Городской электрический транспорт продолжает работать более чем в 100 городах страны. Не все трамвайные и троллейбусные хозяйства хватают звёзды с неба и не каждое из них мелькает в новостях о поставках нового подвижного состава, открытии новых линий и маршрутов. Тем не менее, и в достаточно «немедийных» городах троллейбусы и трамваи продолжают играть важную роль в городских перевозках.
Тучи сгустились над достаточно крепким троллейбусным хозяйством 185-тысячного Армавира в Краснодарском крае. Имущество муниципального предприятия-банкрота приобретено компанией, раньше не имевшей к пассажирскому транспорту никакого отношения кроме того, что его территория расположена невдалеке от троллейбусного депо.
Из-за смены собственника 31 марта может стать последним днём работы Армавирского троллейбуса. Впрочем, последнее слово в вопросе остаётся за городской администрацией, — той самой, которая во многом год за годом и создала сложившееся положение. И в данном случае речь не о любви или нелюбви к троллейбусам — просто ситуацию с автобусами в городе пустили на самотёк гораздо раньше.
Строительство первой троллейбусной линии в Армавире началось в 1971 году, а 16 июня 1973 года заработал маршрут № 1 «Железнодорожный вокзал "Армавир-I" — Мясокомбинат». Неподалёку от конечной остановки «Мясокомбинат» разместилось и троллейбусное депо. С «мясной» темой жизнь троллейбусного хозяйства на протяжении его более чем 50-летней истории впоследствии будет не раз пересекаться.
Активное развитие Армавирского троллейбуса продолжалось менее 20 лет и закончилось ещё в советское время. Сеть действующих линий полностью сформирована к 1989 году. Планы по строительству троллейбусных трасс по ул. Ефремова до городского автовокзала и в Северный микрорайон остались неосуществлёнными. Лишь в 2005 году для запуска нового маршрута № 7 были проложены небольшие участки контактной сети — односторонняя линия по ул. Розы Люксембург от ул. Свердлова до ул. Карла Маркса и разворот на пересечении ул. Розы Люксембург и ул. Урицкого.
Максимальное количество одновременно работавших маршрутов — шесть — в городе действовало в 2001-2002 годы. По состоянию на февраль 2025 года перевозки троллейбусами в Армавире выполняются по трём маршрутам. При этом вся троллейбусная сеть в городе, состоящая примерно из 34,6 км одиночного пути линий, сохранена, и почти вся используется регулярными маршрутами. Несмотря на то, что ещё в 2002 году прекращено маршрутное движение троллейбусов по короткой линии по ул. Советской Армии до вокзала Армавир-2 (станция Армавир-Туапсинский), в мае 2024 года на время ремонтных работ троллейбусы смогли воспользоваться сохранённым резервным разворотом.
Относительно компактная система Армавирского троллейбуса не «схлопывалась» на порядок, как это произошло со многими другими некогда более крупными троллейбусными хозяйствами страны — как по протяжённости сети, так и по численности парка. Безусловно, троллейбусы Армавира знали времена получше, когда и маршрутов, и выпускаемых на линию троллейбусов, было больше.
По данным справочника «Троллейбусы мира от А до Я» (С. Корольков, К. Климов, М., 2017), в 1980 году в Армавире работало 33 троллейбуса, в 1990 году — 41, в 2000 году — 35, в 2010 году — 42.
В июне 2013 года парк подвижного состава МП АТУ насчитывал 30 пассажирских троллейбусов и четыре автобуса НефАЗ-5299 (в 2010-х МП АТУ немного занималось и автобусными перевозками).
На 1 января 2023 года в Армавире насчитывалось 23 работающих троллейбуса. К началу 2025 года их количество уменьшилось до 21. Основу парка (16 машин) составляют поступившие в Армавир в 2010 году с частичным федеральным финансированием троллейбусы ЗиУ-682Г-016.04. После этого один новый троллейбус Тролза-5275-03 «Оптима» поступил в Армавир в конце 2014 года. А в 2018 году один из старых армавирских троллейбусов ЗиУ-682Г был капитально отремонтирован путём замены его на кузов полной комплектности серии МТРЗ-6223-0000010.
С высоты 2025 года машины 2010 года выпуска можно, ввиду их высокопольности, считать морально устаревшими. В то же время, даже троллейбусные хозяйства, получавшие за последние годы значительное обновление, эти надёжные машины со счетов не сбрасывают. Так, Омское МП «Электрический транспорт», несмотря на получение в 2020-2023 годах 111 новых троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал», в конце 2024 года завершило капитально-восстановительный ремонт троллейбуса ЗиУ-682Г-016.03 2006 года выпуска.
С инфраструктурной стороны троллейбусное хозяйство Армавира дожило до 2025 года в достаточно жизнеспособном состоянии. Это особенно удивительно на фоне того, что в последние 20 лет оно постоянно являлось фигурантом судебных разбирательств и пережило смену нескольких организаций-перевозчиков.
С 1973 года перевозки троллейбусами в Армавире выполняло Армавирское троллейбусное управление. В мае 1993 года администрацией города Армавира было учреждено муниципальное предприятие «Троллейбусное управление» (МП АТУ), которое для выполнения целей своего создания было наделено соответствующим имуществом на праве хозяйственного ведения.
Финансовое положение МП АТУ стало ухудшаться с начала 2000-х годов на фоне старения троллейбусного парка, массового появления «маршруток» и необходимости несения бремени бесплатной перевозки льготников, компенсация за которые не поступала своевременно. Так, за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года МП АТУ впоследствии предъявляло иск Минфину России о взыскании около 21 млн руб. убытков, связанных с исполнением Федерального закона «О ветеранах», и решение этого вопроса затянулось до 2007 года. По ценам 2005 года, задолженность государства перед МП АТУ стоила последнему возможности обновления нескольких единиц троллейбусного парка (стоимость одного троллейбуса — 2,5 млн руб.).
По итогам 2005 года МП АТУ снова было вынуждено обратиться в судебные инстанции взыскать, на этот раз уже с краевого казначейства, около 2 млн руб., чего добилось лишь в декабре 2008 года.
Во многом именно необходимость обновления подвижного состава стал причиной последующих событий.
В конце «нулевых» Армавир в числе других городов попал в поле зрения межрегиональной «зонтичной» структуры, предложившей взять в своё управление городское троллейбусное хозяйство. В мае 2007 года было создано ООО «Армавирский пассажирский транспорт» («Армавирпассажиртранс») с привлечением средств зарегистрированного в Москве ООО «Русский пассажирский транспорт» («РПТ», учреждено в 2003 году). Новое предприятие взяло в долгосрочную аренду у муниципалитета троллейбусный парк, депо и все объекты инфраструктуры электротранспорта.
Как свидетельствует издание «Юга.ру», планировалось, что инвестиции в развитие новой компании составят не менее 100 млн руб. Планировалось провести реконструкцию троллейбусного депо и обновить парк электротранспорта.
Помимо Армавира, ООО «РПТ» успело поучаствовать в 2004-2006 годах в создании в качестве учредителя ещё нескольких организаций, занявшихся троллейбусными перевозками в городах, и впоследствии ликвидированных в 2010-2017 годах по окончании конкурсных производств — ООО «Новороссийский пассажирский транспорт», ООО «Астраханьэлектропассажиртранс» и ООО «Тулапассажиртранс».
После подписания 18 сентября 2007 года всех необходимых документов, с 19 сентября троллейбусные перевозки в Армавире стали осуществляться под эгидой «Армавирпассажиртранса». МП АТУ стало выступать в роли арендодателя всего имущества, принадлежавшего ему на правах хозяйственного ведения. С собой новая компания привнесла пять новых приобретённых в лизинг троллейбусов ЛиАЗ-5280, а также переоформила на себя обязанности по уплате лизинговых платежей по пяти ЗиУ-682Г-016.02, купленным администрацией Армавира в самом начале 2007 года.
Вскоре «Армавирпассажиртранс» попал в ту же финансовую ловушку, что и МП АТУ. В мае 2009 года компания обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к региональному Департаменту по финансам, бюджету и контролю о взыскании 67,82 млн руб. понесённых расходов от применения регулируемых тарифов. Впоследствии требования были расширены на период с января 2008 года по август 2009 года, а их сумма выросла до 86,776 млн руб. Однако в удовлетворении иска и пересмотре дела было отказано во всех инстанциях.
Тогда же в мае 2009 года МП АТУ обратилось в краевой арбитраж о взыскании с «Армавирпассажиртранса» 8,71 млн руб. задолженности по договорам аренды транспортных средств, движимого и недвижимого имущества. 27 июля иск был удовлетворён в полном объёме.
К этому моменту «Армавирпассажиртранс» уже находился с 16 июля под процедурой наблюдения на основании поданного им 9 июня заявления в арбитражный суд о признании себя несостоятельным (банкротом). Дебиторская и кредиторская задолженность предприятия на тот момент превысила 30 млн руб.
29 сентября 2009 года региональный арбитраж принял заявление ООО «РПТ» к ООО «Армавирпассажиртранс» о включении в реестр требований кредиторов должника в сумме 22,624 млн руб. за просрочку исполнения договоров аренды (лизинга) 10 троллейбусов. А 8 октября было принято заявление МП АТУ о включении в реестр требований кредиторов должника в сумме 11,32 млн руб. за аренду своего имущества.
В связи с невозможностью восстановления платёжеспособности должника, 1 марта 2010 года по поступившему в краевой суд ходатайству ООО «РПТ» в отношении «Армавирпассажиртранса» было введено конкурсное производство. С этого же дня эксплуатация троллейбусного хозяйства Армавира перешла обратно в ведение МП «Троллейбусное управление».
18 августа 2010 года уже само ООО «РПТ», погрязшее в своём ворохе исков, было признано несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство, закончившееся ликвидацией организации в декабре 2018 года.
В свою очередь, «Армавирпассажиртранс» был ликвидирован в июле 2011 года на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства — всё немногочисленное имущество организации, в основном арендовавшей технику и недвижимость, было распродано на торгах. При этом не все требования кредиторов удалось удовлетворить. МП АТУ, помимо потери части денег за неоплаченную аренду транспорта, 30 августа 2010 года перевело на себя также 1,003 млн руб. долгов «Армавирпассажиртранса» перед ОАО «Кубаньэнергосбыт» за поставленную электроэнергию, чтобы не допустить отключения энергоснабжения троллейбусного предприятия.
Наибольшей потерей для троллейбусного хозяйства Армавира от деятельности «Армавирпассажиртранса» стал вывоз ООО «РПТ» в Тулу и Новороссийск, где ещё тогда работали учреждённые им предприятия, 10 троллейбусов, находившихся в лизинге — почти четверти всего армавирского троллейбусного парка. При этом в 2008-2010 годах под поступление новой техники было списано 13 троллейбусов, возраст которых уже составлял 15-20 лет. В 2011-2012 годах из-за исчерпания ресурса пришлось списать ещё 11 машин 1988-1993 годов выпуска.
Администрация Армавира на тот момент не изъявила желания вмешиваться в ситуацию.
В том же 2011 году о признании себя несостоятельным (банкротом) в Арбитражный суд Краснодарского края обратилось и МП «Троллейбусное управление». На тот момент счета предприятия уже были арестованы, а налоговым органом выставлены требования на сумму 468,8 тыс. руб., кроме того, имелась задолженность перед поставщиками, в том числе доставшаяся ему от «Армавирпассажиртранса» перед ОАО «Кубаньэнергосбыт», что могло привести к ограничению режима электропотребления. Общая задолженность составила 15,13 млн руб., в том числе 6,626 млн руб. обязательных платежей.
7 ноября 2011 года в отношении должника введена процедура наблюдения, а 28 июня 2012 года — и внешнее управление сроком на 18 месяцев.
О своих требованиях к должнику заявили несколько организаций, включая ООО «Армавиртеплоэнерго», МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю, МП «Армавиргортранс», ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод"», Армавирскую городскую организацию общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, а также несколько физических лиц.
МП АТУ весной 2013 года попыталось взыскать с администрации Армавира 42,078 млн руб. за убытки, понесённые при выполнении перевозок после прекращения работы «Армавирпассажиртранса», но по неизвестным причинам не смогло ни уплатить госпошлину, ни получить отсрочку по уплате, в связи с чем Арбитржный суд Краснодарского края 6 мая возвратил исковое заявление без рассмотрения.
Тем не менее, перспективы получения такого встречного иска, видимо, мотивировали администрацию Армавира, являющуюся учредителем МП АТУ, выйти в конце 2023 года в краевой суд с заявлением о намерении погасить требования всех кредиторов к должнику в краевой суд обратилась являющаяся учредителем МП АТУ администрация Армавира. На тот момент в реестр требований кредиторов должника остались включёнными требования на общую сумму 6,968 млн руб., что заметно меньше суммы, которую хотело взыскать с администрации МП АТУ.
Возможность погашения учредителем должника требований кредиторов, включённых на момент рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу о банкротстве в реестр требований кредиторов, допускается положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В течение января 2014 года согласие суда было получено, и необходимые средства были перечислены городской администрацией на специальный счёт.
5 февраля 2014 года производство по делу прекращено в связи с полным погашением реестровых требований к должнику.
Отдых от судебных разбирательств у МП АТУ продолжался меньше месяца. Уже 24 февраля 2014 года в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании МП АТУ несостоятельным (банкротом) обратилось ГУП КК «Кубаньпортсервис». На тот момент «Троллейбусное управление» задолжало ему «всего» чуть более 100 тыс. руб. — пороговой суммы для начала рассмотрения судом дел о банкротстве. Долг возник из-за неоплаты последних двух месяцев аренды без экипажа двух автобусов ЛиАЗ-5292, которыми наряду с четырьмя собственными НефАЗ-5299 МП АТУ выполняло перевозки по Армавиру в 2012 году.
19 мая 2014 года суд ввёл в отношении должника процедуру наблюдения. На этой стадии ФНС России в лице МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю обратилась в краевой арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований к МП АТУ на сумму 32,469 млн руб., что было удовлетворено судом 1 сентября 2014 года.
25 ноября 2014 года в отношении МП АТУ судом введена процедура внешнего управления.
В конце 2016 года МП г. Армавир «Тепловые сети» обратилось в суд с заявлением о намерении погасить в полном объеме требования, включенные в реестр требований кредиторов МП АТУ. 2 декабря 2016 года между МП «Тепловые сети» и МП «Троллейбусное управление» заключён договор беспроцентного займа на сумму 34,159 млн руб., получение которой позволило должнику расплатиться со всеми кредиторами.
8 февраля 2017 года краевой арбитражный суд признал требования кредиторов к должнику удовлетворёнными и полностью погашенными, и производство по делу № А32-5921/2014 прекратил.
МП «Тепловые сети», имевшее общего с МП «Троллейбусное управление» учредителя — администрацию Армавира, выручило коллег, позволив выйти из ситуации банкротства. Но, как оказалось, ненадолго. Уже в марте 2017 года «Тепловые сети» обратились в краевой арбитраж о взыскании с МП АТУ 34,159 млн руб. задолженности — того самого «спасительного» беспроцентного займа. 25 мая иск был удовлетворён, но оплата от МП АТУ не последовала.
А в июне 2017 года в арбитражный суд с заявлением о признании МП АТУ несостоятельным обратилась уже МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю. Сразу же после этого аналогичный иск подали и «Тепловые сети». Определениями суда от 5 декабря 2017 года в отношении должника введена процедура наблюдения, а 3 мая 2018 года — процедура внешнего управления.
В это время маршрутная сеть МП АТУ для уменьшения эксплуатационных расходов сократилась. С 10 июня 2017 года маршруты № 2 «Вокзал-1 — Азовская» и № 7 «Обувная фабрика — Азовская» были объединены в маршрут № 27 «Азовская — Обувная фабрика». При движении к обувной фабрике троллейбусы стали делать заезд к вокзалу Армавир-1, а чтобы доехать от вокзала в сторону Азовской, теперь нужно было делать крюк через обувную фабрику. Интервалы движения на «хвостах» прежних маршрутов сократились, но часть пассажиров из-за увеличения времени в пути пересела на более прямолинейные «маршрутки», что не способствовало росту доходности предприятия.
На 25 июня 2018 года общая сумма в реестре требований кредиторов составила 90,19 млн руб. При этом по оценке, утверждённой внешним управляющим, по состоянию на 30 июля 2018 года задолженность администрации Армавира перед МП АТУ в виде невозмещённых затрат в связи выполнением троллейбусных перевозок по тарифам, установленным городской администрацией, за период с 1 января 2011 года по 30 июня 2018 года составила 169,685 млн руб., что превышало сумму требований кредиторов. Оставался немалый шанс погасить все долги муниципального предприятия за счёт его же учредителя.
Собранием кредиторов должника от 16 ноября 2018 года был утверждён план внешнего управления сроком на 18 месяцев до 16 мая 2020 года, в котором ключевой мерой по восстановлению платёжеспособности должника стало взыскание ущерба с муниципального образования город Армавир. Впоследствии внешнее управление продлилось до 16 марта 2021 года. В реестр требований кредиторов включили задолженность более 92 млн руб., в основном накопившуюся по линии ФНС России и «Тепловых сетей».
До 2019 года, несмотря на все трудности, МП АТУ продолжало выполнять пассажирские перевозки по городских маршрутам. При этом в вынесенном 13 января 2019 года постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда отмечалось, что прекращение деятельности предприятия не приведёт к невозможности транспортного обслуживания населения города, так как помимо пяти маршрутов МП АТУ на территории муниципального образования город Армавир на ту пору действовали 26 городских и три пригородных муниципальных маршрутов регулярного сообщения, которые обслуживали пять частных компаний (ООО «Братство», ООО «Гелиос», ООО ТП «Транс-Сервис», ООО «Содействие» и ООО «Регионавтотранс») с численностью парка в 473 единицы автотранспорта. Суд констатировал, что доля транспортных средств МП АТУ (31 троллейбус и четыре автобуса) в общем объёме транспорта, осуществляющего транспортное обслуживание населения города составляет лишь 6,89 %. Правда, при этом не учитывалось, что весь подвижной состав МП АТУ был представлен транспортом большого класса, а других перевозчиков — малого, преимущественно категории М2 (допустимой массой до 5 тонн — по сути, микроавтобусами). И по пассажироместам доля МП АТУ была заметно выше.
Как и в 2007 году, МП АТУ решили вывести из самостоятельного оперирования пассажирскими перевозками.
1 апреля 2019 года собранием кредиторов приняты решения о передаче части имущества МП АТУ, задействованного для осуществления троллейбусных перевозок, в аренду, а также о реализации иного движимого имущества (автобусы и тракторы). Осуществление основного вида деятельности МП АТУ (перевозка пассажиров городским наземным электрическим транспортом) на период передачи имущества в аренду приостановлено. 6 июня 2019 года договор аренды имущественного комплекса МП АТУ заключили с ООО «Армавиравто».
Условия последующих договоров аренды пересматривали в соответствии с произведёнными переоценками рыночной арендной платы за имущественный комплекс, принадлежащий МП АТУ:
С передачей троллейбусного предприятия под управление ООО «Армавиравто» администрация Армавира перешла на контрактную систему отношений с перевозчиком. При этом по регулируемым тарифам в городе выполнялись только троллейбусные перевозки.
26 августа 2019 года между администрацией Армавира и ООО «Армавиравто» заключён муниципальный контракт на срок с момента заключения контракта по 31 декабря 2021 года стоимостью 46,37 млн руб., включающий обслуживание четырёх маршрутов:
С 29 августа 2019 года «Армавиравто» приступило к перевозкам вместо МП АТУ. Количество троллейбусов, задействованных в перевозках, контрактом не регламентировалось. Движение по маршруту № 4, соединяющему район мясокомбината с железнодорожным вокзалом Армавир-I, было восстановлено с 16 сентября 2019 года. До этого с 2011 года по его трассе выполнялись лишь отдельные «парковые» рейсы маршрута № 27 (а до 2017 года —маршрутов №№ 2 и 7).
В течение исполнения контракта с 6 февраля 2020 года в троллейбусах Армавира была внедрена автоматизированная система оплаты проезда, позволяющая безналичную оплату бесконтактными банковскими картами. Фактически за выполненные перевозки в течение двух с лишним лет «Армавиравто» получило 35,72 млн руб. (77,0%). Столь низкий процент оплаты зачтённой транспортной работы вызван во многом 2020 годом, в котором из-за коронавирусных ограничений в течение двух месяцев городской транспорт Кубани работал только несколько утренних и вечерних часов со сниженным выпуском. Затем работа маршрутов №№ 3 и 27 приостанавливалась в связи с ремонтом водопроводных коммуникаций на улице Шмидта, а маршрут № 4 уходил в вынужденный отпуск на два летних месяца из-за ремонта Урицкого моста.
Сразу после завершения исполнения контракта количество троллейбусных маршрутов в Армавире сократилось. С 1 января 2022 года прекращена работа троллейбусов на маршруте № 1 «Вокзал-1 — Мясокомбинат». Одновременно маршрут № 3 «Мясокомбинат — Азовская» изменён: при следовании к Азовской троллейбусы стали заезжать по ул. Кирова к скверу Пушкина вместо отменённой «единицы» (в обратную сторону заезд невозможен из-за конфигурации контактной сети). Маршруты № 4 «Вокзал-1 — Мясокомбинат» и № 27 «Азовская — Обувная фабрика» сохранены без изменений.
Новый аукцион на выполнение троллейбусных перевозок был объявлен лишь в феврале 2022 года, а контракт стоимостью 26,16 млн руб. заключён 1 марта — в первый день предусмотренного им срока выполнения перевозок. До 31 декабря 2022 года требовалось обслуживать три маршрута с выпуском 17 троллейбусов в будни и 12 — по выходным дням:
За счёт отмены маршрута № 1 количество рейсов на маршруте № 3 увеличилось. Фактическая оплата оказанных услуг по контракту составила 24,57 млн руб. (93,9%). Троллейбусное движение в Армавире охранялось без перебоев и во время капитального ремонта с июня 2022 года по октябрь 2023 года старой эстакады Ефремовского путепровода — временная контактная сеть для маршрута № 27 смонтирована на построенной за несколько лет до этого новой эстакаде, ставшей на год с лишним двусторонней.
В дальнейшем под управлением «Армавиравто» выпуск на маршруты не менялся, однако количество рейсов то уменьшалось, то возрастало за счёт отмены или назначения рейсов в вечерние часы и межпиковое время. В первом полугодии 2023 года на каждый из кварталов заключался отдельный контракт с одинаковой транспортной работой по маршрутам:
Если с начала 2023 года была сокращена работа по маршруту № 3, то во второй половине существенно уменьшилось количество рейсов по маршруту № 27:
Контракт на первый квартал 2023 года стоимостью 8,28 млн руб. был исполнен на 7,96 млн руб. (96,1%), на второй квартал стоимостью 8,49 млн руб. — на 7,896 млн руб. (93%), на на второе полугодие стоимостью 16,02 млн руб. — на 15,39 млн руб. (96,1%).
С января 2024 года количество рейсов на маршрутах №№ 4 и 27 немного выросло за счёт перекройки расписания:
Из-за необходимости проведения повторных торгов (первая заявка от «Армавиравто» была признана не соответствующей требованиям), контракт стоимостью 35 млн руб. удалось заключить лишь 9 января 2024 года — на выполнение перевозок с 13 января по 31 октября 2024 года. За его исполнение «Армавиравто» выплачено 32,74 млн руб. (93,5% от суммы контракта).
Действующий контракт стоимостью 20,57 млн руб. заключён с ООО «Армавиравто» 2 ноября 2024 года на выполнение перевозок с даты заключения контракта по 31 марта 2025 года с прежними параметрами транспортной работы. Исполнение действующего контракта продолжило оставаться на достаточно высоком уровне. За период со 2 ноября по 31 декабря 2024 года из 130,878 тыс. км транспортной работы по контракту фактически выполнено 118,869 тыс. км (90,8%).
На февраль 2025 года в троллейбусном депо остался 21 троллейбус, ещё способный выполнять регулярные перевозки по трём городским маршрутам (выпуск по контракту — 17 троллейбусов).
Для сравнения, в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок включён 21 муниципальный автобусный маршрут, которые обслуживают 144 автобуса малого класса вместимости. При этом только троллейбусы в Армавире выполняют перевозки по регулируемым тарифам, выгодно в этом выделяясь для пассажиров. С 1 ноября 2024 года стоимость проезда в троллейбусах составляет 35 руб., в то время как городские автобусы с 15 октября 2024 года перешли на 40-рублёвую оплату разовых поездок. Также в троллейбусах действуют месячные проездные — общегражданский (2100 руб.) и льготный для школьников и студентов (875 руб.).
Немного выдержек из расписаний троллейбусов. По маршруту № 3 «Мясокомбинат — Азовская» отправление от Мясокомбината в будни с 5:46 до 19:40, в выходные дни — с 6:23 до 19:13. Отправление от Азовской в будни с 6:27 до 20:18, в выходные дни — с 7:05 до 19:55. Интервал движения в будни в часы пик 10 минут, в остальное время — до 20 мин. (после 18:00 — до 30-72 мин.), в выходные дни — 14-28 мин.
По маршруту № 27 «Обувная фабрика — Азовская» отправление от Обувной фабрики в будни с 6:50 до 20:04, в выходные дни — с 7:10 до 19:56. От Азовской отправление в будни с 6:44 до 20:32, в выходные дни — с 7:40 до 20:23. Интервал движения в будни в часы пик 10 минут, в остальное время — до 20 мин. (после 18:00 — до 30-69 мин.), в выходные дни — 14-28 мин.
Схожесть интервалов на маршрутах №№ 3 и 27 неслучайна: расписание их составлено таким образом, что на общем 5,5-километровом участке «Азовская — Сквер им. Героев Чернобыльцев» машины работают в полуинтервале с общим интервалом движения в будни 5-10 мин., а в выходные дни — 7-14 мин., являясь фактически магистральным маршрутом с двумя «хвостами», ведущими в разные части города. Следует отметить, что автобусы после 18:00 в Армавире тоже курсируют с большими интервалами.
Самый малодеятельный армавирский троллейбусный маршрут — № 4 «Мясокомбинат —Вокзал-1». Отправление от Мясокомбината в будни с 7:12 до 18:04, по выходным дням — с 6:47 до 18:08, Отправление от Вокзала-1 — в будни с 7:40 до 18:31, по выходным дням — с 7:30 до 18:31. Интервал движения в будни 20-50 мин., в выходные дни — 42-62 мин.
Запятую в фразе, вынесенной в заголовок этой части текста, администрация Армавира предпочитала не ставить вообще нигде. Городские чиновники не хотели ни допустить распродажи имущества своего же троллейбусного предприятия, ни платить по его долгам.
Между тем именно администрация, по сути, и стала основным источником бед троллейбусного хозяйства, не обеспечивая ему достаточного финансирования. Сверх этого, как уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания населения, администрация согласовала в городе работу почти трёх десятков автобусных маршрутов по нерегулируемым тарифам, многие из которых существенно отбирали пассажиропоток у муниципальных троллейбусов.
Троллейбусные перевозки ежегодно выполнялись по договорам с администрацией. Изданными в разные годы постановлениями главы города Армавира утверждались порядки предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение убытков перевозчикам, обслуживающим муниципальные маршруты по регулируемым тарифам. Казалось бы, что опять может пойти не так? Однако на практике применение тарифов, установленных администрацией Армавира ниже себестоимости перевозки пассажиров, продолжало приводить к появлению убытков, не компенсируемых субсидиями. Вся хозяйственная деятельность троллейбусного предприятия, а также получение им доходов и осуществление затрат были поставлены в зависимость от решений учредившего предприятие юридического лица — администрации города.
В июле 2018 года, уже после очередного введения на МП АТУ внешнего управления, предприятием был подан иск к администрации Армавира о возмещении убытков, связанных с осуществлением регулярных перевозок на муниципальных маршрутах в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2017 года, тем самым продолжив начатый в 2013 году, но не доведённый ни до какого-либо решения вопрос. Первоначально МП АТУ требовало взыскания с администрации Армавира 160,332 млн руб., затем, по уточнённым требованиям — 121,359 млн руб.
В удовлетворении требований по компенсации убытков за 2011-2014 годы Арбитражным судом Краснодарского края было отказано в связи с истечением срока исковой давности. В остальной части судом была назначена экспертиза, подтвердившая факт понесённых, документально подтверждённых и экономически обоснованных расходов МП АТУ, связанных с перевозкой пассажиров троллейбусами и автобусами на муниципальных маршрутах — хотя в размере заметно меньше искового, но тоже весьма немалом.
После оспаривания администрацией Армавира получившейся суммы в судах, она была ещё раз пересмотрена в сторону уменьшения.
В середине судебных тяжб по взысканию убытков с администрации Армавира, 22 марта 2021 года краевой арбитраж принял решение о признании МП «Троллейбусное управление» (МП АТУ) несостоятельным (банкротом) и открыл конкурсное производство, не завершённое до сих пор (определением от 13 января 2025 года оно продлено на срок до 13 июля 2025 года).
Решение о признании МП АТУ банкротом базировалось на том, что, по экспертной оценке, сумма убытков, понесённых в 2011-2018 годах при выполнении перевозок по маршрутам, составила около 55,5 млн руб. Это даже в случае их взыскания не позволило бы покрыть все требования кредиторов без реализации всего имущественного комплекса, предназначенного для выполнения перевозок, что, в свою очередь не позволило бы предприятию осуществлять хозяйственную деятельность.
К моменту открытия конкурсного производства в отношении МП АТУ МП «Тепловые сети», ставшее палочкой-выручалочкой при разрешении вопроса со вторым банкротством и одним из «китов» начала третьего, само прекратило существование по постановлению администрации Армавира от 06.10.2020 № 1401 (6 мая 2021 года запись о ликвидации организации была внесена в ЕГРЮЛ). Правопреемником «Тепловых сетей», в том числе по правам требования дебиторской задолженности, стал учредитель предприятия — администрация Армавира, которая судебным определением от 24 сентября 2021 года заменила МП «Тепловые сети» в реестре требований кредиторов. Таким образом, МП АТУ стало должно 34,353 млн руб. (основной долг плюс судебные расходы) своему же учредителю и собственнику имущества, переданного МП АТУ в хозяйственное ведение, у которого пыталась отсудить более крупную сумму. Более того, администрация стала мажоритарным кредитором по делу о банкротстве МП АТУ, так как долг последнего перед ИФНС № 13 был скромнее, и могла блокировать некоторые решения совета кредиторов.
В итоге 29 декабря 2022 года, спустя четыре драгоценных для сохранения жизнеспособности МП АТУ года, его исковые требования к городской администрации решением краевого арбитража были удовлетворены частично путём взыскания в его пользу из муниципальной казны 16,25 млн руб. убытков — суммы, в это время и в таком размере уже не помогающей сохранить возможность работы МП АТУ. Соответствующее исполнительное решение подписано 11 января 2023 года.
Но и по уплате этой суммы администрация Армавира 18 марта 2024 года, накануне окончания срока исполнений требований исполнительного листа, попросила предоставить рассрочку на срок аж по апрель 2027 года включительно, несмотря на то что МП АТУ продолжало находиться в процедуре банкротства с ограниченными сроками конкурсного производства. Предоставление рассрочки было признано судом неоправданным, поскольку МП АТУ обязано уплачивать налоги, нести бремя расходов на иные обязательства, которые могут возникнуть в процедуре банкротства. Нарушались также и права кредиторов МП АТУ на полное и своевременное удовлетворение их требований. По состоянию на 8 мая 2024 года администрация Армавира возместила МП АТУ лишь 5,332 млн руб., остаток задолженности на тот момент составил 10,96 млн руб.
Поданный МП АТУ в 2019 году иск по компенсации убытков за перевозки пассажиров в 2018 году после долгих перипетий решением Арбитражного суда Краснодарского края 19 апреля 2024 года удовлетворён частично с взысканием в пользу МП АТУ 6,9378 млн руб. из первоначально заявленных 13,238 млн руб. убытков из муниципальной казны.
С учётом наработанной практики рассмотрения дел в судах и механизма оценки, о возмещении убытков, понесённых МП АТУ в последнем, 2019 году, выполнения пассажирских перевозок, конкурсный управляющий обратился лишь в 2022 году, не упустив срока исковой давности, но сократив время рассмотрения самого иска. Уже 27 сентября 2023 года с ответчика-администрации в пользу истца-перевозчика взыскано 10,2477 млн руб., соответствующий исполнительный лист ФС № 044374690, предъявлен для исполнения 29 января 2024 года.
Ещё до признания банкротом для постепенной расплаты с долгами МП АТУ потребовалась продажа части имущества — стоимостью менее 100 тыс. руб., а также того, которое не задействовано для выполнения основной задачи предприятия — троллейбусных перевозок.
По оценке от 29 января 2019 года, рыночная стоимость такого движимого имущества МП АТУ, составила 5,096 млн руб. — в него вошли четыре пассажирских автобуса НефАЗ-5299-30-31 2009 года выпуска, а также два служебных автобуса и несколько тракторов. Торги по их продаже объявлялись три раза, начиная с 29 ноября 2019 года. Первые две попытки были безуспешными в связи с отсутствием заявок. Наконец, к 31 августа 2020 года все лоты были распроданы со значительным снижением начальной цены.
В 2020 году в список предлагаемого к реализации имущества МП АТУ со стоимостью менее 100,0 тыс. руб. попали и четыре троллейбуса ЗиУ-682 1988-1998 годов выпуска, к тому моменту де-факто превратившихся в недвижимость. 8 ноября они выставлены на продажу и в декабре проданы по цене лома и списаны с баланса МП АТУ.
Далее стал рассматриваться вопрос продажи недвижимого имущества депо, не отнесённого к категории социально значимого. В него вошли центральный склад запчастей, гараж ОМТС, здание КПП, здание энергослужбы и здание контрольной будки депо, а также земельные участки к ним. Серия торгов, начавшихся 12 февраля 2021 года с начальной ценой 26,569 млн руб., после двух безрезультативных попыток, на третий раз завершилась 12 августа подписанием договора купли-продажи имущества с ИП Газиевой М.М. за 12,257 млн руб. И тут снова всплыла «мясная» тема. Согласно данным проекта Rusprofile, основным видом деятельности предпринимателя является «Торговля розничная продуктами из мяса и мяса птицы в специализированных магазинах». Территория троллейбусного депо прилегает к оптовому продовольственному рынку (ул. Лавриненко, 3/1), таким образом часть помещений депо стали де-факто расширением рыночной территории. Многочисленные торговые павильоны установлены и по внешней стороне периметра депо, выходя фасадами на улицы Лавриненко и Луначарского. В середине 2010-х один из мясных магазинов «нечаянно» залез несколькими метрами на земельный участок депо, вопрос тогда был улажен в судебном порядке достаточно полюбовно. При этом изначально участок, на котором в 1990-е годы разместился продуктовый рынок, был зарезервирован под вторую очередь депо — для расширения территории с 50 до 100 машино-мест.
В 2022 году продолжилась реализация имущества МП АТУ, не входящего в единый комплекс, необходимый для продолжения работы троллейбусных маршрутов. 16 сентября на торги было выставлено здание диспетчерской «Вокзал-2» с начальной ценой 428,0 тыс. руб. (продано 1 ноября 2022 года). Конечная остановка у второго вокзала Армавира не использовалась троллейбусами на регулярной основе с 2002 года.
26 сентября 2022 года на продажу за 1,657 млн руб. выставлено здание тяговой подстанции № 4 (ул. Лермонтова, 85) с прилегающим земельным участком. Договор купли-продажи по цене номинала заключён с индивидуальным предпринимателем 18 ноября 2022 года. 4-я подстанция предназначалась для усиления энергоснабжения, с перспективой обслуживания так и не возведённой линии в Северный микрорайон, не была полностью достроена и, соответственно, в эксплуатацию не вводилась.
28 сентября 2022 года на продажу выставлено здание контрольной будки депо за 956,4 тыс. руб. с обременением в виде бессрочного сервитута для проезда/прохода на территорию троллейбусного депо. Её удалось продать индивидуальному предпринимателю за 2,34 млн руб., сделка заключена 15 ноября 2022 года.
В марте 2024 года троллейбусное хозяйство Армавира лишилось серьёзного подспорья своей жизнеспособности. По результатам реализации имущества МП АТУ с нижегородским ООО «НИТАБО» заключён договор на продажу расходных материалов для ремонта контактной сети (1,5 км троллейбусного провода, тросы, поперечины, кронштейны, хомуты, зажимы, изоляторы пряжечные и планочные, держатели кривых, ограничители скольжения).
Поскольку без продажи основной части имущества МП АТУ (особенно с учётом продолжавшихся тяжб по взысканию убытков с городской администрации) расплатиться не могло, в 2021 году встал вопрос о возможности его реализации.
Решением городской Думы Армавира от 01.04.2016 № 108 социально значимым имуществом муниципального образования город Армавир, необходимым для обеспечения перевозки пассажиров троллейбусами, признаны подвижной состав, контактная сеть, подстанции и иное имущество, необходимое для сервисного обслуживания подвижного состава и элементов транспортной инфраструктуры. Впоследствии этот детальный перечень был актуализирован решением Армавирской городской Думы от 24.06.2021 № 127.
В ноябре 2021 года администрация Армавира в ответ на запрос конкурсного управляющего МП АТУ подтвердила наличие в составе имущества МП АТУ ограниченного в обороте социально значимого имущества.
Исходя из назначения имущества должника, конкурсный управляющий счёл наиболее целесообразным его реализацию единым лотом на торгах с ограничением свободы экономической деятельности покупателя в отношении этих объектов — они должны использоваться для продолжения выполнения троллейбусных перевозок. Далее конкурсный управляющий разработал и предложил к рассмотрению собранию кредиторов проект положения «О порядке, сроках и условиях реализации социально значимого имущества МП АТУ, предназначенного для транспортного обслуживания населения».
Оценка социально значимого недвижимого имущества по состоянию на 1 декабря 2021 года, проведённая по заявке конкурсного управляющего, составила 254,556 млн руб. с учётом НДС. Движимое имущество МП АТУ на 27 января 2022 года, оценено в 57,071 млн руб.
В ходе собрания кредиторов 25 августа 2022 года администрация Армавира, которая с 2021 года стала не только собственником имущества должника, но и мажоритарным кредитором в деле о банкротстве МП АТУ, выразила иное мнение. По её позиции, имущество не подлежало включению в конкурсную массу и реализации на торгах, а подлежало изъятию из конкурсной массы в муниципальную собственность. После этого собрание кредиторов приняло единогласное решение о необходимости обращения в суд для разрешения разногласий по вопросу о возможности реализации муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в составе конкурсной массы, что конкурсный управляющий и сделал 8 сентября 2022 года.
После длительных судебных разбирательств, включавших апелляцию в 15-м апелляционном арбитражном суде, кассацию в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа и повторное рассмотрение в Арбитражном суде Краснодарского края, последний определением от 26 февраля 2024 года разрешил возникшие разногласия между конкурсным управляющим и кредиторами и утвердил положение о порядке, сроках и условиях реализации социально значимого имущества МП АТУ в редакции, предложенной конкурсным управляющим.
Судебным решением было установлено, что ни законом о банкротстве, ни иным федеральным законодательством реализация в деле о банкротстве социально значимого имущества, предназначенного для организации городских пассажирских перевозок, не исключена. Конкурсную массу составляет всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, в том числе принадлежащее должнику на праве хозяйственного ведения.
Так как спорное имущество из хозяйственного ведения предприятия до момента признания его банкротом не изымалось, оно правомерно включено конкурсным управляющим в состав конкурсной массы. Напротив, изъятие из конкурсной массы имущества, за счёт которого потенциально возможно было бы погасить часть требований кредиторов, означало бы фактически неосновательное обогащение одного из участников правоотношений, независимо от того, что оно произведено в целях защиты публичных интересов.
Еще до выхода полного текста определения, но после оглашения 6 февраля 2024 года его резолютивной части, решением собрания кредиторов 14 февраля 2024 года утверждены положения о порядке, сроках, условиях и начальной цене реализации движимого имущества МП АТУ на открытых торгах в форме конкурса в электронной форме, с начальной ценой лота комплекса имущества 259,34 млн руб.
Гарантии сохранения режима целевого использования имущества обеспечили путём установления обязанности покупателя заключить с администрацией Армавира соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве и предусмотренных пунктом 4.2 статьи 132 этого закона последствий нарушения соглашения в виде расторжения в судебном порядке договора купли-продажи по иску городской администрации и передачи объектов в собственность муниципалитета с выплатой им денежной компенсации покупателю.
25 марта 2024 года комплекс технологически и организационно взаимосвязанных недвижимых и движимых объектов, используемых для троллейбусных перевозок на территории Армавира, выставлен на торги с начальной ценой 259,34 млн руб.
В состав имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за МП АТУ и реализуемого единым лотом, вошли права в отношении земельных участков, а также расположенные на них сооружения, в том числе:
13 мая торги признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Новые торги были объявлены 2 июня с начальной ценой, сниженной на 10 % (233,4 млн руб.). Но 26 июня и эта попытка не увенчалась успехом. В третий раз торги с той же начальной ценой 233,4 млн руб. были объявлены 12 августа 2024 года — на этот раз, в соответствии с ч. 4 ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с последовательным снижением начальной цены на 5 % каждые 10 дней.
На момент старта продажи имущество находилось в аренде у «Армавиравто» по договору аренды со сроком до 5 декабря 2024 года, который предусматривалось продлить, если имущество не будет продано до даты истечения срока аренды. Поскольку торги затянулись, 13 ноября было принято решение о заключении договора аренды с ООО «Армавиравто» на новый срок — ориентировочно до 31 марта 2025 года.
Последний шанс не довести имущество троллейбусного предприятия до продажи «с молотка» был предпринят в конце 2024 года. 25 декабря на собрании кредиторов рассматривался вопрос о заключении мирового соглашения и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) МП АТУ. Однако соответствующее решение не было принято, а кредитором ФНС России даже было заявлено ходатайство о снятии с повестки дня этого вопроса.
14 января 2025 года на сайте Федресурс было опубликовано сообщение о результатах торгов. Единственная заявка поступила в 14-й период приёма заявок, проводившийся с 20 по 30 декабря 2024 года, от ООО «Дино групп». Стоимость предложения составила 81,7 млн руб. 19 января 2025 года с ООО «Дино групп» заключён договор купли-продажи.
Следует отметить, что параллельно предлагалось и другое решение. 19 июля 2023 года в рамках рассмотрения дела о банкротстве МП АТУ конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о понуждении администрации Армавира принять имущество и взыскать с неё в пользу должника 259,69 млн руб. — компенсацию стоимости имущества, а также обязать администрацию Армавира в течение 30 рабочих дней с даты вступления в силу судебного акта принять по акту приёма-передачи социально-значимое имущество, предназначенное для осуществления троллейбусных перевозок на территории Армавира.
Определением краевого арбитража заявление конкурсного управляющего было принято к рассмотрению, заседание по рассмотрению вопроса было назначено на 1 ноября 2023 года и с тех пор судебное разбирательство четырежды переносилось в связи с необходимостью совершения сторонами процессуальных действий. В последний раз определением от 15 октября 2024 года оно назначено на 24 февраля 2025 года, уже потеряв всякую актуальность.
Новый собственник социально значимого имущества троллейбусного хозяйства Армавира — ООО «Дино групп» — зарегистрировано 24 ноября 2022 года по адресу ул. Лавриненко, 1. Основной вид деятельности предприятия — «Торговля оптовая мясом и мясными продуктами». Дополнительные виды деятельности связаны в основном с торговлей другими видами продуктов, а также их возможной транспортировкой (49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта», 49.41.3 «Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем» и 49.42 «Предоставление услуг по перевозкам»). 25 декабря 2024 года в ЕГРЮЛ для «Дино групп» добавлен дополнительный вид деятельности 49.31.22 «Регулярные перевозки пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении». По данным сервиса «Чекко», учредитель и руководитель предприятия является учредителем и руководителем гораздо более известной в Армавире и соседних регионах организации — ООО «Армавирский мясоконсервный комбинат» (АМКК), базирующейся на той же территории, и ведущей отсчёт своей истории с 1926 года.
Публичных сообщений о том, что «Дино групп» вошла в права собственника имущества, ещё не поступало. Согласно договору купли-продажи, имущество подлежит передаче покупателю в течение пяти дней с момента его полной оплаты, которую он обязан, за вычетом уплаченного на стадии подачи заявки задатка, совершить на расчётный счет продавца в течение 30 календарных дней с даты подписания договора.
В 2024 году транспортная система Армавира впервые была оценена экспертами ГК SIMETRA в рамках Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта. Среди 100 городов-участников, охваченных исследованием, составленным по данным на конец III квартала 2023 года, Армавир занял 93-е место. При этом в группе показателей «Комфорт и удобство» Армавир оказался худшим среди всех участников. Весьма невысокими оказались и показатели в группе «Устойчивое развитие и безопасность». В то же время по показателю «Физическая доступность» Армавир смог набрать баллов больше, чем такие города, как Челябинск, Омск и Ростов-на-Дону, а также все города-участники из Краснодарского края — Анапу, Сочи, Новороссийск и даже Краснодар. Сильной стороной транспорта Армавира была отмечена троллейбусная система: за счёт маршрута № 3 удаётся обеспечить половину жителей доступом к магистральному сервису.
С переходом троллейбусного хозяйства в собственность компании, ранее не занимавшейся пассажирскими перевозками, перспективы Армавирского троллейбуса становятся весьма туманными и практически полностью зависят от воли администрации Армавира, которая, по большому счёту, и создала своими действиями нынешнюю непростую ситуацию. В 2010-х годах она не единожды могла перевести ещё не ставшее заложником имущество троллейбусного предприятия в прямую собственность города и сдавать его в аренду компании-подрядчику. Так в некоторых других городах смогли сохранить стабильность транспортного обслуживания даже при банкротстве МУПов.
Ресурс «костяка» Армавирского троллейбуса позволил бы системе проработать ещё несколько лет, а потом подвижной состав потребуется «залпом» обновить несколькими десятками машин. И их количество — уже вопрос транспортной политики города: заняться консервативным обновлением либо же взять курс на развитие? В современном исполнении троллейбусы способны расширять маршрутную сеть без строительства дополнительной контактной сети. Такое решение позволяет ликвидировать отставание в развитии застывшей 36 лет назад сети городского электротранспорта и обеспечить обслуживание появившихся за истекшее время новых точек притяжения пассажиропотоков. По такому пути уже пошли в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Пензе, Чебоксарской агломерации, Челябинске, и ряде других городов, включая краевой центр — Краснодар. Стоит упомянуть ещё одного соседа по региону — Новороссийск, в своё время тоже попавший в кризисную ситуацию с передачей троллейбусного хозяйства в ООО «Новоросспассажиртранс», учреждённое ООО «РПТ». Городу удалось обратно выкупить инфраструктуру электротранспорта, а впоследствии построить несколько новых линий и в 2024 году закупить троллейбусы с увеличенным автономным ходом.
Задумывались об этом и в администрации Армавира. Как сообщало в августе 2024 года интернет-СМИ gorodarmavir.ru, руководители города прорабатывали возможность закупки троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ) для того, чтобы связать Северный микрорайон с центром Армавира.
Однако закупка троллейбусов собственными силами — мероприятие дорогостоящее (приобретение 40 троллейбусов ТУАХ обойдётся в 1,35-1,5 млрд руб.), а никаких соответствующих мер федеральной поддержки до сих пор не объявлено. Уже опубликованная в паспорте нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» информация о заложенных объёмах финансирования обновления парка общественного транспорта вызывает опасения насчёт возможности выполнения к 2030 году целевого показателя национальных целей развития — достижения уровня подвижного состава с нормативным сроком использования на отметке не менее 85%. 76% средств предусмотрено на 2028-2030 годы, а в 2025-2027 годы выделенных средств хватит только для самых инициативных и мотивированных городов и регионов.
Одно из средств консолидации бюджетов для увеличения финансирования общественного транспорта — передача полномочий по организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных от муниципалитетов на региональный уровень. В соседнем с Армавиром Ставропольском крае после трамвайного хозяйства Пятигорска и троллейбусного хозяйства Ставрополя в единое госпредприятие начался постепенный процесс обновления подвижного состава электротранспорта, хотя пока далёкий от завершения. А в Краснодарском крае передали на уровень региона полномочия по организации транспортного обслуживания на территории города-курорта Анапы.
Действующей редакцией программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Армавир на 2017-2033 годы, утверждённой решением Армавирской городской Думы от 23.12.2024 № 650, системное обновление парка подвижного состава предусмотрено в меньшем, консервативном, объёме — с учётом текущих производственных мощностей и среднего возраста городу требуется обновление 157 единиц подвижного состава, в том числе 127 автобусов вместимостью от 42 человек (в том числе низкопольных) и 20 троллейбусов.
Но и этих средств пока никуда не заложено. В бюджете города Армавира на 2025 год, утверждённом решением Армавирской городской Думы от 23.12.2024 № 649 (с изменениями, внесёнными решением от 30.01.2025 № 675), предусмотрено 55,9165 млн руб. расходов по статье «Транспорт» Из них 50 млн руб. (в среднем по 4,166 млн руб. в месяц) предназначено на организацию работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а 5,9165 млн руб. — на обеспечение деятельности отдела транспорта. Первоначально на эти цели в декабре закладывалось всего 29,2189 млн руб., из них на перевозки по регулируемым тарифам выделялось 23,3024 млн руб. (1,942 млн руб. в месяц), при том, что действующий с ноября 2024 года по 31 марта 2025 года муниципальный контракт с ООО «Армавиравто» стоит 20,57 млн руб. (4,114 млн руб. в месяц).
На 2026 год эти расходы запланированы в объёме 33,7229 млн руб. (27,6304 и 6,0925 млн руб. соответственно), на 2027 год — 49,6979 млн руб. (43,6054 и 6,0925 млн руб. соответственно). Однако корректировать бюджеты будущих лет проще, чем текущего.
Справедливости ради, по другим статьям бюджета в Армавире заложены ещё расходы, связанные с пассажирским транспортом. 2 млн руб. предусмотрено на возмещение части затрат на перевозки троллейбусами школьников и студентов. И ещё 3,3885 млн руб. выделено на организацию бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, проживающих в удалённых от мест обучения территориях города Армавира.
Пока же можно констатировать, что лучшее, что пока светит Армавирскому троллейбусу и всему общественному транспорту города — это сохранение троллейбусных перевозок в прежнем объёме, несмотря на смену собственника. Ни на обновление подвижного состава, ни на перевод хотя бы части автобусных маршрутов на регулируемые тарифы в ближайшие три года в городском бюджете средств не предусмотрено.
Но это — в лучшем случае. В худшем город может уже с 1 апреля лишиться троллейбусного сообщения без его адекватной замены автобусным сервисом ни по вместимости подвижного состава, ни по тарифам на проезд, ни по льготам.
Объём заказа на троллейбусные перевозки, который обязан по условиям договора купли-продажи комплекса троллейбусного хозяйства, соблюдать новый собственник, может быть пересмотрен администрацией Армавира как в меньшую, так и в большую сторону. В последнем случае требуется за услуги платить больше, чего пока не наблюдается в бюджете. А в первом — могут воедино сойтись как желания администрации Армавира излишне не раскошеливаться, так и желание нового собственника не работать по новому профилю, по мере возможностей используя имущество для своих нужд.
Ревизия состояния полученного троллейбусного хозяйства со стороны нового собственника может тоже выявить немало сюрпризов в виде того, что он бы и не против использовать имущество для выполнения пассажирских перевозок троллейбусами, но состояние инфраструктуры и подвижного состава может ему помещать. Тем более пока что имущество продолжает эксплуатироваться «Армавиравто» и за это время может амортизироваться ещё больше. Новый собственник троллейбусного хозяйства может номинально сохранять всю троллейбусную инфраструктуру, но не заниматься «по уважительной причине» пассажирскими перевозками, параллельно занимая достаточно свободную вследствие неукомплектованности троллейбусного парка территорию под другие нужды. Потенциально, троллейбусное хозяйство может стать «пушечным мясом» в имущественных спорах между новым собственником и городской администрацией. А судебные процессы, особенно связанные с экспертной оценкой стоимости имущества и взыскания убытков, как видно из упомянутых выше примеров, в Армавире умеют вести годами.
По данным Telegram-канала «Транспортная инициатива», в конце января водители армавирских троллейбусов получили уведомления об увольнении по сокращению штатов. Трудовые договоры с ООО «Армавиравто» будут расторгнуты 31 марта 2025 года. Эта же дата является последним днём исполнения действующего контракта между администрацией Армавира и «Армавиравто» на выполнение троллейбусных перевозок.
Несмотря на не лучшее финансовое и техническое состояние, Армавир достаточно долго сумел избегать критической деградации троллейбусной сети на уровне Нижнего Новгорода, Оренбурга, Тамбова, Майкопа, Нальчика, Москвы, и некоторых других городов, а также управленческих решений, приведших к полному прекращению троллейбусных перевозок в Белгороде, Костроме, Перми, Таганроге и Твери. Такие изменения вызвали и вызывают закономерные вопросы как у пассажиров, так и у представителей структур, контролирующих законность действий уполномоченных органов — Прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации.
В любом случае, администрации Армавира следует научиться в достаточном объёме финансировать выполнение социально важных городских пассажирских перевозок по регулярным маршрутам, чтобы не повторить события последних двух десятков лет и улучшить качество услуг общественного транспорта.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.