этого вида подвижного состава, в этот раз было прервано присутствием кабины трамвайного серии «МиНиН», выпускаемой для Нижнего Новгорода совместным российско-белорусским предприятием «Нижэкотранс» в односекционном (модель Т811) и трёхсекционном исполнениях (модель Т856).

    Кабина трамвайного вагона «МиНиН»

    Троллейбусная часть экспозиции была представлена четырьмя моделями. Наиболее интересной и амбициозной новинкой стал сочленённый троллейбус УТТЗ-6243-0000010 «Горожанин» с увеличенным автономным ходом до 30 км. Хотя машина базируется на кузове МАЗ-216, «Горожанин»-«гармошка» — это не просто выросший в размерах обычный «Горожанин» на базе МАЗ-203. В конструкции машины применено много новшеств. В частности, в машине применена EBS (Electronic Breaking System) — улучшенная электронная тормозная система.

    Сочленённый троллейбус с увеличенным автономным ходом УТТЗ-6243 «Горожанин»

    Второй троллейбус экспозиции — МАЗ-303Т20. От других уже серийно выпускаемых машин этой модели он отличается тем, что за установку электрооборудования в нём отвечал УТТЗ. В результате по электрической «начинке» новый МАЗ-«соло» в кузове автобуса третьего поколения на 80% идентичен УТТЗ-«гармошке» в кузове автобуса второго поколения.

    В этом году возможности Минского автомобильного завода вышли на новый уровень. В апреле открылся новый корпус — автобусный завод. Под одной крышей организован полный цикл сборки от вырезки деталей до готового автобуса, троллейбуса и электробуса. В этом году новое производство постепенно будет наращивать мощности и с января 2026 года выйдет на полную загрузку.

    Троллейбус с увеличенным автономным ходом МАЗ-303Т20

    Продукция «ПК Транспортные системы», как и в прошлом году, была представлена троллейбусом с увеличенным автономным ходом модели 6281.01 «Адмирал». Но если тогда столицу посетила серийная машина из партии для Кемерова, то в этот раз на выставке демонстрировалась машина с улучшенными характеристиками, разработанная под самое требовательное в России среди троллейбусов техническое задание для Санкт-Петербурга.

    Троллейбус с увеличенным автономным ходом ПКТС-6281.01 «Адмирал»

    Тем временем петербуржцы пока продолжают получать троллейбусы BKM 321 «Ольгерд» с аварийным автономным ходом из изготавливаемой для Санкт-Петербурга крупной партии. Один из серийных троллейбусов белорусский «БКМ Холдинг» и продемонстрировал в Москве.

    Троллейбус с аварийным автономным ходом БКМ-321 «Ольгерд»

    «Бакулин моторс групп», в прошлом году демонстрировавшая троллейбус с увеличенным автономным ходом Volgabus-5270Т «Пересвет», в этом году участия в выставке не приняла. Производитель вовсю был занят выполнением срочного заказа для Ставрополя, пока что второго по величине в этом году (первенство держит «БКМ Холдинг» с уже упомянутой партией «Ольгердов» для Петербурга).

    «Нетроллейбусных» электробусов было два — с «ультрабыстрой» и с «медленной» ночной зарядкой.

    Вологодский завод «Транс-Альфа», как и в прошлом году, привёз в Москву электробус модели 5298.02 «Сириус», изготовленный для петербургского «Пассажиравтотранса». Но если год назад выставочный экземпляр был первой из 28 машин, предусмотренных подписанным контрактом, то теперь уже поставка всей партии техники завершена. Присутствие техники в Москве можно рассматривать как заявку на участие в новом тендере, объявленном «Пассажиравтотрансом», — уже на 60 машин.

    Электробус с ночной зарядкой ВМЗ-5298.02 «Сириус»

    ПАО «КамАЗ» спустя год перерыва вернулось в выставочную экспозицию РНОТ — на этот раз с электробусом с ультрабыстрой зарядкой КамАЗ-52222, разработанным под заказ Москвы. На выставке представлен предсерийный образец, но поставки по крупному контракту на 400 машин уже начались.

    Электробус с ультрабыстрой зарядкой КамАЗ-52222

    Компания «Транспортный центр» в качестве российского дилера Yutong продолжила заданный на зимней выставке Urbantrans 2024 курс на демонстрацию дизель-электрических гибридов. На нынешнюю выставку прибыло сразу два электробуса разных классов вместимости большого класса Yutong ZK6116CHEVG и среднего класса Yutong ZK6890CHEVG.

    Дизель-электрический автобус большого класса Yutong ZK6116CHEVG

    Дизель-электрический автобус большого класса Yutong ZK6890CHEVG

    Также в экспозиции выставки присутствовали три автобуса зарубежного производства, представленные их дилерами.

    Ниша туристических и междугородных автобусов российскими производителями пока не освоена, поэтому импорт в данном случае — единственный пока доступный способ обновления автопарков. Московская компания «АвтоБосс», как и в прошлом году, представила 53-местный туристический автобус Zhong Tong LCK6127H Compass, но дилер анонсирует обновление модельного ряда в самом ближайшем будущем.

    Туристический автобус большого класса Zhong Tong LCK6127H Compass

    Китайский автопром продолжает локализацию производства на территории Евразийского экономического союза через совместные проекты с белорусскими предприятиями. Новым доказательством совместной работы двух стран стал туристический автобус Beltruck Bus LCK6129H1, а кузове которого без труда можно найти надпись и логотип Zhong Tong. Ранее ООО «Белтракэндбас» было генеральным импортёром MAN в Республике Беларусь.

    Туристический автобус Beltruck Bus LCK6129H1

    Другой белорусский проект — автобусы AVIOR производства ООО «КФ-Авто», начавшего сборку автобусов на заводе в городе Борисове в августе 2023 года. Их продвижение которых на российский рынок началось с выставки Urbantrans 2024. На этот раз продукция бренда была представлена автобусом для перевозки маломобильных пассажиров Avior Care длиной 8,47 м с дизельным двигателем YuchaiYCS04180-50 объёмом 4,3 л и шестиступенчатой механической трансмиссией FastGear C6J76T. На 100 км пути техника расходует 18 л топлива. Редкой особенностью автобуса является то, что он приспособлен для перевозки не одного, а сразу трёх пассажиров в инвалидных колясках. Помимо них, в салоне предусмотрено 16 обычных сидений для пассажиров.

    Уровень локализации производства в Беларуси — 56%. В частности, фронтальный отопитель, конвекторы отопления салона и механизм стеклоочистителя производит ЗАО «Белробот» (д. Цнянка, Минская обл.), сиденья водителя — ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» (г. Осиповичи), светотехнику — ОАО «Руденск» (п. Руденск, Минская обл.), стёкла — УЧПП «КУВО» (г. Могилёв). и другие.

    В 2025 году в автобусах AVIOR произошла замена панели управления. Планируется редизайн места водителя. Также на заводе собираются наладить собственное производство стеклопластиковых панелей кузова.

    Автобус для перевозки маломобильных пассажиров Avior Care 

    Источник: презентационные материалы AVIOR («КФ-Авто») к РНОТ-2025

    Участвовавший в прошлом году в РНОТ-2024 Филиал «Автосборочный завод "Неман"» белорусского завода МЗКТ (Минский завод колёсных тягачей) в лице российского дилера СТЦ «Ураган» из подмосковного Красногорска на этот раз не присутствовал.

    Коммунальный электротранспорт тоже был представлен натурными образцами. Китайский производитель Farizon представил электрический фургон. А московские машиностроители представили первую электрическую коммунальную машину «Илья Муромец», полностью изготовленную в Москве.

    Электрический фургон Farizon Supervan

    Ещё один и крайне неожиданный представитель подвижного состава на выставке — вагон метро. Точнее половина кузова вагона метро серии «Д», 30 лет назад окончательно оставленной от работы с пассажирами в Московском метро. Его представил проект «Музей Метро на даче» из Наро-Фоминского район Подмосковья — первый частный музей метро в России, который собирает всё, что связано с работой метрополитенов России и зарубежья.

    Вагон типа Д из коллекции музея

    Модернизация ГЭТ: промежуточные итоги

    Сильным разочарованием двух последних лет для транспортного сообщества стало отсутствие в составе новых нацпроектов федеральной программы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского электрического транспорта. В то же время в нескольких регионах продолжается реализация пилотного проекта комплексного развития городского электротранспорта. Промежуточными итогами поделился директор департамента аналитических исследований и коммуникаций ФАУ «РОСДОРНИИ» Виктор Остриков.

    Источник: презентационные материалы ФАУ «РОСДОРНИИ» к РНОТ-2025

    Источник: презентационные материалы ФАУ «РОСДОРНИИ» к РНОТ-2025

    Поставки электробусов и зарядных станций в регионы полностью закончились. Участие Красноярска, вышедшего из концессионного проекта, на этом в пилотной программе завершено. Для других городов с обновлением парка пока что только пройден экватор программы. При этом все намеченные трамваи получили некоторые города, в которых не выполнена большая часть работ по модернизации инфраструктуры. Поэтому часть новой техники простаивает депо. Из обновления трамвайной инфраструктуры хуже всего пока что сего динамика в части модернизации депо. Слабое продвижение можно отметить в части модернизации тяговых подстанций, а из трамвайных линий пока обновлено или построено чуть более трети от запланированного.

    Источник: презентационные материалы ФАУ «РОСДОРНИИ» к РНОТ-2025

    Следует отметить, что в большинстве случаев реализация концессионных проектов направлена лишь на улучшение состояния сложившейся трамвайной инфраструктуры без строительства новой. Между тем города нуждаются в развитии своих сетей электротранспорта, почти везде замерших в развитии ещё 25-30 лет назад. Так, в Перми в ходе реализации концессионного проекта увеличено количество новых вагонов, а также предусмотрено обновление части трамвайных путей, депо и тяговых подстанций, но потребности города выше. В генплане города заложено строительство линий в нескольких направлений. Всё это — дорогостоящие мероприятия, и сможет ли заняться ими город, имея уже в активе финансовое бремя концессии даже на действующую сеть, вопрос открытый. О планах развития трамвайной сети Перми в ходе сессии Молодёжного форума ГЭТ рассказал инженер МУП «Пермгорэлектротранс» Данил Гербер.

     

    Источник: презентационные материалы МУП «Пермгорэлектротранс» на РНОТ-2025

    После реализации мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением, средняя скорость движения вырастет до 17 км/ч, а интенсивность движения – до 0,9 секций на километр. Однако городу предстоит немал сделать для повышения эффективности использования сети и снижения удельных затрат — в частности, увеличить среднюю скорость до 20 км/ч, а интенсивность движения до 1,5 секций на км, чтобы в итоге увеличить долю перевозок трамваями в городе с 12% до 25%. Для этого предстоит сокращать или видоизменять выезды на улицы из придомовых территорий, обеспечивать приоритетное движение на перекрёстках, реконструировать трамвайные кольца и закупать вместительные двух- или трёхсекционные вагоны.

    Источник: презентационные материалы МУП «Пермгорэлектротранс» на РНОТ-2025

    Если реализовать все направления, реализованные в генплане города, то трамвайная сеть может вырасти на 59%. Но для этого придётся потратить не менее 24,5 млрд руб.

    На круглом столе «Развитие технологий безрельсового электротранспорта в Российской Федерации» главный специалист Центра транспортного планирования Академии транспортного планирования Олег Бодня сделал статистический доклад о распространении технологий безрельсового электротранспорта в России в период 2011-2025 годов. В нём есть поводы как для оптимизма, так и беспокойства. Объёмы обновления подвижного состава и доля закупаемых троллейбусов с увеличенным автономным ходом за последние годы выросли. В то же время в графах количества новых трамваев и троллейбусов, закупленных за последние 15 лет, у многих городов зияют нули.

    Электробусы и электромобили: единый фронт вопросов

    Техника, использующая для движения электротягу с применением аккумуляторов, может быть разной по размеру и функционалу — автобусы, легковые автомобили, коммунальная техника и так далее. Но разные виды техники на электротяге объединены общими ресурсными и технологическими проблемами.

    На круглом столе «Электротранспорт 7.0 — энергия жизни» профессор МАДИ Юрий Трофименко выступил с докладом о перспективах декарбонизации автомобильного транспорта за счет использования электроэнергии. Другими участниками обсуждалось то, какие выводы из развития электромобильности в мире можно применить в России.

    Ассоциация АЭТИ провела стратегическую сессию «Развитие зарядной инфраструктуры на территориях муниципальных образований как инвестиции в новое качество городской среды». На мероприятии был озвучен любопытный парадокс. Отдел ВЭД холдинга «Русклимат», проанализировал спецификацию ЭЗС, разложив на комплектующие, в итоге 90% комплектующих которые состоят в составе ЭЗС, при ввозе из Китая, облагаются пошлиной 15%. При этом ввоз собранной зарядной станции пошлиной не облагается, хотя ввозимая из Китая продукция зачастую не соответствует российским требованиям по электробезопасности. Однако пока Минпромторг России не отреагировал на сложившуюся коллизию.

    В докладе Рязанского конструкторского бюро «Глобус» на РНОТ-2025 был затронут вопрос применения для перевозки пассажиров в регионах России электробусов в сегменте малого класса вместимости, чья зарядная инфраструктура наиболее унифицирована с легковым и малым коммерческим транспортом. «Глобус» занимается изготовлением функциональных блоков электрозарядных станций (ЭЗС) с выходной мощностью от 22 до 2000 кВт для сборки в корпусах заказчика с различной конфигурацией токопередающих устройств — кабельных коннекторов, контактного купола, пантографа. Использование электробусов малого класса таким образом послужит популяризации частного и коммерческого электротранспорта: зарядную инфраструктуру сможет использовать не только общественный транспорт.

    В качестве мотивации инвесторов и операторов зарядной инфраструктуры предлагается субсидирование порядка 30% стоимости установки инфраструктуры за счёт регионального или федерального бюджета, а также создание зарядной инфраструктуры с фиксированным льготным тарифом электроэнергии.

    Такси часто позиционируют в городах как дополнение системы общественного транспорта. И это в целом верно: легковые автомобили «по запросу» находят своих пассажиров там, где люди готовы ехать быстрее, не объединяясь в «автобусном» количестве, по нужному им маршруту, хоть и заплатив дороже.

    Статистикой использования в регионах электромобилей такси поделился оргкомитет Международного евразийского форума такси (МЕФТ).

    Источник: презентационные материалы МЕФТ к РНОТ-2025

    Область распространения электротакси растёт, но говорить о широком распространении пока рано. В Москве до сих пор пассажирских электробусов больше, чем такси, при этом что традиционно в городах парк автобусов уступает количеству таксомоторов.

    Источник: презентационные материалы МЕФТ к РНОТ-2025

    Источник: презентационные материалы МЕФТ к РНОТ-2025

    Барьерами развития электромобильности в такси остаются слабое развитие заправочных станций, сложные климатические условия для эксплуатации электромобилей, непонимание остаточной стоимости техники и инфраструктуры. Для развития электротакси необходимо вводить или сохранять меры стимулирования: федеральные субсидии на приобретение техники, возмещение лизинговых платежей, бесплатные парковки, бесплатный проезд по платным дорогам и отмена транспортного налога.

    Чем больше предложение со стороны зарядной инфраструктуры — тем больше возможностей для привлечения новых пользователей электромобилей. Компания Sitronics Electro представила обзор динамики спроса и предложения на рынке электротранспорта и зарядной инфраструктуры. В оазисах применения электромобилей уровень обеспеченностью инфраструктурой в целом соответствует общемировому, но парк электромобилей по-прежнему исчисляется несколькими десятками тысяч машин, а не миллионами, как у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

    Источник: презентационные материалы Sitronics Electro к РНОТ-2025

    ГАУ «Институт Генплана Москвы» провело исследование по определению минимального количества зарядных станций в жилой зоне, исходя из моделирования паттернов поведения пользователей электромобилей. Также «Институт Генплана Москвы» представил результаты исследования готовности перехода частного автопарка на электрический транспорт в Москве.

    Источник: презентационные материалы ГАУ Институт Генплана Москвы

    Компания «Яблочков» поделилась гибким решением для городского электротранспорта — смешанной зарядной инфраструктурой для разных видов техники на базе хабов. Также свои варианты зарядных станций для легковых, коммерческих и коммунальных автомобилей продемонстрировали на выставке и представили в рамках сессий деловой программы компании REWATT и другие.

    В ходе стратегической сессии «Служебный, коммунальный, промышленный, туристический электротранспорт. Комплексная электрификация автопарка предприятия» АО «СпецАвтоИнжиниринг» представила варианты использования электротранспорт на службе у города: доставка «последней мили», парки, ЖКХ. А компания «АРМ» («Априорные решения машин») представила универсальную коммунальную машину малого класса с отечественным тяговым электроприводом. АО «Сарапульский электрогенераторный завод» предложило использовать как современное решение логистических процессов промышленного или складского предприятия электрические тележки (в том числе с крытыми кабинами управления).

    В рамках проведённого ИАП «Зелёная точка старта» чайного клуба «Зарядный сервис будущего – технические инновации и комфорт пользования», организатор участники также обсудили актуальные вопросы и направления развития инфраструктуры электрической мобильности, включая новинки зарядного оборудования, варианты зарядного сервиса, удобства пользования приложениями и формы оплаты.

    Источники энергии

    Будут ли в достаточном количестве на рынке отечественные накопители энергии? Положительный ответ на этот вопрос прозвучал на круглом стол «Тяговый электропривод: инновационные решения и актуальные вопросы энергосбережения». Компания «РЭНЕРА» из госкорпорации «Росатом» готовит открытие к 2026 году двух гигафабрик с производством полного цикла в Калининградской области и Новой Москве. С утилизацией батарей тоже будут справляться — специализированный производственно-технический комплекс «Центр» будет построен АО «Русатом Гринвей» к 2026 году в Дзержинске Нижегородской области.

    АО «Элеконд» продемонстрировало примеры применения суперконденсаторов и модулей в сфере железнодорожного и городского общественного транспорта. При этом компания с 2026 года анонсировала серийное изготовление собственных углеродных материалов.

    Схожие вопросы обсуждались и на круглом столе «Актуальные вопросы производства и переработки источников тока для электротранспорта», организованном Национальной ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ». Участники констатировали, что хотя Россия является одним из мировых лидеров по запасам минерального сырья, используемого в производстве ключевых материалов (никель, алюминий, медь, углеводороды, графит, литий и т.д.), производство ключевых материалов практически отсутствует.

    Использование источников питания должно быть безопасным. Один из ключевых производителей аккумуляторов — компания «Системы автономной энергии» из ГК «Итэлма» методы обеспечения пожароопасности литий-ионных аккумуляторных батарей. Аккумуляторные блоки «Дзета» используют несколько российских и белорусских производителей электробусов и троллейбусов.

    Литий — важный элемент таблицы Менделеева для изготовления накопителей энергии. Но и ему есть альтернатива. Компания ENERLAB затронула вопрос создания постлитиевых батарейных систем для электротранспорта. На прежней элементной базе отрасль уже движется к технологическому тупику по параметру удельной энергии.

    Улучшения для пассажиров

    Технические инновации в общественном транспорте можно разделить на два основных типа — те, которые направлены на привлечение или хотя бы удержание пассажиров (информирование, комфорт, безопасность) и те, которые направлены на снижение издержек от эксплуатации транспорта.

    На круглом столе «Инновационные решения в области бортового навигационно-связного оборудования: актуальные вопросы внедрения», организованном Союзом производителей транспортного оборудования демонстрировалось применение инновационных решений для повышения безопасности пассажиров и пешеходов в общественном транспорте с использованием искусственного интеллекта. А доклад представителя ГК «ПТV современные технологии» затронул вопрос оптимального выбора инновационных решений для бортового навигационно-связного оборудования в общественном транспорте.

    Но сам баланс между эффективностью, экономичностью и реальными потребностями городской инфраструктуры следует поддерживать и в иных вопросах, касающихся обеспечения работы общественного транспорта. Любые инновации могут оказаться преждевременными и неоправданными — применяемые технологии могут не соответствовать требованиям эффективности и экономичности. Злую шутку с нововведениями может сыграть и недостаточная оценка готовности городской инфраструктуры. Инновационные решения и технологии должны решать одну или сразу несколько задач повышения:

    • информационного и алгоритмического обеспечения систем управления транспорта и интеллектуальных транспортных систем;
    • качества услуг общественного транспорта для пассажиров;
    • безопасности пассажирских перевозок;
    • экономической эффективности эксплуатации подвижного состава.

    В докладе ООО «Транснависофт» изучалась зависимость удовлетворённости пассажиров качеством работы городского пассажирского транспорта от точности прогнозов прибытия транспорта на остановочный пункт. Комфортное время ожидания на остановке составляет до 10 минут, поэтому задача информационных сервисов — обеспечить точность и достоверность прогнозов на этой короткой дистанции. Также не стоит отказываться от сервисов, позволяющих получать пассажирам информацию о работе транспорта в течение всего дня, а не только ближайших нескольких десятков минут.

    Внимание участников РНОТ-2025 было направлено и на пассажиров, которым пользоваться транспортом сложнее, чем среднестатистическим пользователем. Для обсуждения актуальных вопросов был проведён круглый стол «Создание безбарьерной среды и взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями: вызовы и решения». Наибольших успехов в решении инклюзивных вопросов достиг московский транспорт и городской электрический транспорт Санкт-Петербурга. Следует отметить, что весь подвижной состав общественного транспорта, продемонстрированный на выставке, за исключением туристических автобусов Zhong Tong, приспособлен для перевозок маломобильных пассажиров. А белорусский автобус AVIOR Care с китайской агрегатной базой показал, что и в транспортном средстве средних размеров можно найти места для размещения сразу трёх инвалидных колясок.

    Поддержание комфортной температуры в салоне подвижного состава жизненно важно для пассажиров. Поэтому этот вопрос выставочная и деловая программа РНОТ-2025 также не обошла стороной. НПФ «Этна Ппюс» провела круглый стол «Особенности выбора климатического оборудования для подвижного состава. Специфика подхода с учетом импортозамещения». Отечественные решения климатического оборудования сразу по нескольким позициям под маркой АРКОН предложила компания «АРТЭКС Трансхолод». Производимое ей оборудование (кондиционеры и отопители пассажирского салона и кабины водителя, система терморегулирования аккумуляторных батарей) используется в общественном электротранспорте, производимом УТТЗ, «Транс-Альфа», «Бакулин моторс групп», «Синара» и МАЗ.МК-5ЭМ. Открыта новая производственная площадка в Липецке.

    Само НПФ «ЭТНА» представило инновационное решение для отопления салонов пассажирского электротранспорта — адаптивные отопители. Их применение обеспечивает до 45% экономию электроэнергии.

    Изменения в технологических процессах

    Работу общественного транспорта обеспечивают эксплуатационные предприятия. Новые технологии позволяют найти немало решений для оптимизации экономики и технологических процессов. Им был посвящён круглый стол «Повышение эффективности работы транспортных предприятий. Инновационные технологии и решения. Спецтехника для депо и транспортных парков». В частности, повысить скорость и эффективность управления ресурсами, оформления маршрутной документации помогают программные комплексы управления автопарками. Такие решения представили компания «ТурбоСервис», «Такском», «Датапакс», «Мастерская современных интернет коммуникаций» и другие участники РНОТ-2025. А специалисты группы компаний «Первое маршрутное телевидение» (1МТ) представили возможность онлайн-сервиса «Цифровой двойник» для удалённой диагностики транспортных средств и подсистем на борту.

    Безопасность поездок на транспорте во многом зависит от персонала. В рамках РНОТ-2025 прошёл круглый стол «Биотехнические системы и технологии в сфере безопасности на транспорте. Контроль состояния здоровья водителей и машинистов».

    В рамках круглого стола «Вопросы выбора оптимальных решений при модернизации тягового электроснабжения и контактной сети ГЭТ и метрополитенов» генеральный директор АО «ЭТК "Плутон"» Александр Савостьянов обратил внимание присутствующих на выбор эффективных инфраструктурных решений для существующих троллейбусных систем.

    Оплата проезда

    Ничто так не связывает пассажиров и транспортные компании, чем процесс их расстановки по ролям, а именно заключение сделок по оплате проезда для совершения поездок.

    Применение современных технологий оплаты проезда в наземном транспорте интересно транспортным операторам. О том, в чём заключается их эффективность, рассказывали представители одного из крупнейших пассажирских городских перевозчиков страны — СПб ГУП «Горэлектротранс».

    Основной площадкой для обсуждения вопросов этой группы стал круглый стол по платежным решениям на транспорте «Цифровизация оплаты проезда: технологии, эффективность, перспективы», проведённый Ассоциацией операторов автоматизированных систем оплаты проезда (АОАСОП). На нём компания «Датапакс» рассказала об опыте оплаты по геолокации.

    Речной транспорт в повестке РНОТ-2025 остался почти только в докладе «Сбертройки» о билетной системе речного транспорта. Апробированные в Москве решения готовятся к тиражированию на водных маршрутах других регионов.

    Компания «Транспортный проект», входящая в ГК «Штрих-М», представила решения по пути от монет к цифровым данным: автоматизация наличных платежей и интеллектуальный анализ пассажиропотока. Компания «Элбиус» предложила свои варианты автоматизации сбора выручки на общественном транспорте.

    По традиции яркий доклад президента АОАСОП Льва Денисова был посвящён маркетинговым уловкам в системах оплаты проезда, показав случаи, когда технологии работают против транспорта. Он обратило внимание на то, сам устоявшийся термин АСОП (автоматизированная система оплаты проезда) — неправильный перевод AFCS (система автоматизированного сбора выручки). Технология Open Loop по безналичной оплате банковскими картами в транспорте имеет свои изрядные минусы для применения в транспорте. Они требуют надёжной онлайн-связи, которую при движении подвижного состава, особенно в пригородах и вдали от населённых пунктов невозможно обеспечить. В результате подтверждение проведённой оплаты проезда становится возможным после оказания услуги, что приводит к злоупотреблениям со стороны пассажиров (оплата «пустыми» банковскими картами). Сложился парадокс: хотели уйти от воровства, но в итоге дали возможность ещё большего мошенничества. Раньше выручку воровали сотрудники предприятия — их можно было при желании поймать за руку. Теперь воровать могут пассажиры, которых не поймать. Проблема кажется не значительной, пока не начинаешь платить из собственного кармана.

    Выход — в дальнейшем внедрении транспортных карт. В отличие от банковских карт, они являются и носителем билета, и инструментом формирования лояльности пассажира. Банковские карты должны оставаться для разовых поездок нерегулярных пассажиров.

    Решения для инфраструктуры

    На круглом столе «Элементы и конструкции верхнего строения пути в современном железнодорожном, промышленном и городском рельсовом транспорте. Новые тенденции в разработках и перспективные решения. Мониторинг состояния рельсового пути», организованном международной ассоциацией «Метро» и ассоциацией АРППЭИ, обсудили:

    • рельсосмазыватели для трамвайных путей от ГК «Машиностроитель»;
    • универсальное антивандальное необслуживаемое анкерное рельсовое скрепление СБ-3 для трамвайных и железнодорожных путей от белорусского ЗАО «ДОР-МПЗ»;
    • решения компаний «Акустик Групп» и Gavary Railvays для защиты от вибрации рельсовых путей наземного ГЭТ, метрополитена и железных дорог;
    • композитные шпалы и переводные брусья от «Аксион Рус»;
    • «умные» шпалы и «умные» пути от компании «Динамические системы».

    Ещё одна дискуссионная площадка РНОТ-2025 обсуждала вопросы на стыке управленческих и инфраструктурных решений. Круглый стол «Современные системы управления движением городского рельсового транспорта. Перспективы модернизации и развития» организовала входящая в ГК «Нацпроектстрой» компания «1520 Сигнал». На нем компания «ТМХ Интеллектуальные решения» продемонстрировала решения для консолидации систем для городского наземного и подземного рельсового транспорта. Вопрос более чем актуальный — в ближайшие несколько лет к единственному в стране метротрамваю Волгограда присоединятся строящиеся системы в Красноярске и Челябинске. Также эти решения могут применить в Омске, где остались недостроенные объекты метро, но их конверсия для использования в составе местной трамвайной сети пока не началась.

    Компания «ТрансЭнергоСнаб» представила актуальные решения в техническом перевооружении тяговых подстанций электрифицированного транспорта.

    АО «НПП Энергия» затронула тему использования накопителей энергии в системе электроснабжения тяговых подстанций трамвая, а также рассказала о реализованных проектах в 48 городах России и соседних стран: за 1992-2025 годы поставлено 285 объектов тягового электроснабжения.

    Частая проблема при реализации инфраструктурных проектов — лимиты финансирования. «Компания Финансовый партнёр» представила решения по лизингу и отсрочке оплаты поставленного оборудования. В частности, рассматривался вопрос лизинга тяговых подстанций.

    НПФ «Диполь» провела круглый стол «Особенности проведения испытаний электромагнитной совместимости электротранспорта, отдельных электронных сборочных узлов и компонентов обеспечивающей инфраструктуры согласно положениям актуальных технических регламентов и с учетом перспективных требований».

    О чём ещё говорили?

    Об интеграция железнодорожного и городского общественного транспорта, как эффективном пути достижения национальных целей, повышения комфорта и безопасности перевозки пассажиров рассказывалось на круглом столе, организованном ассоциацией «Желдорразвитие». Реализация проектов развития городских и пригородных перевозок затруднено из-за отсутствия возможности долгосрочного планирования.

    Дополнением к демонстрации двух дизель-электрических автобусов китайской компании Yutong стали подробные доклады представителя компании «Транспортный центр» об актуальном модельном ряде гибридных автобусов и перспективах их внедрения в России.

    В рамках программы 14-й Международной выставки «ЭлектроТранс 2025» прошел дискуссионный клуб «Автобус, троллейбус, электробус — от истории к перспективе. Какой вид общественного транспорта выгоден городам?». Дискуссия получилась весьма интересной и неоднозначной по результатам. Созвучные обсуждения были и на других сессиях.

    Надо ли списывать со счетов троллейбусы, и если нет, — как можно полезно использовать её инфраструктуру? Какие транспортные проекты можно реализовать с помощью инфраструктуры опорной контактной сети?

    Троллейбусы особо большого класса: где они могут появиться в России?

    Этим темам на TR.ru — Транспорт в России будут посвящены отдельные публикации.

    За опытом — на предприятия

    Отдельным традиционным направлением РНОТ являются стали технические визиты на производственные предприятия, главным образом находящихся в ведении Транспортного комплекса Москвы.

    На этот раз участникам программы РНОТ-2025 предложили знакомства с:

    • электродепо «Раменское» АО «ЦППК», обслуживающим маршруты МЦД-3 (D3) и Казанского направления МЖД;
    • столичным трамвайным маршрутом № 10, на котором тестируется беспилотный трамвай;
    • электробусным парком «Митино» ГУП «Мосгортранс»;
    • электродепо «Северное» ГУП «Московский метрополитен»
    • зарядной инфраструктурой для электробусов на отстойно-разворотной площадке ГУП «Мосгортранс» у станции метро «Парк Победы».

    До встречи в 2026 году?

    Программа РНОТ-2025 получилась насыщенной и интересной. Наметившийся тренд на улучшение звукоизоляции дискуссионных площадок от выставочного пространства желательно продолжить.

    Следующая Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности анонсирована организаторами состоится в 2026 году на новой площадке. Столичный Экспоцентр закрывается на капитальную реконструкцию.

    Тем временем до конца года пройдёт несколько значимых для транспортной отрасли форумов и выставок.

    29-30 октября пройдёт традиционное Всероссийское совещание по развитию электрического транспорта и сопутствующей инфраструктуры и выставка «Электротранспорт Юга России 2025».

    7–8 августа в столичном Центре международной торговли пройдёт XIII Международный евразийский форум такси.

    Мероприятия предыдущей Российской недели общественного транспорта и городской мобильности прошли в Москве 26-28 июня 2024 года.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)