Общественному транспорту нужен «Транспорт»: регионы ждут федеральной поддержки

  • Дарья Гербер
    12 марта 2024 г. — 18:30
    401
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал #зотовзанят

    Процесс обновления общественного транспорта в регионах зачастую требует федеральной поддержки. И если на январском заседании комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» обсуждали продление комплексной программы модернизации на период до 2030 года, то в феврале в центре внимания оказался вопрос включения новой программы развития общественного транспорта в анонсированный недавно национальный проект «Транспорт». 

    По данным Минтранса России, 91% пассажирских перевозок в стране приходится на метро, автобусы, трамваи и троллейбусы — городские виды транспорта. Поэтому в Союзе российских городов (СРГ), объединяющем около сотни крупнейших, крупных, средних и малых населённых пунктов страны, в новом формате начал действовать проектный офис по транспорту. Ожидается, что эксперты разработают меры методической поддержки, чтобы способствовать развитию инфраструктуры и транспорта в населённых пунктах СРГ.

    Пока окончательное решение о федеральных мерах поддержки общественного транспорта в рамках нацпроекта «Транспорт» не принято, некоторые регионы продолжают делиться планами дальнейшего развития регионального транспорта, подтверждая потребность в новом проекте и рассчитывая на поддержку своих начинаний средствами госбюджета. В частности, в Ярославской области хотят обновить весь общественный транспорт в течение двух лет и готовы расширить трамвайную сеть, также запустить электробусы в основных регионах. А в Ростовской области объявили о необходимости закупки 181 автобуса, 75 электробусов и зарядной инфраструктуры. При этом в регионах, уже начавших обновление транспортных систем с помощью концессий или инфраструктурных бюджетных кредитов, больше всего рассчитывают на помощь федерального центра в виде безвозвратных субсидий.

    Развитие общественного транспорта достойно стать частью нацпроекта «Транспорт»

    По данным информационно-статистического бюллетеня Минтранса России, за первые девять месяцев 2023 года (полные годовые итоги пока не опубликованы), всеми видами транспорта по регулярным маршрутам перевезено 11,0717 млрд пассажиров, в том числе:

    • автомобильным (автобусным) транспортом — 6,512 млрд пасс.;
    • метрополитеном — 2,211 млрд пасс.;
    • железнодорожным пригородным — 0,806 млрд пасс.;
    • трамвайным — 0,727 млрд пасс.;
    • троллейбусным — 0,627 млрд пасс.;
    • железнодорожным дальнего сообщения — 0,096 млрд пасс.;
    • воздушным — 0,081 млрд пасс.
    • внутренним водным — 0,0092 млрд пасс.;
    • морским — 0,0025 млрд пасс.

    Таким образом, на долю городских видов транспорта (метро, автобус, троллейбус, трамвай) приходится 91% всех пассажирских перевозок в стране.

    Тренд на развитие общественного транспорта стал одним из итогов послания Президента Федеральному собраниюв 2024 году. В частности, с учётом современных экологических стандартов, будет снижаться возраст подвижного состава. До 2030 года субъекты дополнительно получат около 40 тыс автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, для этого планируется предусмотреть программу финансирования из федерального бюджета в размере 150 млрд рублей.

    При этом выделенных в 2023 году в рамках специальных казначейских кредитов 50 млрд руб. хватило на закупку лишь чуть более шести тысяч автобусов малого, среднего, большого и особо большого классов. Поэтому обещанные 150 млрд руб. смогут помочь приобрести 40 тыс. единиц подвижного состава лишь в форме частичного субсидирования затрат при прямой закупке техники или приобретения её в лизинг.

    Также будет обновляться парк школьных автобусов. Ожидается, что темпы замены составят не менее 3 тыс машин в год, что особенно актуально для малых городов и сельской местности. На эти цели дополнительно выделят 66 млрд рублей. В приоритете — техника отечественного производства, полностью или с высокой степенью локализации.

    На прошедшем 26 февраля заседании комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» ключевым стал вопрос о новой программе развития общественного транспорта, которая должна стать составной частью единого национального проекта. Как сообщил заместитель Председателя Общественного совета Минтранса России Илья Зотов, позиция городов в том, чтобы в рамках национального проекта появился отдельный проект по развитию общественного транспорта. Общественный транспорт должен находиться внутри национального проекта. Параметры программы, условия и другие моменты пока не выработаны. Очевидно, что в программе будут отражены вопросы обновления не только автобусов, но также троллейбусов, трамваев и электробусов. Помимо обновления подвижного состава, важно мониторить состояние сервисных центров, которые занимаются техобслуживанием подвижного состава. Если новая техника будет подлежать некачественному техосмотру, это приведет к её быстрому износу.

    Вопросы ускоренного обновления общественного транспорта и создания единого проекта, чтобы обеспечить такую замену, неоднократно рассматривал Президент. В свою очередь, Правительство поручило соответствующую задачу Минтрансу России. В частности, при участии Комиссии Государственного совета по направлению «Транспорт» прорабатывают включение отдельного федерального проекта по обновлению пассажирского транспорта в структуру будущего национального проекта «Транспорт». Как обозначил официальный портал Президента России, участники заседания согласились с такой необходимостью и направили предложения в Правительство для последующего рассмотрения.

    Также, по данным Союза транспортников Кубани, на заседании отметили важность кадрового вопроса. Дефицит водителей по стране составляет около 30%, и проблема не решается только поднятием заработной платы. Даже компании, работающие по концессии, где зарплата выше, имеют дефицит водителей в 15–20%. Поэтому вопрос выходит на правительственный уровень.

    31 января на предыдущем заседании комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» обсудили продление комплексной программы модернизации общественного транспорта на период до 2030 года и определение постоянного источника финансирования программы льготного лизинга пассажирских транспортных средств общего пользования за счёт средств федерального бюджета, чтобы не только обеспечить финансирование программы в полном объёме, но и увеличивать его ежегодно начиная с 15 млрд рублей в 2024 году. Участники заседания обменялись мнениями и выработали предложения, которые направили на рассмотрение в Правительство.

    Сформирован проектный офис по транспорту СРГ

    На фоне обсуждения включения городского общественного транспорта в нацпроект «Транспорт» объединили свои усилия Союз российских городов (СРГ) и Общественная палата Российской Федерации. 16 ноября 2023 года на общем собрании СРГ новым генеральным директором Союза российских городов был избран Андрей Максимов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре. 

    А 27 февраля, как сообщил официальный телеграм-канал зампреда Общественного совета при Минтрансе России Ильи Зотова, состоялось первое заседание проектного офиса СРГ по транспорту («Развитие транспортно-логистического каркаса городов») в новом формате — в стенах Общественной палаты России. Эксперты отрасли и представители науки обсудили вопросы обновления подвижного состава, проект городских электричек, а также качество техники и документов транспортного планирования, чтобы разработать меры методической поддержки администрациям городов, входящих в состав СРГ, для развития инфраструктуры и транспорта.

    Сообщается, что в марте состоится семинар для городов по повышению эффективности работы транспортных систем муниципальных образований. Кроме этого, на регулярной основе собираются законодательные предложения от городов, чтобы их использовать при решении текущих транспортных вопросов.

    Союз Российских городов создан в 1991 году. Его членами являются 91 город и муниципальное образование, в которых суммарно проживают около 53 млн жителей страны. Самыми крупными среди участников СПГ являются Москва и города-миллионники Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа и Челябинск, а самыми малонаселёнными (менее 20 тыс. жителей) — посёлки Агинское, Тура и города Суздаль, Анадырь и Магас.

    66 городов-участников СРГ включены в Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта, составленный компанией SIMETRA, где занимают различные места от 1-го до 95-го. В 53 городах-участниках СРГ работают системы городского электрического транспорта (метро, трамвай, троллейбус).

    Планы Ярославской области

    Пока в высоких правительственных кругах прорабатывают механизм новой программы развития общественного транспорта, ряд регионов уже имеет явные цели, реализация которых без федеральной поддержки будет проходить не без задержек. Так, в Ярославской области обозначили, что современный общественный транспорт должен быть в каждом районе.

    Как сообщило Министерство транспорта Ярославской области, за 2023 году удалось полностью обновить автопарк на территории Ярославля и района — около 670 автобусов, а кроме этого, областной центр получил первый трамвай. Также в регион отправлена безвозмездная субсидия на приобретение 38 новых электробусов, а четыре низкопольных троллейбуса уже усилили городские маршруты. За год транспорт Ярославля изменился: регион занял 11-е место в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, став лучшим в Центральном федеральном округе (показатели Москвы в Рейтинге учитывались вне общего зачёта).

    Новая цель региона — обновить весь общественный транспорт за два года при поддержке средств регионального бюджета и через участие в профильных федеральных программах.

    Уже подана заявка на приобретение 343 автобусов для работы на межмуниципальных маршрутах региона и муниципальных маршрутах в семи муниципальных образованиях — Рыбинске, Переславле-Залесском, Гаврилов-Ямском, Борисоглебском, Ростовском, Тутаевском и Угличском районах. 

    В дополнение к уже начатой модернизации всех трамвайных путей и полного обновления вагонного парка (45,3 км путей, 47 вагонов), регионом подана заявка на увеличение объёма работ по строительству трамвайных путей до 100 километров, а количества приобретаемых трамваев — до 95 единиц.

    Также поданы заявки на включение в эту программу Рыбинска, Ростова, Углича, Тутаева и Переславля-Залесского, чтобы заменить технику автобусных и троллейбусных парков на электробусы.

    Потребности Ростовской области

    В Ростовской области, по данным портала «Эксперт Юг», в рамках модернизации общественного транспорта устанавливают потребности населённых пунктов в обновлении подвижного состава. Уже известно, что необходимо закупить 181 автобус: семь — особо большого класса, 47 — большой вместимости, 50 — средней, 77 — малой. Также присутствует потребность в 75 электробусах и зарядной инфраструктуре.

    Отмечается, что закупка автобусов будет проходить за счёт средств специального казначейского кредита (СКК), предоставляемого по нацпроекту БКД. Приобретение же электробусов планируется в рамках государственно-частного партнёрства, для чего прорабатываются соответствующие возможности. Пока же, к началу 2024 года в Ростовскую область поступили 40 электробусов и 14 зарядных станций. Новую технику распределили между Ростовом-на-Дону, Таганрогом и Волгодонском.

    Какая помощь нужна регионам?

    Планы на продолжение модернизации и строительство новой инфраструктуры общественного транспорта вынашивают многие регионы. Однако без федеральной поддержки многие из них не в состоянии продвинутся дальше. Так, в феврале 2024 года на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» представитель Курской области озвучил причину, по которой в концессионный проект по модернизации трамвайной сети областного центра, вошли не все участки — размер объекта концессии был установлен исходя из бюджетной обеспеченности региона для финансирования своей части обязательств по проекту. Для продолжения реконструкции трассы маршрута № 3 и строительства новых участков нужны федеральные безвозвратные субсидии.

    Федеральной помощи для продолжения модернизации систем городского электротранспорта ждут и в Челябинской области. При этом выгодным для региона вариантом также называется субсидирование, а не кредиты или концессии: Челябинской областью уже получен инфраструктурный бюджетный кредит на строительство метротрамвая и реализуется концессионный проект по модернизации троллейбусной сети.

    С 1 марта в российское транспортное планирование вошли новые типы документов — региональные комплексные планы транспортного обслуживания (РКПТО) и региональные стандарты транспортного обслуживания населения (РСТО). Эксперты Ассоциации транспортных инженеров считают, что качество и полнота новых документов транспортного планирования могут иметь существенное значение при будущем распределении федерального софинансирования в рамках нацпроекта «Транспорт» или иных возможных федеральных программ.

    При этом, как было отмечено на заседании проектного офиса Союза российских городов в Общественной палате РФ, проблема качественного транспортного планирования напрямую влияет на эффективное освоение федеральных средств и средств концессионеров. И, к сожалению, уже есть примеры вложений больших денег, эффект от которых небольшой из-за отсутствия внятной транспортной модели и программных документов.

    Крупнейший инвестиционный проект в области общественного транспорта, готовящийся в этом году к началу реализации, не связан с нуждами городских перевозок. Железнодорожная высокоскоростная магистраль (ВСМ-1) должна соединить Москву и Санкт-Петербург и пройти по территории шести регионов страны. На её строительство потребуется 2,124 трлн рублей. Проект планируется реализовать на концессионной основе. При этом по оценке «Сбера» для модернизации 85% инфраструктуры городского электротранспорта до 2030 года средств потребуется больше — 2,55 трлн руб.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)