К перевозкам приступили новые составы серий ЭП2Д, «Иволга 4.0» и «Финист»
Заметными изменениями в работе наземного общественного транспорта регионов страны, произошедшими в январе, отметились Краснодар, Крым и Ленинградскую область. Им посвящён очередной тематический информационный блок о транспортных реформах, подготовленный TR.ru — Транспорт в России.
В Краснодаре продолжают медленный плавный перевод маршрутной сети столицы Кубани на брутто-контракты: с 18 января ещё два маршрута начали работать по новой системе организации перевозок.
В Крыму в ведение республиканского предприятия «Крымтроллейбус» с наступлением нового года перешли ещё несколько маршрутов, ранее обслуживавшихся частными перевозчиками.
В Ленинградской области с 1 января около 100 автобусных маршрутов, связывающих муниципальные образования региона между собой и с Санкт-Петербургом, стали работать ио новым нетто-контрактам. Перевозчики обновили подвижной состав, а областной комитет по транспорту внёс изменения в маршрутную сеть. Не все изменения произошли гладко: пассажиры жалуются на непонятную и нестабильную работу транспорта, а региональные транспортники рекомендуют пассажирам изучать расписания… на сайте госзакупок.
В Краснодаре продолжают неспешно увеличивать долю маршрутов общественного транспорта, работающих не на условиях самоокупаемости, а по регулируемым тарифам и брутто-контрактам.
С 18 января их стало на два больше. Как сообщил Департамент транспорта Краснодара, количество маршрутов, которые работают в столице Кубани по брутто-контрактам, достигло 17 направлений.
Стоимость проезда на маршрутах № 154А «ул. Гаврилова — 21-й км Ростовского шоссе» и № 177А «ул. Тюляева — Ростовское шоссе — ул. Тюляева» зафиксирована на уровне 40 руб.
Маршрут № 177А теперь будет работать круглый год, а в его трассу по просьбам жителей включён заезд в СНТ «Краснодарсельмаш». На маршруте № 154А работает четыре автобуса, а на маршруте № 177А — один автобус, оборудованные кондиционерами и приспособленные для пассажиров с ограниченными возможностями. За обслуживание обоих маршрутов, включённых в общий контракт, заключённый 13 января, отвечает ООО «Регион-Транс». Перевозки запланированы на срок до 25 марта 2025 года.
Поэтапный перевод маршрутной сети Краснодара на брутто-контракты предусмотрен городским документом планирования регулярных перевозок. В сентябре прошлого года маршрут № 66 стал пятнадцатым маршрутом Краснодара, работающим по брутто-контрактам. Ещё восемь перешли на новую систему работы в мае того же года.
В Крыму республиканское предприятие «Крымтроллейбус» по мере укомплектования водителями и запуска в эксплуатацию новой техники продолжает расширять автобусную маршрутную сеть, замещая частных перевозчиков региона. Очередные маршруты приняты предприятием на обслуживание с 1 января 2025 года.
К концу 2024 года предприятие, отметившее 65-летний юбилей, подошло, имея в активе 430 обслуживаемых маршрутов на территории 18 муниципальных образований Республики Крым — 22 троллейбусных и 408 автобусных. При этом на 64 автобусных маршрутах работа была начата ГУП РК «Крымтроллейбус» в 2024 году. В среднем услугами перевозчика пользуются 278 тыс. пассажиров в день, а за весь 2024 год «Крымтроллейбусом» перевезено более 92 млн пассажиров.
С 1 января 2025 года автобусы предприятия приступили к обслуживанию ещё восьми маршрутов.
После транспортной реформы 2022 года, в ходе которой Петербург полностью отказался от «маршруток», а оставшиеся в городе частные перевозчики полностью заменили автопарк новыми, преимущественно газомоторными автобусами, смежный регион оказался в неудобном положении. Стало понятно — дисбаланс между транспортным обслуживанием Северной столицы и Ленобласти нужно выравнивать. Поэтому на 1 января 2025 года в регионе запланировали полномасштабный старт транспортной реформы. Поскольку в полномочиях Комитета Ленинградской области по транспорту находятся только межмуниципальные маршруты и смежные межрегиональные для связи с Санкт-Петербургом, то направление будущих преобразований было ограничено этими двумя категориями. Хотя на территории Ленинградской области немало городов, в которых муниципальные перевозки, организуемые по своим местным возможностям и правилам, являются преобладающими. По состоянию на конец 2023 года, маршрутная сеть Ленинградской области включала 131 автобусный маршрут для связи поселений Ленинградской области с Санкт-Петербургом и ещё 32 — для перевозки между муниципальными районами Ленинградской области.
Так или иначе, несколько сотен новых автобусов перед стартом реформы было закуплено основными автобусными компаниями региона. Пилотный проект на примере столицы области — Гатчины — «обкатали» летом 2024 года. Чуть ранее, с 1 февраля 2024 года, 70 новых автобусов начали работать в Гатчинском, Тосненском, Приозёрском и Подпорожском районах.
С 1 января 2025 года транспортная реформа затронула 90 из 126 смежных межрегиональных маршрутов с регулируемыми тарифами. Для их обслуживания предварительно обновили около 450 новых автобусов.
Всего на реализацию транспортной реформы, предусматривающей заключение госконтрактов с подрядчиками на перевозку пассажиров и багажа, выделено более пяти миллиардов рублей, из них 1,3 млрд — в 2024 году.
В июне 2024 года власти Ленобласти опубликовали свыше 20 закупок на услуги перевозчиков. Их общая стоимость превышает 8,3 млрд рублей. На данный момент известно о четырех контрактах, которые были заключены в рамках реформы. В частности,
Новые нетто-контракты с перевозчиками будут действовать пять лет — с 1 января 2025 года до конца 2029 года. В условиях контрактов учтены траты подрядчиков на установку валидаторов для оплаты проезда, эксплуатацию вокзалов и автобусных станций. В расчёт взяты также себестоимость километра пути, а также цену новых автобусов. Плата за проезд, взятая с пассажиров, остаётся в распоряжении перевозчиков, которым регион будет компенсировать упущенную выгоду и недополученные доходы от перевозки льготных категорий граждан.
В частности, в конце 2024 года 384 новых автобуса поступило в филиалы Национальной транспортной ассоциации в Ленинградской области. Их приобрели по инвестпроекту льготного лизинга ГТЛК с привлечением средств Фонда Национального благосостояния. Среди них — 48 городских газомоторных автобусов большого класса ЛиАЗ-529267, а также 336 дизельных автобусов среднего класса ПАЗ-320435-14 «Вектор Next» «Доступная среда» с 19 посадочными местами и общей пассажировместимостью 52 пассажира. Для работы в Ленинградской области НТА с 1 ноября открыла новую эксплуатационную площадку на 300 автобусов с ремонтной зоной и мойкой на Екатерининском проспекте Санкт-Петербурга. Также автобусы для маршрутов Ленобласти разместили на старых площадках в Тосно и Гатчине.
В Сосновом Бору и Ломоносовском районе впервые на дороги Ленинградской области вышли автобусы КамАЗ-4280-F5 Vega, чьё серийное производство началось летом 2024 года.
Для работы на маршруте № 402 «Сосновый Бор (просп. Героев) — Санкт-Петербург (метро "Парнас")» ООО «Пальмира» закуплены междугородные автобусы большого класса Yutong ZK6127HQ с системой подсчёта пассажиропотока, кондиционерами, валидаторами для безналичной оплаты проезда.
АО «Третий Парк» для обслуживания маршрутов приобрело низкопольные автобусы большого класса НефАЗ.
Вместо изношенного автопарка со средним возрастом более семи лет с 1 января к перевозкам на 90 пригородных маршрутах по регулируемым тарифам обновлено более 500 автобусов.100% автобусов ближнего пригорода стали отвечать требованиям доступной среды и иметь низкий пол или низкопольную часть салона.
Если ранее менее 40% автобусов были оборудованы терминалами безналичной оплаты проезда, то с 1 января их стало 100%, кроме этого, внедрён новый способ оплаты мобильным приложением по QR-коду.
Как сообщил Комитет Ленинградской области по транспорту, реформированию подверглось 95 маршрутов, работающих по регулируемым тарифам — 70 смежных межрегиональных и 25 межмуниципальных. Организовано пять новых маршрутов, у 12 маршрутов скорректированы трассы движения. При этом количество автобусных рейсов на региональных маршрутах выросло с 4500 до почти 6000 в день.
Всего для обслуживания обновлённых маршрутов задействовано 566 новых автобусов (с учётом резервных) среднего и большого класса не старше 2023 года с валидаторами и камерами учёта пассажиропотока. Работу автобусов можно отследить через специальное приложение, а также оплатить поездки картой. Если в Санкт-Петербурге автобусы окрашены в лазурный цвет, то в Ленобласти окраска новых автобусов — белая, также они брендированы символикой «Команды 47». На базе ГКУ «Леноблтранс» создан диспетчерский центр, который будет заниматься оперативным взаимодействием с перевозчиками и пассажирами, а также анализом работы перевозчиков.
Некоторые улучшения в работе общественного транспорта региона произошли ещё в конце прошлого года.
Так, с 12 ноября 2024 года в Ленинградской области изменён маршрут № 639В «Яльгелево — Санкт-Петербург (метро "Ленинский Проспект)». По информации регионального Комитета по транспорту, автобусы стали следовать в сообщении «Волосово — Санкт-Петербург (метро "Проспект Ветеранов")» с промежуточными остановками в населённых пунктах Калитино, Кикерино, Елизаветино, Вохоново. Отправление от железнодорожного вокзала Волосово по будням в 5.40, по выходным и праздничным дням — в 7.00: Отправление из Санкт-Петербурга (остановка на бульв. Новаторов между выходами №№ 4 и 6 из метро) — в 9.30 ежедневно.
3 декабря Комитет Ленинградской области по транспорту сообщил, что из 520 новых автобусов 220 уже вышли на маршруты Ленобласти, не дожидаясь старта транспортной реформы 1 января 2025 года. Новый подвижной состав приступил к работе на межрегиональных и межрайонных маршрутах, соединяющих с Санкт-Петербургом поселения Тосненского и Ломоносовского районов, Гатчину, Кудрово, Приладожский, Кировск и Волосово. В Тосненском районе автобусы ПАЗ «Вектор Next» ООО «Вест-Сервис» начали работу на маршрутах №№ 579, 611Б, 681, 682 и 687. 29 ноября на маршрут № 565 «Кировск — Санкт-Петербург (метро "Улица Дыбенко")» вышли автобусы большого класса ЛиАЗ-529267.
5 декабря Комитет по транспорту Ленинградской области сообщил, что на маршруте № 888 «Извара — Волосово — Санкт-Петербург (Автовокзал)» начали работу новые автобусы среднего класса ПАЗ «Вектор NEXT» ООО «Сланцы-ПАП».
С 1 января 2025 года внесены изменения в работу маршрутов:
Маршруты №№ 479, 632, 636, 653А изменены с учётом ранее произведённой организации тактового движения пригородных поездов.
Предварительно планировалось отменить маршрут № 486В «Горбунки — Санкт-Петербург (метро "Проспект Ветеранов")» по нерегулируемым тарифам, однако в итоге он продолжил свою работу с 1 января 2025 года в прежнем формате по просьбам жителей Ломоносовского района.
Судя по информации из соцсетей, не все изменения в регионе прошли так, как задумано. В частности, пассажиры жалуются на высокие интервалы движения на маршрутах, связывающих Сертолово с Санкт-Петербургом. Комитет Ленинградской области по транспорту регулярно выявляет с помощью аналитического центра ГКУ «Леноблтранс» несоблюдения расписаний, указанных в государственном контрактах. За рейсы, сорванные по вине перевозчиков, им будет выставлен штраф в соответствии с условиями действующих государственных контрактов.
Ситуацию с пассажирскими перевозками в Ленинградской области в первые дни 2025 года осложнило и то, что выявились явные проблемы с информированием пассажиров. Не все транспортные средства отображались в мобильных приложениях, а график их движения не был доведён до сведения пассажиров. ГКУ ЛО «Леноблтранс» не смогло оперативно актуализировать информацию на своём сайте. Даже 17 января на нём можно было увидеть объявление: «Уважаемые пассажиры, C 01.01.25 в расписания маршрутов внесены изменения, за более точной информацией просим обращаться к Перевозчикам интересующих вас маршрутов. С уважением, ГКУ ЛО “Леноблтранс”».
В частности, 11 января Комитет Ленобласти по транспорту для получения информации о новом расписании движения автобусов рекомендовал пассажирам пользоваться расписаниями, размещёнными… в соответствующих лотах на сайте ЕИС «Закупки»: Но и там пассажиров могли поджидать разнообразные сюрпризы — в частности, размещённое расписание маршрута № 439 в качестве конечного пункта в Санкт-Петербурге указывало станцию метро «Парнас», в то время как в новом году маршрут стал следовать к станции «Проспект Просвещения». При этом в дебри сайта госзакупок представители Комтранса Ленингранской области направляли пассажиров для ознакомления с новой маршрутной сетью и в конце прошлого года.
Тем временем, глава региона поручил начать муниципальную транспортную реформу во всех районах Ленинградской области до конца 2025 года.
Ранее в январе благодаря вводу единых городских тарифов расширена роль пригородных поездов в обслуживании Владивостока, Уфы и Ярославля. В Нижнем Новгороде и Махачкале автобусные перевозки поэтапно переводят на регулируемые тарифы, при этом в столице Приволжья также открыли трамвайный маршрут. А в Сыктывкаре открыли четвёртый магистральный автобусный маршрут. В Магнитогорске и Нижнем Тагиле продолжают увеличивать роль возрождённых муниципальных автобусных парков, а в Самаре при переходе на новые контракты обновили часть городских автобусов. В Набережных Челнах, Ставрополе и Южно-Сахалинске произошли изменения, которые не понравились пассажирам – они недосчитались маршрутов, отдельных рейсов и беспересадочных связей. В Москве продолжили курс на перенумерацию маршрутов в соответствии с секторальным принципом в Курской и Челябинской областях уделили внимание развитию автобусного сообщения в ближайших пригородах областных центров.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
К перевозкам приступили новые составы серий ЭП2Д, «Иволга 4.0» и «Финист»
В регионах украшают подвижной состав и проводят памятные акции
При сохранении заданных темпов обновления подвижного состава уровня 2024 года достичь не удастся
Рекордные за последние 15 лет показатели поставок электротранспорта оказались ещё выше прежней оценки
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.