Автобусы из девяти регионов объединили в виртуальную праздничную гирлянду
Заметными изменениями в работе наземного общественного транспорта регионов страны, произошедшими в январе, отметились Краснодар, Крым и Ленинградскую область. Им посвящён очередной тематический информационный блок о транспортных реформах, подготовленный TR.ru — Транспорт в России.
В Краснодаре продолжают медленный плавный перевод маршрутной сети столицы Кубани на брутто-контракты: с 18 января ещё два маршрута начали работать по новой системе организации перевозок.
В Крыму в ведение республиканского предприятия «Крымтроллейбус» с наступлением нового года перешли ещё несколько маршрутов, ранее обслуживавшихся частными перевозчиками.
В Ленинградской области с 1 января около 100 автобусных маршрутов, связывающих муниципальные образования региона между собой и с Санкт-Петербургом, стали работать ио новым нетто-контрактам. Перевозчики обновили подвижной состав, а областной комитет по транспорту внёс изменения в маршрутную сеть. Не все изменения произошли гладко: пассажиры жалуются на непонятную и нестабильную работу транспорта, а региональные транспортники рекомендуют пассажирам изучать расписания… на сайте госзакупок.
В Краснодаре продолжают неспешно увеличивать долю маршрутов общественного транспорта, работающих не на условиях самоокупаемости, а по регулируемым тарифам и брутто-контрактам.
С 18 января их стало на два больше. Как сообщил Департамент транспорта Краснодара, количество маршрутов, которые работают в столице Кубани по брутто-контрактам, достигло 17 направлений.
Стоимость проезда на маршрутах № 154А «ул. Гаврилова — 21-й км Ростовского шоссе» и № 177А «ул. Тюляева — Ростовское шоссе — ул. Тюляева» зафиксирована на уровне 40 руб.
Маршрут № 177А теперь будет работать круглый год, а в его трассу по просьбам жителей включён заезд в СНТ «Краснодарсельмаш». На маршруте № 154А работает четыре автобуса, а на маршруте № 177А — один автобус, оборудованные кондиционерами и приспособленные для пассажиров с ограниченными возможностями. За обслуживание обоих маршрутов, включённых в общий контракт, заключённый 13 января, отвечает ООО «Регион-Транс». Перевозки запланированы на срок до 25 марта 2025 года.
Поэтапный перевод маршрутной сети Краснодара на брутто-контракты предусмотрен городским документом планирования регулярных перевозок. В сентябре прошлого года маршрут № 66 стал пятнадцатым маршрутом Краснодара, работающим по брутто-контрактам. Ещё восемь перешли на новую систему работы в мае того же года.
В Крыму республиканское предприятие «Крымтроллейбус» по мере укомплектования водителями и запуска в эксплуатацию новой техники продолжает расширять автобусную маршрутную сеть, замещая частных перевозчиков региона. Очередные маршруты приняты предприятием на обслуживание с 1 января 2025 года.
К концу 2024 года предприятие, отметившее 65-летний юбилей, подошло, имея в активе 430 обслуживаемых маршрутов на территории 18 муниципальных образований Республики Крым — 22 троллейбусных и 408 автобусных. При этом на 64 автобусных маршрутах работа была начата ГУП РК «Крымтроллейбус» в 2024 году. В среднем услугами перевозчика пользуются 278 тыс. пассажиров в день, а за весь 2024 год «Крымтроллейбусом» перевезено более 92 млн пассажиров.
С 1 января 2025 года автобусы предприятия приступили к обслуживанию ещё восьми маршрутов.
После транспортной реформы 2022 года, в ходе которой Петербург полностью отказался от «маршруток», а оставшиеся в городе частные перевозчики полностью заменили автопарк новыми, преимущественно газомоторными автобусами, смежный регион оказался в неудобном положении. Стало понятно — дисбаланс между транспортным обслуживанием Северной столицы и Ленобласти нужно выравнивать. Поэтому на 1 января 2025 года в регионе запланировали полномасштабный старт транспортной реформы. Поскольку в полномочиях Комитета Ленинградской области по транспорту находятся только межмуниципальные маршруты и смежные межрегиональные для связи с Санкт-Петербургом, то направление будущих преобразований было ограничено этими двумя категориями. Хотя на территории Ленинградской области немало городов, в которых муниципальные перевозки, организуемые по своим местным возможностям и правилам, являются преобладающими. По состоянию на конец 2023 года, маршрутная сеть Ленинградской области включала 131 автобусный маршрут для связи поселений Ленинградской области с Санкт-Петербургом и ещё 32 — для перевозки между муниципальными районами Ленинградской области.
Так или иначе, несколько сотен новых автобусов перед стартом реформы было закуплено основными автобусными компаниями региона. Пилотный проект на примере столицы области — Гатчины — «обкатали» летом 2024 года. Чуть ранее, с 1 февраля 2024 года, 70 новых автобусов начали работать в Гатчинском, Тосненском, Приозёрском и Подпорожском районах.
С 1 января 2025 года транспортная реформа затронула 90 из 126 смежных межрегиональных маршрутов с регулируемыми тарифами. Для их обслуживания предварительно обновили около 450 новых автобусов.
Всего на реализацию транспортной реформы, предусматривающей заключение госконтрактов с подрядчиками на перевозку пассажиров и багажа, выделено более пяти миллиардов рублей, из них 1,3 млрд — в 2024 году.
В июне 2024 года власти Ленобласти опубликовали свыше 20 закупок на услуги перевозчиков. Их общая стоимость превышает 8,3 млрд рублей. На данный момент известно о четырех контрактах, которые были заключены в рамках реформы. В частности,
Новые нетто-контракты с перевозчиками будут действовать пять лет — с 1 января 2025 года до конца 2029 года. В условиях контрактов учтены траты подрядчиков на установку валидаторов для оплаты проезда, эксплуатацию вокзалов и автобусных станций. В расчёт взяты также себестоимость километра пути, а также цену новых автобусов. Плата за проезд, взятая с пассажиров, остаётся в распоряжении перевозчиков, которым регион будет компенсировать упущенную выгоду и недополученные доходы от перевозки льготных категорий граждан.
В частности, в конце 2024 года 384 новых автобуса поступило в филиалы Национальной транспортной ассоциации в Ленинградской области. Их приобрели по инвестпроекту льготного лизинга ГТЛК с привлечением средств Фонда Национального благосостояния. Среди них — 48 городских газомоторных автобусов большого класса ЛиАЗ-529267, а также 336 дизельных автобусов среднего класса ПАЗ-320435-14 «Вектор Next» «Доступная среда» с 19 посадочными местами и общей пассажировместимостью 52 пассажира. Для работы в Ленинградской области НТА с 1 ноября открыла новую эксплуатационную площадку на 300 автобусов с ремонтной зоной и мойкой на Екатерининском проспекте Санкт-Петербурга. Также автобусы для маршрутов Ленобласти разместили на старых площадках в Тосно и Гатчине.
В Сосновом Бору и Ломоносовском районе впервые на дороги Ленинградской области вышли автобусы КамАЗ-4280-F5 Vega, чьё серийное производство началось летом 2024 года.
Для работы на маршруте № 402 «Сосновый Бор (просп. Героев) — Санкт-Петербург (метро "Парнас")» ООО «Пальмира» закуплены междугородные автобусы большого класса Yutong ZK6127HQ с системой подсчёта пассажиропотока, кондиционерами, валидаторами для безналичной оплаты проезда.
АО «Третий Парк» для обслуживания маршрутов приобрело низкопольные автобусы большого класса НефАЗ.
Вместо изношенного автопарка со средним возрастом более семи лет с 1 января к перевозкам на 90 пригородных маршрутах по регулируемым тарифам обновлено более 500 автобусов.100% автобусов ближнего пригорода стали отвечать требованиям доступной среды и иметь низкий пол или низкопольную часть салона.
Если ранее менее 40% автобусов были оборудованы терминалами безналичной оплаты проезда, то с 1 января их стало 100%, кроме этого, внедрён новый способ оплаты мобильным приложением по QR-коду.
Как сообщил Комитет Ленинградской области по транспорту, реформированию подверглось 95 маршрутов, работающих по регулируемым тарифам — 70 смежных межрегиональных и 25 межмуниципальных. Организовано пять новых маршрутов, у 12 маршрутов скорректированы трассы движения. При этом количество автобусных рейсов на региональных маршрутах выросло с 4500 до почти 6000 в день.
Всего для обслуживания обновлённых маршрутов задействовано 566 новых автобусов (с учётом резервных) среднего и большого класса не старше 2023 года с валидаторами и камерами учёта пассажиропотока. Работу автобусов можно отследить через специальное приложение, а также оплатить поездки картой. Если в Санкт-Петербурге автобусы окрашены в лазурный цвет, то в Ленобласти окраска новых автобусов — белая, также они брендированы символикой «Команды 47». На базе ГКУ «Леноблтранс» создан диспетчерский центр, который будет заниматься оперативным взаимодействием с перевозчиками и пассажирами, а также анализом работы перевозчиков.
Некоторые улучшения в работе общественного транспорта региона произошли ещё в конце прошлого года.
Так, с 12 ноября 2024 года в Ленинградской области изменён маршрут № 639В «Яльгелево — Санкт-Петербург (метро "Ленинский Проспект)». По информации регионального Комитета по транспорту, автобусы стали следовать в сообщении «Волосово — Санкт-Петербург (метро "Проспект Ветеранов")» с промежуточными остановками в населённых пунктах Калитино, Кикерино, Елизаветино, Вохоново. Отправление от железнодорожного вокзала Волосово по будням в 5.40, по выходным и праздничным дням — в 7.00: Отправление из Санкт-Петербурга (остановка на бульв. Новаторов между выходами №№ 4 и 6 из метро) — в 9.30 ежедневно.
3 декабря Комитет Ленинградской области по транспорту сообщил, что из 520 новых автобусов 220 уже вышли на маршруты Ленобласти, не дожидаясь старта транспортной реформы 1 января 2025 года. Новый подвижной состав приступил к работе на межрегиональных и межрайонных маршрутах, соединяющих с Санкт-Петербургом поселения Тосненского и Ломоносовского районов, Гатчину, Кудрово, Приладожский, Кировск и Волосово. В Тосненском районе автобусы ПАЗ «Вектор Next» ООО «Вест-Сервис» начали работу на маршрутах №№ 579, 611Б, 681, 682 и 687. 29 ноября на маршрут № 565 «Кировск — Санкт-Петербург (метро "Улица Дыбенко")» вышли автобусы большого класса ЛиАЗ-529267.
5 декабря Комитет по транспорту Ленинградской области сообщил, что на маршруте № 888 «Извара — Волосово — Санкт-Петербург (Автовокзал)» начали работу новые автобусы среднего класса ПАЗ «Вектор NEXT» ООО «Сланцы-ПАП».
С 1 января 2025 года внесены изменения в работу маршрутов:
Маршруты №№ 479, 632, 636, 653А изменены с учётом ранее произведённой организации тактового движения пригородных поездов.
Предварительно планировалось отменить маршрут № 486В «Горбунки — Санкт-Петербург (метро "Проспект Ветеранов")» по нерегулируемым тарифам, однако в итоге он продолжил свою работу с 1 января 2025 года в прежнем формате по просьбам жителей Ломоносовского района.
Судя по информации из соцсетей, не все изменения в регионе прошли так, как задумано. В частности, пассажиры жалуются на высокие интервалы движения на маршрутах, связывающих Сертолово с Санкт-Петербургом. Комитет Ленинградской области по транспорту регулярно выявляет с помощью аналитического центра ГКУ «Леноблтранс» несоблюдения расписаний, указанных в государственном контрактах. За рейсы, сорванные по вине перевозчиков, им будет выставлен штраф в соответствии с условиями действующих государственных контрактов.
Ситуацию с пассажирскими перевозками в Ленинградской области в первые дни 2025 года осложнило и то, что выявились явные проблемы с информированием пассажиров. Не все транспортные средства отображались в мобильных приложениях, а график их движения не был доведён до сведения пассажиров. ГКУ ЛО «Леноблтранс» не смогло оперативно актуализировать информацию на своём сайте. Даже 17 января на нём можно было увидеть объявление: «Уважаемые пассажиры, C 01.01.25 в расписания маршрутов внесены изменения, за более точной информацией просим обращаться к Перевозчикам интересующих вас маршрутов. С уважением, ГКУ ЛО “Леноблтранс”».
В частности, 11 января Комитет Ленобласти по транспорту для получения информации о новом расписании движения автобусов рекомендовал пассажирам пользоваться расписаниями, размещёнными… в соответствующих лотах на сайте ЕИС «Закупки»: Но и там пассажиров могли поджидать разнообразные сюрпризы — в частности, размещённое расписание маршрута № 439 в качестве конечного пункта в Санкт-Петербурге указывало станцию метро «Парнас», в то время как в новом году маршрут стал следовать к станции «Проспект Просвещения». При этом в дебри сайта госзакупок представители Комтранса Ленингранской области направляли пассажиров для ознакомления с новой маршрутной сетью и в конце прошлого года.
Тем временем, глава региона поручил начать муниципальную транспортную реформу во всех районах Ленинградской области до конца 2025 года.
Ранее в январе благодаря вводу единых городских тарифов расширена роль пригородных поездов в обслуживании Владивостока, Уфы и Ярославля. В Нижнем Новгороде и Махачкале автобусные перевозки поэтапно переводят на регулируемые тарифы, при этом в столице Приволжья также открыли трамвайный маршрут. А в Сыктывкаре открыли четвёртый магистральный автобусный маршрут. В Магнитогорске и Нижнем Тагиле продолжают увеличивать роль возрождённых муниципальных автобусных парков, а в Самаре при переходе на новые контракты обновили часть городских автобусов. В Набережных Челнах, Ставрополе и Южно-Сахалинске произошли изменения, которые не понравились пассажирам – они недосчитались маршрутов, отдельных рейсов и беспересадочных связей. В Москве продолжили курс на перенумерацию маршрутов в соответствии с секторальным принципом в Курской и Челябинской областях уделили внимание развитию автобусного сообщения в ближайших пригородах областных центров.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Автобусы из девяти регионов объединили в виртуальную праздничную гирлянду
»»»»Изменения затронули Абакан, Астрахань, Брянск, Владивосток, Иваново, Йошкар-Олу, Казань, Самару, Симферополь, Тюмень, Улан-Удэ, Чебоксары, Ярославль и другие города
Коллекция ссылок на записи эфиров, интервью, пресс-конференций
В первые дни января проведена ежегодная индексация тарифов на железнодорожные перевозки во многих регионах страны
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.