Нацпроекты: как регионы смогут получить миллиарды на развитие общественного транспорта?

  • Павел Яблоков
    13 февраля 2025 г. — 22:45
    1
    Иллюстрация: 

    Возможность обновления общественного транспорта с помощью федерального бюджета интересует практически все регионы страны. Однако подробности того, как и кому это можно будет реализовать в рамках нового федерального проекта «Развития общественного транспорта», пока остаются под завесой тайны. Однако большинство механизмов поддержки будет доступно единственному виду общественного транспорта, присутствующему во всех без исключениях регионах страны — автобусам.

    Интерес регионов к федеральной финансовой поддержке повысился в связи с кадровым дефицитом в сфере общественного транспорта, в связи с чем некоторые из них сообщили о планах приобрести отсутствующие у них сейчас автобусы особо большого класса («гармошки») для обслуживания наиболее загруженных направлений с привлечением меньшего количества водителей. Такие планы уже обозначают в Омске, Екатеринбурге и Махачкале.

    Некоторые города намерены попытать счастья в вопросе обновления подвижного состава, а возможно, и инфраструктуры, через другого «старого знакомого» — федеральный проект «Чистый воздух», который продолжается теперь в составе обновлённого нацпроекта «Экологическое благополучие». Однако и там получить желаемого будет не так просто с учётом уменьшившихся объёмов финансирования.

    Пять лет федеральной помощи: итоги 2020-2024

    Минстрой России 6 февраля опубликовал отчёт об итогах работы Стройкомплекса России за 2024 год, куда включил информацию и по смежным инфраструктурным проектам.

    Из него следует, что по восьми федеральным программам, с 2024 года в регионы было поставлено 16296 единиц подвижного состава, что потребовало привлечения 357 млрд руб. При этом рекордным по обновлению стал 2024 год, за который с федеральной поддержкой было поставлено 8032 единиц подвижного состава — 7406 автобусов, 309 трамваев, 271 троллейбус и 46 электробусов.

    Наиболее массовым стало обновление подвижного состава с использованием льготного лизинга, в том числе с привлечением средств ФНБ — вложенные 108,0 млрд руб. позволили обновить 6745 единиц техники.

    На втором месте по эффекту — специальные казначейские кредиты на развитие пассажирского транспорта (совместный проект Минтранса России и Минстроя России) — на 50,0 млрд руб. поставлено 5959 автобусов (другие виды транспорта в проекте не участвовали), в том числе 3760 — в 2024 году.

    Третий в количественном отношении результат достигнут в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» — за 44,7 млрд руб. обновлено 1440 единиц подвижного состава, в том числе троллейбусов. Кроме этого, в рамках проекта города имели возможность построить или модернизировать инфраструктуру городского электротранспорта. В 2024 году по программе ИБК был поставлен 331 автобус.

    Четвёртым по стал федеральный проект «Чистый воздух», реализуемый Минприроды России — с помощью него в 2021-2023 годах за 16,1 млрд руб. поставлено 698 автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов, а также средства направлены на строительство и модернизацию инфраструктуры городского электротранспорта.

    Пятым мероприятием по количеству подвижного состава стала поставка общественного транспорта в новые регионы: за 5,8 млрд руб. четыре присоединённых осенью 2022 года субъекта РФ получили 674 автобуса.

    Шестым по количеству пассажирской техники, но самым инфраструктуроёмким и финансово затратным стал пилотный проект по комплексному развитию городского электрического транспорта в 10 регионах под эгидой госкорпорации «ВЭБ.РФ». В рамках бюджета в 132,6 млрд руб. помимо модернизации и строительства трамвайных линий и создания зарядной инфраструктуры поставлено 582 единицы техники (286 электробусов и 296 трамваев), трамвайные поставки будут продолжаться в некоторые города (Ростов-на-Дону, Краснодар) и в дальнейшем, в Ярославль в 2025 году ожидается прибытие завершающей партии трамваев.

    Небольшое влияние на обновление подвижного состава оказала госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», реализовывавшая Минвостокразвития России. За 2020-2023 годы на сумму в 0,9 млрд руб. было поставлено 135 единиц техники, в том числе троллейбусы для Хабаровска и трамваи для Улан-Удэ.

    Восьмым источником стали субсидии из резервного фонда Минтранса России: в 2022-2024 годах на приобретение 63 единиц пассажирской техники выделено 1,5 млрд руб.

    Помимо детализации сумм и объёмов закупок подвижного состава, а также вкладов в этот процесс каждого из источников за последние пять лет, приведённые в отчёте цифры в сопоставлении с параметрами финансирования новых федеральных проектов приближают понимание того, что выделенных средств с трудом хватит на обновление парка подвижного состава для достижения целевого показателя 85% парка с нормативным сроком эксплуатации к 2030 году.

    При этом более дешёвое статистически обновление подвижного состава за счёт транспорта малого класса уже отвергается городами как сложное в эксплуатации: чем меньше автобусы, тем больше нужно для обеспечения их работы дефицитных водителей.

    «Развитие общественного транспорта»: старт работы федерального проекта

    О механизмах, которые будут работать в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни», крупными штрихами сообщалось на первом в этом году заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Эффективная транспортная система», которое состоялось 30 января. Как сообщил в своём Telegram-канале председатель комиссии, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, в части обновления общественного транспорта есть прямое поручение Президента — модернизировать парк автобусов и электричек. Уже в феврале будут утверждены новые правила субсидирования: 40% стоимости транспорта регионы смогут компенсировать за счёт государства. С марта стартует заявочная кампания.

    Следует отметить, что ранее программа льготного лизинга, реализовавшая в 2020-2024 годах в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», предлагала субсидирование за счёт государства 60% стоимости транспорта.

    Помимо льготного лизинга подвижного состава планируется также предоставление прямых субсидий субъектам РФ — этот механизм планировалось задействовать с 2026 года.

    Также продолжится реализация ранее начатых пилотных проектов в 10 регионах по комплексном развития городского электрического транспорта на концессионной модели.

    Кроме продолжения концессионных историй, федерального софинансирования закупки подвижного состава в рамках «Развития общественного транспорта» пока не предусмотрено. Этим регионы и муниципалитеты могут заниматься лишь самостоятельно, закупая транспорт за счёт средств региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования (лизинг).

    Базовую потребность в обновлении автобусных парков у регионов Минтранс России уточнял в начале февраля.

    По предварительной информации, среди основных критериев для участия регионов при получении мер федеральной поддержки, значатся:

    • утверждение региональных программ развития общественного транспорта, обеспечивающих достижение целевого показателя обновления 85% парка подвижного состава (в нормативном состоянии) к 2030 году — их необходимо разработать до 1 июня 2025 года;
    • приобретение автобусов всех классов;
    • закупка подвижного состава российского производства (приоритет отдаётся газомоторному транспорту, а также транспорту, доступному для маломобильных пассажиров);
    • наличие у перевозчиков-эксплуатантов государственных или муниципальных контрактов со сроком действия не менее одного года (также в заявке необходимо гарантировать обеспечение эксплуатации закупленного транспорта на маршрутах по регулируемым тарифам в регионе не менее пяти лет).

    Казначейские инфраструктурные кредиты

    Однако не лизингом единым будет оказываться федеральная поддержка.

    25 января Правительством России подписано постановление № 48 об утверждении правил предоставления казначейских кредитов на реализацию инфраструктурных проектов до 2030 года. Регионы смогут получить их на срок до 15 лет под 3% годовых.

    В приоритетном порядке кредиты будут предоставляться на инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ, а также на закупку общественного транспорта, создание объектов транспортной, инженерной, энергетической и туристической инфраструктуры, объектов инфраструктуры индустриальных парков и промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего развития, инновационных научно-технологических центров и другие цели.

    Одобрять проекты будет президиум Правительственной комиссии по региональному развитию. Казначейские инфраструктурные кредиты (КИК), предоставляемые в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», станут продолжением инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) — самого капиталоёмкого инструмента социально-экономической инициативы Правительства «Инфраструктурное меню». Хотя базовые условия предоставления казначейских инфраструктурных кредитов остались такими же, как прежде у инфраструктурных бюджетных кредитов, требования к регионам решено было усилить. Правилами предоставления предусмотрено повышение процентной ставки с 3 до 6% за нарушение графика реализации проектов и недостижение показателей.

    10 февраля на оперативном совещании с вице-премьерами вице-премьер Марат Хуснуллин напомнил, что в рамках Послания Федеральному Собранию, а также по итогам расширенного заседания комиссий Госсовета по направлениям социально-экономического развития президент России поручил продлить механизм бюджетных кредитов до 2030 года в объёме 250 млрд руб. Не менее 50% из них должны быть направлены на реализацию проектов по модернизации ЖКХ, сообщил сайт Правительства России. Это означает, что на обновление общественного транспорта будет доступно не более 125 млрд руб., а с учётом других задач, которые захотят решать регионы с помощью механизма КИК, — ещё меньше.

    Что касается результатов работы по инфраструктурным бюджетным кредитам, то на конец 2024 года накопительным итогом по ним принято работ на сумму 530 млрд рублей. В них вошло наряду с прочим и приобретение 1700 единиц городского общественного транспорта.

    А 6 февраля на заседании Правительства России премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что регионы смогут списать две трети задолженности по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года, с обязательным условием, что не менее половины таких средств надо будет направить на соответствующие инфраструктурные проекты в секторе ЖКХ, а остальное — на поддержку инвестиций, закупку общественного транспорта, переселение граждан из аварийного жилья и ряд других сфер. Правила списания задолженности утверждены постановлением Правительства РФ от 01.02.2025 № 79. Теперь руководителям субъектов РФ до 1 марта нужно представить необходимые документы с указанием планируемых мероприятий за счёт высвобождаемых от списания средств в Министерство финансов для заключения дополнительных соглашений.

    «Чистый воздух» нового созыва

    На реализацию всех мероприятий федерального проекта «Чистый воздух» на 2025-2030 годы, согласно паспорту нацпроекта «Экологическое благополучие», заложено 102,129 млрд руб., Эта сумма в восемь раз меньше заложенного финансирования федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» (809 млрд руб.). Также деньги «Чистого воздуха» на 2025-2030 годы более чем в 3,5 раза меньше объёмов финансирования проекта в 2019-2024 годах (365 млрд руб.). При этом финансирование весьма неравномерно по годам: минимум от максимума различается более чем в пять раз, а на вторую трёхлетку шестилетнего цикла реализации проекта предусматривается 72% от всего объёма денежных средств:

    • в 2025 году — 12,969 млрд руб.;
    • в 2026 году — 11,225 млрд руб.;
    • в 2027 году — 4,336 млрд руб.;
    • в 2028 году — 30,227 млрд руб.;
    • в 2029 году — 21,648 млрд руб.;
    • в 2030 году — 21,723 млрд руб.

    Из федерального бюджета предусмотрено финансирование в объёме 85,935 млрд руб. (81,4% от общего уровня), в том числе 51,546 млрд руб. в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ:

    • в 2025 году — 6,014 млрд руб., в том числе межбюджетные трансферты — 3,305 млрд руб.;
    • в 2026 году — 5,71 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 0,384 млрд руб.);
    • в 2027 году — 4,336 млрд руб. (межбюджетные трансферты не предусмотрены);
    • в 2028 году — 27,831 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 21,406 млрд руб.);
    • в 2029 году — 20,814 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 13,829 млрд руб.);
    • в 2030 году — 21,231 млрд. руб. (межбюджетные трансферты — 12,623 млрд руб.).

    Внебюджетное финансирование запланировано только в первые два года на общую сумму 12,3 млрд руб. — 6,8 млрд руб. в 2025 году и 5,5 млрд руб. в 2026 году.

    Часть средств федерального проекта будет обеспечиваться за счёт бюджетов субъектов РФ (без трансфертов из федерального бюджета):

    • в 2025 году — 0,155 млрд руб.;
    • в 2026 году — 0,016 млрд руб.;
    • в 2027 году — финансирование не предусмотрено;
    • в 2028 году — 2,397 млрд руб.;
    • в 2029 году — 0,834 млрд руб.;
    • в 2030 году — 0,493 млрд. руб.

    Федеральный проект «Чистый воздух» направлен на поэтапное снижение совокупного объёма выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в два раза к 2036 году.

    Для этого в 2025 году требуется обеспечить целевой показатель на уровне 99,5% от базы 2023 года, в 2026 — 98,5%, в 2027 — 97,5%, в 2028 — 93,0%, в 2029 — 86,5% и в 2030 году — 80,0%.

    Общероссийский проект «Чистый воздух» реализуется с 2018 года. Изначально он охватывал 12городов — Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. С сентября 2023 года к проекту присоединилось ещё 29 городов, которым и будет оказано основное внимание в ближайшие шесть лет — Абакан, Ангарск, Астрахань, Ачинск, Барнаул, Гусиноозёрск, Зима, Искитим, Иркутск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Курган, Кызыл, Лесосибирск, Махачкала, Минусинск, Новочеркасск, Петровск-Забайкальский, Ростов-на-Дону, Свирск, Селенгинск, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Черногорск, Чегдомын, Черемхово, Шелехов и Южно-Сахалинск.

    Если городам-участникам проекта удастся защитить план снижения выбросов за счёт обновления подвижного состава общественного транспорта, то они смогут получит финансирование на замену или пополнение части парка. Так, в 2023 году через «Чистый воздух» было профинансирована поставка 128 транспортных средств на сумму 3,6 млрд руб. Среди них были и трамваи с троллейбусами. В то же время, в том же 2023 году объём финансирования «Чистого воздуха» был выше любого из предстоящих годов вплоть до 2030 годов — 45,837 млрд руб., из которых средства внебюджетных источников составили 30,927 млрд руб.

    И, как уже было сказано выше, общий эффект для 12 городов заключился в выделении 16,1 млрд руб. в 2021-2023 гг. на приобретение 698 единиц подвижного состава и (в случае Новокузнецка) на модернизацию инфраструктуры городского электротранспорта.

    Таким образом, доля средств, выделенных на финансирование общественного транспорта, может составить лишь около 7-10% от общего финансирования «Чистого воздуха» и составить 7-10 млрд руб.

    Чего хотят города и регионы?

    Хотя процедура приёма заявок на участие в Федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» ещё официально не объявлен и вопрос пока находится на стадии уточнения предварительных потребностей регионов в обновлении, некоторые из них уже публично обнародовали свои «программы-максимум». Так, Минтранс Дагестана сообщил, что регионом подана заявка на приобретение в 2025 году 97 транспортных единиц, в том числе 20 автобусов малого класса, 59 автобусов среднего класса, восьми автобусов большого класса и 10 автобусов особо большого класса. В случае одобрения заявки, для особо большого класса будет создан новый магистральный маршрут № М1, который соединит Ленинкент с Новым Хушетом через просп. Акушинского, просп. И. Шамиля, ул. Булача и просп. Насрутдинова. Остальные машины будут использоваться на существующих маршрутных линиях с переводом их на регулируемые тарифы. Следует отметить, что автобусы большого класса на городские маршруты Махачкалы вернулись только в начале 2024 года, а ещё несколько лет столицу Дагестана называли «газельным царством».

    Кроме этого, ранее Минтранс Дагестана сообщал, что для возобновления работы троллейбусных маршрутов №№ 326 (12) и 327 (3), ранее связывавших Махачкалу с Каспийском, ведомством совместно с администрацией города Махачкалы прорабатывается вопрос возможного участия в профильных федеральных проектах и программах в целях обновления парка подвижного состава и модернизации троллейбусной инфраструктуры. В 2024 году обслуживание маршрутов было прекращено, так как они обслуживались по тарифам значительно ниже обоснованных затрат, что привело к ухудшению финансово-экономического состояния МУП «Махачкалинское троллейбусное управление», в том числе состояния инфраструктуры предприятия и его материально-технической базы.

    Издание «Уральский рабочий» со ссылкой на источник в городской администрации сообщает, что по льготному кредиту Екатеринбург рассчитывает приобрести 15 сочленённых автобусов. В прошлом году мэрия пыталась несколько раз найти поставщика автобусов через сайт госзакупок, но торги признавались несостоявшимися из-за отсутствия участников.

    Сетевое издание «NGS55.RU» со ссылкой на руководство Департамента транспорта Омска сообщило о планах города закупить10 автобусов-«гармошек». При этом финансирование закупки пока не определено — это может быть как лизинг через ГТЛК по нацпроекту «Инфраструктура для жизни», так и прямая закупка по нацпроекту «Экологическое благополучие». Ранее в Омске сочленённые автобусы работали, но в октябре 2018 года из-за предельного износа вместительную технику, закупленную в 1996-2003 годах сняли с маршрутов. Издание Om1.ru конкретизирует, что планы омичей связаны с нацпроектом «Экологическое благополучие» и включают 35 автобусов: помимо 10 автобусов особо большого класса они также включают 25 автобусов большого класса. Если в этом году федеральных денег не будет, то обновления подвижного состава тоже не будет.

    Рассчитывают на «Чистый воздух» и в Ростовской области. Министр транспорта Алёна Беликова в своём Telegram-канале 12 февраля сообщила о проведённой встрече по обращениям граждан с главой администрации и представителями трамвайного парка Новочеркасска.

    Трамвайная инфраструктура города нуждается не только в обновлении подвижного состава, но и в оптимизации маршрутной сети. Принято решение создать специальную рабочую группу с представителями местной администрации и регионального минтранса, которая займётся разработкой оптимальных решений для Новочеркасска. Ей будет поставлена задача по разработке концепции развития трамвайной сети и обновления подвижного состава, которая ляжет в основу будущего мастер-плана. На полное обновление трамвайной инфраструктуры Новочеркасска необходимо уже около 2 млрд руб. Ещё в 2015 году для этого требовалось около миллиарда, однако накопленные за это время проблемы увеличили сумму.

    В отсутствие государственной поддержки в ближайшие годы могут прекратить существование системы городского электрического транспорта, уже находящиеся в критическом состоянии. В частности, обновление требуется троллейбусной системе Армавира в Краснодарском крае, однако из-за отсутствия средств в городском бюджете её инфраструктура в частную собственность. Тем временем российские машиностроители готовятся к производству новых моделей трамваев и троллейбусов, в том числе вместительных сочленённых. В этом году автобусы-«гармошки» после многолетнего перерыва вернулись на маршруты Перми, а в Пскове и Челябинске продолжают наращивать численность парка автобусов особо большого класса.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)