В Махачкале готовятся к транспортной реформе, пока что сократив троллейбусное движение

  • Павел Яблоков
    25 ноября 2022 г. — 17:40
    747
    Иллюстрация: 

    АиФ-Дагестан / dag.aif.ru

    «Город тысячи маршруток» — Махачкала — готовится к транспортной реформе. Уже начат переход на безналичную оплату проезда, готовятся мероприятия по закупке подвижного состава, реформе маршрутной сети и обновлению инфраструктуры электротранспорта. Пока же, в ожидании необходимых реформ, из-за отсутствия финансирования троллейбусы прекратили работать на линии, соединяющей Махачкалу с соседним городом Каспийском.

    Только ветер в проводах

    Одна из самых новых в России троллейбусная линия между Махачкалой и Каспийском протяжённостью 14 км одиночного пути построена в 2016 году. Регулярное движение по ней начато с 1 февраля 2017 года после завершения строительства тяговых подстанций и решения всех вопросов с энергопитанием. Первоначально между городами курсировал только продлённый маршрут № 3, но позднее к нему присоединился маршрут № 12. После продления маршрутов за городскую черту они стали межмуниципальными, получив новые трёхзначные номера и прописку в реестре межмуниципальных маршрутов Минтранса Республики Дагестан: № 3 официально стал № 327 «Махачкала (п. Ватан) — Каспийск (завод Дагдизель)», а № 12 № 326 «Махачкала (Автодорожный университет) — Каспийск (завод Дагдизель)». В действительности же старые номера из экипировки троллейбусов не исчезали. Однако изменённая административная принадлежность маршрутов повлияла на их работу в этом году.

    С 16 ноября 2022 года в связи с отсутствием финансирования выпадающих доходов МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» вынуждено прекратить деятельность по обслуживанию маршрута Махачкала — Каспийск, сообщил представитель Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства в телеграм-канале мэра Махачкалы Салмана Дадаева.

    По иронии судьбы, в начале этого года один из троллейбусов, работавших на маршруте № 326, отделение Банка России совместно с администрацией Махачкалы оформило в тематический «троллейбус финансовой грамотности»: на нём разместили информацию с просветительского сайта «Финансовая культура». Пассажиры рассказали, как правильно выбрать финансовую услугу, распознать кибермошенника, отличить финансовую пирамиду, сообщило РИА «Дагестан».

    Коллапса в транспортном сообщении между городами не произошло, хотя определённые затруднения есть. Пассажирские перевозки на направлении Каспийск — Махачкала выполняются шестью автобусными маршрутами, из которых пять (№№ 113, 126, 185, 273, 274) обслуживаются автобусами малого класса, и один (№ 100) — автобусами большого класса. Трасса маршрута № 100 полностью совпадает с троллейбусным № 3 (327). При этом сбои в работе автобусов вызваны отсутствием необходимого количества исправного подвижного состава. Поэтому, как сообщил всё тот же телеграм-канал мэра Махачкалы, Правительством Республики Дагестан принято решение о выделении ООО «Каспийское АТП» финансовых средств для технического обслуживания и восстановительного ремонта автобусов НЕФАЗ. 60 таких автобусов для региона приобрели в 2014 году. А в мае 2021 года в Махачкалу в качестве подарка из Москвы отправились 20 низкопольных автобусов ЛиАЗ-5292.21 и ЛиАЗ-5292.22.

    Троллейбусное сообщение между столицей республики и Каспийском было удобным для пассажиров из малоимущих слоев населения: стоимость проезда 15 руб. при оплате наличными, или 13 руб. при электронной оплате, в то время как проезд на маршрутном микроавтобусе между Махачкалой и Каспийском стоит 40 руб., а в маршрутках Махачкалы ещё в октябре прошлого года тариф повысили с 23 до 27 руб.

    Этой весной троллейбусное движение между Махачкалой и Каспийском уже прерывалось. С 15 апреля из-за повреждения подземного кабеля линия оказала обесточена. Поиск неисправности, выявленной в итоге на территории Каспийска, и её устранение заняли почти неделю: троллейбусы возобновили работу 21 апреля, свидетельствует газета «Молодёжь Дагестана». Затем ситуация повторилась 4-5 июля.

    Как прокомментировало сложившуюся ситуацию Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, на сегодняшний день кредиторская задолженность МУП «МТУ» составляет более 80 млн. руб., из них задолженность по заработной плате перед работниками предприятия — более 9 млн. руб. В этих условиях предприятие вынужденно прекратить обслуживание двух межмуниципальных маршрутов между городами Махачкала — Каспийск, до урегулирования вопроса субсидирования межмуниципальных троллейбусных маршрутов из бюджета РД. Исходя из прогнозируемого объема пассажиропотока на 2023 год, который составляет 1 200 000 пассажиров, действующего тарифа по межмуниципальным маршрутам в размере 15 руб. и экономически обоснованного тарифа на 2023 год в размере 43,6 руб., необходимый объем финансовых средств на восполнение выпадающего дохода предприятию по межмуниципальным маршрутам на 2023 год составляет 36,6 млн. руб. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан прорабатывается вопрос о выделения из республиканского бюджета в 2023 г. средств на восполнение выпадающего дохода предприятию для обслуживание маршрута Махачкала — Каспийск.

    Непростой год для троллейбусного предприятия

    К решению о прекращении работы на протяжённой линии в Каспийск троллейбусное предприятие подтолкнули другие предшествовавшие сложности. Как отмечают местные СМИ, сотрудникам задерживали выплату зарплаты, а в начале года на территории предприятия обнаружили крупную криптоферму.

    Помимо этого, почти год не работала центральная городская троллейбусная линия, часть которой попал в зону реконструкции ул. Коркмасова, где временно демонтировали контактную сеть. С 18 октября 2021 года:

    • встречно-кольцевые маршруты № 5 «МБОУ № 51 — МБОУ № 51» и № 6 «МБОУ № 51 — МБОУ № 51» временно закрыты;
    • маршрут № 12 (326) «Автодорожный институт — завод Дагдизель» продлён по ул. Магомедтагирова до ул. Маяковского;
    • маршрут № 3 (327) «пос. Ватан — завод Дагдизель» вместо части просп. Акушинского, ул. М. Гаджиева, ул. Толстова, ул. Коркмасова, ул. Дахадаева и просп. Гамзатова направлен по просп. Имама Шамиля и просп. Гамидова; из-за схожести с постоянной трассой маршрута № 12, он позднее стал обозначаться как № 12а;
    • маршрут № 8 «п. Ватан — просп. Имама Шамиля (путепровод)» не изменялся.

    С 6 сентября этого года после завершения реконструкции ул. Коркмасова на неё вернулись троллейбусы маршрутов №№ 5, 6 и 327 (3) прежними трассами. Обновлённая контактная сеть была заново смонтирована на новых опорах. А вот не использовавшеяся долгие годы в маршрутном движении линия по участку ул. Коркмасова от ул. Батырая до ул. Дахадаева, а также по самой ул. Батырая, была демонтирована.

    Троллейбусное движение в Махачкале открыто в 1973 году. Последний раз сократившийся втрое по сравнению со временами расцвета системы троллейбусный парк города обновлялся в 2018-2019 гг.: Правительство Москвы подарило 15 троллейбусов серии ЗиУ-682ГМ, а местные власти приобрели четыре новых троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард».

    Документом планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Махачкалы на 2020-2024 годы, изменённым постановлением городской администрации от 22.04.2022 № 264, планировалось в I квартале 2023 года продлить троллейбусный маршрут № 8 «п. Ватан — просп. Имама Шамиля (путепровод)» по просп. Имама Шамиля, ул. Хаджи Булача и просп. Петра I до кольца у Дома издательства. Учитывая, что контактной сети на ул. Хаджи Булача ранее не было, и изменение маршрута требует приобретения троллейбусов с увеличенным ходом, то можно предполагать, что в намеченный срок изменения не произойдут. Намеченные на IV квартал этого года установления магистральных автобусных маршрутов № М2 «ул. Магомедтагирова — просп. Имама Шамиля» и встречно-кольцевых №№ К1 и К2 «просп. Гамидова — микрорайон Махачкала-1» в связи с отсутствием необходимых автобусов большого класса тоже перенесутся на неопределённый срок.

    Маршрутки «как троллейбус»

    Троллейбусы Махачкалы первыми в регионе внедрили систему безналичной оплаты проезда. Произошло это летом 2020 года за счёт средств ООО «Социальные системы» компания выиграла открытый конкурс администрации Махачкалы. В соответствии с конкурсной заявкой оборудование приобретается и устанавливается за счет средств инвестора. Он в свою очередь получает определённый процент от оборота, сообщила газета «Молодёжь Дагестана» со ссылкой на источник в администрации города. Безналичный расчёт стал обходиться пассажирам на два рубля дешевле — 13 руб. вместо 15.

    Несмотря на обилие маршруток, троллейбусы крепко укоренились в местной транспортной культуре. Проходящий по основным городским улицам кольцевой маршрут «2 как троллейбус» (в реестре муниципальных маршрутов Махачкалы — «2тр»), получил своё название по троллейбусному маршруту № 2, отменённому в 2000-х годах из-за нехватки подвижного состава. Контактная сеть по его трассе полностью сохранена.

    Именно «2 как троллейбус» стал одним из первых в Махачкале автобусным маршрутом с безналичной оплатой проезда: на нём она заработала с декабря 2021 года. А самым первым в августе прошлого года стал маршрут № 25.

    С 20 августа этого года в маршрутных такси ООО «Современная транспортная система» заработали транспортные карты с двумя тарифами. Один из них пересадочный: для пользователей карты каждая вторая поездка, совершённая в течение 25 минут после первой оплаты, будет стоить вдвое дешевле — 13 руб. Второй, абонементный, тариф позволяет совершить 45 поездок в месяц за 999 рублей. Для пользователей этой карты стоимость проезда будет составлять 22 руб. Баланс карт можно пополнять несколькими способами, в том числе через приложение «Сбербанк Онлайн».

    Транспортные карты действуют в маршрутных такси с наклейкой «Оплата картой». Они работают на маршрутах №№ «2 как троллейбус», 12а, 14, 16, 22, 22а, 25, 30, 45, 61а, 69а, 143, сообщили «Дагестанские известия». В дальнейшем планируется подключение к системе и других компаний-перевозчиков.

    Помощь идёт

    Сложившееся положение с общественным транспортом в Махачкалинской агломерации в Дагестане не считают удовлетворительным. 23 октября под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан прошло первое заседание рабочей группы по подготовке и реализации проекта комплексной реформы общественного транспорта Махачкалинской агломерации.

    Сейчас в Махачкале действует 69 регулярных маршрутов. Их обслуживают около 1150 транспортных средств, преимущественно малого класса. Электротранспорт представлен 34 троллейбусами.

    Реализация подготовки комплексной реформы общественного транспорта Махачкалинской агломерации разделена на три этапа. Рабочая группа для подготовки и реализации проекта комплексной реформы общественного транспорта сформирована и утверждена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 11.10.2022 № 457-р. Проект дорожной карты по реализации комплексной реформы подготовлен и направлен в Минтранс РД на согласование. Осталось провести конкурсные процедуры по определению исполнителя научно-исследовательской работы по созданию транспортной модели, оптимизации маршрутной сети и актуализации документов транспортного планирования, включающую технико-экономическое обоснование модернизации инфраструктуры и обновления городского пассажирского электротранспорта. Все работы планируется завершить в III квартале 2023 года.

    Ещё в 2018 году в целях выработки стратегии развития системы городского общественного транспорта администрацией Махачкалы утверждена комплексная схема организации транспортного обслуживания населения (КСОТОН). В 2023 году запланирована её актуализация. Мероприятиями, помимо строительства необходимой транспортной инфраструктуры (транспортно-пересадочные узлы, отстойно-разворотные площадки, остановки и обособленные полосы движения), предусмотрено техническое перевооружение троллейбусного предприятия в предприятие смешанного типа (автобусно-троллейбусное).

    После актуализации и утверждения новой стратегии транспортного развития, администрацией Махачкалы будет утверждён Документ транспортного планирования регулярных перевозок, в рамках которого будут запланированы мероприятия в части маршрутной сети.

    В этом году заявка Махачкалы не получила достаточную рейтинговую оценку, заняв 28-е место в конкурсе для реализации мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Субсидии достались лишь 21 агломерации, таким образом Махачкала третий раз кряду потерпела неудачу. Учитывая, что нынешний отбор проводился сразу на три года вперёд 2022-2024, решено сделать ставку на участие в альтернативных федеральных проектах.

    С этого года Махачкала вошла в расширенный список участников федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», который предусматривает софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с закупкой троллейбусов, автобусов на газомоторном топливе, строительством, реконструкцией, текущим и капитальным ремонтом инфраструктуры городского электротранспорта.

    Участие города в нацпроекте позволит решить существующие проблемы. По укрупнённой оценке, реализация мероприятий по закупке пассажирского транспорта (троллейбусы и автобусы) и модернизации городского троллейбусного хозяйства потребует порядка 2,4 млрд руб., сообщил сайт Правительства Дагестана.

    В этом году в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Махачкала заняла 74-е место, несколько улучшив свои показатели: если раньше от конца таблицы город отделяли всего три места, то теперь — уже восемь.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Виды транспорта: