Из Москвы в Волгоград: трамваи–«тяни-толкаи» готовятся к переезду

  • Павел Яблоков
    2 марта 2018 г. — 23:44
    2135
    Иллюстрация: 

    автора

    Уникальные трамвайные вагоны, ещё недавно бывшие гордостью столичных транспортников, в спешном порядке покидают Москву. Спроектированные для обслуживания восстанавливаемых московских центральных линий, они оказались больше не нужны городу. Перед Чемпионатом мира по футболу—2018 эти вагоны переезжают на постоянную работу в Волгоград, где станут работать на линии скоростного трамвая.

    Они помогли вернуть трамвай на Лесную

    Разработка вагонов МТТА-2 велась в Москве для восстановления движения трамваев в центральной части города между Садовым и Третьим Транспортным кольцами. До этого московский Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ) уже более 10 лет занимался производством модернизированных вагонов на базе кузовов чешских трамваев Tatra T3. Практически «неубиваемый» кузов оснащался новым электрооборудованием, так на свет появились модификации с различной начинкой – МТТД, МТТЕ, МТТМ, МТТА и, наконец, МТТА-2.

    Вагоны МТТА-2 с асинхронными электродвигателями и тяговым приводом переменного тока сконструировали с возможностью выхода из вагона как на правую, так и на левую сторону. Если с правой стороны вагона располагались традиционные для Tatra T3 поздних модификаций три двери, то с левой стороны московские конструкторы предусмотрели два дверных проёма – у кабины и на задней площадке. Сцепленные хвостовыми частями, два вагона образовывали состав с двумя кабинами на концах и возможностью выхода из пяти дверей двух салонов на обе стороны дороги.

    Первые шесть двухвагонных сцепов из вагонов МТТА-2 изготовили в 2012 году, а всего в 2012-2015 годах были собраны 33 вагона этого типа. В сентябре 2012 года с их использованием удалось вернуть к жизни линию на Лесной улице, лишившуюся разворотного кольца в 2008 году из-за строительства бизнес-центра. Посередине проезжей части был оборудован оборотный тупик для восстановленного маршрута № 9, который стал ходить от метро «Белорусская» до МИИТа.

    Эксперимент оказался удачным. Решено было изготовить дополнительный тираж вагонов для возможного восстановления линий по улицам Трифоновской и Гиляровского к Рижскому вокзалу, где разместить обычное разворотное кольцо оказалось проблематично. Однако возвращение трамваев на эти участки сначала запланировали на 2016 год, а затем отменили. Сейчас перспективы открытия трамвайного движения здесь под вопросом.

    С Лесной – под землю

    Через пять лет необходимость в обороте вагонов маршрута № 9 на Лесной улице со сменой кабины и направления движения отпала после завершения строительства в 2017 году продолжения трамвайной линии с кольцом на Тверской заставе. С этого момента все МТТА-2 перестали использоваться по прямому назначению и за считанные недели покинули трамвайное депо имени Баумана, полностью перешедшее на работу с вагонами «Витязь-М» (71-931М).

    Эти трамваи, попавшие в Краснопресненском депо, удивили пассажиров на северо-западе Москвы своей необычной конструкцией – на местных маршрутах турникеты отключили ещё в мае 2016 года и вход осуществлялся через все двери. Хуже пришлось пассажирам маршрутов №№ 1 и 26 на юге в депо имени Апакова, так как вход в хвостовой вагон, в отличие от обычных сцепок, осуществлялся в последнюю дверь, а не в первую.

    Но, как стало понятно, МТТА-2 перевозят московских пассажиров последние недели. Правительством Москвы принято решение о безвозмездной передаче в Волгоград, где для них есть более подходящая работа. А МУП «Метроэлектротранс» объявило конкурс на транспортировку вагонов в Волгоград для работы на линии скоростного трамвая, пять станций которой находятся ниже уровня земли. Сайт администрации Волгограда сообщает о передаче в город всех 33 вагонов МТТА-2. Однако конкурсной документацией предусмотрена перевозка только 30 вагонов. Начальная стоимость лота – 7,85 млн рублей. Определить перевозчика планируют 22 марта 2018 г. Ожидается, что в апреле-мае все трамваи уже смогут работать на маршрутах волгоградского скоростного трамвая.

    Кроме трёх десятков вагонов из Москвы, весной в Волгограде ждут прибытия 20 вагонов 71-623-03 и 10 вагонов БКМ-802, приобретённых по лизинговой схеме через АО «ВЭБ-Лизинг» (сумма сделки составила около 388,5 млн руб., контракт рассчитан до 31 декабря 2022 г.). Все вагоны, которые поступят в волгоградское трамвайное депо № 5 на Верхоянской улице, – с двусторонним расположением дверей. Перед объявлением закупок новых вагонов столь полюбившиеся Москве «Витязь-М» тоже проходили испытания в Волгограде, но город остановился на более экономичных способах обновления вагонного парка.

    При сцепке в пары по «московской» схеме волгоградские транспортники смогут из пополнения сформировать 30 составов, которые смогут обеспечить беспересадочные перевозки по всей линии скоростного трамвая от Тракторного завода (ВГТЗ) до Ельшанки. Сейчас здесь действуют маршруты «СТ» (ВГТЗ – пл. Чекистов) и «СТ-2» (стадион «Монолит» – Ельшанка), имеющие общий участок в центре линии.

    Подготовка к ЧМ-2018 в Волгограде: что ещё?

    Кроме пополнения вагонного парка МУП «Метроэлектротранс» шестью десятками новых трамваев, в ближайших планах транспортников есть ещё несколько задач.

    Сейчас перевозки на маршруте «СТ-2», где конечная «Ельшанка» не имеет разворотного кольца, обеспечивают 10 трёхсекционных вагонов модели 71-154 (ЛВС-2009) с двусторонним расположением кабин. Компанию им составляет ветеран модели Tatra KT8D5, который в молодости успел побывать на испытаниях в Москве. ЛВС-2009 работают с 2011-2012 года, и в этом году им проведут плановый ремонт. Обновят аккумуляторные батареи, датчики скорости электродвигателя, полупантографы и детали колёсных пар.

    К ЧМ-2018 в Волгограде планируют обзавестись двумя новыми конечными для трамваев – у площади Возрождения и у торгового комплекса «Европа Сити Молл». Их проектирование ведёт АО «Приволжтрансстрой», которое к февралю уже закончило подготовку части необходимой документации. Конкурс на проведение строительных работ пока не объявляли.

    Модернизируют и элементы системы безопасности скоростного трамвая, на эти цели выделено около 240 млн руб. До 31 мая 2018 года на подземных станциях скоростного трамвая должны появиться терминалы связи между пассажирами и диспетчером. В 50 вагонах, обслуживающих маршруты «СТ» и «СТ-2», должны быть установлены камеры видеонаблюдения и кнопки экстренной связи с машинистом. Затем до конца 2018 года системы безопасности установят и на наземных станциях скоростного трамвая. Итоги конкурса будут подведены в ближайшее время.

    Иркутск, Смоленск, Ярославль – вагоны «с барского плеча» всё ближе

    Близкие родственники волгоградских 71-154 – односекционные вагоны 71-153А с выходом на одну сторону – пока остаются в Москве. Место их будущей работы остаётся под вопросом. Отказавшийся от них Ярославль определил перевозчика для транспортировки 20 вагонов модели 71-619КТ. Им оказалось ООО «СК ДСУ № 76», предложившее выполнить эту работу за 1,4 млн рублей вместо начальной цены в 1,5 млн руб. До 30 апреля все вагоны должны прибыть на новое место работы – в трамвайное депо МУП «Яргорэлектротранс» на Ленинградском проспекте.

    Муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие города Смоленска (МУ ТТП) поиск транспортировщика своих вагонов тоже объявило, а итоги планирует подвести 5 марта. 20 вагонов модели 71-619К смоляне рассчитывают получить не позднее 30 мая 2018 г. На оплату услуг перевозчика трамваев из Москвы в Смоленск выделено 2,55 млн рублей.

    2 марта по результатам конкурса заключён договор с ИП Аржаных о перевозке 10 не нужных Москве вагонов модели 71-619КТ в Иркутск. МУП «Иркутскгортранс» объявило конкурс на трансфер в конце января и рассчитывает на окончание поставки всех вагонов из европейской части России до 31 декабря 2018 г.

    Ранее в этом сезоне трамваи «с барского плеча» из Москвы получил Ульяновск, идёт доставка вагонов в Курск. Готовится также отправка электротранспорта в Липецк, Орёл, Тулу и Череповец.

    Виды транспорта: