Нештрафуемый порог превышения скорости нужно отменять. Для всего остального есть ИТС

  • Павел Яблоков
    29 ноября 2022 г. — 11:00
    316
    Иллюстрация: 

    «Российская газета» (Александр Корольков) / rg.ru

    Глава ГИБДД выступил против снижения скоростного режима. С таким подходом несогласны многие транспортные инженеры, проектирующие и эксплуатирующие элементы дорожно-транспортной инфраструктуры. Общая скорость передвижения зависит от пропускной способности ключевых транспортных узлов, и их правильная настройка может дать лучший эффект, чем снятие или даже сохранение существующих скоростных ограничений. Поэтому компания «СпецДорПроект» выступает за полную отмену нештрафуемого порога превышения скорости.

    Чем плох нештрафуемый порог и почему он уже неактуален?

    В октябре этого года на проходившем в Казани форуме «Дорога 2022» глава ГИБДД Михаил Черников в очередной раз заявил, что он против снижения скоростного режима. По его мнению, в связи с повышением уровня качества дорог скоростной режим необходимо увеличивать, как и пропускную способность. Конечно, на непригодных для этого участках скоростной режим менять не будут. При этом он подчеркнул необходимость создания инфраструктуры, предупреждающей ошибки водителя.

    Ранее глава ГИБДД говорил о желании Госавтоинспекции увеличить максимальную скорость на тех дорогах, где позволяют условия, со 130 до 150 км/ч. Массового повышения скоростного режима не будет, ведь категории дорог определяются сводом правил, и у каждой из них своя максимальная скорость, заявил Черников.

    В этой связи компания «СпецДорПроект» в своём Telegram-канале выступила за полную отмену нештрафуемого порога превышения скорости, небезосновательно полагая, что дорожные знаки с ограничением скорости устанавливают не просто так.

    Именно превышение установленного скоростного режима является причиной большинства аварий, с человеческими жертвами. В разных странах из-за пренебрежения установленным скоростным режимом происходят около 30–50% аварий с летальным исходом. В то же время, как отмечают специалисты «СпецДорПроекта», если разрешённая скорость в городе сейчас составляет 60 км/ч, это равно тому, что 95% водителей едут со скоростью 79 км/ч, и это не оставляет шансов пешеходам в случае ДТП.

    Компания предлагает в городах снизить скоростной режим до 50 км/ч, а на некоторых улицах — до 30–40 км/ч. Такие меры крайне важны для безопасности всех участников дорожного движения, ведь повышение средней скорости движения напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью её последствий.

    Снижение скорости движения на отдельных участках дорог не приводит в итоге к общему замедлению движения. Такой вывод уже сделали на практике специалисты транспортного комплекса Москвы, где в этом и прошлом годах на нескольких центральных улицах ограничили скоростной режим. Выступают в Москве, где внедрены многие решения «СпецДорПроекта», и за, пусть не отмену, но существенное снижение нештрафуемого порога.

    В конце прошлого года столичные власти предложили Правительству РФ снизить нештрафуемый порог скорости на дорогах с 20 до 10 км/ч. Такой шаг позволит снизить смертность в ДТП на столичных дорогах на 10%, считает заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Эта проблема особенно актуальна, так как недавно Россия заняла пятое место в списке самых опасных стран для водителей-новичков из-за высокого количества ДТП со смертельным исходом. Современные комплексы фотовидеофиксации работают с погрешностью в 3-4 км/ч, поэтому в точности результатов, регистрируемых камерами, столичные власти не сомневаются, как и в разумности скоростных лимитов, установленных на московских улицах. Чтобы избежать дорожных катастроф, необходимо добиться соблюдения именно тех скоростей, которых требуют знаки, а не добавлять к ним по 20 «бесплатных» километров. Максимально разрешённая скорость движения устанавливается индивидуально для каждой улицы совместно с ГИБДД города Москвы.

    О важном влиянии снижения как разрешённой скорости движения, так и нештрафуемого порога упоминают и транспортные руководители других регионов. Так, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров в интервью для TR.ru — Транспорт в России делился своими наблюдениями о том, что при установленной скорости движения в городах 60 км/ч установлена, улицы проектируют для 70 км/ч, с выставлением запаса расчётной скорости на 10 км/ч больше. При этом чтобы улицы были безопаснее, она должна, наоборот, выставляться на 10 км/ч меньше — весь мир проектирует для 50 км/ч. Из-за образуемой разницы в пороге скорости смертность в стране находится на высоком уровне и не падает вниз, хотя она могла снизиться просто в два раза за счёт снижения нештрафуемого порога, в первую очередь, с 20 до 5 км/ч в городах и до 10 км/ч за городом. Снижение порогов в городах и за городом не обязательно совмещать.

    А один из создателей проекта «Карта ДТП» Алексей Радченко рассказывал TR.ru — Транспорт в России о проведённом исследовании, основанном на сопоставлении открытых данных скоростного режима на улице с данными, публикуемыми ГИБДД в карточках ДТП. Как оказалось, те улицы, где установлен высокий скоростной режим, особенно более 60 км/ч, — гораздо более аварийны. ДТП там больше и последствия от них более тяжёлые.

    Ранее издание TR.ru — Транспорт в России публиковало материал «"Кошелёк или жизнь? " или сколько могут стоить 10 км/ч на спидометре?». Мировой опыт подтверждает выводы российских транспортных инженеров: ограничение скорости повышает безопасность движения и снижает аварийность. А самые консервативные оценки показывают, что положительный экономический эффект перевешивает затраты от увеличения времени поездок.

    На форуме «Дорога 2022» руководитель ГИБДД сообщил, что руководством страны поставлена задача к 2024 году сократить смертность населения в ДТП в три с половиной раза, что в сегодняшних условиях требует выработки новых подходов и применения актуальных механизмов для снижения аварийности.

    Возможно, таким новым подходом как раз станет отмена или существенное снижение нештрафуемого порога? А роль актуального механизма для снижения аварийности могут на себя примерить интеллектуальные транспортные системы.

    Предсказывать потоки и управлять ими могут ИТС

    Просчитать эффект от изменения скоростных режимов и взять на себя управление потоками в современных городах способны интеллектуальные транспортные системы (ИТС), внедрение которых продолжается во многих регионах.

    Так, на конференции «Дорога 2022» директор ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов предложил внедрить решения, которые помогут реализовать стратегические программы по повышению безопасности дорожного движения в регионах с наибольшей эффективностью. Одним из них может стать создание и внедрение единой федеральной платформы управления транспортной системой. ИТС, в их числе мониторинг и управление транспортными потоками, прогнозирование движения, контроль дорожных работ и связи с пользователями дорог, автоматизированные системы фиксации нарушений, весогабаритного контроля должны обеспечить безопасность движения на автомобильных дорогах. При этом, по мнению специалистов, к данному вопросу необходимо подходить комплексно. В связи с этим прозвучало еще одно предложение от участников конференции — интегрировать информационные платформы «Безопасный город» и «Умный город» в проекты интеллектуальных транспортных систем, сообщил сайт ГИБДД РФ.

    Продолжает обсуждать проблемы ИТС и транспортное сообщество. 1 декабря Ассоциация транспортных инженеров проводит вебинар на тему «Особенности управления, развития и эксплуатации интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города». Участники обсудят инструментарий, обеспечивающий работоспособность и развитие ИТС, её сонастройку с динамикой развития транспортной сети, систем общественного и альтернативного транспорта. Отдельно будут рассмотрены вопросы подготовки кадров и обслуживания ИТС, а также примеры монетизации элементов ИТС.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: