Казань станет первым городом для серийных белорусских троллейбусов новой модели

  • Павел Яблоков
    18 апреля 2023 г. — 19:10
    1260
    Иллюстрация: 

    автора

    Впервые за четыре года в Казань поступит партия новых троллейбусов. Новым стал не только подход к приобретению техники в краткосрочный лизинг, но и её модель. Столица Татарстана первой в мире станет серийным эксплуатантом белорусских троллейбусов модели МАЗ-303Т20.

    Казань получит белорусские троллейбусы ко Дню города

    Аукцион на поставку услуг финансовой аренды (лизинга) 25 троллейбусов с начальной ценой 642,351 млн руб. объявлен казанским МУП «Метроэлектротранс» 22 февраля. Несмотря на то, что казанская закупка позиционируется лизинговой, она заметно отличалась от других приобретений общественного транспорта в рассрочку, обычно рассчитанных для автобусов, троллейбусов и трамваев не менее, чем на три года. В случае Казани срок лизинга составляет всего 12 месяцев. При этом все троллейбусы надлежит поставить в течение 180 календарных дней с момента получения аванса, в том числе с возможностью частичной поставки имущества. Авансовый платёж в размере 49% от стоимости предмета лизинга «Метроэлектротранс» уплачивает в течение 10 рабочих дней после подписания договора.

    По условиям контракта, поставщиком предмета лизинга может быть только официальный дилер завода-изготовителя, имеющий свидетельства и/или сертификаты, выданные заводом-изготовителем и свидетельствующие статус официального дилера. При этом он должен быть официально закреплён заводом-изготовителем за Республикой Татарстан, иметь на территории Татарстана офис и склады запасных частей для обеспечения бесперебойной работы в гарантийный период. Также официальный дилер завода-изготовителя в период гарантийного периода (12 месяцев) должен постоянно присутствовать в Казани.

    Фактически, «лизинг по-казански» — это форма, позволяющая завершить выкуп техники сразу по истечении гарантийного срока, когда все «детские болячки» техники становятся проблемой поставщика, а не эксплуатанта. Как предсказывал ранее TR.ru  Транспорт в России, в таких условиях в Казани может дебютировать одна из перспективных разработок последних лет. Прогноз издания, впрочем, ориентировался на троллейбусы КАМАЗ-62825 от ПАО «КАМАЗ» с головным офисом в Татарстане, в возможностях которого обеспечить постоянное присутствие своих представителей и наличия дилерской сети в республиканской столице сомневаться не приходится.

    13 марта итоги аукциона были подведены. Единственным участником закупки стало АО «Сбербанк Лизинг», зарегистрированное в подмосковном городе Одинцово. А несколькими неделями спустя было обнародовано имя производителя техники, и модель, которую получит Казань. Действительно, на смену исчерпавшим свой ресурс машинам 2007 года придут ранее не производившиеся серийно троллейбусы белорусского производства МАЗ 303Т20. Единственный произведённый троллейбус этой модели в прошлом году украсил экспозицию выставки BW — 2022 в подмосковном Красногорске. Демонстрировавшийся там экспонат наглядно демонстрировал сотрудничество «СберЛизинга» и МАЗа.

    По ходу эксплуатации партии в Казани специалисты МАЗа смогут совершенствовать модель, исходя из отзывов водителей и пассажиров, сообщил Минский автомобильный завод.

    Троллейбус третьего поколения МАЗ-303Т20 на базе автобуса МАЗ-303 способен иметь запас автономного хода от 20 до 50 км. Для этого в качестве аккумуляторных батарей используются суперконденсаторы, способные выдержать 20 тыс. циклов зарядки-разрядки. Однако поставляемый в Казань вариант будет иметь меньшие требования по автономности: заявленный запас «аварийного» автономного хода — 2 км. В салоне предусмотрено 34 места для сидения, при этом значительная часть из них — 14 — установлены на низком полу, без подиумов.

    По условиям договора срок поставки троллейбусов — 180 дней. Уже в конце лета ко Дню города казанские транспортники рассчитывают порадовать жителей столицы нТатарстана поездками в новых современных троллейбусах, сообщило МУП «Метроэлектротранс».

    Троллейбусное движение в Казани открыто 27 ноября 1948 года. К 2023 году в городе действует 10 маршрутов. Парк троллейбусного подвижного состава казанского МУП «Метроэлектротранс» насчитывает более 170 машин 2007-2019 гг. выпуска, более 80% которых представлены частично низкопольной моделью Тролза-5275.03 «Оптима». Последней массовой партией прибывшей в Казань техники стали 15 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» в 2019 году.

    МАЗ: новые и серийные модели

    Близким родственником новой модели троллейбуса является также готовящийся к серийному производству электробус МАЗ-303E20 с антисанкционными компонентами белорусского и российского производства. Детали интерьера и экстерьера, применяемый в обшивке пластик и облицовочные материалы, шины, комплектующие электрооборудования, световые линии, информационные табло, остекление, климат-система произведены в Республике Беларусь. В России выпущены мосты, электродвигатель, аккумуляторные батареи, тяговое оборудование с системой управления двигателем, тяговые аккумуляторные батареи и мультиплексная система. Наряду с троллейбусом, электробус также участвовал в выставке BW — 2022.

    Среди перспективных моделей завода МАЗ указываются также городские автобусы, троллейбусы и электробусы среднего класса МАЗ-306 и МАЗ-310, городские и пригородные автобусы большого класса МАЗ-303, сочленённый автобус особо большого класса МАЗ-305 (может также выпускаться как троллейбус или электробус), туристические автобусы МАЗ-350 (трёхосный, 61 место) и МАЗ-351 (двухосный, 51 место) и перронный электробус МАЗ-271E.

    В Хабаровск в этом году придут семь троллейбусов второго поколения МАЗ-203Т70: соответствующий контракт с между Управлением промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровская и ООО «Дилерский центр "Юг"» подписан 31 марта этого года. В прошлом году 10 МАЗ-203Т70 поступили в Рязань.

    Кроме того, машинокомплекты модели троллейбуса МАЗ-203Т70 с запасом автономного хода до 20 км используются при производстве троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. В этом году партия из шести таких троллейбусов уже поставлена в Братск. В Новосибирске уже работает девять «Горожан» и ждут ещё 120. Первые из 90 заказанных троллейбусов уже появились и в Пензе

    Автобусы второго поколения МАЗ-206 и МАЗ-203 — нередкие участники транспортных реформ в разных городах страны: за последние месяцы новые автобусы среднего и большого класса этих моделей вышли на маршруты Санкт-Петербурга, Архангельска, Ярославля и других городов.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: