Снова осень, зима и весна. Снова «Магистраль». Часть 2 – что мешает проекту быть успешнее?

  • Павел Яблоков
    13 мая 2018 г. — 22:00
    2363
    Иллюстрация: 

    автора

    Уже третий год подряд в октябре в центре столицы массово меняются маршруты общественного транспорта. Полтора года назад это явление обрело имя – проект «Магистраль». К сожалению, многие недостатки проекта не только не ликвидируются, но и продолжают тиражироваться дальше. А ситуация с наземным транспортом в Москве остаётся настолько непростой, что даже такой важный имиджевый проект был запущен с дефицитом в несколько десятков автобусов. Это уже отразилось не в лучшую сторону на интервалах движения многих маршрутов.

    О том, какие маршруты изменились при старте второго сезона «Магистрали», TR.ru подробно рассказал в первой части материала, вышедшей несколько месяцев назад. Выход второй части о проблемных сторонах проекта по ряду причин пришлось отложить «в долгий ящик». Зато появилась возможность уйти от сиюминутных впечатлений. Ниже приведена оценка ситуации, которая во многих аспектах на протяжении уже нескольких месяцев казалась довольно стабильной.

    «Пилотный проект»

    Проект «Магистраль» получил жизнь именно после того, как ситуацию с перевозками в центре ухудшили максимально. С 1 октября 2015 года изменили троллейбусные маршруты №№ 2, 3, 12, 16, сократив их трассы, а также автобусные №№ 05 и 015 (255). Общеcтвенный транспорт покинул Малую Дмитровку. Беспересадочной связи с Лубянкой и Китай-городом лишились Кутузовский проспект и Новый Арбат. Волоколамское шоссе утратило связь с Тверской улицей и Кремлёвским кольцом, а Нижегородскую улицу разлучили с районом станции метро «Кропоткинская».

    Со 2 мая 2016 года были разорваны ещё несколько беспересадочных связей после укорачивания троллейбусных маршрутов № 33 и – ещё раз – № 12. Усиленный маршрут автобуса № 12ц, в отличие от троллейбуса, охватывал только начало Ленинградского проспекта. А связь более далёких от центра остановок с Тверской улицей и Кремлёвским кольцом оказалась прервана. К Кремлёвскому же кольцу без пересадки не смогли попасть и пассажиры с большинства остановок на Ленинском проспекте, пользовавшиеся маршрутом № 33. Ведь заново сформированный «компенсационный» маршрут автобуса № 144ц проходил по проспекту в полуэкспрессном режиме.

    С такой предысторией восстановление хотя бы нарушенных связей уже было бы достижением. Но первый сезон «Магистрали» пошёл куда дальше.

    «Магистраль»: сезон первый

    Общественный транспорт вернулся на улицы, с которых его «попросили» ещё в 80-х—90-х годах прошлого века. Была введена встречная выделенная полоса для общественного транспорта на Кремлёвском кольце и ещё несколько более коротких участков для приоритетного движения маршрутных транспортных средств. На двух перекрёстках с Садовым кольцом исключительно для автобусов восстановлено сквозное движение по радиальным направлениям. После многолетнего застоя и тихого отступления с позиций, занимаемых когда-то маршрутным транспортом — это было похоже на фантастику.

    В прямом смысле добавило красок к этой картине разделение маршрутов на три класса – «магистральные», «районные» и «социальные». Их номера на остановках и подвижном составе стали обозначаться разным цветом. Большинство «магистральных» маршрутов получило номера в отдельной линейке с префиксом «м»: «м1», «м2» и т.д. Если все «районные» номера обрели подсветку голубого цвета, а «социальные» – розового, то «магистральные» окрасили в разнообразные цвета – в основном по направлениям линий метро, вдоль которых они проходят. Новые номера дали шестнадцати автобусным и троллейбусным маршрутам.

    Самих маршрутов в центре стало больше – некоторые из них были специально продлены внутрь Садового кольца.

    Стартовала «Магистраль» 8 октября 2016 года. Но уже спустя две недели плановые интервалы на нескольких маршрутах выросли. Пересмотр расписаний позволил улучшить их соблюдение. Дальше вместо привлечения на маршруты «Магистрали» дополнительных автобусов и троллейбусов транспортники пошли по пути уменьшения частоты движения.

    В ноябре 2016 г. в последний момент по «нетехническим» причинам было отменено возвращение троллейбусов «магистрального» маршрута «Б» на восстановленную после летней реконструкции линию по Садовому кольцу. Здесь продолжили ходить автобусы.

    С 12 декабря 2016 г. увеличены интервалы и сокращены часы работы на «магистральном» маршруте № м1 – одном из нескольких участвовавших в рекламной кампании «Магистрали» со слоганом «С Тверской на Ленинский каждые 8 минут». Минимальный интервал движения стал составлять 10 минут.

    В феврале 2017 г. у нескольких маршрутов изменился режим работы, а трассы двух районных маршрутов продлили в сторону МЦК.

    С 1 апреля 2017 г. заработала встречная выделенная полоса на Воздвиженке.

    К своему полугодию «Магистраль» пришла с уже сформировавшимся набором нерешённых проблем – как старых, так и новых. Возможно, именно они повлияли на то, что по результатам исследования компании «Яндекс» наземный транспорт в центре Санкт-Петербурга оказался востребован больше, чем в Москве.

    В мае-июне 2017 г. внимание к «Магистрали» ослабло настолько, что с её маршрутов стали снимать автобусы в пользу более актуальных задач. В том числе — для замещения троллейбусных маршрутов, которых в проекте к исходу первого сезона осталось вдвое меньше, чем в начале.

    К новому сезону «Магистрали» опять нашлось, в чём необходимо навести порядок.

    «Магистраль»: сезон второй

    Он получил условное название «Магистраль 2» или «Магистраль 2.0». Хотя принципиально новых приёмов использовано в этот раз почти не было – в основном, происходило тиражирование зарекомендовавших себя «фишек» проекта.

    Получила дальнейшее развитие центральная конечная остановка автобусов у станции метро «Китай-город». Ко второму сезону она облагородилась до нескольких посадочных перронов, у которых появилось достаточно места для кратковременного отстоя между рейсами на маршрутах, столь необходимого для выравнивания интервалов диспетчерами – раньше машины фактически подпирали друг друга в очереди. Пассажиры получили возможность коротать время под навесами.

    Свободно здесь почувствовали себя даже автобусы особо большого класса («с гармошкой»).

    Два радиальных «магистральных» маршрута были преобразованы в диаметральные – маршрут № м2 отправился соединять Кутузовский проспект и Новый Арбат со Сретенкой, проспектом Мира и Рижским вокзалом. А маршрут № м7к под новым № м27 связал Таганку и Нижегородскую улицу с Новым Арбатом, Кутузовским проспектом и парком Победы.

    Маршрут № м7, в свою очередь, стал полуэкспрессом. Тем самым, последовательного в нумерации магистральных полуэкспрессных маршрутов стало ещё меньше: помимо традиционной «900-й» серии, в которой маршрут № 904 доходит аж до Китай-города, к ним относятся маршруты № 144 и м7.

    Многие остановки были передвинуты ближе к вестибюлям метро: «Октябрьская»-кольцевая — в сторону МКАД, «Добрынинская» — на Люсиновской улице, «Красные ворота» — на внутренней стороне Садового кольца.

    Появились и новые остановки: на площади Тверская застава, у метро «Баррикадная» на Баррикадной улице, на встречной выделенной полосе по Сретенке и Большой Лубянке, у метро «Серпуховская» в сторону МКАД на Люсиновской улице, на участках Садового кольца, где «Букашку» вытащили из тоннелей, и другие.

    Самая труднопересекаемая дорога центра – Садовое кольцо – расступилась для общественного транспорта ещё в нескольких местах. Появился поворот с внешней стороны кольца к Павелецкому вокзалу у метро «Павелецкая», автобусам разрешили пересекать Калужскую площадь по боковым проездам Садового кольца.

    Несколько изменился подход к организации перевозок. На новогодних праздниках перекрывалось движение по нескольким улицам центра. Вместо обычного простого сокращения маршрутов до закрытых участков, транспортники подошли к вопросу организации перевозок творчески, «сшив» получившиеся обрезки между собой. Появились временные альянсы маршрутов «м1+м27» и «м1+м3».

    С 1 января на нескольких маршрутах «Магистрали» (№№ 144, 903, 904, м7 и м10) были отключены турникеты и разрешена посадка во все двери, что ощутимо сократило время в пути.

    Тишина до последнего момента — как традиция

    О том, что новые трассы и остановки вот-вот появятся у многих маршрутов, наиболее продвинутые пассажиры знали за несколько недель до изменений. Ещё в середине сентября все желающие могли ознакомиться со схемой маршрутов «Магистрали», вводимой в октябре 2017 года, на пересадочном узле «Китай-город». Однако точная дата ввода изменений не называлась до последнего момента. Настолько последнего, что менее чем за сутки до запуска маршрутов официальная страница «Магистрали» на сайте Москвы по-прежнему сообщала:

    «Осенью 2017 года сеть «Магистраль» получит новое развитие: москвичам откроются новые возможности для быстрого и комфортного передвижения по центру. Трассы магистральных маршрутов станут удобнее, увеличится протяжённость выделенных полос, впервые в центре Москвы появятся благоустроенные транспортные узлы, на остановках будут оборудованы павильоны нового поколения. Обновлённые маршруты будут запущены после завершения работ в рамках благоустройства центральных улиц, установке новых светофоров, ввода изменений организации движения на перекрёстках. Самая подробная информация обо всех изменениях и дата ввода будут опубликованы позднее, следите за обновлениями на нашем сайте. Приятных вам поездок!»

    В районе 14 часов дня, предшествующего перезапуску «Магистрали», сайт проекта всё-таки обновили. А около 17 часов информация об изменениях маршрутов появилась и на сайте «Мосгортранса».

    Несмотря на то, что в этом году у «Магистрали» было больше времени на подготовку, ситуация с информированием даже ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Тогда сайт Москвы поведал горожанам о предстоящих изменениях за четыре дня до запуска маршрутов.

    Согласно «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённым постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, изменения, внесённые в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию.

    «Но трамвай не едет пока»

    Маршрутное транспортное средство движется по крайней левой полосе. Обычные автомобили на эту полосу стараются не выезжать. В местах остановок прямо посереди проезжей части оборудованы посадочные площадки. Это – трамвай? Ещё недавно такое описание подходило только для этого вида транспорта. Но в центре Москвы с запуском второго сезона «Магистрали» по такой схеме поехал …автобус. На Сретенке, Большой Лубянке и Солянке попутные выделенные полосы для автобусов проложены «по-трамвайному», в левом ряду. В первый год работы «Магистрали» таких участков не было.

    Было бы интересно узнать, как смотрелись бы в такой обстановке троллейбусы – но, увы, контактная сеть этого вида транспорта демонтирована на этих улицах летом 2017 г. Внутри Садового кольца осталось только две работоспособные троллейбусные линии – на Большой Полянке и Большой Якиманке, смыкающиеся в районе Болотной площади.

    Усовершенствования затронули и единственную в последние полвека трамвайную линию в центре города – Бульварную. Здесь были обособлены полосы для движения трамваев — разметкой либо бордюрами. А на остановках появились посадочные платформы.

    К сожалению, иных трамвайных успехов внутри или вблизи Садового кольца не произошло. Остался нетронутым вплотную прилегающий к зоне работ по «Моей улице» участок на Павелецкой площади, где со времён ремонта трамвайных путей 2013-2014 годов остались заделы для поворота со стороны Новокузнецкой улицы к Кожевнической и обратно. Для трамваев, следующих с Бульварного кольца, путь по Дубининской улице к Даниловскому монастырю так и остался остался безальтернативным.

    Выделенные полосы

    Во втором сезоне «Магистрали» введены новые выделенные полосы, важнейшей из которых является встречная полоса на Большой Лубянке и Сретенке. Движение в этом направлении отсутствовало полтора десятка лет. Остальные участки оказались более локальными.

    С 7 октября 2017 г. заработали следующие полосы:

    • встречная выделенная полоса на пл. Тверская Застава от 1-й Тверской-Ямской ул. до 1-й Брестской ул.;
    • на Лубянской пл., ул. Б. Лубянка и ул. Сретенка – попутная из центра и встречная;
    • на Садовническом пр.;
    • на ул. Пречистенка;
    • на Боровицкой пл. для выезда маршрута № м3 с ул. Волхонка на Моховую ул.

    Ввод большинства новых выделенных полос в центре пришлось отложить на месяц после запуска маршрутов – необходимо было закончить работы по благоустройству центральных улиц.

    С 13 ноября 2017 г. полосы стали функционировать в следующих местах:

    • на Славянской площади и прилегающих участках Кремлёвского кольца (Старая пл., Новая пл., Лубянский пр.);
    • в Соймоновском проезде (от ул. Остоженка в сторону Пречистенской наб. до разворота к ул. Волхонка) и на пл. Пречистенские Ворота перед вестибюлем станции метро «Кропоткинская» (от ул. Волхонка до ул. Пречистенка);
    • на пл. Сретенские Ворота между ул. Б. Лубянка и ул. Сретенка;
    • на небольших участках Садового кольца (ул. Коровий Вал, ул. Крымский Вал, Житная ул., ул. Зацепский Вал, Валовая ул., Садовая-Триумфальная ул., Самотёчная пл., ул. Земляной Вал);
    • на просп. Мира (от Садового кольца до Крестовского путепровода)

    В городе научились извлекать пользу даже из планировочных ошибок. Оказавшийся негабаритным съезд из тоннеля Садового кольца на Калужскую площадь перекрыли для автомобилей, а освободившаяся полоса была переразмечена под движение автобусов в противоположном направлении.

    Последним введённым на данный момент участком выделенных полос для «Магистрали» 3 мая 2018 г. стал отрезок на Большой Серпуховской улице вдоль сквера у памятника Алишеру Навои. Он стал использоваться для разворота автобусных маршрутов №№ 41, 700, т71, 907. Предусмотренный здесь проектом реконструкции Садового кольца разворот троллейбусов, который пригодился бы как минимум для оперативных укорачиваний маршрута № 8, строится крайне низкими темпами.

    Так и не получили даже во втором сезоне пассажиры выделенных полос по Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицам, а также по всему Садовому кольцу (хотя узкими для выделения приоритетных участков под движение общественного транспорта эти транспортные коридоры назвать нельзя). Нерешённые вопросы по этим важным дорогам тянутся годами. Так, Садовое кольцо в адресный перечень выделенных полос было включено ещё 27 сентября 2011 г., когда было принято соответствующее Постановление Правительства Москвы № 453-ПП.

    Отсутствие многих необходимых выделенных полос привело к тому, что Москва оказалась в рейтинге российских городов по этому показателю лишь на четвёртом месте (по версии проекта buslanes.ru).

    Указатели и лайтбоксы: фальстарт и отставание

    Поскольку объём работ для старта второго сезона «Магистрали» был большим, строители что-то успевали сделать сильно заранее, а где-то, напротив, отставали.

    Глядя на эту симпатичную остановку у метро «Октябрьская», сложно поверить, что до появления первых автобусов у неё осталось ещё почти два месяца – фото сделано 15 августа 2017 г., а изменение маршрутов произошло 7 октября.

    Тем не менее, таких «ловушек» в виде посадочных терминалов, весьма похожих на действующие, пассажирам довелось увидеть немало.

    Местами ещё не введённые остановки выглядели настолько убедительно, что уже начинали привлекать пассажиров, как эта остановка у станции метро «Добрынинская».

    Однако настоящая остановка ещё несколько недель находилась заметно дальше, а предупредить пассажиров о «ловушке» пытались подручными средствами.

    Хотя, при желании, преждевременно появившуюся информацию можно было бы временно заклеивать.


    В других местах, напротив, не успели к запуску «Магистрали». Остановочные павильоны в сквере площади Тверская застава стали монтировать уже после изменения маршрутов.

    Сложности возникали и с обновлением ранее установленных остановок. Наиболее красивые лайтбоксы поддавались обновлению хуже всего. 13 октября, на шестой день работы маршрута № м27, информация о нём по-прежнему не значилась на светящемся указателе остановки «Метро "Библиотека им. Ленина"». На установленном позади него менее технологичном «флажке» маршрут уже появился.

    Отстают по обновлению лайтбоксы и относительно настраиваемых электронных табло. Так произошло при продлении маршрута № Т78 до Тверской Заставы.

    Даже в феврале можно было встретить упоминания на остановочных лайтбоксах о маршруте № 132, который с 7 октября превратился в С12.

    Хотя там, где хотели ситуацию оперативно исправить, всё было хорошо.

    Порой даже на двух соседних лайтбоксах разных конструкций может оказаться противоречивая информация, как это произошло при продлении маршрута № Т78 до Тверской Заставы.

    Действующий без сбоев алгоритм обновления лайтбоксов, увы, до сих пор не найден. Над методикой ещё предстоит поработать. Информация об изменениях в любом случае должна быть доступной для пассажиров раньше свершения самих изменений. В то же время им должны быть видны и чёткие указания о том, с какого числа вводятся эти перемены.

    «м» значит «магистральный», «т» значит «районный»?

    Ко второму сезону «Магистрали» внутри Садового кольца осталось лишь две работоспособные троллейбусные линии, смыкающиеся в районе Болотной площади, – по Большой Полянке и Большой Якиманке.

    Популярные линии «магистральных» троллейбусных маршрутов №№ м7, м7к и м8, шедшие к Лубянке, пришли в негодность и были демонтированы летом 2017 года, а их «домашние» троллейбусные парки закрылись. А линию маршрута № 13 по Цветному бульвару отрезали от основной сети в ходе благоустройства северного участка Садового кольца.

    В результате этого большинство «районных» маршрутов в центре Москвы (10 из 17) на официальной схеме проекта непроизвольно оказались с префиксом «т» – аналогично тому, как «магистральные» в большинстве своём нумерованы с префиксом «м», но там этого добивались целенаправленно.

    Вместо пиктограмм «с рогами» буквой-префиксом «т» на схеме проекта стали дополняться и сохранившиеся троллейбусные маршруты – №№ 4, 7, 8. В реестре городских маршрутов Москвы нумерация маршрутов осталась прежней. При этом троллейбусный маршрут № 7 стал именоваться № т7 и на самих троллейбусах, а на остановках остался обозначаться под старым, «реестровым» номером.

    Забудем об интервалах и просто насладимся видами?

    Интересно сравнить рекламные слоганы первого и второго сезонов «Магистрали». Если в первом (в 2016 году) обращали внимание как на новые транспортные связи, так и на частоту сервиса, то в 2017 году упоминания интервалов на новых плакатах отсутствовали. А местами и вовсе стали предлагать «виды на город вместо тоннелей». Хотя для удобных поездок по городу «виды» – это явно не главное. Упрятанное в большинстве своём под землю московское метро остаётся самым эффективным видом городского транспорта, несмотря на утилитарный мрак тоннельных перегонов.

    Слоганы 2016 года:

    • «С Тверской на Ленинский каждые 8 минут»;
    • «От Покровки до Лужников каждые 5 минут»;
    • «С Никитской на Тульскую каждые 10 минут».

    Такими же рекламами начинали оформлять и остановки второго сезона «Магистрали» – у станции метро «Добрынинская», на Коровьем валу и в других местах. Хотя к тому времени такая частота даже по плановым расписаниям перестала быть достижимой. Это стало очевидно после корректировки расписаний в конце 2016 г. и последующих изменений в первой половине 2017 г.

    Слоганы 2017 года звучали так:

    • «По новым выделенкам с ветерком»;
    • «По Садовому с видом на город вместо тоннелей»;
    • «От Лубянки до Новослободской по выделенке»;
    • «С Нового Арбата на проспект Мира теперь по выделенке»;
    • «С Таганки на Новый Арбат без пересадок»;
    • «С Китай-города на проспект Мира по новым выделенкам».

    А самым главным девизом, вынесенным в заголовок страницы проекта на официальном сайте Москвы, стала фраза «По центру на автобусе». Присутствие внутри Садового кольца трамвая так и осталось минимальным, а троллейбуса – стремительно уменьшилось.

    Скольких автобусов не хватает «Магистрали»?

    По состоянию на декабрь 2017 г. лишь семь из 46 автобусных и троллейбусных маршрутов в полной мере соответствовали заявленным частотным характеристикам «Магистрали». Учитывались все маршруты проекта, указанные на официальной схеме проекта, либо упомянутые в пресс-релизе, выпущенном к старту второго сезона. Нумерация маршрутов дана в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в Москве.

    К маю 2018 года в целом картина осталась такой же. Для того, чтобы довести интервалы маршрутов всех категорий – «магистральных», «районных», «социальных» – до декларируемых («5-10 минут», «10-15 минут», «до 30 минут»), необходимо выпустить дополнительно несколько десятков автобусов. Точное количество может варьироваться в зависимости от выбранного режима труда и отдыха водителей, заданного времени оборота по маршруту, но порядок цифр останется таким.

    Можно пойти и по другому, экстенсивному пути развития – не добавлять автобусы, а «разжаловать» часть маршрутов из «магистральных» в «районные» и из «районных» в «социальные». Либо объявить, что «районными» считаются маршруты с интервалами 15-20 минут, а «социальным» может считаться и автобус, курсирующий раз в несколько часов.

    А вот пересмотреть описание «магистральных» маршрутов в части повышения интервалов движения подобным образом не удастся. Это уже не просто столичное «ноу-хау», как было при старте «Магистрали» в 2016 году, а термин, вошедший в описание социального стандарта транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утверждённый распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р.

    Определение это достаточно строго, и даже в Москве выполняется далеко не везде. Ведь в нём под магистральным маршрутом понимается маршрут регулярных перевозок по регулируемым тарифам, по которому осуществляются перевозки ежедневно, с началом работы не позднее 6 часов и окончанием работы не ранее 23 часов, с интервалом не более 10 минут в течение всего времени работы, обеспечивающий передвижение между двумя любыми остановочными пунктами, обслуживаемыми магистральными маршрутами, не более чем с двумя пересадками.

    Контракт – гарантия стабильности?

    В прошлом году многие маршруты «Магистрали» уже были принесены в жертву сезонному уменьшению выпуска в период летних отпусков водителей и общегородского снижения пассажиропотока. Отвлекали их и на другие неотложные нужды – запуск автобусов вместо закрываемых троллейбусных маршрутов, а также компенсационные перевозки на время ремонта трамвайных путей. Интервалы движения росли, и ещё больше не соответствовали интервальным требованиям, заданным для магистральных, районных и социальных маршрутов. Сейчас «Мосгортранс» волен самостоятельно изменять выпуск на маршруты, не неся никакой ответственности, исходя из сваливающихся на него задач. Решения о том, кому из маршрутов быть донором для неотложных нужд, принимаются хаотично.

    В других условиях работают восемь московских частных перевозчиков, обслуживающих 211 маршрутов по государственным контрактам. В них чётко прописано количество рейсов, которое необходимое выполнять в каждое получасие суток по всем дням недели и сезонам года. Жёстко заданы и сроки ввода летнего и зимнего графиков, определены санкции за несоблюдения параметров перевозок.

    По Федеральному закону № 220-ФЗ контракты должны заключаться со всеми перевозчиками, выполняющими регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Для «Мосгортранса» как государственного унитарного предприятия предусмотрена отсрочка перехода на контрактную систему до июля 2025 года. Однако начать работать по новым правилам можно и не одномоментно, а поэтапно, в течение нескольких лет постепенно переведя на новый формат взаимоотношений между городом и перевозчиком все маршруты. Минувший год показал, что в центральной части города не требуется сильная корректировка маршрутов – костяк сети уже сформирован. Поэтому можно начать переводить «Мосгортранс» на контрактную систему обслуживания маршрутов именно с ядра «Магистрали».

    Чего не хватает пассажирам на остановках?

    На окраинных остановках «Магистрали» к запуску второго сезона появились информационные трафареты, по которым можно было бы узнать начало и окончание работы каждого маршрута. Такие же в последние несколько лет устанавливались по всему городу.

    Но затем их заменили на красивые, но малоинформативные флажки, из которых можно узнать только конечный пункт маршрута и интервальную категорию, к которой он относится. Ни интервалов, ни расписаний, ни сведений о начале и окончании работы маршрутов нет. Хотя открывающие и закрывающие рейсы на соседних маршрутах могут по времени различаться на несколько часов. Кроме того, не все маршруты даже в центре работают ежедневно.

    Подобная информация важна для планирования поездок на долгосрочную перспективу – ведь остановочные электронные табло показывают лишь время ближайших рейсов по маршруту. Если прибывший к остановке пассажир хочет после завершения своих дел спустя несколько часов уехать обратно, в модных «магистральных» трафаретах-флажках он не найдёт для себя ответа на вопрос, до которого часа работает нужный ему маршрут.

    Неспроста коллеги столичных транспортников из Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской обл. считают, что отсутствие необходимой информации для пассажиров на остановках — это совсем не мелочь, а серьёзное нарушение законодательства:

    «Предупреждаем Вас об ответственности за невыполнение [...] требований о размещении информации для пассажиров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Согласно части 3 статьи 14.1 осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    В соответствии с подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № 280, соблюдение требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом относится к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.»

    Лучше всего красочные флажки справляются с указанием мест обязательной высадки пассажиров. То есть там, где информация о расписании отправления рейсов не нужна.

    Коллеги столичных транспортников, отвечающие за работу второго статусного транспортного проекта, запущенного в 2016 году – Московского центрального кольца (МЦК), информацию об отправлении последнего поезда считают настолько важной, что отображают её на информационных табло в течение всего дня.

    Для остановок общественного наземного транспорта, где могут останавливаться несколько маршрутов, такое решение нуждается в модификации. Поэтому для них более приемлемы статичные информационные указатели.

    Табло с прогнозами прибытия транспорта к остановке в любой момент могут перестать работать.

    По собственным наблюдениям, ежедневно «в отключке» находятся по 5-10% табло. Вроде бы, не так много. Но это слабое утешение, когда, придя на остановку, становишься «победителем» в подобной лотерее. Да и выполняют табло совсем другую функцию – сообщают о ближайших рейсах на остановке, не давая представления о работе маршрута в течение всей недели. Поэтому статичная информация о работе маршрутов нужна: не вместо, а вместе с электронными табло.

    Подробные сведения о движении маршрутов в «новом формате» осенью 2016 г. были размещены только на двух остановках у станции метро «Лубянка», но сейчас она исчезла и оттуда.

    Не все радиусы дотянулись до центра

    И во втором сезоне «Магистрали» не со всех радиальных направлений появились прямые маршруты наземного транспорта, доходящие до центра города или хотя бы до Кольцевой линии метро. «За бортом» остались такие заметные вылетные трассы, как Волгоградский проспект, часть шоссе Энтузиастов от метро «Авиамоторная» до МКАД, Звенигородское шоссе.

    При этом вдоль Волгоградского проспекта проходит перегруженная Таганско-Краснопресненская линия метро, давно нуждающаяся в наземном помощнике. Несмотря на проведённую реконструкцию, выделенные полосы на этой вылетной магистрали не введены. Хотя при временном закрытии жулебинско-котельнической части «фиолетовой» линии метро временная «выделенка» здесь возникала на участке от станции метро «Кузьминки» до МКАД.

    Будет ли продолжение «Магистрали»?

    К чести авторов «Магистрали», они осознают, что дорабатывать предстоит ещё очень многое. Завершая презентацию второго сезона на официальном сайте проекта, разработчики заявляют:

    «Все решения приняты на основе статистики использования маршрутов. Мы анализируем скорость движения автомобилей, чтобы находить лучшие места для выделенных полос. Мы знаем, сколько человек ждут на остановках и как долго, сколько пассажиров заходит и выходит на каждой остановке, где не хватает транспорта, а где его избыток. Каждое изменение подкреплено данными, собранными за год мониторинга сети.

    К сожалению, не все решения идеальные: невозможно за один год реорганизовать всю транспортную систему Москвы. Но если вы простояли на остановке дольше десяти минут или автобус приехал переполненным — скорее всего, это уже отмечено на наших картах. Потребуется несколько лет, чтобы отладить движение по всем маршрутам, и мы продолжаем эту работу.»

    Каким будет третий сезон «Магистрали» и насколько удастся в нём расширить и улучшить то, что уже продемонстрировано за первые два года проекта – мы увидим, скорее всего, уже этой осенью.

    Больше всего работы требуется над своевременным информированием пассажиров об изменениях и планируемой работе маршрутов. Было бы здорово также соблюдать добровольно взятые на себя обязательства по качеству сервиса.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)