Транспортные реформы в январе. Часть 4: Набережные Челны, Ставрополь и Южно-Сахалинск

  • Павел Яблоков
    16 января 2025 г. — 23:12
    28
    Иллюстрация: 

    официальный сайт города Набережные Челны / nabchelny.ru

    TR.ru — Транспорт в России продолжает знакомить с наиболее заметными изменениями в работе общественного транспорта больших и крупных городов страны, произошедшими в январе. Сегодня — об изменениях в Набережных Челнах, Ставрополе и Южно-Сахалинске, которые пассажиры встретили без особого энтузиазма.

    В Набережных Челнах с 1 января все городские автобусные маршруты перешли под обслуживание муниципальным перевозчиком. При этом в городе ввели новую маршрутную сеть: количество обслуживаемых направлений сократилось в 1,5 раза. Московские разработчики новой сети предложили также перенумеровать все трамвайные маршруты города, расположив их в общем ряду вслед за автобусами, но это предложение не нашло поддержки у горожан. По итогам первых дней работы новой сети на улицы автограда вернулись и некоторые привычные автобусные номера. Безлимитные проездные на оба городских вида транспорта для смягчения негатива от разрыва беспересадочных связей планируют ввести с февраля.

    В Ставрополе из-за неудачно проведённых конкурсных процедур пассажиры с 1 января лишились трёх автобусных маршрутов. Возобновить их работу обещают «как только, так сразу» после нового подведения итогов закупок и заключения контрактов с новыми перевозчиками.

    В Южно-Сахалинске с 13 января в связи с низким пассажиропотоком сокращены некоторые рейсы рельсовых автобусов, запущенных в ноябре прошлого года по тактовому расписанию после строительства дополнительных разъездов на главной железнодорожной линии Сахалина. В результате дневной перерыв в движении поездов между утренними и вечерними часами пик увеличился, а количество «диаметральных» поездов сократилось на 13%.

    Набережные Челны

    В Набережных Челнах с 1 января ввели новую маршрутную сеть. Изменения в работе автобусов произошли на фоне возрождения муниципального автобусного парка и сокращения работы частных перевозчиков.

    С февраля 2020 года до апреля 2023 года все городские автобусные перевозки в Набережных Челнах выполнялись по регулируемым тарифам и исключительно ООО «Пассажирские перевозки», под флагом которого несколько лет назад объединились несколько индивидуальных предпринимателей на автобусах малого класса со своим автотранспортом. Срок действия договора истекал в начале января 2025 года, в связи с чем городская администрация заблаговременно уведомила перевозчика о том, что отношения между сторонами продлеваться не будут. Город решил полностью взять перевозки под контроль муниципального перевозчика.

    К началу осени в городе действовали 15 городских автобусных маршрутов, на которых работали 324 автобуса. За исключением 45 автобусов большого класса, приобретённых в 2021-2023 году и 46 машин, поступивших весной 2024 года, остальная автобусная техника была представлена микроавтобусами. Для решения назревших транспортных проблем в городе утвердили проект, получивший название «Оптимизация процесса обеспечения перемещения граждан общественным транспортом». В конце осени в Набережные Челны поступили ещё 44 автобуса, 7 декабря вышедшие на городские маршруты, после чего пассажирский автопарк МУП «Горкоммунхоз» стал насчитывать 135 автобусов. Последняя партия автобусов приобретена по программе лизинга АО «Государственная транспортная лизинговая компания» с привлечением средств Фонда национального благосостояния. Половину средств на приобретение автобусов выделил город, остальные средства будет оплачивать бюджет Республики Татарстан.

    Муниципальное автобусный парк в составе коммунального предприятия «Горкоммунхоз» возродили в 2023 году: до этого даже полученные в 2020 году старые автобусы из Москвы и в 2021 году новые «НефАЗы» сдавались в аренду «Пассажирским перевозкам». Кроме автобусов, в Набережных Челнах действует также 11 трамвайных маршрутов, по которым курсировали 73 единицы подвижного состава.

    В 2024 году из городского бюджета выделено 15,2 млн руб. на разработку проекта оптимизации схемы движения пассажирского транспорта города. В июне проведён аукцион и заключён контракт на проведение научно-исследовательских работ с московским НИИАТом. Ближе к концу года подготовлен итоговый документ с эффективной маршрутной сетью для городского пассажирского транспорта.

    4 декабря в Набережных Челнах представили обновлённую маршрутную автобусную сеть, которая основана на уже существовавших маршрутах. Все маршруты получили №№ с 1 до 10, при этом по всем ним, кроме маршрутов №№ 8 и 9 запланирована работа автобусов большого класса (на маршрутах №№ 8 и 9 планировалось под эгидой МУП «Горкоммунхоз» сохранить оставшихся частных перевозчиков с микроавтобусами):

    • № 1 «ул. Шамиля Усманова — просп. Мира — просп. Фоменко»;
    • № 2 «Тула-2 — Московский просп. — Корпорация Хайер» (только в одном направлении);
    • № 3 «Корпорация Хайер — Московский просп. — Тула-2» (только в одном направлении);
    • № 4 «ЗМА — Притяжение — ул. Шамиля Усманова» (только в одном направлении);
    • № 5 «Мясокомбинат — просп. Чулман — Корпорация Хайер»;
    • № 6 «ул. Шамиля Усманова — Притяжение — ЗМА» (только в одном направлении);
    • № 7 «Мясокомбинат — просп. Мира — Корпорация Хайер»;
    • № 8 «СПТУ-76 — Замелекесье — Элеваторная гора»;
    • № 9 «Сити Молл — ул. Раскольникова — просп. Чулман — Московский просп. — Замелекесье»;
    • № 10 «Мясокомбинат — просп. Сююмбике — Корпорация Хайер».

    Маршруты №№ 2 и 3, а также №№ 4 и 6 взаимно дополняют друг друга: их разделили в прямом и обратном направлениях для удобства ориентирования пассажиров, так как на их трассах немало заездов и самопересечений.

    Также 4 декабря в Набережных Челнах в рамках обсуждения обновленной маршрутной сети городская администрация представила и изменения в нумерации трамвайного транспорта. Разработчики сети (московский НИИАТ) предложили сделать сквозную нумерацию обоих видов транспорта, при этом автобусам отвели младшие номера, а все трамваи предложили расположить вслед за ними с двухзначными номерами. При этом трассы трамвайных маршрутов менять не стали.

    • трамвайный маршрут № 2 должен был получить № 20;
    • маршрут № 3№ 23;
    • маршрут № 4№ 24;
    • маршрут № 5№ 25;
    • маршрут № 6№ 16;
    • маршрут № 7№ 27;
    • маршрут № 8№ 17;
    • маршрут № 9№ 19;
    • маршрут № 10№ 18;
    • маршрут № 11№ 21;
    • маршрут № 12а№ 22.

    Предложения от горожан по изменённым маршрутам принимались до 10 декабря. А 27 декабря Исполнительный комитет Набережных Челнов провёл конференцию, на которой были представлены 10 обновлённых автобусных маршрутов, пришедших на смену прежней сети из 15 направлений. Всего от горожан пришло порядка 2,5 тыс. обращений. От перенумерации трамвайных маршрутов решили отказаться. Схемы движения были презентованы в социальных сетях и СМИ. В праздничные дни до 8 января включительно сотрудники МУП «Горкоммунхоз» в автобусах и на остановках общественного транспорта раздавали жителям города буклеты с обновлёнными схемами маршрутов.

    С 1 января начали работу обновлённые маршруты:

    • № 2 «Тула-2 — Московский просп. — Корпорация Хайер» (только в одном направлении);
    • № 3 «Корпорация Хайер — Московский просп. — Тула-2» (только в одном направлении);
    • № 4 «ЗМА — ул. Раскольникова — Притяжение — ул. Шамиля Усманова» (только в одном направлении)»;
    • № 5 «Мясокомбинат — просп. Чулман — Корпорация Хайер»;
    • № 6 «ул. Шамиля Усманова — Притяжение — ул. Раскольникова — ЗМА» (только в одном направлении);
    • № 7 «Мясокомбинат — просп. Мира — ул. Шамиля Усманова»;
    • № 8 «Элеваторная гора — Автостанция — СПТУ-76»;
    • № 9 «ул. Раскольникова — Московский просп. — Замелекесье»;
    • № 10 «Мясокомбинат — просп. Сююмбике — Корпорация Хайер»;
    • № 13 «просп. Фоменко — просп. Мира — Корпорация Хайер».

    Таким образом, в городе с наступлением 2025 года прекратили работу автобусные маршруты №№ 1, 26, 27, 42, 43. По сравнению с первоначальным вариантом маршрутной сети, отказались от маршрута № 1, который вместо Московского просп. хотели перенаправить по просп. Мира, и решили оставить работать маршрут № 13. Сама система нумерации стал менее стройной. А в сторону ул. Шамиля Усманова вместо «Корпорации Хайер» направили маршрут № 7, фактически переименовав в него прежний маршрут № 22.

    По результатам первых дней работы маршрутов Исполнительным комитетом города рассмотрены обращения в СМИ, соцсетях и письменных предложениях с учётом обращений и практикой работы на городских автобусных маршрутах с 1 по 12 января, с 13 января в трассы некоторых из них внесены изменения:

    • односторонний маршрут № 4 «ЗМА — просп. Чулман — Притяжение — просп. Мира —— ул. Шамиля Усманова» после просп. Мира вместо просп. Чулман направлен по Автозаводскому просп., Московскому просп., просп. Абдурахмана Абсалямова, ул. Абдулы Алиша и ул. Татарстан до ул. Шамиля Усманова;
    • односторонний маршрут № 6 «ул. Шамиля Усманова — Московский просп. — просп. Мира — Притяжение — просп. Чулман — ЗМА» начинает движение от остановки «ул. Шамиля Усманова», далее заезжает следует по ул. Татарстан, ул. Абдулы Алиша; просп. Абдурахмана Абсалямова, Московскому просп., Автозаводскому просп., просп. Мира, далее прежней трассой;
    • маршруту № 7 «Мясокомбинат — просп. Мира — ул. Шамиля Усманова» возвращён более привычный пассажирам № 22;
    • маршруту № 13 «просп. Фоменко — просп. Мира — Корпорация Хайер» вместо Московского просп. и части просп. Абдурахмана Абсалямова восстановлен через ул. 40 лет Победы и часть просп. Яшьлек;
    • восстановлен маршрут № 26 «ул. Шамиля Усманова — просп. Вахитова — просп. Мира —Замелекесье», но по изменённой схеме: теперь он закольцован и вместо остановки «Мясокомбинат» в Замелекесье доезжает только до остановки «ДК "Энергетик"», далее по ул. Гостева доезжает до просп. Фоменко — трасса в Замелекесье проложена кольцом в направлении, противоположном маршруту № 13.

    13 января на аппаратном совещании мэр города Наиль Магдеев сообщил, что и эта схема маршрутов — не окончательная, в первом квартале 2025 года будет сформирован окончательный вариант. С 1 января принимаются обращения горожан и по ним принимаются оперативные решения.

    После получения последней партии техники в муниципальном парке насчитывается уже 135 автобусов. Город стремится к тому, чтобы довести количество больших автобусов до 200. Наличие разработанной НИИАТом маршрутной сети даёт городу право участвовать во всех федеральных и республиканских программах.

    Сокращение количества автобусных маршрутов в полтора раза привело к разрыву многих беспересадочных связей, что также вызвало недовольство горожан. При этом с 1 января стоимость поездки в автобусах и трамваях выросла с 35 до 40 руб. Поэтому 10 января в рамках пресс-конференции по обсуждению обновлённой маршрутной сети города руководитель Исполнительного комитета Набережных Челнов анонсировал запуск с 1 февраля проездных билетов на все виды транспорта.

    Стоимость ранее действовавших безлимитных проездных для поездок на одном виде транспорта (трамвай или автобус) по-прежнему составит 2400 руб. Объединённый проездной с безлимитными поездками и на автобусе, и на трамвае будет стоить 3600 руб., сообщило Управление информационной политики и по связям с общественностью городской администрации. Таким образом, окупить его можно будет только совершив 90 и более поездок в месяц на наземном транспорте, в то время как эксперты при вводе пересадочной модели рекомендуют устанавливать стоимость безлимитных проездных исходя из стоимости 50 разовых поездок. Однако на 50 поездок в месяц в Набережных Челнах будет действовать отдельный проездной билет, и он будет стоит 1800 руб. С его использованием выгоду получат те, кто совершит более 45 поездок.

    Ставрополь

    В Ставропольском крае в очередной раз не смогли справиться с дедлайнами. В прошлом году город не смог получить троллейбусы для обновления парка ГУП «Крайтранс» и запуска трёх маршрутов с участками автономного года. Сначала уже заключённый контракт на поставку 45 троллейбусов с увеличенным автономным ходом пришлось расторгнуть в связи с нарушением сроков поставки техники. А желающих исполнить контракт по объявленному в ноябре аукционе на поставку крупной партии в сжатые сроки (до 25 декабря этого года) не обнаружилось.

    Январь запомнится ставропольцам как месяц, вынужденно проведённый без нескольких городских маршрутов автобусных — для них не сумели заключить контракты, хотя и объявляли отбор перевозчиков.

    31 декабря 2024 года истекал срок действия контрактов на обслуживание четырёх городских маршрутов Ставрополя, работающих по регулируемым тарифам. В связи с этим в начале декабря областное Министерство дорог, транспорта и связи, которому несколько лет назад были переданы полномочия по организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам Ставрополя, объявило серию аукционов. При достаточно скромных суммах начальных цен нетто-контрактов претенденты в ходе торгов «ушли в минус» на несколько миллионов рублей, номинально выразив готовность самим заплатить за право заключения с ними контракты на право обслуживания маршрутов. Однако в последующем, поразмыслив, предприниматели от заключения контрактов уклонились. Времени на проведение повторных торгов у областного Миндора не осталось.

    В связи с этим 27 декабря Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края было вынуждено признаться в том, что в январе 2025 года маршруты №№ 13, 14 и 46 будут временно приостановлены.

    Как отметило транспортное ведомство, в результате проведения электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам №№ 13, 14 и 46 участниками торгов было проведено намеренное падение цены контракта, что говорит об искусственном занижении ценовых предложений. Тем самым проведение аукциона было сорвано. По этой причине, а также в результате поданного обращения от физического лица в краевое УФАС по вопросу оформления аукционной документации, подведение итогов электронных аукционов перенесено: протоколы, составленные в ходе осуществления закупки, отменены, а сроки подачи заявок продлены на январь 2025 года.

    Работа маршрутов может быть возобновлена после проведения повторных электронных аукционов. Для закрытия потребности в общественном транспорте с 1 января 2025 года усилены альтернативные автобусные маршруты:

    • №№ 12 и 13м — до момента заключения контракта по маршруту № 13;
    • №№20 и 52 — до момента заключения контракта по маршруту № 14;
    • №№ 8 и 15 — до момента заключения контракта по маршруту № 46.

    Конкурсные процедуры признаны состоявшимися только по маршруту № 10, где новый перевозчик ООО «Дорсельмаш» приступил к перевозке пассажиров с 1 января 2025 года, заплатив в бюджет региона 1,5 млн руб. при начальной цене контракта в 228,7 тыс. руб.

    Всего по регулируемым тарифам в Ставрополе работает 25% маршрутной сети — шесть троллейбусных и 11 автобусных маршрутов. Таким образом, в январе сеть, обслуживаемая по регулируемым тарифам, сократилась более чем на 17%.

    9 января Миндор Ставропольского края сообщил об окончании срока подачи заявок по маршрутам №№ 13 и 14 — после завершения аукциона с победителями будут заключены контракты. Об объявлении нового аукциона по маршруту № 46 ведомство сообщило 13 января. В случае успешного проведения аукциона контракт с перевозчиком будет заключён после 20 января.

    Южно-Сахалинск

    В Южно-Сахалинской агломерации в 2024 году для запуска дополнительных рельсовых автобусов были построены два разъезда Луговое и Большая Елань на основной однопутной железнодорожной линии острова.

    Развитие инфраструктуры позволило со 2 ноября 2024 года запустить движение рельсовых автобусов по новому тактовому расписанию, увеличив более чем вдвое количество поездов, соединяющих северную и южную окраины города между собой и с центральным вокзалом. «Пассажирская компания “Сахалин”» по результатам опроса жителей организовала движение рельсобусов РА-3 «Орлан» с интервалом 35 минут в часы пик по рабочим дням.

    В сквозном сообщении между Христофоровкой и Новоалександровкой стало курсировать 10, а в обратном направлении — 12 поездов по рабочим дням, включая более длинные рейсы до/от Долинска или Корсакова. А с учётом рейсов до/от Южно-Сахалинска частота движения рельсобусов на участке Христофоровка — Южно-Сахалинск — Новоалександровка составляет от 14 до 17 поездов в одном направлении. По выходным дням движение в Южно-Сахалинской агломерации представлено только тремя парами поездов Южно-Сахалинск — Корсаков и тремя Южно-Сахалинск — Долинск.

    Стоимость проезда в рельсовых автобусах Южно-Сахалинской агломерации унифицирована со стоимостью проезда в городских автобусах. Кроме этого, действуют бесплатные пересадки в течение 45 минут. Такие меры вкупе с благоустройством транспортно-пересадочных узлов способствовали привлечению пассажиропотока на «беспробочную» железную дорогу.

    Однако не все надежды транспортников оправдались. Спустя два месяца после запуска тактового усиленного движения ПК «Сахалин» 10 января сообщила о том, что с 13 января в связи с низким пассажиропотоком временно приостанавливается курсирование трёх поездов и ещё трём сокращены маршруты следования:

    • № 6803 Христофоровка — Новоалександровка (отпр. 9:32, приб. 10:24) укорочен до ст. Южно-Сахалинск (приб. 9:57);
    • № 6804 Новоалександровка — Южно-Сахалинск (отпр. 11:08, приб. 11:23) отменён;
    • № 6704 Новоалександровка — Христофоровка (отпр. 9:58, приб. 10:37) укорочен до ст. Южно-Сахалинск (приб. 10:13);
    • № 6705 Христофоровка — Южно-Сахалинск (отпр. 11:31, приб. 11:54) отменён;
    • № 6904 Южно-Сахалинск — Христофоровка (отпр. 14:20, приб. 14:43) отменён;
    • № 6905 Христофоровка — Новоалександровка (отпр. 15:59, приб. 16:41) следует от ст. Южно-Сахалинск (отпр. 16:22).

    На участке Новоалександровка — Южно-Сахалинск количество поездов в будни сокращено с 16 до 15 в прямом направлении и с 15 до 14 в обратном

    На участке Южно-Сахалинск — Христофоровка количество поездов в будни сокращено с 14 до 12 в прямом направлении и с 16 до 14 в обратном.

    В сквозном сообщении между Христофоровкой и Новоалександровкой стало курсировать восемь вместо 10 поездов, а в обратном направлении — 11 вместо 12 поездов по рабочим дням, включая более длинные рейсы до/от Долинска или Корсакова. При этом перерыв в движении «диаметральных» поездов от Христофоровки увеличился с 6 ч. 27 мин. до 8 ч. 12 мин. (с 8:22 до 16:34), а от Новоалександровки — с 5 ч. 16 мин. до 5 ч. 51 мин. (с 9:23 до 15:14).

    От ст. Новоалександровка в направлении Южно-Сахалинска дневной перерыв в движении поездов увеличен с 4 ч. 6 мин до 4 ч 26 мин., а по станциям Луговое и Южно-Сахалинск-Грузовой, где не останавливается поезд № 6304 Поронайск — Южно-Сахалинск — с 4 ч. 6 мин. до 5 ч 16 мин. От Южно-Сахалинска в сторону Новоалександровки дневной перерыв вырос с 3 ч. 41 мин. до 4 ч. 51 мин. От ст. Христофоровка в направлении Южно-Сахалинска дневной перерыв в движении поездов увеличен с 4 ч. 28 мин до 5 ч 38 мин., а от Южно-Сахалинска в сторону Христофоровки —  дневной перерыв вырос с 4 ч. 06 мин. до 5 ч. 16 мин.

    Ранее в январе благодаря вводу единых городских тарифов расширена роль пригородных поездов в обслуживании Владивостока, Уфы и Ярославля. В Нижнем Новгороде и Махачкале автобусные перевозки поэтапно переводят на регулируемые тарифы, при этом в столице Приволжья также открыли трамвайный маршрут. А в Сыктывкаре открыли четвёртый магистральный автобусный маршрут. В Магнитогорске и Нижнем Тагиле продолжают увеличивать роль возрождённых муниципальных автобусных парков, а в Самаре при переходе на новые контракты обновили часть городских автобусов.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)