Точка сборки — Красноярск. В Сибири собран первый троллейбус российско-белорусского производства

  • Павел Яблоков
    20 мая 2022 г. — 10:05
    270
    Иллюстрация: 

    Официальный портал Красноярского края (Александр Черных) / krskstate.ru

    Производство троллейбусов возвращается в азиатскую часть страны. В мае на производственной площадке в Красноярске собран первый троллейбус. Он стал плодом совместных усилий местного ООО «БелРус» и белорусского «БКМ Холдинга». Планируется, что в дальнейшем производство станет серийным и несколько десятков машин в год смогут обновлять троллейбусные парки как Красноярска, так и соседних регионов.

    Решение об организации совместного предприятия по производству пассажирского электротранспорта и сервисного центра по его обслуживанию на базе Красноярска было принято в ноябре 2021 года на встрече Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в РФ и Губернатора края. Спустя полгода появился первый результат. Белоснежный троллейбус был собран за три месяца. Однако последующие при отлаженном производстве и наличии всех комплектующих смогут собирать всего за месяц. Кузова троллейбусов доставляются из Беларуси, а остальные детали в основном из России. Серийный низкопольный троллейбус с увеличенным автономным ходом модели БКМ 32100D рассчитан на 90 пассажиров, имеет 25 посадочных мест и оборудован аппарелью для маломобильных пассажиров. В салоне есть кондиционер, камеры видеонаблюдения, мониторы, USB-зарядки для гаджетов и Wi-Fi, сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Красноярского края.

    Учитывая, что электротранспорт является приоритетом для Красноярска, троллейбусы будут востребованы. В планах участников совместного производства — расширение производственных площадок, а также видов сборки: это будут не только троллейбусы, но и трамваи, в которых также нуждается Красноярск. Сборка транспорта в Красноярске удобна для покупателей из регионов Сибири и Дальнего Востока. Планируется, что в Красноярске будет не только сборка машин, но и в дальнейшем их обслуживание. За счёт этого возможно сэкономить время и деньги.

    Сейчас специалисты получают необходимый сертификат соответствия качества троллейбуса. После чего его выставят на продажу. В планах компании продавать троллейбусы во все регионы Сибири. Планируется выпускать в Красноярске по 30 троллейбусов в год, сообщил телеканал «Енисей».

    Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Правительством Красноярского края заключено в 2008 году. Городом-побратимом Красноярска является белорусский город Могилёв, а город Полоцк Витебской области стал побратимом Канска.

    Производство троллейбусов и кооперация с «Белкоммунмашем» для Сибири — не новинка, но впервые обе эти задачи оказались совмещены в одну. Ранее в Новосибирске из машинокомплектов собирали троллейбусы «Тролза», а позже в 2016 году основали действующее поныне совместное предприятие «БКМ-Сибирь» по выпуску трамваев с использованием отдельных элементов старых трамвайных вагонов. В планах на 2022 год — выпустить пять модернизированных трамваев.

    После многолетней стагнации, в последнее время Красноярск активно приступил к обновлению подвижного состава городского электротранспорта. В 2019 году перед студенческой Универсиадой красноярский «Горэлектротранс» получил один троллейбус Тролза-5265.02 «Мегаполис» с увеличенным автономным ходом. Весной 2021 года прибыли 24 троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард» с увеличенным автономным ходом, с помощью которых смогли сначала открыть, а затем и продлить ещё дальше от контактной сети маршрут № 6. Осенью прошлого года в Красноярск поступило 20 троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал». 28 сентября 2021 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Красноярска с ООО «Торговый дом Транс-Альфа» заключён контракт на поставку 30 новых троллейбусов. До 10 декабря 2021 года успело поступить три машины, поставка всей партии завершается. Трамвайное депо получило в прошлом году 25 трамвайных вагонов 71-911ЕМ «Львёнок».

    Однако на этом потребность в дальнейшем обновлении подвижного состава электротранспорта, часть которого выпущена ещё в прошлом веке, в Красноярске не удовлетворена. Кроме того, городским электротранспортом хотят обзавестить и некоторые города, не имеющие его сейчас. В прошлом году Норильск объявил закупку первых двух электробусов. ООО «БелРус» участвовало в торгах, предложив продукцию «Белкоммунмаша», но заявка оказалась не соответствующей конкурсным требованиям. В итоге летом в Норильске ждут два электробуса ЛиАЗ-6274.

    На рынке закупок нового пассажирского электротранспорта воцарилось относительное затишье: производители работают над исполнением уже заключённых контрактов в изменившихся экономических условиях, и вероятность срыва сроков не исключается. В этих условиях и регионам преждевременно объявлять торги, на которые могут не заявиться претенденты. Последними на это время 5 мая подведены итоги закупки четырёх троллейбусов для АО «Ярославльгорэлектротранс». При начальной цене контракта в 70 млн руб. победителем тендера стало ООО «Торговый дом Транс-Альфа», предложившее поставить технику за 57,05 млн руб. Дилер одноимённого завода поставит в Ярославль троллейбусы уже известной местным транспортникам и пассажирам модели 5298.01 «Авангард». Другой претендент — ООО «Алькор», предложил 57,4 млн руб. Это предприятие в прошлом году планировало наладить серийный выпуск троллейбусов на базе краснодарского МУП КТТУ. Однако из-за разных перипетий единственный выпущенный троллейбус не смог даже выйти на постоянную работу на пассажирских линиях.

    Изменившаяся за последние месяцы внешнеполитическая обстановка поставила новые вызовы для многих, в том числе для производителей и эксплуатантов подвижного состава общественного транспорта. Проблемные вопросы отрасли обсуждались в апреле в Общественной палате РФ, а в мае — на мероприятиях недели транспортного планирования: VII Ежегодной международной научно-практической конференции «Транспортное планирование и моделирование» и деловой программе III Транспортного фестиваля «SpbTransportFest».

    Виды транспорта: