Медленное угасание: грядущие сокращения работы электротранспорта в Кирове, Майкопе и Орске

  • Павел Яблоков
    9 сентября 2022 г. — 10:50
    599
    Иллюстрация: 

    LiveJournal / livejournal.com

    Летом в городах объёмы перевозок традиционно снижаются: пассажиры уходят в отпуска и каникулы. Если же сокращения происходят осенью или зимой, то это говорит скорее о сложившейся кризисной ситуации в городах. Уже в октябре станет меньше троллейбусов на улицах Майкопа и трамваев на улицах Орска. А в Кирове с января отменят троллейбусный маршрут. Изменения вызваны нехваткой подвижного состава из-за старения парка.

    Киров

    26 августа администрацией города Кирова издано постановление № 2178-п о Реестре маршрутов регулярных перевозок транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров». Им утверждается новая маршрутная сеть, которая будет действовать с 1 января 2023 года. Этой осенью должен начаться отбор перевозчиков для обслуживания по новым контрактам.

    Изменения в маршрутной сети не содержат революционных новшеств: скорее, они точечные. Относительно действующего с 1 февраля этого года реестра, утверждённого постановлением от 30.03.2022 № 699-п, количество автобусных маршрутов сохранено на прежнем уровне: их будет 45. А вот троллейбусных станет на единицу меньше: вместо семи существующих в новый год войдут шесть.

    В этом году один из основных перевозчиков Кировской области — АО «Кировпассажиравтотранс» (КПАТ) в этом году получил 51 новый автобус. Закупка с начальной ценой 99,957 млн руб. увенчалась контрактом на поставку техники стоимостью 879,962 млн руб. Победителем электронного аукциона, объявленного 19 мая, стало ООО «Автобусный центр Столица» — дилер ПАО «КАМАЗ». В августе белоснежные низкопольные автобусы НЕФАЗ-5299-40-57 с двигателем, работающим на компримированном природном газе, прибыли в Киров.

    Полученное обновление автобусного парка региона позволило запланировать на будущий год рост выпуска на городских маршрутах Кирова на 13 машин по сравнению с реестром этого года:

    • на маршруте № 2 «Московская ул. — д. Хабаровы» с 10 до 12 автобусов;
    • на маршруте № 16 «Механический завод — ул. Капитана Дорофеева» с 15 до 17 автобусов;
    • на маршруте № 19 «Северная больница — Сергеево» с одного до двух автобусов;
    • на маршруте № 46 «пл. XX партсъезда — ул. Кирова» с 16 до 18 автобусов;
    • на маршруте № 47 «Инфекционная больница — Северная больница» с шести до восьми автобусов;
    • на маршруте № 90 «пл. XX партсъезда — ТЭЦ-5» с 10 до 12 автобусов.

    На двух маршрутов транспорта станет меньше: на маршруте № 84 «Ипподром — Малая Субботиха» 11 автобусов вместо 12, а на маршруте № 136 «Киров — Русское» — два автобуса вместо трёх.

    Несколько пригородных маршрутов будут укорочены: вместо автовокзала маршруты № 104 «Киров — Бахта», № 136 «Киров — Русское» и № 146 «Киров — Сосновый» вместо Автовокзала укорачиваются до остановки «Мечта» с посадкой на остановке «Храм» на ул. Ломоносова (движение по ул. Горького, ул. Азина, Октябрьскому просп. и части Московской ул. снимается). Маршрут № 129 «Киров —Костино» планируется отменить.

    Маршруты автобусов №№ 11, 14 и 16 планируется продлить от конечной остановки «ул. Капитана Дорофеева» по ул. Капитана Дорофеева на одну остановку до ЖК «Знак». Также готовится к открытию маршрут № 7 «Инфекционная больница — Метроград».

    Кольцевой автобусный маршрут № 88 «Московская ул. — Московская ул.» вместо ул. Дерендяева, Преображенской ул. и ул. Карла Либкнехта в обоих направлениях планируется спрямить через Октябрьский просп.

    По странному совпадению, именно на 13 троллейбусов понадобится меньше для обслуживания маршрутной сети 2023 года: выпуск планируется сократить с 79 до 66 троллейбусов в будни.

    Аукцион на обслуживание троллейбусных маршрутов Кирова в 2022 году с начальной ценой 0,01 руб. объявлен администрацией города Кирова 12 ноября 2021 года. 10 декабря подведены итоги закупки. Единственным участником стало АО «Автотранспортное предприятие», с которым 22 декабря и был заключён контракт на выполнение перевозок с 1 января по 31 декабря 2022 года.

    Изначально контрактом было предусмотрено обслуживание семи маршрутов с выпуском 79 троллейбусов в будни и 61 в выходные дни:

    • № 1 «завод "Сельмаш" — пл. ХХ партсъезда» (в будни 15 троллейбусов, 193 рейса; в выходные дни 10 троллейбусов, 126 рейсов);
    • № 3 «ул. Чапаева — пл. ХХ партсъезда» (13 троллейбусов ежедневно; в будни 245 рейсов, в выходные дни 236 рейсов);
    • № 4 «ул. Чапаева — пл. ХХ партсъезда» (10 троллейбусов в будни, 152 рейса; 7 троллейбусов в выходные дни, 102 рейса);
    • № 5 «пл. Лепсе — завод "Сельмаш"» (8 троллейбусов в будни, 102 рейса; 7 троллейбусов в выходные дни, 84 рейса);
    • № 7 «Московская ул. — Центральный рынок» (9 троллейбусов в будни, 159 рейсов; 7 троллейбусов в выходные дни, 127 рейсов);
    • № 8 «Московская ул. — просп. Строителей» (18 троллейбусов в будни, 221 рейс; 13 в выходные, 156 рейсов);
    • № 14 «Московская ул. — просп. Строителей» (6 троллейбусов в будни, 74 рейса; 4 троллейбуса в выходные дни, 48 рейсов).

    На лето с 1 июня по 31 августа в будни на маршруте № 5 планово уменьшался до семи троллейбусов (90 рейсов вместо 102).

    Однако проблемы с нехваткой исправного подвижного состава потребовали с 1 июня уменьшить выпуск сильнее, чем планировалось, и без осеннего восстановления — до конца срока действия контракта. Дополнительным соглашением между администрацией Кирова и АО «АТП» на маршруте № 3 в будни выпуск был уменьшен с 13 до 11 машин (221 рейс вместо 245), а на маршруте № 14 — до двух вместо шести (28 рейсов вместо 74). На одном из основных троллейбусных маршрутов количество рейсов в будни незначительно увеличилось (225 вместо 221).

    Если до лета на маршруте № 14 интервал в часы пик составлял 20-21 мин., в межпиковое время до 41 мин., в выходные дни 30-60 мин., то с начала лета в будни по внешнему и внутреннему кольцам стало работать по одному троллейбусу с интервалом 66 мин. (на время обеденных перерывов интервал вырастает до 120-129 мин.).

    С 1 января 2023 года максимальный выпуск на троллейбусные маршруты планируется установить на уровне 84% от показателей начала 2022 года. Помимо произведённых этим летом сокращений на маршрутах № 3 (с 13 до 11) и № 5 (с 8 до 7), а также готовящейся отмены маршрута № 14, будет уменьшено количество троллейбусов на маршруте № 1 с 15 до 13, и на № 4 с 10 до 8.

    Официальной причиной прекращения со следующего года движения по маршруту № 14 администрация города Кирова называет нехватку подвижного состава. Несмотря на отсутствие маршрута в реестре образца 2023 года, отмена маршрута называется временной. Также администрация отмечает, что маршрут № 14 практически полностью дублирует маршрут № 8, а высвободившиеся машины будут работать на других направлениях. При этом, ещё 27 мая этого года, то есть за несколько дней до подписания дополнительного соглашения к контракту об уменьшении транспортной работы, администрация города отрицала проблему сокращения троллейбусного парка.

    Действительно, маршруты №№ 8 и 14 оба являются кольцевыми с конечным пунктом «Московская ул.», проходя в обоих направлениях по Московской ул., ул. Дерендяева, Преображенской ул., ул. Ленина, ул. Воровского и просп. Строителей. Но маршрут № 14 вместо части ул. Строителей следует более длинным путём через ул. Маршала Конева, Солнечную ул., ул. Риммы Юровской и южную часть просп. Строителей, охватывая пять дополнительных остановок. На этом участке он является единственным маршрутом электротранспорта, вследствие чего троллейбусная линия протяжённостью 2,9 км в 2023 году останется без работы.

    Открываемый с 1 января новый автобусный маршрут № 7 «Инфекционная больница — Метроград» пройдёт по ул. Ленина, ул. Тимирязева, Автотранспортному пер., Мельничной ул., Комсомольской ул., ул. Горького, Московской ул. и Садаковской ул. Планируется, что на нём будет работать четыре автобуса. Заменителем троллейбусного маршрута № 14 он не является. Большинство его связей останутся обслуживаться автобусными маршрутами №№ 15 и 84. В 2016 году в Кирове автобусным стал троллейбусный маршрут № 11 протяжённостью 9,5 км. В этом году были демонтированы остатки  контактной сети по его трассе.

    Все маршруты по регулируемым тарифам в Киров, как троллейбусные, так и автобусные, обслуживаются перевозчиками по «копеечным» контрактам — фактически, на самоокупаемости. При этом все штрафные санкции по контрактам исчисляются в процентах от его стоимости, поэтому у городской администрации фактически нет рычагов воздействия на перевозчиков в случае нарушения ими условий обслуживания маршрутов.

    Как и в случае с Воронежем, где троллейбусы с 12 сентября будут работать по «однорублёвому» контракту, «честная» цена троллейбусного контракта в Кирове отнюдь не символическая. Стоимость работы транспортных средств при определении начальной (максимальной) цены контракта была оценена в 881,813 млн руб., размер запланированной субсидии в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд — 7,812 млн руб., а планируемая сумма сбора платы за проезд пассажиров, оставляемой в распоряжении подрядчика, — 317,687 млн руб. Таким образом, стоимость «троллейбусного» контракта для Кирова должна была составлять 556,313 млн руб. Однако на основании ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, что, в связи с фактическим отсутствием таковых в бюджете города Кирова, позволило объявить аукцион и заключить контракт стоимостью в одну копейку. Тем самым финансовое положение транспортного предприятия, обслуживающего все троллейбусные маршруты Кирова и значительную часть автобусных, с ведома городской администрации поставлено под угрозу.

    Последний раз 15 новых троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» АО «АТП» получило в 2019 году. С тех пор было списано около 25 троллейбусов различных модификаций ЗиУ-682 выпуска 1980-1990-х гг. Не лучше и ситуация с обновлением автобусного парка АО «АТП». Поставка одного НЕФАЗа-5299-40-57 в начале этого года стала событием регионального масштаба: серийно выпускаемая в Татарстане с 2018 года модель раньше в Кировскую область не поставлялась. Когда этим летом АО «КПАТ» получило 51 аналогичную машину, врио губернатора Кировской области поручил разработать механизм передачи части новых автобусов из «Кировпассажиравтотранс» в АО «АТП». Это поможет сохранить рабочие места и создать более привлекательные условия для притока кадров в городское предприятие. По данным АО «АТП», из предприятия за последние недели уволилось 13 водителей автобусов и 10 водителей троллейбусов, другие источники называют до 45 водителей. Судьба сэкономленных на закупке автобусов 120 млн руб., выделенных из регионального бюджета, остаются неизвестной. Этих средств хватило бы на приобретение пяти-шести троллейбусов для областного центра.

    Следующий год для Кировского троллейбуса станет юбилейным: движение троллейбусов открылось 7 ноября 1943 года.

    Майкоп

    В столице Адыгеи троллейбусные маршруты пока не отменяют, но сохранять их обслуживание на прежнем уровне, как и в Кирове, становится невозможным. В депо МУП «Майкопское троллейбусное управление» осталось около 25 пассажирских троллейбусов. Пять самых новых машин Тролза-5275.03 «Оптима» прибыли в Майкоп в 2018 году, но более трети местного парка составляют троллейбусы, выпущенные ещё в прошлом веке.

    Аукцион на оказание услуг по выполнению троллейбусных перевозок на территории города Майкопа стоимостью 3,4 млн руб. объявлен администрацией муниципального образования «Город Майкоп» 7 сентября. Заявки принимаются до 15 сентября, подведение итогов 16 сентября.

    Проект контракта предусматривает выполнение с 1 по 31 октября перевозок по девяти троллейбусным маршрутам 16 троллейбусами в будни, 14 по субботам и 13 по воскресным дням (часть машин в течение дня переключается, выполняя отдельные рейсы на «чужих» маршрутах) с выполнением 72,176 тыс. км транспортной работы из расчёта 47,1 руб./км:

    • № 2 «Западный жилой район — Вокзал — Кондитерская фабрика» (ежедневно 1 троллейбус; в будни 14 рейсов, в выходные дни 18 рейсов);
    • № 3 «Западный жилой район — Шпагатно-верёвочная фабрика» (ежедневно 1 троллейбус; в будни 12 рейсов, в выходные дни 18 рейсов);
    • № 4 «Западный жилой район — Шоссейная» (в будни 1 троллейбус, в выходные дни 1 троллейбус; в будни 8 рейсов, по субботам 15 рейсов, в воскресенье 18 рейсов);
    • № 5 «Западный жилой район — Шоссейная — Вокзал» (в будни 1 троллейбус, 16 рейсов; по субботам 2 троллейбуса, 30 рейсов; в воскресенье дни 1 троллейбус, 15 рейсов);
    • № 6 «Западный жилой район — Вокзал» (в будни 2 троллейбуса, 40 рейсов; в выходные дни 1 троллейбус: по субботам 30, по воскресеньям 26 рейсов);
    • № 7 «Западный жилой район — Вокзал — Шоссейная» (в будни 5 троллейбусов, 90 рейсов; в выходные дни 3 троллейбуса: по субботам 67 рейсов, по воскресеньям 69 рейсов);
    • № 8 «Западный жилой район — Редукторный завод» (в будни 2 троллейбуса, 36 рейсов; в выходные дни 1 троллейбус: 22 рейса по субботам и 20 по воскресеньям);
    • № 10 «Западный жилой район — Кондитерская фабрика– Вокзал» (1 троллейбус ежедневно; 14 рейсов в будни и 18 в выходные дни);
    • № 11 «Западный жилой район — Кондитерская фабрика» (4 троллейбуса в будни, 124 рейса; 3 троллейбуса в выходные дни: 102 рейса по субботам и 98 по воскресеньям).

    По сравнению с действующим контрактом, по которому МУП «Майкопское троллейбусное управление» работает с 1 июля по 30 сентября этого года, уменьшено количество рейсов на маршруте № 3 в будни (с 34 до 12), но увеличено на маршруте № 7 (с 82 до 90). В будни выпуск уменьшен с 17 до 16 троллейбусов. Если сейчас троллейбусы по маршруту № 3 в будни от Западного жилого района отправляются с 6:59 до 16:38, а от шпагатно-верёвочной фабрики с 7:25 до 17:03 с интервалом 20-82 мин., то в новом графике рейсы в будни сохранены только в часы пик: с 7:26 до 9:51 и с 15:48 до 16:30 от Западного жилого района, а от шпагатно-верёвочной фабрики — с 7:52 до 10:14 и с 16:16 до 17:03 от ШВФ с интервалом 47-50 мин. В выходные дни график запланирован прежним: по субботам с 8:07 до 15:18 (обратно с 8:30 до 15:42) по воскресеньям с 8:11 до 15:12 (обратно с 8:35 до 15:36) с интервалом 45-75 мин.

    Орск

    В Орске Оренбургской области последний раз новые трамваи покупали в прошлом веке. После этого лишь в 2017 году 14 вагонов пенсионного, по столичным меркам, возраста, были подарены Правительством Москвы. Но и им уже не меньше 18 лет от роду.

    Поэтому запланированные в IV квартале этого года изменения в работе трамвайных маршрутов закономерны.

    Аукцион на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа трамваями в Орске объявлен администрацией города 7 сентября с начальной ценой контракта 40 млн руб. Приём заявок ведётся до 15 сентября, подведение итогов намечено на 16 сентября.

    С 1 октября по 31 декабря этого года перевозчик должен совершить 27396 рейсов, выполнив 329,271 тыс. км транспортной работы по шести маршрутам с выпуском 22 вагонов в будни и 14 в выходные дни:

    • № 1 «ст, Никель — 240 квартал» (2 вагона ежедневно; в будни только в часы «пик», 23 рейса; в выходные дни работа в течение дня, 36 рейсов);
    • № 2 «ст. Никель — ЦМК» (5 вагонов в будни, 101 рейса; 3 вагона в выходные дни, 64 рейса);
    • № 3 «микрорайон 3С — ст. Орск» (7 вагонов в будни, 99 рейсов; 6 вагонов в выходные дни, 83 рейса);
    • № 5А «240 квартал — Краснознамённая ул.» (3 вагона в будни, 68 рейсов; 3 вагона в выходные дни, 64 рейса);
    • № 7 «240 квартал — ЦМК» (только в будни в часы «пик»; 3 вагона утром, 1 вечером; 16 рейсов);
    • № 8 «микрорайон 3С — ЦМК» (только в будни в часы «пик»; 2 вагона утром, 1 вечером; 13 рейсов).

    Аукцион на обслуживание трамвайных маршрутов Орска в 3 квартале со стоимостью контракта 7,743 млн руб. завершён 29 июня. 11 июля администрацией горда заключён контракт с МУП «Орскгортранс».

    По сравнению с действующим контрактом, выпуск на маршруты в будни будет уменьшен с 23 вагонов до 22 за счёт маршрута № 5А, где вместо четырёх вагонов в будни останется работать три с сокращением количества рейсов с 88 до 66.

    Кроме того, количество рейсов в будни уменьшено на маршрутах № 1 (с 36 до 23), № 2 (со 102 до 101), № 3 (со 110 до 99). Сокращён режим работы: № 1 был в будни с 5:24 до 10:40 и с 14:16 до 21:06, стал с 5:24 до 9:10 и с 14:16 до 18:10.

    Предыдущее сокращение режима работы трамвайных маршрутов №№ 1 и было совершено в январе 2021 года.

    Старение троллейбусного парка уже привело к сокращению с начала этого года количества обслуживаемых троллейбусных маршрутов в Тольятти. В то же время в Петрозаводске, закупившем в этом году 21 троллейбус, с 1 сентября смогли открыть новый маршрут. Расширена за счёт получения троллейбусов с увеличенным автономным ходом сеть маршрутов электротранспорта в Волгограде. Начавшееся обновление троллейбусного парка Брянска позволило с сентября восстановить один ранее работавший маршрут.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: