В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Информационное агентство «Башинформ» / bashinform.ru
Этот год добавил немало заказов в портфели производителей подвижного состава городского электротранспорта. Однако изменившиеся экономические условия этого года, включая возникшую необходимость импортозамещения ряда комплектующих, отразились и на плане поставок техники конечным потребителям. Обновление троллейбусного парка Уфы и Стерлитамака перенесено на 2023 год. Также скорректированы графики поставки трамваев и троллейбусов в Санкт-Петербург. К ранее заключённым контрактам подписаны дополнительные соглашения с поставщиками техники.
В прошлом году власти Башкортостана сообщили о новом для пассажирского транспорта проекте — офсетном контракте. Такая форма взаимоотношений имеет выгодные стороны и для власти, и для бизнеса. Долгосрочный договор поставки со встречными инвестиционными обязательствами подразумевает, что инвестор открывает (расширяет) производство, а город или регион гарантирует, что будет покупать его продукцию в течение нескольких лет.
Госконтракт № 26Т/21 на приобретение троллейбусов, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по производству троллейбусов на территории Республики Башкортостан между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан и АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» был заключён 21 июля 2021 года
Сделка стоимостью 1,0048 млрд руб. должна была стать основным заказом развивающегося производства на 2022 год, подразумевая поставку для Минтранса Башкортостана до 31 августа 2022 года 45 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. При этом рекордным для УТТЗ пока что является 2020 год, когда предприятие выпустило 86 троллейбусов.
Поставку техники надлежало выполнить в троллейбусные депо Уфы (на ул. Адмирала Макарова, д. 19/1) и Стерлитамака (на ул. Кочетова, д. 26).
При этом предполагалось, что заказчик обеспечит приёмку и оплату товара за счёт средств бюджета Республики Башкортостан не позднее 30 сентября 2022 года из расчёта 22,33 млн руб. за единицу товара. Авансовый платёж по сделке не предусматривался.
Но к концу лета ни одного нового троллейбуса ни в Уфе, ни в Стерлитамаке не появилось, хотя завод продолжал работать, выполнив заказ на поставку пяти троллейбусов для Коврова, и получив заказы для Братска, Новокузнецка и Хабаровска.
Неизвестно, насколько и ранее завод был готов к выпуску крупной партии продукции с полной постоплатой, но в 2022 году и более крупные производства оказывались не в состоянии исполнить контрактные обязательства без авансовых платежей.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.09.2022 № 1155-р Минтрансу Башкортостана было разрешено внести изменения в офсетный контракт с АО «УТТЗ». Аванс установлен в размере 29% от суммы контракта. Срок исполнения инвестиционных обязательств по контракту продлён до 31 октября 2023 года, а срок поставки товаров по контракту — до 30 ноября 2025 года. Срок действия контракта продлён до 31 декабря 2025 года.
28 сентября дополнительным соглашением № 3 согласованные на республиканском уровне изменения внесены в контракт. Согласно ним, АО «УТТЗ» приступит к производству техники только в будущем году: все троллейбусы должны быть произведены не ранее 2023 года. 41 троллейбус надлежит поставить не позднее 31 декабря 2023 года, ещё по два — не позднее 31 декабря 2024 года и не позднее 31 декабря 2025 года. Аванс в размере 291,4 млн руб. АО «УТТЗ» должно получить в течение 30 дней с момента подписания допсоглашения к контракту.
Второй по численности населения город в России, сохранивший полноценные трамвайные и троллейбусные сети, активнее всех в этом году занимается вопросом обновления подвижного состава рельсового и безрельсового электротранспорта, имея на руках шесть действующих контрактов на поставку в общей сумме 286 троллейбусов и 192 трамвайных вагонов. Поставщики техники дорожат вниманием крупного заказчика, но и это обстоятельство не всегда позволяло в срок выполнить изначальные контрактные обязательства. Однако задержка с поставкой первых партий подвижного состава в рамках контрактов, хоть и привела к заключению дополнительных соглашений, включающих корректировки графиков поставки техники, но речи о переносе окончания исполнения контрактов на более поздние сроки не идёт. А поставщик белорусских троллейбусов и вовсе, уменьшив сначала поставку в первые месяцы исполнения контрактов, перенёс часть запланированных на 2023 год троллейбусов уже на этот год.
ООО «Автотехкомплект» по контракту от 11.01.2022 стоимостью 3,356 млрд руб. ответственно за поставку в Санкт-Петербург 97 троллейбусов с увеличенным автономным ходом БКМ-32100D «OLGERD» производства белорусского BKM Holding. Дополнительным соглашением от 30 мая график поставок скорректирован. Троллейбусный парк № 3 на ул. Седова, 7 получит в общей сложности 39 троллейбусов, а не 38, как планировалось. По первым 20 (включая два со стажёрскими кабинами) график исполнен. Поставка четырёх машин сдвинута с 2023 года на 30 ноября этого года, ещё 15 машин ожидаются в 2023 году: по шесть (включая одну стажёрскую) до 28 февраля и 31 марта, и ещё три — до 30 апреля 2023 года.
Поставки в троллейбусный парк № 6 на Аэродромной ул., 12 полностью передвинуты на 2022 год. Планы по сентябрь включительно остались прежними — 10 троллейбусов (один со стажёрской кабиной). Далее к 31 октября планируется восемь вместо семи троллейбусов (в том числе два вместо одного стажёрских), до 30 ноября — 14 вместо четырёх, и до 15 декабря должны прибыть последние 10 троллейбусов (вместо четырёх запланированных до 31 декабря). Ранее 17 троллейбусов планировалось поставить лишь в апреле-мае 2023 года.
Вместо девяти восемь машин получит троллейбусный парк № 1 на Ленинском просп., 140/2. До 31 января, как и планировалось, сюда должно прибыть шесть троллейбусов (включая один стажёрский), а к 28 февраля пополнение составит только две машины вместо трёх. Планы для Совмещённого трамвайно-троллейбусный парка на Гражданском просп. остались прежними: восемь троллейбусов (включая один стажёрский) до 30 июня 2023 г.
По контракту стоимостью 4,96174 млрд руб. на поставку 166 троллейбусов большого класса модели 5298-000010 «Авангард», заключённым СПб ГУП «Горэлектротранс» с ООО «Торговый дом Транс-Альфа», планировалась поставка 58 троллейбусов (в том числе пяти со стажёрской кабиной) до 31 августа этого года в троллейбусный парк № 1 на Ленинском просп., 140/2. Дополнительным соглашением № 3 от 30 мая к этому времени согласована поставка лишь 45 машин (из них четыре стажёрских), один троллейбус перенесён до 30 сентября, один стажёрский — до 31 октября, ещё по четыре машины надлежит поставить до 30 ноября и до 15 декабря этого года. Планы на 2023 год остались прежними: восемь машин до 31 января 2023 г. (в том числе одна стажёрская), ещё два троллейбуса — до 28 февраля.
Также остались без изменений графики поставки в троллейбусный парк № 2 на Арсенальной ул., 27, троллейбусный парк № 3 на ул. Седова, 7, троллейбусный парк № 6 на Аэродромной ул., 12 и Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк на Гражданском просп.
Поставки ретро-трамваев для трамвайного парка № 3 должна начаться только будущей весной. Но 27 СПб ГУП «Горэлектротранс» и АО «Сбербанк Лизинг» уже заключили дополнительное соглашение № 2 к контракту от 18.04.2022 стоимостью 12,85 млрд руб. на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) 54 трамвайных вагонов со 100% уровнем низкого пола, с экстерьером в ретро стиле и с вписыванием в кривую радиусом 14 метров (12 двухсекционных и 42 трёхсекционных). Инициировал изменение графика поставки производитель вагонов — завод «Уралтрансмаш». Если ранее планировалось, что первые шесть трёхсекционных двухкабинных низкопольных вагонов модели 71-431 «Коломна» надлежит поставить до 31 мая 2023 года, затем каждый месяц вплоть до 30 ноября 2023 года ещё по шесть таких же вагонов, то теперь темпы поставки будут увеличиваться постепенно. До 31 мая 2023 года должны быть готовы два вагона, до 30 июня —ещё четыре, до 31 июля — шесть вагонов, до 31 августа и до 31 сентября — по семь вагонов, до 31 октября и до 30 ноября 2023 года — по восемь вагонов.
Двухсекционные однокабинные низкопольные вагоны модели 71-421 «Петроградка», ранее планировавшиеся двумя партиями по шесть вагонов к 30 августа и к 30 сентября, теперь планируется поставлять в пять этапов: два вагона до 31 июля 2023 года, по три — до 31 августа и 30 сентября, и ещё по два — до 31 октября и до 30 ноября. Стоимость одного трёхсекционного вагона с учётом лизинговых платежей составит 246,333 млн руб., односекционного — 208,694 млн руб.
Контракт от 01.04.2022 на поставку 81 трамвайного вагона (23 двухсекционных односторонних и 58 трёхсекционных (20 односторонних и 38 двусторонних)) с ПК «Транспортные системы» допсоглашением № 4 от 24.05.2022 скорректирован. Дедлайн по первым семи двухсекционным трамваям для трамвайного парка № 7 на ул. Грибакиных, д. 3 вместо 31 мая перенесён на 5 сентября, вторая семёрка вместо 2 сентября отложена на 31 октября (три вагона) и 30 ноября (четыре вагона). Партия из девяти заключительных вагонов вместо единого срока 28 ноября 2023 года разделена на 31 октября (четыре вагона) и 30 ноября (пять вагонов).
Трамвайный парк № 8 на просп. Стачек, 114 должен был получить шесть трёхсекционных односторонних вагонов: три до 2 сентября 2022 года и ещё три до 28 ноября 2022 года. Скорректированный график предусматривает лишь три вагона до 31 октября этого года.
17 трёхсекционных односторонних вагонов вместо ранее планировавшихся 14 теперь предназначено для трамвайного парка № 7. Три из них должны быть поставлены до 31 октября, ещё по четыре — до 30 ноября этого и 31 января 2023 года, по три — до 28 февраля и 6 марта 2023 года. Изменена и этапность поставки 3 трёхсекционных двусторонних вагонов: 10 до 30 ноября этого года, по три до 31 января, 28 февраля, 6 марта и 30 апреля 2023 года, по четыре — до 31 мая, 5 июня, 31 июля и 31 августа 2023 года. Ранее поставка 10 вагонов планировалась к 28 ноября, ещё девяти — к 6 марта, 11 — к 5 июня и восьми — к 5 сентября 2023 года.
Однако в отношении поставок 2023 года в контракт добавлена ремарка о том, что ориентировочное количество вагонов и их цена будут определены по итогам применения формулы цены.
Не претерпел изменений график поставки трамваве по контракту стоимостью 6,9235 млрд руб. с ПК «Транспортные системы», предметом которого являются 57 вагонов (54 двухсекционных и три трёхсекционных). Большая часть контракта будет исполнена уже в этом году, до 30 ноября следующего года придут оставшиеся вагоны.
Вопросы производства нового подвижного состава для городского электрического транспорта обсуждались на состоявшихся 6 октября парламентских слушаниях в Госдуме и конференции в Общественной палате РФ, прошедшей 10 октября.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.