Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Декабрьские изменения в работе общественного транспорта затронули ещё несколько региональных центров — Кострому, Москву, Нижний Новгород и Челябинск.
В Москве начались перевозки пассажиров по новым долгосрочным брутто-контрактам вместо прежних с истекшим сроком, что повлекло смену перевозчиков на некоторых направлениях. Параллельно в районах города продолжается точечное изменение маршрутов с установлением новой нумерации по секторальному признаку. Одна из точек активности транспортников — в Северо-Восточном округе, где в декабре вводится коридор ускоренного движения автобусов и электробусов.
В Костроме ни маршруты, ни перевозчики в декабре не изменились. Иными стали условия использования маршрутной сети. С 1 декабря на бесплатную пересадку между маршрутами теперь отводится максимум 40 минут с момента посадки в первый автобус — раньше пересесть без доплаты можно было в течение 60 минут.
В Нижнем Новгороде с 1 декабря изменены электробусные маршруты. Кроме того, скорректированы планы по дальнейшему использованию автобусов с электрическим двигателем: вместо планируемых 11 маршрутов они будут работать только на девяти. Также в столице Приволжского федерального округа продолжается замена маршрутов, работающих по нерегулируемым тарифам, на их аналоги, обслуживаемые на контрактной системе. Помимо серии декабрьских изменений, дальнейшие планы по трансформации маршрутной сети утверждены уже на весь 2025 год.
В Челябинске с 1 декабря начал работу временный автобусный маршрут, заменяющий троллейбусное движение на время до окончания модернизации троллейбусной сети. Также местными транспортниками озвучены планы по развитию троллейбусного движения на 2025 год: планируется возобновить приостановленные ранее маршруты, открыть две новые линии и модернизированное троллейбусное депо.
Кроме этого, и в Нижнем Новгороде, и в Челябинске столкнулись со сложностями при выполнении частными перевозчиками работы по государственным контрактам на обслуживания регулярных маршрутов.
В Костроме с наступлением декабря не изменилось ни одного маршрута. Изменения внесены в условия использования самой маршрутной сетью.
В соответствии с приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 10.09.2024 № 22-н интервал для бесплатной пересадки с 1 декабря сокращён до 40 вместо 60 минут.
Теперь бесплатную пересадку можно совершить в промежуток с 5-й по 40-ю минуту с момента первой оплаты проезда с помощью банковской или транспортной карты. Остальные условия бесплатной пересадки остались без изменения.
Как сообщила администрация Костромы, ранее решение решение об увеличении периода бесплатной пересадки с 30 до 60 минут было принято в июле 2023 года в качестве меры, направленной на компенсацию недостаточной регулярности движения городского пассажирского транспорта. На текущий момент выполнение расписания движения составляет более 97 %, что обеспечивает возможность совершения пересадок за более короткий промежуток времени.
Изначально решение об увеличении периода бесплатной пересадки до 60 минут было принято в июле 2023 года в качестве меры, направленной на компенсацию недостаточной регулярности движения городского пассажирского транспорта. На сегодняшний день выполнение расписания движения составляет более 97%, что обеспечивает возможность совершения пересадок за более короткий промежуток времени.
Как отметили в администрации Костромы, на основании аналитических данных максимальное количество бесплатных пересадок совершается в период 15-30 минут после первой поездки. В связи с чем приято решение о сокращении интервала бесплатной пересадки до 40 минут.
При старте транспортной реформы с 1 июля 2023 года бесплатные пересадки можно было совершать только в течение 30 минут после первой поездки, лишь для часов пик делали исключение в виде 45 минут. Однако в первые же недели работы обновлённой маршрутной сети срок действия пересадок продлили до 60 минут.
В ноябре в костромские маршруты внесли небольшие изменения, связанные с окончанием ремонта Волжского моста и центральных улиц города. Также были ликвидированы некоторые выделенные полосы.
В Москве с 1 декабря новые дизельные автобусы большого класса ЛиАЗ-529265 вышли работать на несколько городских маршрутов. С этого дня ООО «Таксомоторный парк № 20» начало выполнять перевозки по новому контракту сроком на семь лет.
С этого дня ООО «Таксомоторный парк № 20» начало работать вместо ГУП «Мосгортранс» на маршрутах № с258 «5-й микрорайон Солнцева — ул. Федосьино» и № 890 «3-й микрорайон Московского — метро Юго-Западная». В свою очередь, вместо автобусов среднего класса «Таксомоторного парка № 20» на маршрут № 504 «метро Тёплый Стан — пос. Мосрентген» вышли электробусы, а на маршрут № 860 «Захарьино — МЦД Щербинка» автобусы ГУП «Мосгортранс».
Днём раньше, с 30 ноября, электробусы вместо дизельных автобусов ГУП «Мосгортранс» стали обслуживать маршрут № 165 «Остафьевская ул. — метро Ясенево».
Также в районе Новопеределкино маршрут № 316 «ул. Федосьино — пос. Переделкино» продлён по ул. Федосьино, ул. Бориса Пастернака и ул. Корнея Чуковского до метро «Рассказовка» с присвоением нового № 296. А маршрут № 497 «Лазенки — метро Рассказовка» объединён с маршрутом № 812 «Новоорловская ул. — МЦД Переделкино» в маршрут № с217 «Новоорловская ул. — Лазенки» по Новоорловской ул., Новопеределкинской ул., Боровскому шоссе, ул. Шолохова, ул. Скульптора Мухиной, ул. Федосьино, Лукинской ул., 7-й ул. Лазенки, 6-й ул. Лазенки и Парковой ул. Заезд к МЦД Переделкино в сторону Лазенок — по 7-й ул. Лазенки, в сторону Новоорловской ул. — по Лукинской ул. На маршруте № с217 работают автобусы ООО «Стартранс». Маршрут № 296 обслуживают автобусы ГУП «Мосгортранс».
В ближнем Подмосковье с 30 ноября ежедневно организован экспресс-маршрут № 865а «МЦД Лобня — Перепечинское кладбище». Его обслуживает один автобус малого класса ГУП «Мосгортранс». А в Новой Москве с 30 ноября в связи с окончанием ремонта моста через реку Алёшинку автобусный маршрут № 307 вернулся на постоянную трассу «пос. совхозаКрёкшино — МЦД Кокошкино», но при этом получил новый № 287. А прекращавший на 1,5 месяца работу маршрут № 450 «пос. совхоза Крёкшино — МЦД Санино» вернулся к пассажирам под новым № 245.
Днём 2 декабря в столице открылся путепровод через железнодорожную станцию Бескудниково Савёловского направления длиной 650 м, фигурировавший в строительных планах ещё с 1990-х годов. Он соединил улицы 800-летия Москвы и Инженерную. С 3 декабря новая связка стала использоваться и общественным транспортом. Автобусные маршруты № 278 «Осташковская ул. — МЦД Бескудниково» и № 857 «метро Речной вокзал — МЦД Бескудниково» объединены в новый магистральный маршрут № м57 «Осташковская ул. — метро Речной вокзал», следующий по Широкой ул., ул. Плещеева, Бибиревской ул., Инженерной ул., ул. 800-летия Москвы, Талдомской ул. и Фестивальной ул. В часы пик интервалы составляют 10 минут. Кроме этого, маршруты электробуса №№ 353, 637 и 803 и автобуса № 571 будут подъезжать ближе к выходу 1 МЦД Бескудниково — им вводится заезд на новую разворотную площадку с восточной стороны станции. Также маршруты №№ 353, 571 и 637 в направлении станций метро «Алтуфьево» и «Бибирево» будут следовать с Инженерной ул. на Бибиревскую улицу или Алтуфьевское шоссе без оттянутого разворота под 3-м Алтуфьевским путепроводом.
С 7 декабря, по данным Дептранса Москвы вводится первый участок коридора ускоренного движения для 33 маршрутов автобусов и электробусов. Он проходит в Северо-Восточном административном округе по улицам Череповецкой, Лескова и Широкой. Проект, в ходе которого обособленная выделенная полоса создаётся в крайнем левом ряду каждого направления проезжей части, реализуется совместно с Комплексом городского хозяйства Москвы. В этом году работы завершаются на Череповецкой улице. На улице Лескова и Широкой улице работы планируется закончить осенью 2025 года. Остановки для посадки и высадки пассажиров будут расположены на островных платформах, как это уже реализовано в районе станции метро «Каширская» на улице Маршала Шестопалова. Кроме этого, меняются места посадки в автобусы у станции метро «Алтуфьево», а некоторые маршруты получат статус магистральных.
С 7 декабря:
Также с 7 декабря в других частях города:
Декабрьские изменения в столице затронули и речной транспорт. Несмотря на то, что он является круглогодичным, один из двух маршрутов электросудов до весны будет работать по сокращённой трассе. С 1 декабря конечным причалом маршрута № 1 «Киевский вокзал — Парк Фили» вместо «парка Фили» стал «Сердце столицы». Изменение связано с капитальным ремонтом Филёвской набережной и городского причала «Парк Фили». Возобновить работу электросудов по постоянной трассе планируется с 1 мая 2025 года.
Секторальная нумерация маршрутов Москвы по географическому принципу внедряется поэтапно с ноября 2021 года: первыми на новый формат перешли маршруты Южного округа столицы.
В Нижнем Новгороде продолжается совершенствование маршрутной сети электробусов и перевод городских автобусных маршрутов на нерегулируемые тарифы.
С 1 декабря из-за отсутствия соответствующей нормам и требованиям разворотной площадки в ЖК «Цветы» для транспортных средств большого класса и невозможности безопасного разворота электробусов в зимних условиях Анкудиновском шоссе, маршрут № Э-17 «пл. Минина и Пожарского — Цветочная ул.» направлен в ЖК «Новая Кузнечиха». Для жителей ЖК «Цветы» на маршруте останется остановочный пункт «Сбербанк», другие два остановочных пункта продолжат обслуживаться маршрутом автобуса № А-31. Электробусы маршрута № Э-17 из ЖК «Новая Кузнечиха» заезжают в микрорайоны Кузнечиха и далее следуют через улицы Ивлиева, Васюнина, Ванеева и площадь Свободы. Маршрут электробуса № Э-9 «пл. Минина и Пожарского — Анкудиновский лесопарк» с 1 декабря спрямлён по ул. Ванеева без заезда в ЖК «Новая Кузнечиха».
Другим изменением, коснувшимся электробусов, стало исключение с декабря из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Нижнего Новгорода маршрутов № Э-2 «ЖК "Торпедо" — Дворец бракосочетания» и № Э-23 «Посёлок Дачный — Комсомольская пл. — Посёлок Дачный», не работавших ни дня. Если трассу первого поглотили продлённые встречно-кольцевые маршруты №№ Э-12 и Э-14, то второе направление останется вовсе без электробусов: маршрут № А-23А отменён с 13 сентября, когда его заменил вновь образованный маршрут № А-88 «пос. Дачный — пл. Революции». Таким образом, в городском реестре вместо 11 запланированных маршрутов электробусов осталось числиться только девять. Из них работают (№№ Э-4, Э-9, Э-11, Э-12, Э-14, Э-17, Э-22, Э-31), ещё один (№ Э-13) планируется запустить по мере ввода в эксплуатацию оставшихся электробусов «МиНиН».
Маршруты по нерегулируемым тарифам по мере окончания срока действия свидетельств об осуществлении перевозок либо отменяются, либо заменяются аналогичными, но уже работающими по государственным контрактам по регулируемым тарифам.
Так, с 1 декабря вместо маршрутов по нерегулируемым тарифам № Т-74 «микрорайон Бурнаковский — микрорайон Верхние Печёры», № Т-82 «Автовокзал Щербинки — ул. Усилова» и № Т-91 «пос. Черепичный — ул. Долгополова» заработали маршруты по регулируемым тарифам № А-74 (обслуживает ООО «ТрансКом»), № А-82 (перевозчик — ООО «Столица Авто»).и № А-91 (обслуживает ООО «Столица Авто»). При этом трассы маршрутов №№ А-74 и А-82 совпадают с трассами «Т»-маршрутов, а маршрут № А-91 следует в сообщении «пос. Черепичный — Черниговская ул.»: из его трассы исключены Канавинский мост, Советская ул. и ул. Долгополова.
Также с 1 декабря начал работу новый маршрут № А-97 «микрорайон Юг — Деловая ул.», проходящий через просп. Ленина, просп. Гагарина и ул. Родионова. До 21 января 2025 года этот маршрут будет временно дублировать маршрут № Т-97, у которого истечёт срок действия свидетельства об осуществлении перевозок, выданного перевозчику.
С 4 декабря в связи с окончанием действия втобусный маршрут по нерегулируемым тарифам № Т-3 «ул. Долгополова — автовокзал Щербинки». Одновременно автобусному маршруту № А-29 «Красное Сормово — автовокзал Щербинки» в направлении автовокзала введены две дополнительные остановках на пл. Революции (в районе д. 2 на пл. Революции и в районе д. 27 на Вокзальной ул.). По данным ГКУ НО «ЦРТС», маршрут № А-29 обслуживается 13 автобусами среднего класса.
Также в декабре планируется внесение изменений в новый маршрут № А-79 с целью сохранения беспересадочного сообщения между Нагулино, Гнилицы, Стригино и улицей Лескова. Маршрут А-79 будет следовать из Нагулино по улице Лескова, обеспечивая связь с 13-й и 40-й больницами, а также школами, расположенными на данной улице. Конечной точкой маршрута станет площадь Киселева (ДК ГАЗ). При это маршрут № А-50, следующий по улице Лескова, будет перенаправлен на Южное шоссе.
В ближайшие месяцы должны прекратить работу оставшиеся маршруты по нерегулируемым тарифам и измениться либо назначиться маршруты по регулируемым тарифам. Планы утверждены приказом Минтранса Нижегородской области от 20.11.2024 № 375/ад, либо более ранними документами.
Следующие изменения запланированы на 27 декабря. С этого дня должен прекратить работу маршрут № Т-37 «ст. Петряевка — пл. Горького». Маршрут № Т-138 «микрорайон Соцгород-2 — микрорайон Седьмое небо» должен замениться маршрутом № А-38 «микрорайон Соцгород-2 — метро Стрелка». А маршрут № Т-76 «Дубравная ул. — Автовокзал "Щербинки"» преобразуется в маршрут № А-76 «Дубравная ул. — Московское шоссе» с существенным сокращением трассы.
Затем с 1 января 2025 года:
С 22 января запланированы
С 21 февраля 2025 года:
С 11 апреля 2025 года:
С 25 мая 2025 года:
Последний «Т»-маршрут Нижнего Новгорода № Т-83 «микрорайон Соцгород-2 — деревня Афонино» должен прекратить работу с 1 января 2026 года.
Не все моменты перехода перевозчиков на контрактную основу проходят гладко. Так, в середине ноября перевозчики ООО «Восток» и ООО «Максимус», входящие в одну группу компаний, уведомили министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области о невозможности дальнейшего выполнения обязательств по государственным контрактам на обслуживание автобусных маршрутов № А-86 и № А-31. Причиной таких действий перевозчик маршрута № А-86 назвал невозможность оплаты лизинговых платежей за работающие на маршруте новые автобусы, а перевозчик маршрута № А-31 — неготовность обеспечить выпуск на маршруте автобусами среднего класса. В результате с 16 ноября на оба маршрута вышло ООО «Фьючерс», с которым, по данным ГКУ НО «ЦРТС», заключили государственные контракты. Перевозчик предоставил подтверждение наличия необходимого количества автобусов для обслуживания маршрутов. При этом на обслуживание маршрута № А-31 заявлены преимущественно новые автобусы ПАЗ «Вектор Next» «Доступная среда».
Стоит отметить, что не справились перевозчики с обслуживанием достаточно свежих обязательств. На регулируемые тарифы маршрут № А-31 был переведён с 11 ноября этого года, а маршрут № А-86 — с 30 сентября. Однако 3 декабря ГКУ НО «ЦРТС» сообщило, что и новый перевозчик не справляется с работой. Проведённая накануне проверка выполнения условий государственного контракта, заключенного с ООО «Фьючерс» на перевозки по автобусному маршруту № А-86 зафиксировала отсутствие подключения всех транспортных средств, работающих на маршруте, к информационной системе навигации. Кроме этого, зафиксировано отсутствие в автобусах информирования пассажиров об остановочных пунктах и информации о фамилии водителя в салонах. Часть рейсов, предусмотренных расписанием, не была выполнена. По итогам проверки перевозчику будут направлены претензии для взыскания штрафов в соответствии с условиями контракта.
В Челябинске продолжается процесс перевода маршрутной сети на регулируемые тарифы с обновлением подвижного состава. О декабрьских новшествах сообщил Telegram-канал «Челябинский общественный транспорт».
Так, с 1 декабря маршрут автобуса № 56а «Железнодорожный вокзал — Александра Шмакова» переведён на обслуживание более вместительными машинами среднего класса. Новым контрактом предусмотрена работа на линии 12 автобусов 2023 года выпуска с 26 местами для сидения, кондиционером, низким полом в салоне между первой и второй дверями, наличием системы безналичной оплаты проезда. За работу маршрута отвечает ООО «Никита Кожемяка».
В то же время обозначились сложности с обслуживанием ООО «Никита Кожемяка» другого маршрута — № 10к «ЧМК — ТРК Родник», которым компания занимается с января 2024 года. Из-за длительной поставки транспортных средств заводом-изготовителем прошлой зимой, необходимостью оплаты лизинговых платежей, кадрового дефицита и снижения цены контракта при проведении конкурса перевозчик не в состоянии дальше выполнять требования брутто-контракта в полной мере, в том числе по выпуску на линию запланированного количества автобусов. С 1 декабря 2024 года вместо необходимых 16 машин перевозчик стал выпускать на линию не более четырёх. Поэтому, по информации Telegram-канала «Челябинский общественный транспорт», в настоящее время по данному перевозчику возбуждено производство в Арбитражном суде Челябинской области, а также в соответствии с действующим законодательством будут начислены штрафные санкции за невыполнение транспортной работы. При этом государственный контракт не расторгается до вынесения решения суда. Для минимизации дискомфорта пассажиров усилена работа на маршруте по нерегулируемым тарифам № 10 «ЧМК — Парк Гагарина»: количество транспортных средств увеличено с 15 до 25.
С 1 декабря в связи с завершением основных работ по ремонту трамвайных путей прекратил работу компенсационный автобусный маршрут МУП «СОД» № КМ3 «Теплотехнический институт — Харлова», введённый с 19 августа этого года. Для поездок в Ленинский район пассажирам рекомендуется пользоваться маршрутами автобуса №№ 19, 32, 91 и троллейбуса № 10.
Кроме этого, с 1 декабря организован новый автобусный маршрут по регулируемым тарифам № 25т «Технический колледж — ЧКПЗ» с трассой движения по ул. Гагарина, Новороссийской ул., ул. Машиностроителей и Копейскому шоссе. Маршрут обслуживает четырьмя автобусами малого класса ООО «Копейское маршрутное такси» с интервалом движения 18 минут. Отправление от Технического колледжа с 6:00 до 22:15, от ЧКПЗ — с 6:19 до 21:37. Перевозки будут выполняться до момента возобновления работы троллейбусного маршрута № 25, приостановленного с 16 августа этого года. Действующий контракт рассчитан до 31 декабря 2024 года. На аукцион на право обслуживания маршрута № 25т с 3 января по 30 июня 2025 года ни один претендент не заявился.
Планы по дальнейшему развитию троллейбусного движения отнесены к 2025 году. О них 29 ноября в эфире ЦУР Челябинской области рассказали заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров и генеральный директором концессионного проекта «Челябинский троллейбус» Сергеем Брусник. Сейчас в Челябинске временно работает только четыре троллейбусных маршрута (№№ 10, 12, 14, 19). В открытом этой осенью новом троллейбусном депо № 1, рассчитанном на 40 машин, сейчас обслуживается 59 троллейбусов за счёт грамотной расстановки транспорта. Резерв площадки депо № 1 исчерпан. Запуск дальнейших маршрутов зависит от готовности депо № 2. Завершить его строительство и благоустройство территории рассчитывают в первом полугодии 2025 года. В конце I квартала планируется запуск депо № 2 в частичном варианте. Также прорабатывается вариант временного использования конечной «Молдавская» для ночной расстановки и выпуска транспорта. Пока что для новых маршрутов обучение новых групп водителей.
Обновление контактной сети планируется завершить в первом квартале 2025 года, включая новые линии на Красный мост (Рязанская ул.) и ул. Салавата Юлаева. В этом году в рамках концессии уже открыта новая троллейбусная линия по Артиллерийской ул. — по ней обеспечивается связь депо № 1 с действующей троллейбусной сетью.
Благодаря увеличенному автономному ходу, которым будет оборудовано 98 из 168 троллейбусов, удастся запустить движение по улице Комарова до конечной Мамина, по улице Родионова в ЖК «Ньютон» и через путепровод Челябинск-Главный от железнодорожного вокзала до улицы Гагарина. Маршруты №№ 17, 19, 21, 26 будут работать на автономном ходу. Расчёт такой, чтобы батарея не разряжалась полностью «в ноль».
После завершения строительства и реконструкции троллейбусной сети и запуска всех троллейбусов выпуск на линию планируется увеличить до 153 единиц и направить их работать по маршрутам:
С 1 декабря в Хабаровске открыт новый троллейбусный маршрут, а в Саранске возобновилось использование линии, заброшенной долгие годы. С 30 ноября изменены автобусные и троллейбусные маршруты в Омске, а 29 ноября новый троллейбусный маршрут начал работать в Воронеже.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.