В Ярославле троллейбусам как-то по-московски указали на Тверь

  • Павел Яблоков
    28 февраля 2020 г. — 23:58
    785
    Иллюстрация: 

    Anton Buchin / ВК

    Приговорённые к ликвидации троллейбусы Твери ещё несколько недель продолжат перевозить пассажиров. Для транспортного руководства региона эта мера вынужденная. Тем временем в Ярославле определились с ближайшими планами сокращения движения безрельсового электротранспорта. В последний раз в нынешнем виде обе сети проработают в марте.

    К 28 февраля в Твери планировалось завершить переход на новую маршрутную сеть, которую должны были полностью обслуживать два перевозчика, отобранных в конце прошлого года. Выход «контрактников» на обновлённые маршруты планировался поэтапно с понедельника каждой недели февраля.

    Однако местами недостаток техники (задержка поставки автобусов), а местами — и просчёты в прогнозе пассажиропотока, заставили транспортное руководство Тверской области продлить работу троллейбусных маршрутов, от услуг которых хотели отказаться с 28 февраля. «Рогатые» заслужили ещё несколько недель жизни, хотя постоянной прописки в новой транспортной сети у них не будет. Учитывая, что в основе подвижного состава, приобретённого тверскими перевозчиками, — автобусы среднего класса, троллейбусы выделяются на их фоне повышенной вместительностью.

    В Ярославле озвученные месяц назад «Яргорэлектротрансом» и администрацией города обещания сохранить всю маршрутную сеть при закрытии старейшего и центрального городского троллейбусного депо не прошли даже короткую проверку временем.

    26 февраля официальный сайт города и местные СМИ известили о грядущей остановке одного из основных троллейбусных маршрутов № 8 «Торговый пер. — Волгоградская ул.», который соединяет северные микрорайоны с центром города и обслуживается 16 троллейбусами. Для сравнения, ежедневный плановый выпуск «ЯрГЭТа» на все маршруты «рогатых» 65 машин. По итогам прошлого года маршрут № 8 оказался невостребованным и принёс убыток около 23 млн руб. При этом компенсация электротранспорту уже готова — в виде автобусных маршрутов №№ 42, 97 и 97С, которые тоже выполняют перевозки из центральной части города на Ленинградский просп. и Волгоградскую ул.

    На следующий день, 27 февраля, после недоумённой реакции горожан на известие о закрытии депо и маршрута, администрация города выступила с дополнением, что троллейбусы перераспределят на востребованные маршруты №№ 1, 5, 7 и 9, а на маршруты Дзержинского района осенью планируется подготовить выпуск из трамвайного депо на Ленинградском просп.

    По предварительной информации, маршрут № 8 прекратит работу с 1 апреля, одновременно с окончанием работы депо № 1 на Городском Валу. В отличие от переезжающих на улицу Гагарина в депо № 2 машин с маршрутов № 1 «Шинный завод — Ярославль-Главный» и № 7 «Волгоградская ул. — Октябрьская пл.», «рогатым» с «восьмёрки» на южной окраине города места не нашлось. А выделенный для них участок на территории трамвайного депо (ныне — единственного) не обладает мало-мальски необходимой инфраструктурой для обслуживания троллейбусов.

    Необходимым условием для возобновления маршрута № 8 становится покупка троллейбусов с увеличенным автономным ходом — им не требуется разветвлённая контактная сеть в депо, как это недавно продемонстрировали транспортники Минска. Также «автономники» позволят расширить маршрутную сеть и привлечь пассажиропоток на участке от разворотного круга троллейбусов «Волгоградская» до 15-го микрорайона.

    По предварительным подсчётам, на средства, полученные от инвестора от передачи троллейбусного депо под жилую застройку (230 млн руб.), с учётом необходимости замены аварийной тяговой подстанции и дооборудования трамвайного депо троллейбусной ремзоной, «Яргорэлектротранс» сможет приобрести не более половины от обслуживающего сейчас «восьмёрку» транспорта. А «классические» троллейбусы уже будут не в состоянии работать на северном участке городской сети.

    Всего Горвал должны покинуть 34 троллейбуса и 85 обслуживающих их работников. Частичное сокращение выпуска транспорта с площадки в центре города произошло в августе прошлого года, когда из-за ремонта Тутаевского шоссе маршрут № 4 закрылся. Маршрут № 3, обслуживавшийся обоими депо, был заменён укороченной версией под № 3к, за работу которого полностью отвечает депо № 2.

    В качестве альтернативы закрываемой «восьмёрке» называют автобусные маршруты №№ 42, 97, 97С, полностью повторяющие трассу троллейбусной линии на всём её протяжении. При этом маршрут № 97 «Богоявленская пл. — Тутаевское шоссе» открылся всего лишь 16 декабря прошлого года, а его интервалы в часы «пик» не превышают 10 мин. Он длиннее троллейбусного маршрута на четыре остановки в северной части города и на две — в центре.

    С той же декабрьской даты усилилось сходство с троллейбусной линией и маршрута № 42 «пос. Куйбышева — ЯЗХМ», который вместо ЯЗХМ пошёл по продолжению Ленинградского просп. мимо троллейбусной конечной «Волгоградская ул.» до 15-го микрорайона. «Пиковые» интервалы этого маршрута тоже не превышают 10 мин. Фактически, подготовка к замене «восьмёрки» началась ещё в прошлом году. Такие же методы замещения троллейбусных линий превосходящими их по длине и охвату территории автобусными маршрутами №№ 42, 43, 44, 45 реализуют в ближайшие недели в Твери.

    События, происходящие с троллейбусами Твери и Ярославля, напоминают многое, уже произошедшее в Москве, Перми и других городах, где этот вид транспорта подвергли полному или существенному сокращению. Под благовидными предлогами (или даже без них) постепенно слова о сохранении (либо «незначительном» сокращении) троллейбусного движения не получают дальнейшего подтверждения в виде реальных дел.

    Так, в Москве с 2014 г. поочерёдно закрылись 4-й, 2-й, 7-й троллейбусные парки, а 6-й и Филёвский автобусно-троллейбусный перепрофилировались на эксплуатацию электробусов с ультрабыстрой зарядкой. В результате даже исправному подвижному составу не хватило места в оставшихся троллейбусных эксплуатационных площадках, и многие маршруты были закрыты либо заменены автобусами. А «бездомные» троллейбусы передаются другим регионам.

    Если в верховьях Волги сокращение троллейбусной сети уже не за горами, то вблизи её устья — в Астрахани — троллейбусное движение прекратилось в 2017 г. Инфраструктура электротранспорта в большинстве своём сохранилась, поэтому общественники города не оставляют попыток вернуть «рогатых» на улицы города.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (1)

    1. В Твери ужас творится с транспортом, на центральных маршрутах маловместительные автобусы с очень неудобными салонами и водителями без опыта. К тому жеавтобусы старые, гремящие и дымящие, дёргающиеся, обновлёные только внешне. Где прокуратура? Где антикорупционный комитет?