Минтранс уполномочен рекомендовать: как регионам обновлять общественный транспорт?

  • Павел Яблоков
    18 февраля 2025 г. — 23:20
    276
    Иллюстрация: 

    Минтранс России / mintrans.gov.ru

    Общественный транспорт попал в сферу национальных целей развития страны и благодаря этому обновлению подвижного состава в ближайшие годы будет оказываться федеральная поддержка.

    Однако на пути получения регионами средств лежит сразу несколько препятствия. Первое— ограниченный объём финансирования, выделенного на федеральную программу «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни». Второе — ограниченный набор доступных механизмов финансовой поддержки. И третье — необходимость пройти сито конкурсного отбора.

    Для формирования заявки на получение денежных средств регионам требуется разработать региональные программы развития (модернизации) общественного транспорта. Что в них должно быть, недавно детализировал Минтранс России, разославший в регионы проект методических рекомендаций. С их помощью регионы должны уже до начала лета сверстать и утвердить свои планы на будущее.

    Зачем нужны методические рекомендации?

    Национальная цель развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309. Им же утверждён и один из целевых показателей, предусматривающий увеличение к 2030 году доли парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85%.

    Ещё до 1 февраля 2024 года всем субъектам РФ по итогам прошедшего в августе 2023 года заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта было поручено утвердить региональные программы модернизации общественного транспорта (подпункт «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 17.09.2023 № Пр-1855ГС). Обязательным условием являлась их разработка в соответствии с экономически обоснованными моделями организации транспортного обслуживания населения и наличие мер поддержки обновления транспортных средств, в том числе осуществляемые путём выделения в необходимом объёме средств из федерального бюджета.

    Но сделали это далеко не все как к назначенному сроку, так и после. В числе выполнивших задание оказалась Бурятия, что неудивительно: глава региона Алексей Цыденов является председателем комиссии Госсовета по направлению «Транспорт». Региональная программа Республики Бурятия «Модернизация общественного транспорта» утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.03.2024 № 140. Задачами программы являются обновление подвижного состава общественного транспорта (автобусы во всех муниципалитетах и работающие в Улан-Уде трамваи), а также развитие инфраструктуры городского наземного электрического транспорта (трамваи Улан-Удэ). Мероприятиями программы предусмотрено сокращение до нуля с 25,6% доли трамвайных путей, требующих ремонта, полное обновление трамвайного парка (начатое в 2019 году в рамках «Дальневосточной субсидии) и обновление автобусных парков во всех районах республики.

    Для участия регионов в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни» Минтранс России в начале февраля разослал во все 89 субъектов РФ проект методических рекомендаций по разработке программ развития (модернизации) общественного транспорта. Паспортом федерального проекта регионам необходимо разработать программы до 1 июня 2025 года.

    Несмотря на то, что разосланный по регионам документ является лишь проектом нормативного акта Минтранса и ведомство ещё собирает предложения к нему, времени до лета осталось не так уж много, чтобы кардинально изменить его содержимое и не начинать разработку программ. Отсутствие утверждённого регионального документа к часу «икс» понизит шансы региона на получение им мер поддержки, что в конечном счёте приведёт к снижению общей оценки эффективности деятельности как руководителя, так и правительства региона.

    Доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах вошла в перечень из 21 показателя для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 28.11.2024 № 1014.

    В то же время отсутствие утверждённых рекомендаций Минтранса будет всего лишь осложнять жизнь скорее самому Минтрансу при оценке региональных заявок.

    В прошлом году линейку документов транспортного планирования пополнили РКПТО и РСТО региональные комплексные планы транспортного обслуживания населения (РКПТО) и региональные стандарты транспортного обслуживания населения (РСТО). Необходимость их разработки предусмотрена действующей редакцией Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Однако регионы в прошлом году столкнулись со сложностями в их подготовке, в том числе из-за отсутствия методических рекомендаций Минтранса. Ожидалось, что к концу прошлого года они всё-таки будут утверждены, но этого так и не произошло.

    Как сообщается в проекте нормативного акта Минтранса, методические рекомендации содержат предложения по структуре, содержанию и порядку разработки и утверждения программ развития (модернизации) общественного транспорта в субъектах Российской Федерации.

    Что должно содержаться в Программе?

    При таких исходных вводных, сводящихся к концентрации фокуса внимания на обновлении подвижного состава региональные программы модернизации (развития) общественного транспорта тоже вынужденно будут иметь перекос в пользу мероприятий, позволяющих обновить подвижной состав со второстепенным уделением внимания городскому электрическому транспорту (обновление путей, контактных и кабельных сетей), приоритету движения и другим инфраструктурным мероприятиям.

    Тем не менее, в методических рекомендациях Минтранса содержится достаточно широкий набор как показателей, приводимых справочно, так и целевых показателей. Что тоже объяснимо — иначе критериев оценки заявок на обновление подвижного состава, в случае их сведения только к указанию количества требующего обновления подвижного состава, окажется недостаточно.

    Программа развития (модернизации) общественного транспорта будут служить непосредственным основанием для финансового обеспечения реализации заложенных в них мероприятий, в том числе с предоставлением субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).

    Региональные программы модернизации (развития) общественного транспорта разрабатываются на срок до 2030 года и подлежат ежегодной актуализации в срок до 1 марта.

    Ранее разработанные региональные и муниципальные документы транспортного планирования учитываются при формировании программ. Работает это и в обратную сторону — региональная программа модернизации (развития) общественного транспорта может определять сроки их разработки и утверждения для достижения целей и показателей Программы.

    К документам транспортного планирования, которые могут учитываться при разработке Программы, относятся:

    • государственные программы субъекта РФ в сфере транспорта;
    • муниципальные программы в сфере транспорта;
    • программы комплексного развития транспортной инфраструктуры для городских агломераций и/или субъекта Российской Федерации (ПКРТИ);
    • ПКРТИ поселений, муниципальных округов и городских округов;
    • региональный комплексный план транспортного обслуживания населения (РПКТО);
    • региональный стандарт транспортного обслуживания населения (РСТО);
    • документы планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

    Программа может разрабатываться как самостоятельный документ, так и в составе государственных программ субъекта РФ.

    Утверждённые Программы должны быть публичными документами и размещаться на официальном сайте субъекта РФ в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

    Основные ингредиенты региональной программы такие:

    • общие положения;
    • паспорт программы;
    • описание текущего состояния транспортного обслуживания населения субъекта РФ общественным транспортом;
    • направления и перечень мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта;
    • перечень показателей программы;
    • мониторинг реализации программы.

    В паспорте программы, в частности, должны указываться связи с национальными целями развития Российской Федерации и с национальным проектом «Инфраструктура для жизни», общий объём финансирования, в том числе с указанием источников финансирования.

    Чтобы заполнить раздел оценки текущего состояния транспортного обслуживания населения, регионам необходимо провести детализированную инвентаризацию основных характеристик отдельных параметров транспортного обслуживания населения, затрагивающую маршруты, подвижной состав, наличия и состояния инфраструктуры пассажирского транспорта (включая протяжённость выделенных полос и обособленных трамвайных путей), организацию перевозок и дорожного движения, тарифно-билетную систему.

    Всего для оценки состояния транспортного обслуживания населения общественным транспортом в субъекте Российской Федерации предусмотрена форма сбора сведений по 115 параметрам.

    Данные о состоянии инфраструктуры городского наземного электрического транспорта могут быть приведены на основе ранее проведённой инвентаризации предприятий городского наземного электрического транспорта, ранее уже проводимой Минтрансом России в 2022-2023 годах.

    Для каждой поставленной задачи в программе определяется перечень мероприятий, направленных на её решение, а также показатель или система показателей в наибольшей степени подходящие для описания и достижения целевого состояния.

    По итогам формирования мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта для всех муниципальных образований субъекта РФ составляется дорожная карта, содержащая: перечень мероприятий.

    В качестве целевых индикаторов, оценивающих результативность мероприятий могут использоваться параметры транспортного обслуживания населения, используемые для описания текущего состояния транспортного обслуживания населения, показатели, утверждённые РСТО и/или предусмотренные Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом или иные показатели.

    Проект программы предусматривает ежемесячный контроль её реализации и направление отчётов о её выполнении в Минтранс России. По результатам мониторинга в Программе могут корректироваться мероприятия, сроки их реализации, объемы и структуры финансирования, а также целевые индикаторы и показатели.

    Среди обязательных задач для решения целей, поставленных в рамках реализации программы развития (модернизации) общественного транспорта Минтрансом России указаны лишь две:

    • оптимизация структуры парка транспортных средств по классам пассажировместимости, доступности для маломобильного населения, компоновки салона, дополнительному оборудованию и др.;
    • обеспечение установленных значений доли парка транспортных средств, имеющих срок эксплуатации не старше нормативного.

    В качестве источников финансирования мероприятий Программы могут указываться:

    • средства консолидированного федерального бюджета;
    • средства консолидированного регионального бюджета;
    • средства местных бюджетов муниципальных образований;
    • казначейские инфраструктурные кредиты (КИК);
    • списание задолженности по бюджетным кредитам субъекта Российской Федерации (СЗБК);
    • иные внебюджетные источники (ИВБ).

    О возможных механизмах финансовой поддержки из федерального бюджета (субсидии, лизинговые программы) сообщалось ранее на первом в этом году заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Эффективная транспортная система»

    Фокус внимания — на городских автобусах

    В проекте нормативного акта Минтранса России приведена и типовая форма программы развития (модернизации) общественного транспорта субъекта Российской Федерации.

    Несмотря на то, что в большинстве нормативной отраслевой документации, касающейся общественного транспорта, фигурируют только три вида транспорта (автобусы, трамваи и троллейбусы), для разработки программ модернизации (развития) общественного транспорта и сбора отдельно указывается четвёртый вид — электробусы. И этот момент может сильно сыграть против дальнейшего распространения автобусов с электрическими двигателями.

    В перечень показателей Программы входят семь рекомендованных, по которым требуется ежегодно устанавливать процентные показатели достижения индикаторных показателей.

    Обязательным значением является достижение в 2030 году 85% доли парка автобусов, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, эксплуатирующихся в границах агломераций и городов, в том числе относящихся к опорным населенным пунктам с населением не менее 50 тыс. жителей.

    Доля парка всего общественного транспорта в тех же агломерациях и городах при этом оказывается отдельным показателем, по которому целевыми значениями на каждый год могут являться любые проценты.

    А доля парка общественного транспорта во всём субъекте РФ, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, может иметь третий набор целевых процентов по каждому из годов реализации.

    Также среди целевых показателей программы Минтрансом рекомендованы:

    • доля населённых пунктов, имеющих регулярное транспортное сообщение;
    • доля протяжённости трамвайной и троллейбусной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта в городах и городских агломерациях в нормативном состоянии;
    • процент покрытия билетной выручкой расходов на транспортное обслуживание населения общественным транспортом;
    • годовой объём перевозок пассажиров одним транспортным средством.

    Также целевыми показателями Программы могут устанавливаться и иные, установленные федеральными или региональными документами стратегического или транспортного планирования.

    Но из этих показателей видна концентрация на обновлении автобусного парка только для агломераций и части городов. Городской электрический транспорт (включая электробусы) и транспорт для пригородных (сельских) маршрутов оказался на периферии интересов федеральной программы.

    Можно порадоваться, что в 2025 году будет принята попытка распланировать на шесть лет вперёд процесс обновления подвижного состава на шесть лет вперёд вплоть до 2030 года. Но радоваться мешают, во-первых, ограниченные и неравномерные по годам объёмы финансирования, а во-вторых, горизонт планирования в шесть лет для городских транспортных систем — недостаточно большой и меньше даже жизненного срока автобусов, не говоря о более долго живущем городском электротранспорте. Даже в современных закупках нормативный срок службы троллейбусов указывается не менее 15 лет, в то время как по дизельным и газовым автобусам срок службы не превышает 10 лет. И на 15-летней дистанции закупку более дешёвых при разовой покупке автобусов придётся повторять дважды.

    В то же время экологическая повестка в области пассажирского транспорта в новой серии нацпроектов сужена так, что не является серьёзной мотивацией для развития городского электротранспорта. Лишь к 41 городу-участнику проекта «Чистый воздух» предъявляется требование снижения к 2036 году выбросов в два раза относительно 2023 года. При этом к концу 2030 года промежуточный итог планируется на заметно более скромном уровне- —  80% выбросов от уровня 2023 года.

    Заявки соберут — что будет потом?

    В очередной раз правила отбора участников федеральной программы формируются уже тогда, когда могла бы начаться её реализация. Подробная анкета, рассылаемая по регионам, позволит собрать некие сведения для оценки состояния общественного транспорта в городах. Однако решить федеральному ведомству, что с этим делать, в очередной раз придётся на основании сопоставления заявок с имеющимися возможностями по их удовлетворению. При этом качество самих заявок, поданных регионами, зачастую будет невысоким, так как в подавляющем большинстве случаев вопросы транспортного планирования и моделирования будут обойдены стороной. Заявки от многих регионов будут заключаться в основном в статистически сформированных по годам объёмах компенсационной замены старого подвижного состава на новый «один к одному» без развития видов городского электротранспорта, замены маловместительных автобусов и других оптимизационных мероприятий.

    Разумеется, даже наличие утверждённых программ развития не гарантирует их реализации. В уже упомянутой Бурятии в 2024-2026 годах планировалось ежегодное обновление трамвайного парка 16 трамвайными вагонами: по восемь односекционных модели 71-911ЕМ «Львёнок» и восемь двухсекционных модели 71-923М «Богатырь-М» — всего 48 вагонов, что позволило бы полностью обновить трамвайный парк региона. Однако уже первый же год исполнения программы прошёл не так, как задумывалось. Предполагалось все трамваи закупить с использованием средств федерального бюджета. Однако в 2024 году ни по одной из мер федеральной поддержки не проводился приём заявок на обновление электротранспорта. В результате для Улан-Удэ смогли приобрести лишь два вагона «Богатырь-М» за счёт средств региона, которые прибыли в город ещё до утверждения региональной программы.

    Пока неизвестно, будет ли в этом году объявлен Минтрансом сбор заявок на обновление подвижного состава сразу на все шесть лет с 2025 по 2030 годы, или сначала будут решаться вопросы только ближайшей перспективы. От этого зависит и то, будет ли у регионов возможность исправления ошибок, допущенных при составлении региональных программ модернизации (развития) общественного транспорта, или шлейф неудачного первого шага будет волочиться за регионом и на последующих этапах.

    2024 год стал рекордным по поставкам трамваев и троллейбусов в города России за последние 15 лет. Но запланированный объём федеральной поддержки обновления общественного транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и расставляемые приоритеты выделения финансирования не позволят развить этот успех, что, по оценкам аналитиков, уже в 2025 году приведёт к падению заказов подвижного состава городского электротранспорта на 40% по сравнению с прошлым годом.

    Объёмы финансирования федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экологическое благополучие» также не позволят существенно сохранить уровень поставок трамваев и троллейбусов на достигнутом в прошлом году уровне.

    Следует отметить, что объёмами федеральной поддержки на ближайшие годы остались недовольны и производители автобусной техники, о чём заявляли на крупных транспортных форумах в конце прошлого года: «Транспорт России», «Общественный транспорт» и Urbantrans 2024.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)